План работы по программе Веселые ложкари.
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему
материал по программе расположен от простого к сложнму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по программе веселые ложкари | 87.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План работы по
Программе дополнительного образования по музыке «Ансамбль Веселые ложкари»
Слесарева Т.А.., музыкальный руководитель,
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида №16 «Ромашка»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям,которых так не хватает в наше неспокойное время.
В дошкольных учреждениях активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Перед педагогами ставится задача: найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить детей с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. При этом ребенок должен быть не только слушателем, но и активным участником процесса познания.
Музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах (ложках). Одной из форм такой работы является обучение детей игре на деревянных ложках в ансамбле ложкарей.
Применяя только ложки, можно быстро создать ансамбль ложкарей
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, музыкально–ритмические движения.
Рабочая программа «НОД с детьми в ансамбле ложкарей» носит художественно-эстетическую направленность.
Цель программы: формирование у детей основ нравственной эстетической культуры, потребности к самостоятельному мышлению и анализу, становлению музыкальных задатков и физическому развитию через обучение детей игре на деревянных ложках в ансамбле ложкарей.
Задачи:
- Совершенствовать у детей выразительное, искреннее исполнение в игре на ложках понятных, интересных им несложных музыкальных произведений
- Овладевать необходимыми исполнительскими навыками в коллективной игре: дать понятие (дирижерский жест, посадка); овладевать приемами и способами, различными ритмическими соотношениями; - ритмично передавать длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп;
- солировать, вырабатывать технику игры, координацию и синхронность в действиях ансамбля (играть согласованно по партиям, не отставать и не опережать, одновременно начинать игру и заканчивать, слушать игру других).
3. Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных способностей)
. 4. Вслушиваться в музыку и анализировать музыкальные произведения (форма, жанр, темп, характер
). 5. Дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов, пропагандировать народное творчество.
Игра в ансамбле ложкарей активизирует процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески-прикладной характер, способствует развитию музыкальной памяти, физическому развитию ребенка, координации движений мышц и мозга, быстроты реакции, тонкой моторики, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Широко внедряя в работе с ансамблем музыкальный фольклор, привлечь наших воспитанников к мысли таких нравственных понятий, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Программа имеет прикладное значение, так как восприятие музыкального фольклора позволяет глубже проникнуться и передать национальную характерность музыки в исполнительстве (игре на ложках).
Программа рассчитана на 1 год обучения дошкольников 5-6 лет.
Предлагается кружковая форма работы с детьми:
- коллективная – 1 раз в неделю по 30минут;
Использование различных типов занятий:
Занятие-беседа,
занятие - конкурс,
занятие - концерт,
занятие – игра, способствуют создать условия творческого развития детей.
Просмотр видео и прослушивание аудиокассет
Содержание и структура занятий вариативны и интересные, строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.
Критерии отбора детей:
Численный состав ансамбля ложкарей может быть 10 15человек.
Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям:
- наличие чувства ритма;
- ладовое восприятие;
- творческие проявления в музицировании;
- хорошая координация и реакция в движениях;
- с условием, в ансамбле все должны быть правши; - желание детей и родителей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа имеет воспитательную ценность – формируется активность и самостоятельность, дружелюбие, прививает любовь к народному творчеству;
образовательный и развивающий потенциал - развивается чувство ритма, память, мышление, внимание, речь, кругозор, творческие способности и задатки ребенка через игру на ложках. Развитие ритмического слуха настраивает на четкую реализацию намеченных жизненных целей человека, дает возможность гармонизировать пространство и время. Развивает эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.
Пути реализации программы в работе с детьми:
• Организация фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности с детьми с включение интеграции образовательных областей.
• Внедрение новых форм и методов в организацию непосредственной образовательной деятельности.
• Широкое включение игры на ложках в повседневную жизнь детей в ДОУ и дома, выступление ансамбля ложкарей на праздниках, конкурсах.
Предполагаемые результаты:
Играть индивидуально и в ансамбле
Применять в ансамбле практические навыки игры на 2х ложках и
Других музыкальных инструментах.
Осуществляя в работе цели и задачи,поставленные программой, хотелось бы положительным итогом своей работы считать:
Дети должны:
• иметь устойчивый интерес к игре на ложках в ансамбле и индивидуально;
• уметь эмоционально исполнять ритмический аккомпанемент музыкальных произведений;
• освоить технику игры на ложках всеми приемами игры;
• использовать игру на ложках в самостоятельной деятельности и участвовать в концертах.
Содержание рабочей программы
Программа предусматривает концентрическую модель построения НОД – каждый новый раздел структурно и содержательно повторяет пройденный, усложняя каждый раз фактологическое содержание НОД по нарастающей (от простого - к сложному).
• Музыкальная грамота
• Музыкально-ритмические тренинги
• Игра ансамблем
Все методики обучения в ансамбле включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера, физического здоровья и преподносятся в игровом варианте, не навязывая своего восприятия и мнения, а предлагая детям находить свои варианты и приемы и, как следствие, развивает нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивает словарный запас музыкальными терминами, музыкальные и исполнительские навыки. В работе используются следующие методы и приемы:
• одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
• метод обследования, наглядности (рассматривание и апробирование подлинных музыкальных инструментов, иллюстраций, таблиц, портретов композиторов, мнемотаблиц и других наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, игра по схемам и на слух);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый (импровизации, помогающие детям воспринимать музыкальные произведения, понять элементарные основы музыкальной грамоты и вырабатывать исполнительские навыки игры);
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение);
• жест руки (ребенок повторяет технику исполнения приемов игры, как педагог).
Для развития творческих способностей используется игра экспромтом, импровизации, экспериментирование различных приемов игры и ритмических соотношений, дидактические игры, физкультминутки, логоритмические упражнения,.
Занятия
Сентябрь
Познакомить детей с инструментами, которые будут звучать в ансамбле. Побеседовать с детьми о ложках, загадать загадку о них, прочитать стихотворение «Ложкари». Предложить послушать русскую народную музыку «Светит месяц», в исполнении оркестра русских инструментов.
1: Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в работе ансамбля ложкарей. Первичное диагностическое обследование.
Знакомить с правилами поведения и посадкой в ансамбле.
Музыкально-дидактические игры, тренинги и импровизации
.
2: правильно, держать ложки: черенки ложек закладываются так, чтобы выпуклостями они были обращены друг к другу. Отрабатывать звук, который получается при ударе ложкой о ложку. Звук напоминает цоканье копыт.
Ударно-шумовые инструменты. Ансамбль ложкарей. Дирижер.
Знакомить детей с ударными инструментами, с ансамблем ложкарей, с уникальным ударным инструментом - деревянные, расписные ложки.
Знакомить с понятием руководитель оркестра – дирижер, дирижерский жест.
Упражнять в игре на ложках знакомыми приемами по показу.
., «Как у наших у ворот» р. н. п.
Тема3: Отрабатывать упражнение «Лошадка» - добиваться согласованного исполнения.
Звук, мелодия, длительности.
Формировать у детей понятие звук, мелодия, аккомпанемент.
Знакомить детей с длительностями звука, ритмические тренировки.
«Во кузнице» р. н. п.
Игра «Музыкальные загадки»
Тема4: Аккомпанемент. Пауза.
Продолжать знакомить с инструментами ударной группы оркестра.
Ритмическая тренировка: игра остинатных рисунков с выдерживанием пауз, вырабатывать внимание.
«Полька» П. Чайковского, «Посею лебеду… » р. н. п.
Октябрь
5
Средства музыкальной выразительности, тембр, лад.
Дать понятие о средствах музыкальной выразительности, о тембре звуков. Развивать тембровый слух.
Развивать у детей ладовое чувство, внимание.
Игра «Весело - грустно»
«Марш» Ю. Чичкова, «Пошла млада за водой» р. н. п.
6: Метроритм, пульс, акцент. Прием игр «прямые удары».
Формировать представление о метрической пульсации, акценте.
Знакомить с приемами игры на ложках: освоение простейшего приема - «прямые удары».
Ритмическая тренировка: игра остинатных рисунков, подчеркивать метроритм, пульсацию, акцент.
«Во кузнице» р. н. п., игра «Эхо».
7: Высота звука, диапазон, регистр.
Знакомить с понятием высота звука, диапазон, регистр. Развивать ладовый слух.
Вырабатывать навыки игры на ложках приемом «прямые удары».
Закрепить понятие о ритмической пульсации, ритмическая тренировка.
Игра «Подумай и отгадай»
«Как у наших у ворот» р. н. п.
8: : Познакомить с упражнением «маятник» - скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Развивать чувство ритма, прохлопать попевку «Ложки»
Пропедевтическая тренировка. Игра экспромтом. Прием игры «маятник».
Знакомить с понятием речитатив. Вырабатывать координированные, совместные действия в игре на ложках.
Формировать представление о пропедевтической разминке; дать понятие, игра экспромтом.
Знакомить детей с приемом игры «маятник» или «скользящие» удары, ритмические тренировки.
«Светит месяц» р. н. п., Игра «Теремок»
Ноябрь
9: Формировать стремление к самостоятельной творческой активности.
Педагог ногой обозначает метроритм (сильные доли такта). На основе этого метроритма ребенок выполняет задание - точный повтор на ложках услышанного ритмического рисунка, исполненного педагогом.
Речитатив, музыкальная фраза, предложение.
Формировать представление о речитативе, музыкальной фразе, предложении.
Развивать у детей внимание, чувство ритма.
Совершенствовать навыки игры на ложках приемами «прямые» и «скользящие» удары.
Русские народные потешки.
Игра «Будь внимательным».
10: Учить новому приему игры на ложках.
Зажать черпаки обеих ложек в ладонях и , разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары, попеременно открывая и закрывая у ложек резонаторы. Движения чем-то напоминают движения рук водителя автомобиля
Динамика. Ритмический рисунок. Прием игры на ложках «шофер».
Знакомить с приемом игры «шофер», с динамикой.
Вспомнить о длительности звука, дать понятие ритмический рисунок.
Закреплять сенсорно-моторные ощущения в игре на ложках знакомыми приемами, используя разные варианты динамических оттенков.
Игра «Громко-тихо запоем»
«Ваня,Ваня– простота…» р. н. д., «Как у наших у ворот» р. н. п.
11: Занятие-игра. Жанры музыки.
Закрепить знания о ритмоформуле. Закрепить навыки поведения и работы в ансамбле.
Закрепить знания детей о жанрах музыки. Работа по карточкам.
Развивать у детей внимание и чувство ритма; закреплять навыки игры на ложках знакомыми приемами; вырабатывать четкий, определенной силы удар.
«Будь внимательным», «Калинка»р. н. п., «Как у наших у ворот» р. н. п., «Светит месяц»р. н. м.
12: Графическое изображение длительностей.
Знакомить детей со схематическим изображением длительностей.
Выкладывать на фланелеграфе и читать графические зарисовки ритмических упражнений. Развивать творческие способности у детей.
Формировать навыки и рефлексию мышечных ощущений во время игры на ложках.
Игра «Наблюдаем за длительностью звука», «Будь внимательным»
М-Д. игра «Три кита».
«Калинка»р. н. п.
Декабрь
13: Структура строения музыкальных произведений. Партитуры.
Дать понятие о структуре строения музыкальных произведений, партитур (работа со схемами и мнемотаблицами).
Активизировать внимание детей в координированных действиях во время игры ансамблем.
Игра «Барабанщик»
«Как у наших у ворот» р. н. п., «Светит месяц» р. н. м.
14: Импровизация. Прием игры «Цоканье».
Ф Продолжать осваивать приемы игры на двух ложках:
- лошадка,
- труба,
норка для мышки- норушки.ормировать у детей понятие об импровизации.
Знакомить детей с приемом игры «лошадка» или «цоканье».
Вырабатывать координированные, совместные действия детей в игре ансамблем.
«Лошадка» М. Красева, «Смоленский гусачок» р. н. п.
Январь
15: Виды оркестров. Приемы игры на ложках «литавры» или «тарелки»
Знакомить с видами оркестров, их составом и звучанием.
Знакомить детей с приемом игры «литавры» или «тарелки», совершенствовать технику исполнения различных приемов.
Развивать у детей внимание и ритмический слух.
«Вальс» П. Чайковского, «Марш» Е. Тиличеевой, «Полька» М. Глинки
16: «Оркестр народных инструментов». Блиц-опрос по теории музыки.
Беседа «Оркестр народных инструментов».
Блиц- опрос. Проверка теоретических знаний музыкальной грамоты.
Ритмические тренировки, вырабатывать навыки игры у детей на ложках.
Игра «Ответь на вопрос», «Игра в имена»
«Андрей-воробей» р. н. др., «Смоленский гусачок» р. н. п
Февраль
17: Вариационная форма музыкального произведения.
Графическое изображение формы музыкального произведения.
Прием игры «кастаньетки» или «лягушка».
Сформировать понятие о вариационной форме строения музыкального произведения.
Знакомить с приемом игры «кастаньетки» или «лягушка».
Закрепить и расширить знания детей о музыкальной форме. Учить определять и графически изображать форму музыкального произведения.
Игра «Композиторы»
«Мишка с куклой» Г. Качурбина, «На горе-то калина» р. н. п.
18: Беседа-концерт. Прием игры «мячики».
Учить приему игры «мячики», знакомить с разными способами игры.
Совершенствовать технику игры различными приемами, формировать и рефлексия мышечных ощущений.
«Светит месяц» р. н. м., «Калинка»р. н. п.
19: Занятие «Угадай-ка».
Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности: графическое выкладывание ритмических рисунков; читать и играть партию ложек по схемам.
Закрепить знания детей о сильной и слабой долях.
Совершенствовать навыки приемов игры на ложках.
«На горе-то калина» р. н. п., «Смоленский гусачок» р. н. м.
Игра «Комар и лягушка»
20: Конкурс «Веселые ложки» .
Развивать исполнительское творчество детей в игре на ударно-шумовых инструментах, формирование и рефлексия мышечных ощущений.
Совершенствовать технику игры приемом «мячики».
игра «Музыкальные загадки»
«Смоленский гусачок» р. н. п., «Как у наших у ворот» р. н. п.
Март
Тема21: Гармония.
Познакомить детей с понятием «гармония».
Игра пьес по схемам, импровизации.
Игра «Беззаботная песенка»
«Марш» Ю. Чичкова, «Во саду ли в огороде» р. н. п.
22: Концерт.
Демонстрация полученных детьми навыков в игре на ложках.
Продолжать работу по развитию у детей чувства ритма и музыкальной памяти.
Выступить перед детьми средних групп.
Произведения по желанию детей.
23: Анализ музыкального произведения по схеме. Игра экспромтом.
Учить детей анализировать музыкальные произведения при помощи схем.
Развивать слуховое восприятие во время игры экспромтом.
«Ах, вы, сени» р. н. п., «Смоленский гусачок» р. н. м.
24: Симфонический оркестр.
Знакомить с симфоническим оркестром, с его звучанием и составом.
Совершенствовать навыки быстрой смены положения ложек из одного приема игры в другое, развивать координацию движений.
«Песня Садко» Н. Р-Корсакова, «Светит месяц» р. н. м., «Лошадка» М. Красева.
Игра «Отзовись, кого зову?»
Игра «Кого зовет музыка?».
«Ах, ты, береза» р. н. п., «Из-под дуба» р. н. п
.Апрель
25: Игра тремя ложками.
Знакомить с игрой тремя ложками, с приемами игры «тремоло» и «форшлаги». Формировать и отрефлексировать мышечные ощущения.
«Во кузнице» р. н. п., «Из-под дуба» р. н. п.
26: Игра тремя ложками. «Тремоло» и «форшлаг».
Учить различным способам звукоизвлечения приемами игры «тремоло» и «форшлаги».
Продолжать знакомить с игрой тремя ложками, практические упражнения.
Упражнять в игре по схеме.
«Лошадка» М. Красева, «Светит месяц» р. н. п., «Ах, вы, сени» р. н. п.
27: Блиц-опрос. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах.
Закрепить знания разновидностей оркестров, инструментов, входящих в их состав (работа по карточкам).
Слушание звучания оркестров.
Игра ансамблем с использованием детских шумовых инструментов.
«Песня Садко» Н. Р-Корсакова, «Светит месяц», «Тимоня» р. н. м.
28:
Выступить перед детьми 2 младшей группы.
Произведения по желанию детей.
«Тимоня» р. н. м., «Акулинка» р. н. п, «Матаня» р. н. м.
Май
29:
: Творчество при восприятии музыки (блиц-опрос). Игра на 3-х- ложках.
Развивать творчество, овладевая различными приемами игры тремя ложками, ложками-веерами, ложками с бубенцами.
Игра «На чем играю?»
Игра «Теремок»
«Ах, вы, сени» р. н. п., «Во саду ли в огороде» р. н. п.
30: Конкурс «Чей ансамбль лучше?» (приемы игры на ложках).
Закрепить технику игры на 2-3 ложках всеми приемами игры.
Продолжить работу по формированию и рефлексированию мышечных ощущений, вырабатывать координационные движения в игре всеми приемами игры на ложках.
Игра «Чей ансамбль лучше?»
Все изученные из репертуара произведения.
31: Техника игры на деревянных ложках.
Уметь правильно назвать прием игры на ложках.
Закрепить понятие о технике игры на деревянных ложках (практические упражнения).
Игра «Подумай и отгадай»
«Марш» Е Ломовой, «Полька» Д. Кабалевского,
«Я на горку шла» р. н. п., «Во саду ли в огороде» р. н. п.
32: Средства музыкальной выразительности.
Закрепить знания средств музыкальной выразительности (работа по схемам и мнемотаблицам).
Закрепить навыки игры на ложках всеми приемами.
Игра «Вслушайся!»
«Ах, вы, сени» р. н. п., «Во саду ил в огороде» р. н. п.
33: Восприятие музыки и ритмических соотношений.
Мониторинг: игра по схемам и на слух, музыкально-дидактические игры.
Игры: «Назови песню», «Часы с будильником»,
«Музыкальный калейдоскоп»
Игра «Отзовись, кого зову?»
«Во саду ли в огороде» р. н. п.
34: Итоговое занятие: блиц-опрос.
Закрепить пройденный теоретический материал;
Демонстрация приобретенных детьми навыков игры на ложках.
Игры:«Теремок», «Вслушайся!», «Чей оркестр лучше?», «Подумай и отгадай», «Характер и настроение»,
«Во саду ли в огороде» р. н. п.
35: Отчетный концерт «Подари радость…»
Демонстрация детьми исполнительских и артистических навыков в игре ансамбля ложкарей «Веселые ложкари».
«Тимоня» р. н. м., «Светит месяц» р. н. п.
«На горе-то калина» р. н. п., «Как у наших у ворот» р. н. п.
«Во саду ли в огороде» р. н. п., «Смоленский гусачок» р. н. м.
Музицирование в ансамбле ложкарей может успешно развиваться только при соблюдении ряда условий:
• наличие инструментов в необходимом количестве;
• систематичность НОД с инструментальным музицированием в течение года и на каждом занятии;
• постепенное и обязательное изучение музыкальной грамоты, элементов музыкальной речи;
• последовательное изучение приемов игры на ложках, вокально-инструментальных комплексов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка «Наши веселые пальчики» в младшей группе «Очаровашки».
"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев." В.А. Сухомлинский. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?Дело в том,что на кистях рук имеются точки и зоны,которы...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ВЕСЕЛАЯ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» (старшая – подготовительная группа)
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ВЕСЕЛАЯ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»(старшая – подготовительная группа)...
План работы кружковой деятельности "Веселая математика" в подготовитиельной группе
Кружковая деятельность в подготовительной группе по математике...
Опыт по реализации дополнительной программы "Веселые ложкари"
опыт реализации программы "Веселые ложкари"...
Диагностика к программе Веселые ложкари
диагностика для старшей группы...
План работы творческой мастерской «Веселые ладошки» для развития мелкой моторики в средней группе
План работы творческой мастерской «Веселые ладошки» для развития мелкой моторики в средней группе...