Народные обычаи и традиции "Широкая Масленица"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий краткосрочный проект | 1.69 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель Повышение интереса к традициям русского народа, к празднику Масленица. Задачи Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Обогащать духовный мир детей. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. Участники проекта Дети подготовительной группы Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор физического воспитания Проблема проекта Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Пространственно-развивающая среда
План проведения проекта
Понедельник « Встреча » Первая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Утро Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. Знакомство детей с народным праздником «Масленица». Уточнить откуда произошел русский обычай – гостеприимство. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Физическое развитие Утренняя гимнастика. Комплекс общеразвивающих упражнений под русскую народную музыку. Развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Познавательное развитие Русский народный праздник «Масленица». Просмотр электронной презентации «Широкая масленица» с помощью ЭОР (интернет ресурс). Дать представление о вариативности национальных традициях празднования масленицы. Художественно-эстетическое развитие Лепка «Чудо хохлома», Г. Н. Давыдова, стр. 82. Формировать умение оформлять объемную плоскость элементами хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Художественно-эстетическое развитие Музыка. Хоровод «Едет Масленица» Знакомить с народным искусством, развивать музыкальные навыки. Социально- коммуникативное развитие Азбука общения «Давай никогда не ссориться», Т.А. Нилова, стр. 295. Формировать у детей способность находить положительные решения в конфликтных ситуациях. Прогулка Народные подвижные игры: «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря». Конкурс на лучшую снежную фигуру снеговика. Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны». Развивать внимание и двигательную активность; знакомство с играми народов мира. Гигиенические процедуры, дежурство, обед и тихий час.
Вторая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Вечер Бодрящая гимнастика «Вежливые слова», Т.Е. Харченко, стр. 54. Развивать двигательную активность детей. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Познавательное развитие Традиционные масленичные забавы в России. Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица, предлагаю посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. Художественно-эстетическое развитие Конструирование из соломы «Чучело масленицы». Развивать умение детей работать с соломой, закрепить знания о традициях русского народа. Физическое развитие Малоподвижная игра «Все наоборот». Развивать двигательную активность и внимание. Прогулка Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны». Развивать внимание и двигательную активность. Уход детей домой
Вторник « Заигрыш » Первая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Утро Вторник — Заигрыш . Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили к друг другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки. Знакомство детей с народным праздником «Масленица». Уточнить откуда произошел русский обычай – гостеприимство. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Физическое развитие Утренняя гимнастика. Комплекс общеразвивающих упражнений под русскую народную музыку. Развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Познавательное развитие ФЭМП «Дни недели. Ориентация в пространстве». Закреплять умение последовательно называть дни недели, развивать представление о величине предметов. Художественно-эстетическое развитие Раскраска «Чудо-Масленица» (интернет ресурс). Развивает мелкую моторику пальцев рук. Приучает детей к аккуратной и внимательной работе, развивает навык письма. Физическое развитие По плану инструктора по физической культуре. Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей. Социально – коммуникативное развитие Дидактическая игра «Поступи правильно». формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека. Прогулка Народные подвижные игры: « Карусель», «Заря». Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны». Развивать внимание и двигательную активность; знакомство с играми народов мира. Гигиенические процедуры, дежурство, обед и тихий час.
Вторая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Вечер Бодрящая гимнастика «Вежливые слова», Т.Е. Харченко, стр. 54. Развивать двигательную активность детей. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Физическое развитие Малоподвижная игра «Путаница». Сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Развитие речи Восприятие художественной литературы «Сказки про масленицу» Познакомить детей со сказками про масленицу. Развивать интонационную выразительность речи. Художественно-эстетическое развитие Досуг в музыкальном зале (по плану музыкального работника). развивать музыкальные способности детей, развивать музыкальный слух. Прогулка Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны». Развивать внимание и двигательную активность. Уход детей домой
Среда « Лакомка » Первая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Утро Среда — Лакомка . Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. Настольная игра : «Игра в снежки». Знакомство детей с народным праздником «Масленица». Уточнить откуда произошел русский обычай – гостеприимство. Развивать внимание, мышление и счет. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Физическое развитие Утренняя гимнастика. Комплекс общеразвивающих упражнений под русскую народную музыку. Развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Познавательное развитие Экология «Как услышать воздух?». Формировать представление детей о явлениях зимней природы. Познакомить детей со свойствами воздуха. Речевое развитие Рассказывание по картине «Масленица в картинках». Дать детям представление о том, что такое масленица. Формировать умение детей рассматривать пейзажную картину. Художественно – эстетическое развитие. По плану музыкального руководителя Развивать музыкальные способности детей, умение слушать музыку и слуховое внимание. Социально – коммуникативное развитие Театрализованная игра «Гуси-лебеди». Развивать умение согласовать свои действия с другими детьми. Развивать интерес к сценическому искусству. Прогулка Народные подвижные игры: «Почта», «Заря». Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны». Развивать внимание и двигательную активность; знакомство с играми народов мира. Гигиенические процедуры, дежурство, обед и тихий час.
Вторая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Вечер Бодрящая гимнастика «Вежливые слова», Т.Е. Харченко, стр. 54. Развивать двигательную активность детей. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Физическое развитие Малоподвижная игра «Путаница». Сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Социально-коммуникативное развитие Труд беседа «Профессия пожарный». Закрепить знания детей о профессии пожарного. Напомнить правила поведения со спичками и огнем. Художественно –эстетическое развитие Аппликация «Масленица- солнышко». Закрепить умение детей работать ножницами, бумагой, нитками. Закрепить знания о народном празднике - масленица. Художественно-эстетическое развитие Досуг в музыкальном зале (по плану музыкального работника). развивать музыкальные способности детей, развивать музыкальный слух. Прогулка Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны». Развивать внимание и двигательную активность. Уход детей домой
Четверг « Разгуляй » Первая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Утро Четверг — Разгуляй. На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Пальчиковая игра «Строим дом». Знакомство детей с народным праздником «Масленица». Уточнить откуда произошел русский обычай – гостеприимство. Развивать ловкость и подвижность пальчиков. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Физическое развитие Утренняя гимнастика. Комплекс общеразвивающих упражнений под русскую народную музыку. Развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Познавательное развитие ФЭМП графический диктант «Самовар». Развитие мелкой моторике, умение ориентироваться на листе. Речевое развитие Приобщение к художественной литературе знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Познакомить детей с былиной, с ее необычном складом речи. Физическое развитие По плану инструктора по физической культуре Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей. Социально – коммуникативное развитие Валеология. Дидактическая игра: «Если я сделаю так». Обратить внимание детей на то, что из каждой ситуации могут быть два выхода: один – грозящий здоровью, а другой – не угрожающий, умение выбирать. Прогулка Народные подвижные игры: «Почта», «Заря». Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны ». Катание с горки на ледянке. Развивать внимание и двигательную активность; знакомство с играми народов мира. Гигиенические процедуры, дежурство, обед и тихий час.
Вторая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Вечер Бодрящая гимнастика «Вежливые слова» ( Т.Е . Харченко). Развивать двигательную активность детей. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Физическое развитие Малоподвижная игра «Путаница». Упражнять детей в строительстве по образцу. Закрепить умение работать с чертежами. Формировать интерес к конструктивной деятельности. Социально-коммуникативное развитие Конструирование по образцу «Здание». Закрепить знания детей о профессии пожарного. Напомнить правила поведения со спичками и огнем. Художественно –эстетическое развитие Рисование по желанию детей «Масленица». Инициировать самостоятельный поиск изобразительно - выразительных средств для рисования. Физическое развитие Малоподвижная игра «Путаница». Р азвивать двигательную активность детей и умение самостоятельно развить сюжет игры. Прогулка Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны». Развивать внимание и двигательную активность. Уход детей домой
Пятница « Тещины вечера » Первая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Утро Пятница — Тещины вечера. На этот день теща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь – жена зятя. Суббота – Золовкины посидельки. Молодые невестки приглашают в гости родных мужа. Воскресенье – Прощеное воскресенье. Все близкие люди просят прощения у друг друга за все обиды. Знакомство детей с народным праздником «Масленица». Уточнить откуда произошел русский обычай – гостеприимство. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Физическое развитие Утренняя гимнастика. Комплекс общеразвивающих упражнений под русскую народную музыку. Развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Социально – коммуникативное развитие Просмотр электронной презентации «Широкая масленицы». Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Физическое развитие Проведение игр-эстафет «Горячий уголек», «Ручеек», «Проведи мяч», «Золотое яблочко». Познакомить детей с былиной, с ее необычном складом речи. Физическое развитие По плану инструктора по физической культуре Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей. Социально – коммуникативное развитие Валеология. Дидактическая игра: «Если я сделаю так». Обратить внимание детей на то, что из каждой ситуации могут быть два выхода: один – грозящий здоровью, а другой – не угрожающий, умение выбирать. Прогулка Народные подвижные игры: «Почта», «Заря». Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны ». Катание с горки на ледянке. Развивать внимание и двигательную активность; знакомство с играми народов мира. Гигиенические процедуры, дежурство, обед и тихий час.
Вторая половина дня Режимные моменты Взаимодействие детей и взрослых Задачи Взаимодействие детей с другими детьми Вечер Бодрящая гимнастика «Вежливые слова» ( Т.Е . Харченко). Развивать двигательную активность детей. Настольная игра «Сервировка стола». Цель: развивать умение детей сервировать стол к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: развивать умение детей делать покупки к празднику. Настольная игра «Планшет». Цель: развивать умение детей создавать интересные узоры для украшения дома к празднику. Рисование «Широкая масленица. Цель: развивать творческую активность детей. Малоподвижная игра «Путаница». Цель: развивать двигательную активность детей. Гигиенические процедуры, дежурство, завтрак. Физическое развитие Малоподвижная игра «Путаница». Упражнять детей в строительстве по образцу. Закрепить умение работать с чертежами. Формировать интерес к конструктивной деятельности. Социально-коммуникативное развитие Театрализованная игра «Гуси - лебеди». Продолжать развивать интерес к художественной литературе, замечать и понимать различные средства выразительности. Художественно –эстетическое развитие Лепка по желанию детей «Масленица». Инициировать самостоятельный поиск изобразительно - выразительных средств для лепки. Физическое развитие Малоподвижная игра «Путаница». Р азвивать двигательную активность детей и умение самостоятельно развить сюжет игры. Прогулка Игры с бегом: «Два Мороза», «Снежная баба», «Пирог». Эстафета: «Паровоз и вагоны». Развивать внимание и двигательную активность. Уход детей домой
Фоторепортаж
Лепка «Чудо хохлома»
Конструирование из природного материла - солома «Чучело масленицы».
Физическое развитие «Веселая Масленица» - эстафеты
Малоподвижная игра «Путаница»
Работа с природным материалом «Масленица- солнышко»
Зимние забавы
Широкая Масленица
Прощение
Вывод Масленичных обрядов на Руси существовало немало, но многие из них не прижились в наши дни. Тем не менее, современная Масленица остается одним из самых любимых в России праздников и «обрастает» новыми традициями, сохраняя свою сущность. Благодаря внедрению проекта в воспитательно-образовательный процесс дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать речь, мимику, движения. Ребята узнали о традициях, методах проведения праздника через непосредственное их участие в нём, получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"
В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...
Педсовет: Воспитание патриотических чувств у детей через ознакомление с русскими народными обычаями, традициями, творчеством
Педсовет: Воспитание патриотических чувст у детей через ознакомление с русским народным творчеством, обычаями и традициями...
Конспект беседы в старшей группе. масленица её история, традиции, обычаи и обряды масленицы!
Конспект беседы в старшей группе. масленица её история, традиции, обычаи и обряды масленицы!Цели: Познакомить детей с народным праздником (Масленица, расширить знания детей о тради...
Проект Народные промыслы и народные обычаи и традиции" в подготовительной группе
В данном проекте размещены материалы по русскому народному творчеству:как жили в старину русские люди ,чем пользовались в быту,(орудия труда,быт,музыкальные инструменты,творчество и многое другое),как...
Конспект занятия на тему «Русские народные обычаи, традиции и народное творчество».
Конспект занятияна тему «Русские народные обычаи, традициии народное творчество». Цель: Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.З...
Разработка ООД в подготовительной группе «Традиции и обычаи русского народа. Масленица»
Цель: 1. Вызвать у детей интерес к русским традициям. 2. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. 3. Воспитывать интерес к р...