Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.
Роль игры поистине огромна.
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются и на занятиях по хореографии.
Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Реализуя основные задачи, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества обучения на занятиях хореографии: они нивелируют отрицательные факторы, влияющие на снижение эффективности обучения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами игровых технологий»
В современном обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы образования, которая бы формировала разносторонне творческого ребенка, брала свое начало в периоде дошкольного детства и одновременно была бы ориентирована на духовное совершенствование каждого человека. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела».
Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.
Роль игры поистине огромна.
Помимо основных функций:
1. развивающей,
2. обучающей,
3. воспитывающей
в любой игре может быть реализован комплекс функций:
4. диагностической (раскрывающей скрытые таланты),
5. релаксационной (снижающей излишнее напряжение),
6. компенсаторной (дающей человеку то, чего ему не хватает),
7. коммуникативной (являющейся средством общения),
8. самореализационной (служащей средством реализации возможностей),
9. социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения),
10. терапевтической (являющейся средством лечения психических расстройств человека).
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются и на занятиях по хореографии.
Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Реализуя основные задачи, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества обучения на занятиях хореографии: они нивелируют отрицательные факторы, влияющие на снижение эффективности обучения.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению:
1. формирует мотивационную и эмоционально-волевую готовность, так как каждая игровая ситуация общения обучающегося со взрослыми или с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи, учится регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, учится одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества;
2. формирует интеллектуальную готовность через игры, направленные на развитие психических процессов.
Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в коллективе. Начиная с раннего возраста основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Далее игровые технологии, как игровые моменты проникают во все виды жизнедеятельности обучающихся:
- образовательная деятельность и игра;
- творческая деятельность и игра;
- повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Педагогу, использующему игровые технологии, необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы.
Начиная организацию игры, педагогу следует опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы обучающихся на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.
Обогащая двигательный опыт, активное движение способствует приобретению обучающимся навыков и умений в его самостоятельной деятельности: в игре, в творчестве, во всей жизнедеятельности.
С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития творческих способностей детей, формирования их нравственных качеств, навыков жизни в коллективе.
С помощью подвижных игр обучающийся овладевает новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость.
Подвижные игры - коллективные игры, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают опыт играть дружно, уступая и помогая друг другу.
Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость и застенчивость. В игре, подражая действиям взрослых и товарищей, ребенок естественно и непринужденно выполняет любые, самые разнообразные движения.
Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит тренировка практически всех функций систем и органов.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – это жизненно необходимые качества, которые как учитель, так и родитель может воспитывать при помощи подвижных игр.
Ученые установили, что восприятие, мышление, принятие решений возможны только благодаря взаимодействию левого и правого полушарий мозга человека. И, что, именно музыкально - ритмическая деятельность положительно влияет на это взаимодействие - ускоряет обмен информацией между левым и правым полушариями мозга ребенка.
Музыка здесь - не самоцель, а средство для развития ребенка, залог его будущего всестороннего развития, залог его успешной адаптации в любом коллективе, залог счастливой жизни.
Игры и упражнения, способствующие эмоциональному развитию детей
«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка:
... нахмуриться, как:
- осенняя туча;
- рассерженный человек;
- злая волшебница.
...улыбнуться, как:
- кот на солнце;
- само солнце;
- как Буратино;
- как хитрая лиса;
- как радостный человек;
- как будто он увидел чудо.
...позлиться, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое;
- два барана на мосту;
- как человек, которого ударили.
...испугаться, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака.
...устать, как:
- папа после работы;
- человек, поднявший большой груз;
- муравей, притащивший большую муху. ...отдохнуть, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак;
- ребенок, который много трудился, помогая маме;
- как уставший воин после победы.
«Танец пяти движений»
(по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.
1. «Течение воды».
Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. Выполняются в течение одной минуты.
2. «Переход через чащу».
Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. Выполняются в течение одной минуты.
3. «Сломанная кукла».
Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). Выполняются в течение одной минуты.
4. « Полет бабочек ».
Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. Выполняются в течение одной минуты.
5. «Покой».
Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса — стояние без движений, «слушая свое тело». Выполняются в течение одной минуты.
Замечание: после окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
«Джаз тела» (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом — в кистях. Следующие движения — бедрами, затем коленями, далее — ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Походка и настроение (для детей с 4 лет)
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемте, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
«Танец огня» (для детей 5 лет)
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно, в такт бодрой музыке, опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две", три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
«Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары — зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.
«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на «первый и второй». Ведущий — «ветер» — включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным — рука на уровне груди.
Волны могут быть мелкими, могут быть большими — когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: поочереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».
Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары. Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой — «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса — ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет — она надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.
«Лес» (для детей с 5 лет)
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Покажите, как ваше растение реагирует на:
- тихий, нежный ветерок;
- сильный, холодный ветер;
- ураган;
- мелкий грибной дождик;
- ливень;
- сильную жару;
- ласковое солнце;
- ночь;
- град;
- заморозки».
Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
- пиление дров;
- греблю в лодке;
- перемотку ниток;
- перетягивание каната;
- передачу хрустального стакана;
- парный танец.
«Огонь-лед» (для детей с 4 лет)
По команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой Их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Этюды на расслабление мышц (по М.И. Чистяковой)
«Штанга» (для детей 5—6 лет)
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.
«Каждый спит» (для детей 5—6 лет)
В зал входит ведущий и видит...
На дворе встречает он Тьму людей и каждый спит: Тот, как вкопанный, сидит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. В. А. Жуковский
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
«Сосулька» (для детей 4 лет)
Ведущий читает стихи:
У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет.
В. Селиверстов
Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой. Во время произнесения третьей и четвертой строчек необходимо уронить расслабленные руки и присесть.
«Шалтай-Болтай» (для детей 4—5 лет)
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне.
С. Маршак
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
«Спящий котенок» (для детей 3—4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.
Этот этюд желательно проводить под музыку Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
«Конкурс лентяев» (для детей 5-6 лет)
Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук —
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Одни ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д. Кабалевского «Лентяй».
Заключение
Проблемы физического, психического и духовного здоровья детей, развитие интеллектуального уровня успешно решается в педагогике дошкольного возраста различными способами и методами. Один из них – игровые танцы как способ развития определенных способностей детей. Построение учебного процесса с учетом возрастных особенностей детей ведет к устойчивым и глубоким знаниям. Формирование художественного вкуса способствует успешности занятий, а качественный танцевальный материал влияет на развитие детей. На занятиях с дошкольниками важно помнить о необходимости импровизации. Н. И. Тарасов считает, что импровизация кроме улучшения эмоционального фона влияет на развитие двигательных реакций.
Важно создать на занятиях атмосферу творчества, в которой каждый ребенок смог бы раскрыть себя. В танце рождается богатый творческий потенциал, который может быть основой развития способностей к художественному творчеству, в том числе и хореографическому. В область творчества легко ввести того ребенка, который достиг определенного уровня, чьи навыки и умения достигли достаточного совершенства.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что в ходе обучения танцам детей дошкольного возраста формируется: художественно-творческие способности; эмоциональная сфера развития ребенка; эстетическая культура; танцевальные умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Цель методической разработки: теоретико-методическое обеспечение формирования творческих способностей детей дошкольного возраста.Задачи методической разработки:развитие творческого воображения д...
Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...
"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"
В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...
Педагогическая мастерская «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии В.В.Воскобовича»
Педагогическая мастерская - это технология обучения, в ходе которого познание нового происходит через творчество. Основой деятельности Местерской является творчество каждого, при этом восхождени...
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»
Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....