Музыкальная деятельность в старшей группе. Конспект занятия с применением технологии "Ситуация"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

План-конспект + картинки + дидактический материал

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.

Тема: «Путешествие в страну  Ритмика».

Основная цель: формирование понятия «пауза» и представление о её графическом изображении.

Задачи.

Обучающие:

  • учить детей слышать, отображать в движении «паузу» и узнавать её графическое изображение;
  • совершенствовать вокальные навыки детей:
  • исполнение интервала терции по очереди;
  • выразительное исполнение песни.
  • формировать  умение слышать и правильно воспроизводить разный ритм музыкальных образов в музыкальных произведениях;
  • закрепить знания детей о жанрах (марш, танец, песня).

Развивающие:

Содействовать развитию:

  • психических процессов (воображение, память, внимание, мышление);
  • координации движений;
  • развитию эмоциональной  отзывчивости  при восприятии  музыкальных произведений;
  • коммуникативных навыков у детей, умений  взаимодействовать в группе сверстников.

Воспитательные:

  • способствовать проявлению сочувствия и желания оказывать   помощь другим;
  • создание благоприятных условий для формирования гендерного самоопределения.

Предварительная работа с детьми:

  • д/и «Изучаем свойства звуков» (длинный, короткий, высокий, низкий).
  • д/и «Слушай, делай» (умения слышать, прохлопывать длинные и короткие звуки, обозначать их при помощи символов).
  • разучивание с детьми:

- распевки «Музыкальное приветствие»;

- песни «Снежная песенка»

  • отработка   с детьми упражнений:

- «Лягушки»

- «Невидимая музыкально - ритмическая дорожка»  («О Чижике» музыка Е. Чернявская);

  • слушание музыкальных произведений  разных жанров: марш, танец, песня.

Оформление музыкального зала (слайды):

  • волшебная страна Ритмика с болотом;
  • страна Ритмика без болота
  • замок с башнями.
  • Башня Нотохвата

Оборудование:

  • Диск;
  • аудиозаписи:

     * письма от жителей Ритмика;

      * задания от  Нотохвата.

  • Корзина с музыкальными инструментами– 8 шт. (деревянные ложки, литавры, барабан, бубен);

  • Карточка со знаком паузы http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

  • изготовленная нотная тетрадь с крупным изображение нот и паузой; 

http://umnitsa-miass.ru/data/titul_2.jpghttp://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

http://umnitsa-miass.ru/data/titul_2.jpghttp://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

  • ритмическая дорожка, состоящая из 2х частей - 3 часть (для выбора детей);

1

2

  •  замок с  изображением  ритмического

узора  - 1 шт;

  • карточки с разными ритмическими  узорами - 8 шт.

1          http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

2                  http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

        

3        http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

 4             http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

 5                               http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

 6                     http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

7        http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

 8                                http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif        

Музыкальный репертуар:

  • марш из ладушек;
  • вальс из ладушек;
  • «Снежная песенка» из ладушек;
  • упражнение « О Чижике» музыка Е.Чернявская;
  • упражнение «Лягушки» фонограмма из ладушек;
  • танец под песню «Этот танец лёгонький»;
  • музыкальное оформление на вход детей в музыкальный зал.

 Звуковое оформление:

  • звук открывающегося замкА;
  • звуки настройки музыкальных инструментов;
  • аудиозапись кваканья лягушек.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Дети входят в музыкальный зал  с воспитателем под музыку.

Восп: Ребята, посмотрите! у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними.

 Дети здороваются с гостями.

М/р: Ребята, давайте и мы поздороваемся музыкально!

Распевка  «Музыкальное приветствие».

Дети встают в  полукруг  на середине зала. Музыкальный руководитель  здоровается с детьми на распеве, постепенно ведущей вверх.

- Здравствуйте девочки!

(Здравствуйте.) мажорное  трезвучие сверху вниз.

-Здравствуйте, мальчики!

(Здравствуйте.) мажорное  трезвучие сверху вниз.

- здравствуйте гости!

(Здравствуйте.) мажорное  трезвучие сверху вниз.

М/р: Замечательно мы поприветствовали друг друга!

Музыкальный руководитель находит на столе конверт,  рассматривает его и обращается к детям:

М/р: Ребята, что это? (Письмо.), (Конверт.).

Музыкальный руководитель заглядывает в конверт и достаёт диск.

М/р:  Письмо  не простое, а звуковое. Хотите узнать от кого оно?

( Хотим), (Да.).

Музыкальный руководитель включает аудиописьмо: «Здравствуйте,  ребята.  Мы жители музыкальной страны – Ритмика просим  о помощи. Злой волшебник Нотохват заточил в свой замок все наши музыкальные инструменты. Музыка больше не звучит в нашей стране. Если  вы захотите нам помочь освободить музыкальные инструменты, то невидимая музыкально-ритмическая дорожка приведёт вас в нашу страну»

Восп: Ребята от кого это письмо? (От жителей  музыкальной страны Ритмика.)

Восп: О чём говорится в письме? (Они  просят   нас о помощи.), (Злой волшебник Нотохват  забрал все  музыкальные инструменты у жителей  страны  в  свой замок.).

 Восп: Какие музыкальные инструменты бывают? (Скрипка.), (Гитара.), (Колокольчик.), (Металлофон.), (Барабан.), (Бубен.), (Дудочка.), (треугольник.)

 Восп: Вы хотите  помочь жителям  Ритмики? (Да.), (Хотим.). 

Восп: Как вы сможете им помочь? (Освободить музыкальные инструменты.), (Победить Нотохвата.).

М/р:  Почему вы  решили, что у вас получится  им помочь? (Потому что мы хотим   помочь.), (Мы музыкальные.), (Знаем  много про музыку, ритм, музыкальные инструменты.), (Потому что мы смелые, дружные.), (Мы не боимся злого волшебника  Нотохвата.).

2. Актуализация

М/р: Давайте  возьмём с собой ноты, может они нам пригодятся, ведь  все музыкальные инструменты в волшебной стране   спрятаны Нотохватом.

М/р : Ребята,  что нам  делать? ( Отправиться в страну Ритмика.)

М/р: Как мы  попадём в страну Ритмика? (Надо пройти по  невидимой музыкально – ритмической дорожке.)

 М/р: Ребята, слушайте музыку и постарайтесь передать ритмический рисунок мелодии.

Упражнение «Невидимая музыкально - ритмическая дорожка»

 («О Чижике» музыка Е.Чернявская).

Включается экран - Изображение  страны Ритмика, перед ней болото.

Восп: Вот и  музыкальная страна Ритмика, но  я  вижу препятствие! Какое? Включение аудиозаписи кваканья лягушек. (Это болото.)

 Восп: Как нам пройти  через  болото  и попасть в страну? (Построить мост.), (Найти лодку.), (Прыгать по кочкам.), (По камушкам пройти.), (С помощью волшебных слов перелететь.).

М/р: На болоте живут лягушки, они легко передвигаются через болото по кочкам.  Давайте превратимся в лягушек и пройдём болото.

Упражнение: «Лягушки»  музыка  В. Ребиков.

М/р: Мальчики превратятся в сильных лягушек, поэтому  прыгать они будут долгими прыжками, а девочки  превратятся  в маленьких лягушек, прыгать будут короткими прыжками.

На экране слайд – страшный замок Нотохвата.

Восп: Ребята, как вы думаете, что это? (Замок.) Чей замок? (Нотохвата.)

Звучит аудиозапись голоса Нотохвата: Зачем пожаловали в мою страну? (Мы хотим  помочь  жителям страны Ритмика.), (Хотим освободить музыкальные инструменты.), (Чтобы в музыкальной стране  опять появилась музыка.).

- Вы сможете помочь им, если выполните мои задания. К башне  с  музыкальными инструментами можно пройти  по дорожке, если  правильно собрать  и угадать её ритм.

Упражнение «Собери дорожку».

Восп: Ребята, вот лежат  части дорожек.

(3 изображения – дорога состоит из 2 - х частей, 3е просто для выбора детей)

Воспитатель и  дети рассматривают дорожки.

М/р:  Посмотрите, это знакомые нам  символы? (Да.) Что они обозначают? (Это  длинные,  короткие звуки, хлопки.)

М/р:  Длинный звук, как обозначаем? (Большим кружком.)

М/р:  Короткий звук, как обозначаем? (Маленькими кружками.)

 Звучит голос Нотохвата: Послушайте и найдите первую часть дороги.

(звучит  аудиозапись ритма)

1.        

Дети находят  нужную часть дороги.

М/р: Почему вы выбрали эту часть дороги? (Мы услышали длинный, 2 коротких и 2 длинных звука.)

Звучит голос Нотохвата:

Послушайте и найдите вторую часть дороги.

(звучит  аудиозапись ритма)

2.

Дети находят  нужную часть дороги и соединяют  1-ю часть со 2-й.

М/р: Почему вы выбрали эту часть дороги? (Мы услышали 2 коротких, 3 длинных звука.)

Восп: Получилась единая дорожка! Куда мы теперь можем попасть? (Надо пойти по ней  и найдём  башню, в которой  музыкальные инструменты.)

Восп: конечно!!

На экране слайд – Башня замка Нотохвата с замкОм.

3. Затруднение в ситуации.

Звучит аудиозапись голоса Нотохвата: С этим заданием вы справились, нашли башню! Задание второе. Открыть замОк на башне и  освободить  музыкальные инструменты вы сможете,  если  правильно прохлопаете   ритм.

 М/р: Ребята, давайте прохлопаем ритмический рисунок, который изображён на замкЕ.

Дети пробуют выполнить задание, но сталкиваются со знаком http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif, который не могут прохлопать.

 М/р: Смогли мы отхлопать ритмический рисунок и открыть замок?

М/р: Почему не смогли? (Мы не знаем, что обозначает этот знак.), (Это новый знак.), (Мы не знаем, как его прохлопать.), (У нас возникло затруднение.).

 М/р: Значит, что нам надо узнать? (Что обозначает этот знак и как его прохлопать)

4. Открытие нового знания.

- Как это можно узнать?

- Где мы можем найти этот знак? (В ваших книгах музыкальных.), (Нотах.), (Интернете.), (В энциклопедиях.).

- Катя предложила посмотреть в нотах. Посмотрим в моей нотной  тетради, может там есть этот знак? Дети  смотрят в нотную тетрадь и находят этот знак. (Вот он.), (Я вижу такие же  знаки.).

http://umnitsa-miass.ru/data/titul_2.jpghttp://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

http://umnitsa-miass.ru/data/titul_2.jpghttp://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

М/р: Сейчас я сыграю  по этим нотам на пианино, а вы слушайте и смотрите,  как я сыграю этот знак!

Музыкальный руководитель играет на пианино.

 М/р: Ребята, как я сыграла этот знак? (Была тишина.), (Музыка остановилась.).

М/р: Какие вы молодцы! Внимательно меня слушали  и сами услышали, что обозначает этот знак! Что он  обозначает?  (Остановку музыки.)http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

М/р: Остановка в музыке называется паузой и обозначается  знаком.        http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

М/р: Ребята,  как называется этот  знак ? Педагог показывает  знак.    (Этот знак -  пауза.)

М/р: На что похож этот знак? (Гусеницу.), (Червячка.), (Молнию.).

5. Включение нового знания в систему знаний.

Восп: Теперь мы сможем выполнить задание Нотохвата? Почему? (Да, потому, что знаем, что этот знак обозначает паузу.)

Дети прохлопывают ритмический узор, замок открывается. Звук открывающегося замкА.

Звучит аудиозапись голоса Нотохвата:  Вы справились с моими заданиями, освободили музыкальные инструменты, теперь музыка звучит по всей стране. Я этого не люблю, поэтому улетаю.

Восп: Молодцы, ребята! Девочки  умницы: тонко чувствуют музыку. Мальчики молодцы  внимательно слушали и чётко выполняли задания.  Ваши музыкальные знания, внимательность помогли освободить музыкальные инструменты и победить Нотохвата.

Звучит аудиозапись настройки музыкальных инструментов. На экране слайд музыкальный страны Ритмика.

Восп: Ребята! Слышите! Действительно музыка звучит по всей  стране Ритмика, это её жители обрадовались, что снова могут играть на музыкальных инструментах. Я вам предлагаю присесть на полянку  и послушать музыку.  Дети садятся на ковёр.

Упражнение «Будь внимательным».

Звучит  музыкальный отрывок  «Вальс».

 М/р: Прислушайтесь, что  это звучит? (Вальс.)

- Как вы догадались? (Музыка плавная, спокойная, хочется кружиться.)

Звучит  музыкальный отрывок «Марш».

- Что звучит сейчас?  (Марш.)

- Почему вы так думаете?  (Хочется шагать, музыка  ритмичная.)

М/р: Внимательно слушайте музыку и  передайте её настроение в движении!

Дети  исполняют импровизационные движения   под музыку марша и  вальса, на паузу останавливаются.

-  Почему во время марша и вальса  вы  останавливались? (Музыки не было.),  (Была остановка.), (Была  пауза.).

М/р: Правильно, это была пауза. Показывает знак        . Вы  молодцы! Передали настроение  музыки, услышали и  смогли  показать паузу в движении. Ребята послушайте! Что это звучит? Музыкальный руководитель исполняет вступление  к песне «Снежная песенка» из Ладушек.(Песня.) http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

М/р: Как вы догадались, что это песня слов не было?  (Это  вступление к нашей песне.), (Мелодия знакомая, это песня про снежок, мы её знаем.).

М/р: хорошо! Умение слышать, внимательность    пригодились нам,  чтобы выручить жителей страны Ритмика. Давайте споём «Снежную песенку», порадуем жителей страны Ритмика.

Исполнение песни «Снежной песенки».

Звучит аудиозапись от  жителей страны Ритмика.

«Спасибо вам за  то что, вы победили Нотохвата! Освободили музыкальные инструменты, и музыка снова вернулась в нашу страну! В знак благодарности мы дарим вам музыкальные инструменты.»

Воспитатель находит у зАмка  корзинку с  музыкальными инструментами.

М/р: Ребята! Вы умеете играть на музыкальных инструментах? (Да.)

Игра на музыкальных инструментах.

М/р: Сейчас сыграем на музыкальных инструментах,  каждый  свою  ритмическую дорожку.

Музыкальный руководитель раздаёт инструменты и заготовки ритмических узоров с изображением пауз. Дети индивидуально исполняют ритм на своём музыкальном инструменте по цепочке.

 М/р: Все жители  страны Ритмика радуются и мы вместе с ними, что больше нет Нотохвата! Они  поют и танцуют! Я предлагаю вам подвигаться  и отдохнуть!

 Танец «Этот танец лёгонький».  Дети двигаются  под музыку.

Восп: Ребята, нас ждёт  детский сад! Вернуться в него мы сможем  по невидимой музыкально -  ритмической дорожке.

Упражнение «Невидимая музыкально - ритмическая дорожка»

Восп: Мы  оказались в детском саду!

М/р: - Ребята,  где мы сегодня были? (В музыкальной стране Ритмика.)

- Зачем мы туда отправились? (Помочь жителям страны, освободить музыкальные инструменты, победить Нотохвата.)

- Вы смогли помочь жителям страны Ритмика? (Да.)

- Что вы для этого сделали? (Пошли по дорожке в  страну Ритмика, перешли болото, выполнили задания Нотохвата, открыли замок от башни с музыкальными инструментам.)

- Что было сегодня трудным? (Играть на музыкальном инструменте ритм, выполнять задания Нотохвата.), (Открывать замок.).

- Ребята, что вам сегодня понравилось? (Танцевать.), (Играть.), (Делать задания Нотохвата.).

- Как вы думаете, почему у вас всё получилось? (Мы знаем  много о музыке, внимательно слушали, дружные, смелые, умные.)

- Какие новые знания вам помогли освободить музыкальные инструменты? (Мы узнали новый знак -  паузу)

М/р: Ребята, вы сегодня молодцы!  Я очень рада, что вы  проявили себя как настоящие музыканты!  Много знаете о музыке, ритме, умеете  играть на музыкальных инструментах. Вам удалось помочь жителям страны Ритмика, потому что сами  узнали, что такое пауза! Сейчас Мария Алексеевна ждёт вас в группе, чтобы услышать ваш рассказ о том, где вы были! Давайте попрощаемся музыкально.

Распевка  «До свидания».

М/р: До свидания (пропевает ноты: соль, фа, ми, ре, до). Дети повторяют (До свидания.)

Дети прощаются с гостями и уходят.



Предварительный просмотр:

        

        

        

        

        

        

        



Предварительный просмотр:

       http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif        



Предварительный просмотр:

                                                                                http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

                                                         

                                                     http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

        http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

                                           http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

                                                            http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif        

        http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

                                                                        http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif        

                       http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif        



Предварительный просмотр:

        http://umnitsa-miass.ru/data/titul_2.jpghttp://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

http://umnitsa-miass.ru/data/titul_2.jpghttp://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif



Предварительный просмотр:

http://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

http://umnitsa-miass.ru/data/titul_2.jpghttp://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif

http://umnitsa-miass.ru/data/titul_2.jpghttp://www.muz-urok.ru/pauza/pauz_chetv2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД музыкальная деятельность для старшей группы "Музыкальные превращения"

План-конспект музыкальной деятельности  для детей старшей группы...

Музыкальная деятельность в средней группе. Конспект занятия

План-конспект открытого занятия с презентацией...

Конспект организации музыкальной деятельности в старшей группе "Музыкальная сказка"

Развитие музыкально-творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности....

деятельности в старшей группе Конспект занятия опытно-экспериментальной «Волшебница соль»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....

Интегрированное музыкальное занятие – формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в старшей группе «Россия Родина моя»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества, влияя на эмоциональн...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию («Музыкальная деятельность») в старшей группе «Знакомство со свистулькой».

С древнейших времен игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распр...