Конспекты НОД по классической музыке
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме

Пономарева Наилэ Фаритовна

Представлены конспекты НОД по музыкальной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_tsaritsy_muzyki.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_shostakovich.doc44 КБ
Microsoft Office document icon muzykalnaya_viktorina.doc50 КБ
Microsoft Office document icon chaykovskiy.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«В ГОСТЯХ У ЦАРИЦЫ МУЗЫКИ»

Программные задачи: 

Закреплять умение чисто интонировать мелодии, упражнять в точной передаче ритмического рисунка ,попевки.

 Развивать умение импровизировать в определенном жанре музыки, разнообразить движения.

Закреплять умение выполнять различные виды шага, ориентироваться в пространстве.         

Передавать в движениях различный характер вариаций.

Содержание занятия:

  1. Упражнение «Иголка и нитка».
  2. «Ручеек» Шуберта
  3. Пение: ПОПЕВКА: «Здравствуй, здравствуй, Музыка»,  
  4. « Пришла Весна» хоровод
  5. Слушание «Сладкая греза» Чайковского

6.       Музыкально-дидактическая игра «Ритмослов»

  1. Дыхательная гимнастика

Ход занятия: 

(звучит «волшебная музыка» дети входят свободно).

М.р. Ребята, я приглашаю вас сегодня в гости в волшебный замок Царицы Музыки. А приведет нас туда музыкальная дорожка.  

 Упражнение: «Иголка и нитка»

 (Дети берутся за руки идут спокойным, бодрым шагом, шагом с притопом, дробным шагом, змейкой, по кругу, по диагонали).

М.р. Вот и пришли мы к замку Царицы Музыки  (на экране изображение замка) А вот и сама Царица. Давайте, ребята, поздороваемся с ней и пропоем свои имена.

 ПОПЕВКА: «Здравствуй, здравствуй, Музыка» (восходящее движение)

(выходит девочка в короне, она пропевает нисходящую мелодию по звукам Т5/3. «Здравствуйте», затем дети пропевают свои имена, прохлопывая в ладоши ритм имени).

М.р. У Царицы Музыки есть верные пажи – веселые ручейки, которые очень любят петь, плясать, играть.  Я слышу их  музыку и предлагаю под нее станцевать.

Разучивание танца.

Танец «Ручеек» Шуберта    

М.Р. А первый ручеек очень любит петь. Он будет нас учить петь.

Пение: «Пришла весна» хоровод.

М.р.  Второй ручеек научит нас слушать музыку. (Играет отрывок музыкального  произведения, дети узнают, называют, Появляется  ручеек, он  напоминает, как надо слушать музыку, чтобы быть настоящим слушателем)  

 Предложить детям импровизировать, плавными движениями рук передать характер музыки.

Слушание «Сладкая греза» Чайковского

Портрет композитора на экране. Беседа, пояснения, с  исполнением музыкальных  фрагментов,  отметить карточками разного цвета начало каждой части.

М.Р. Какие музыкальные инструменты вы подобрали к пьесе «Сладкая греза»?

Дети. Колокольчики, треугольники, металлофон.

А почему  вы не взяли барабан, бубен, ложки?

Дети. Потому, что эти музыкальные инструменты не подходят из-за своего громкого, глухого звука.

 Сейчас мы станем музыкантами, и исполним пьесу.

Дети играют на музыкальных инструментах,  сопровождая пьесу «Сладкая греза» в аудиозаписи

М.р. Третий ручей научит нас  весело в игры играть.

 Музыкально-дидактическая игра «Ритмослов»

М.Р. Следующий ручеек принесет нас к берегам Италии и мы послушаем зажигательную «Неаполитанскую песенку» Музыкальная импровизация с бубнами.

Дети самостоятельно танцуют, отметить качество исполнения танца,  помощь по мере необходимости.

Дыхательная гимнастика. (Ребенок находится в положении сидя). Даётся установка: после каждой строчки вдохи и выдохи носиком, ротик закрыт. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

                

М.р. Путешествие наше подошло к концу. Мы будем и дальше учиться петь, танцевать красиво, быть культурными слушателями, и обязательно побываем в гостях у Царицы Музыки еще раз. А теперь пора прощаться.

М.р. Поет: До свидания! Дети поют по звукам трезвучия «До свидания», уходят в группу.

        



Предварительный просмотр:

Тема: «Творчество композитора Д.Д.Шостаковича»

Программное содержание:

  1. Рассказать детям о композиторе Д.Шостаковиче;
  2. Учить различать характер пьес нескольких жанров;
  3. Учить детей оркестровать пьесы, соотносить характер музыки с тембрами музыкальных инструментов;
  4. Развивать детское творчество и воображение, передавать в танце образы, навеянные музыкой.

Задачи:

 - Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

 - Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

 - Расширение кругозора детей в области «Музыка»;

 - Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве.

Ход занятия.

Психогимнастика:  Упражнение «Согласованные движения»

Цель: Развивать умение ребят действовать в паре.

  1. Пилка  дров;
  2. Гребля в лодке;
  3. Перетягивание каната;

Восприятие музыки

М.Р.  Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал немного произведений для детей. Это сборник фортепианных пьес «Детская тетрадь», который он подарил дочери Гале в день её рождения, когда ей исполнилось 9 лет., сборник «Танцы кукол», который составлен композитором из 7 пьес, использованных в его балетах. Одна из них – «Шарманка» - хорошо знакома вам (фрагмент звучит), другие пьесы мы с вами послушаем.
Вы знаете, что почувствовать настроение, выраженное в музыке, проследить, как оно меняется, это и означает понять музыкальное произведение. Если, например музыка звучала в начале светло, нежно, потом тревожно и беспокойно, а в конце опять возникло нежное звучание, то, слушая это произведение, мы понимаем, что тревога и беспокойство развеялись, а светлое настроение вернулось.

Борьба добра и зла, самые различные переживания человека – его стремления, мечтания, тревоги, душевная боль или безмятежная радость – выражены в музыке. Давайте прислушаемся, как звучат три вальса Д.Шостаковича, все они различны по настроению. Слово вальс в переводе с французского означает «кружиться». Чаще всего – это плавный танец. Но вальсы бывают разные: стремительные, радостные, быстрые, или медленные, нежные грустные, или очень веселые шутливые. Попробуйте определить характер каждой из пьес.

(Исполняется вальс из «Детской тетради» и фрагменты «Лирического вальса» и «Вальса – шутки» из «Танцев кукол». Если детям  трудно сразу сравнить три вальса, педагог напоминает фрагмент каждого из них, и дети определяют его характер.)

Дети. Первый вальс грустный, печальный, жалобный, тихий.

М.Р. Да, эта музыка душевная, искренняя, звучит тепло, просто и жалобно. А второй вальс? (Исполняет фрагмент второго вальса).

Дети. Он веселый, радостный, нежный.

М.Р. Да, он звучит нежно, взволнованно, этот вальс стремительный, полетный, так и хочется покружиться под эту музыку! А третий         вальс какой?

Дети. Он тоже веселый, но очень тихий, отрывистый, как будто танцуют игрушки, куклы.

М.Р. Молодцы! Вы правильно почувствовали разницу в характере трех вальсов. Уже из их названий мы понимаем, что они разные. Один называется «Вальс», другой – «Лирический вальс» (лирический – значит задушевный, нежный, взволнованный), третий – «Вальс – шутка».

Сейчас давайте получше вслушаемся в мелодию, чтобы почувствовать настроение каждого вальса, и попробуем движениями рук передать характер музыки. (Исполняет фрагменты трех вальсов. Дети дирижируют). 

М.Р. Как двигались ваши руки, когда звучал первый вальс?

Дети. Плавно, медленно.

М.Р. Да, движения рук были плавные, неторопливые. А когда звучал второй вальс?

Дети. Движения были плавные, но более быстрые, размашистые.

М.Р. Да, потому что музыка звучала более порывисто, стремительно, а иногда радостно и взволнованно. А в «Вальсе – шутке»?

Дети. Движение отрывистые, короткие, потому вальс шутливый, легкий.

М.Р. Да, «Вальс – шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующий куколки. Вальс этот звучит волшебно, он очень красив. Отрывистые, повторяющиеся звуки в аккомпанементе создают впечатления чего-то механического, игрушечного. Не случайно несколько пьес из своих балетов, в том числе и этот вальс, Шостакович объединил названием «Танцы кукол». Этот танец очень похож на танец кукол легкостью звучания, некоторой угловатостью, механичностью.  Давайте, закрыв глаза, представим себе этот танец. (Звучит аудиозапись «Вальса – шутки»).

М.Р. А  под «Лирический вальс» и «Вальс – шутку» давайте попробуем потанцевать. Кто хочет танцевать под музыку «Лирического вальса»? Можно взять в руки воздушный шарф, чтобы он помог вам найти движения плавные, а иногда порывистые.  В начале и в конце вальса не слышно ничего «кукольного», хотя этот вальс открывает сборник пьес «Танцы кукол», но в средней части мы с вами услышали, что появляется шутливое «кукольное» звучания. Наверное можно представить себе, что «Танцы кукол» открываются танцем какой-то доброй Фей, которая танцует под волшебную, чудесную музыку, и , прикасаясь к игрушкам, находящимся в комнате, оживляет их. Кто хочет передать это в движениях? (Дети танцуют).

А кто хочет помочь мне сыграть этот вальс? В крайних частях, когда танцует Фея можно играть на треугольнике и металлофоне, а в средней части, когда танцуют куколки – на погремушках и бубнах. В кульминации звучат все инструменты вместе. (Одни дети танцуют, другие играют на музыкальных инструментах).

А как вы будете двигаться под «Вальс – шутку»? Ведь музыка очень легкая, изящная. (Кто-то из вас будет танцевать, а остальные могут поиграть вместе со мной на колокольчиках. «Вальс – шутка»  -  отрывистый, звонкий, и эти инструменты подчеркнут характер его звучания. (Дети танцуют вальс, оркеструя его).

М.Р. Дома, вместе с родителями я попрошу вас нарисовать волшебную Фею из «Лирического вальса»

Упражнение на релаксацию «Танец пяти движений»

  1. «Течение воды»;
  2. «Переход через чащу»;
  3. «Сломанная кукла»;
  4. «Полет бабочек»;
  5. «Покой»

Дыхательное упражнение: «Надуем шар».

 - Работать над развитием у детей диафрагмального дыхания.

Пение: Работать над выразительностью исполнения песен:

«Новогодний хоровод»

«Белый снег пушистый»

«Надели шубки белые»

Музыкально – ритмические упражнения:

Развивать выразительность движения детей при исполнении танца «Полечка у ёлочки»

Следить за осанкой детей.

Индивидуальные танцы: «Вьюги и Снежинок», «Звездочек»,  «Чебурашек».

Развлечение: Музыкально – дидактическая игра «Сколько нас поет?»

Цель: Развивать у детей музыкальный слух.

Развлечение: Подвижная игра «Гончары».

 - Учить детей ориентироваться в пространстве.

музыкальных пьес вы должны вспомнить, как называется данное музыкально



Предварительный просмотр:

Музыкальная викторина «  Что мы знаем о Чайковском?».

Программное содержание:

-Пробуждение и стимулирование устойчивого интереса к музыке, творческой деятельности

-развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;

-формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;

-развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

-развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.

Звучит отрывок из балета «Щелкунчик». Дети входят в зал, разбиваются на две команды с помощью воспитателя.

        Пусть музыка всегда живет,

        И радость всюду побеждает!

                                                                     Пусть сердце русское поет!

        Чайковского повсюду знают! 

Как и в любом соревновании, нам нужно жюри, которое будет оценивать конкурсы и за каждый верный  ответ награждать команды новогодней игрушкой. Та команда, у которой новогодних игрушек окажется больше, станет победительницей.

Представление жюри, которое занимает свои места.

М.Р. Ребята, сегодня мы собрались в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о творчестве великого русского композитора, а какого именно вам подскажет музыка.

Звучит отрывок из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».

Дети. П.И.Чайковский.

М.Р. Совершенно верно. Вот и портрет Петра Ильича Чайковского. Я повесила его на самом почетном месте.

( Оглядывается и видит пустую рамку, а под ней в беспорядке лежат портреты многих композиторов).

     - Ребята, посмотрите, портрета П.И.Чайковского нет в рамке, наверное Мышиный король пробрался сюда и попытался испортить нам праздник. Вы поможете мне привести всё в порядок. Нужно среди этих портретов найти портрет Петра Ильича Чайковского.

Дети находят портрет и он занимает почетное место в рамке.

 - Ребята, центральную стену украшают фотографии, сделанные в музее Петра Ильича Чайковского  в Клину. Кто мне скажет, что такое музей?

Ответы детей.

- Правильно. Музей – это место, где хранятся культурные ценности. Вот на этой фотографии мы видим дом, в котором композитор жил последние годы жизни. Его кабинет, библиотека, аллея, по которой любил гулять Петр Ильич Чайковский… В этом доме композитор написал много музыкальных произведений.

Он желал бы всеми силами души,

Чтобы музыка его распространялась,

Чтоб она баюкала в тиши.

Чтобы вместе с нею улыбались.

Чтоб она печали отвела.

Напоила путника в дороге.

Он хотел, чтоб музыка была

Утешеньем, радостью, подмогой.

Уже в детстве проявилось первое влечение Чайковского к музыке. Юный композитор учился в Петербурге, затем переехал в Москву и занимался там педагогической работой: учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Имя Чайковского известно во всем мире. Каждый культурный человек знаком с его творчеством. Ребята, а вы считаете себя культурными людьми?

Ответы детей.

 - А вот насколько мы с вами культурные и грамотные нам покажет музыкальная викторина.

Ответьте мне, пожалуйста, как называется музыкальная сказка, где вместо слов звучит музыка и исполняются танцы?

Ответы детей.

 - Правильно. Это – балет. А какой балет Петра Ильича Чайковского вы знаете?

Ответы детей.

 - Вот знание именно балета нам предстоит выяснить в музыкальной викторине.

Льётся музыка рекой

Вьется нотною строкой

Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из- под рук

Их волна крутая кружит

Но сдержать не может, нет

В царство кукол, в мир игрушек

Мы плывём за ними вслед.

Первый наш конкурс – конкурс музыкальный. Вам необходимо определить название музыкального отрывка и поднять вверх карточку, с изображением данного персонажа.

Жюри подводит итог конкурса.

Игра « Тик и Так»

Простучать по металлофону в определённом темпе. Что напомнили эти звуки? Стук часов, не правда ли?

Выучить с детьми приговорку:

Жили-были тик и так,                      Так они дружили,

Тик-так, тик-так.                               Тик-так, тик-так,

Вместе бегали вот так:                     Часики ходили -

Тик-так, тик-так.                                Тик-так, тик-так.

Произносить приговорку с движением головы или рук. Какой звук выше? А какой ниже?

Второй конкурс называется « Собери картинку»

Дети из пазлов собирают иллюстрацию к сказке « Щелкунчик и Мышиный король»

Жюри подводит итог второго конкурса.

Игра «Снежный ком»

(Все двигаются  врассыпную под музыку, имитируя катание снежного кома, перед тем как «упасть»  на пол дети ускоряют движения).

Покатился снежный ком,

Я иду за ним шажком.

Он быстрее – я бегом,

И в калитку лбом - бом!

На последние слова дети стукают себя по лбу и падают на пол. Двигаются в 3-4 кружочках, постепенно ускоряя движение.

Третий конкурс носит название « Найди и покажи»

Дети по отрывку пьесы должны определить персонаж, о котором рассказывает музыка, выбрать из предложенных предметов тот, который принадлежит герою, и выполнить небольшую танцевальную импровизацию, которая характеризует персонаж.

Слово предоставляется жюри, которое подводит итог третьего конкурса.

Игра  «Снежные узоры»

Давайте,  мы тоже нарисуем снежные узоры.

(Дети серебряными  палочками – карандашами Д.Мороза «рисуют»).

Описание:

На первую часть музыки все бегут друг за другом по кругу, ритмично поднимая и опуская палочки.

На вторую часть музыки -  останавливаются лицом в круг, и выполняют движения палочками: рисуют, стучат ими и т. д.

Четвёртый конкурс « Угадай – ка»

Дети по музыкальным загадкам угадывают музыкальный инструмент.

  1. Звенят серебряные струны,

Как будто струйки водяные.

И на волнах, качая шхуны

Резвятся ветры удалые.

И ветер, и волну морскую –

Все струны нам изображают,

Все звуки музыки рисуют

Какой же инструмент играет?

Зовут его красиво, звонко

Но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки

Наш инструмент зовётся… (Арфа)

  1. В симфоническом оркестре

Её голос самый главный

Самый нежный и певучий,

Коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий

Узнаём мы без ошибки

Назовите–ка, ребята, инструмент волшебный… (Скрипка)  

  1. Весёлая птичка в орешнике пела,

      Лесного ручья где-то струйка звенела

      А может, в траве колокольчик звенел?

      А может не птичка, а ветер свистел?

     Волшебную, звонкую песенку лета

     Пропела волшебная дудочка … (Флейта)

  1. Смычком по струнам проведу

И сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет,

Звучать по-разному он может:

То нежно, ласково, легко,

То низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт

И сразу за душу берёт.

Не контрабас и не свирель

Зовут его … (Виолончель)

  1. Последняя загадка самая трудная.

Инструмент, как пианино

Но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины,

Слышен нежный перезвон,

Если клавиш кто коснётся,

Как же инструмент зовётся? (Челеста).

Жюри подводит итоги конкурса.

Музыкально-дидактическая игра «В лесу»

М.р.  Вдруг пролетел теплый ветерок (дети дуют). Поиграл с деревьями (дети поднимают руки вверх и покачивают ими), о чем-то пошептал с деревьями (шу-шу-шу) и улетел (дети дуют).

- Ребята, а какое архитектурное строение является храмом культуры? Куда люди приходят посмотреть спектакль, послушать музыку?

Дети. Театр.

-А сейчас наш последний конкурс будет посвящён людям, благодаря чьему труду мы видим на сцене завораживающее зрелище.

Конкурс « Назови театральные профессии»

Команды по очереди перечисляют театральные профессии, побеждает та команда, которая назвала профессию последней.

Жюри подводит итог конкурса и итог викторины. Награждаются победители.

 - Вот и закончилась наша встреча в музыкальной гостиной, но не окончено наше знакомство с музыкой.

Такой могучей сказочною силой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце, негасимой

Как океан, безбрежною она…

Тот каждый день с волненьем будем ждать,

Когда мы вместе дверь в страну мелодии

Ключом скрипичным отомкнём опять!



Предварительный просмотр:

Тема: «Пётр Ильич Чайковский»

Программное содержание: Познакомить детей с биографией великого русского композитора П.И.Чайковского.

Задачи: - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;

 - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;

 - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

 - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.

Ход занятия. Звучит  отрывок из балета « Щелкунчик». Дети входят  в зал и рассаживаются. Слушают музыку.

М.Р. Дети, кто написал эту удивительную музыку? (Ответы детей). Да, это музыка Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора. ( показ слайда). Жил он более ста лет тому назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этом и мечтал П.И.Чайковский.        

Он желал бы всеми силами души,        

Чтобы музыка его распространялась,

Чтоб она баюкала в тиши,

Чтобы с нею вместе улыбались,

Чтоб она печали отвела,        

Напоила путника в дороге,

Он хотел, чтоб музыка была        

Утешеньем, радостью, подмогой.( С.Дроздова)                                                                            Дети берут цветы. Звучит фонограмма музыка П.И.Чайковского «Вальс  цветов» из балета « Щелкунчик». Дети исполняют  танцевальную импровизацию, используя лёгкий бег, кружение, покачивания рук, плавные движения рук вверх и вниз, перестроение.

М.Р. Только что в вальсе кружились, будто ожившие розы, гвоздики, левкои… А вы знаете, ребята, что эта чудесную музыку тоже написал П.И.Чайковский. Он написал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». ( показ слайда). Отрывки из этих сказочных балетов мы с вами слушали в исполнении симфонического оркестра.

Воспитатель.         

Звенят серебряные струны,        

Как будто струйки водяные,                         

И на волнах, качая шхуны,                          

Резвятся ветры удалые.                          

И ветер, и волну морскую –                           

Все струны нам изображают,                          

Все звуки музыки рисуют.                          

Какой же инструмент играет?

                          Зовут его красиво, звонко,

                          Но не Татьяна и не Марфа.

                          А звуки нежны, струны тонки.

                          Наш инструмент зовётся…

Дети. Арфа!( показ слайда)

Воспитатель.        В симфоническом оркестре её голос самый главный,

                         Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно,

                          Голос трепетный, высокий мы узнаем без ошибки

                          Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…

Дети. Скрипка!( показ слайда)

Воспитатель.        Весёлая птичка в орешнике пела,

                          Лесного ручья где-то струйка звенела.

                          А может, в траве колокольчик звенел?

                          А может, не птичка, а ветер свистел?

                          Весёлую, звонкую песенку лета

                          Пропела волшебная дудочка…

Дети. Флейта!( показ слайда)

Воспитатель.        Смычком по струнам проведу

                         И сразу в сказку попаду.

                         Мне дивный инструмент поможет,

                         Звучать по-разному он может:

                         То нежно, ласково, легко.

                          То низко, сочно, глубоко.

                          Он звуком бархатным поёт

                          И сразу за душу берёт.

                          Не контрабас и не свирель,

                          Зовут его…

Дети. Виолончель!( показ слайда)

М.Р.

        Последняя загадка самая трудная.

                       Инструмент, как пианино,

                       Но гораздо меньше он.

                       Вместо струн внутри пластины,

                       Слышен нежный перезвон,

                        Если клавиш кто коснётся.

                        Как же инструмент зовётся?

Дети. Челеста!( показ слайда)

М.Р. Правильно, молодцы! Мы с вами знаем, что именно Пётр Ильич Чайковского впервые в России использовал этот музыкальный инструмент. Вспомните, в каком музыкальном произведении звучала челеста. ( Ответы детей). А привёз Петр Ильич этот инструмент из Франции. Кстати, композитор Чайковский много путешествовал по разным странам. Вот и в балете « Щелкунчик» композитор создал музыку тех стран, из которых  в Россию ввозились в те годы шоколад, кофе, чай. Это танцы, которые носят яркий национальный характер.

Рассмотрим каждый танец отдельно.

Дети слушают танец Шоколада (испанский танец)( показ слайда)

М.Р.  Звонкий голос трубы выводит горделивую, стремительную мелодию, ему аккомпанирует ритмичный сухой треск. Это щёлкают кастаньеты, испанские национальные инструменты, обычно сопровождающие народные танцы. Композитор ввёл их в оркестр, чтобы придать танцу испанский колорит.

Упражнение на координацию речи и движения «Вышла чашка погулять»

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышла чашка погулять.

Дети сжимают и разжимают кулачки.

Мимо чайник пролетает –

Чашку чаем наполняет:

Одну ладонь держат « чашечкой», кулачок второй руки – « чайник, наливающий чай».

 - Буль – Буль!..

Ой – ёй – ёй!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен сахар кусковой.

Хлопают ладошками по коленям.

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышел сахар погулять.

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Мимо ложка пролетает,

Сахар в чашке растворяет:

Водят указательным пальцем по ладони другой руки.

 - Дзинь – дзинь!..

Ой – ёй – ёй!

Хлопают в ладоши.

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен пряник расписной!

Хлопают ладонями по коленкам.

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышел пряник погулять.

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Рядом зубки поджидают,                            В прятки с пряником играют:

Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки перед собой.

 - Хруст – хруст!..

Ай – яй  - яй!

Стучат кулачками друг об друга.

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

По столу растёкся чай!

Поглаживают колени ладонями.

Раз – два -  три – четыре  - пять –

Вышла тряпка погулять.

Сжимают и разжимают кулачки.

Тряпка в чае извозилась,

Потирают руки друг об друга.

Тряпка фыркала и злилась

Делают вид, что царапаются.

Раз – два – три – четыре – пять –

Сжимают и разжимают кулачки.

Не хочу с тобой играть!

Топают ногами.

Звучит танец Арабского принца (Кофе).( показ слайда)

М.Р. В арабском танце Чайковский использовал подлинный восточный напев. Плавную задумчивую мелодию с яркими восточными украшениями нежно поют скрипки. Им  подпевает гнусавый голос английского рожка, тихо позвякивает бубен, звучат голоса альтов и виолончелей. Подобный аккомпанемент тонко подражает звучанию народных инструментов Востока. Музыка так красочна, так живописна, что словно видишь танцующих арапчат: скользят в плавном танце их блестяще-коричневые гибкие тела.

Дети слушают китайский танец «Чая»( показ слайда китайские куклы-болванчики прыгают, вертятся, как заводные, забавно качают своими головками).

 Дыхательное упражнение:  « Подуй на каждый пальчик»

     В этом танце очень интересно, по-особому звучат инструменты оркестра: мелодию пронзительно высвистывают флейты-малютки ( по-итальянски флейты-пикколо) в самом высоком своём регистре, а сопровождение поручено фаготам, которые усердно трудятся, «ворчат» в низком регистре.

     На балу в честь Мари и Принца танцуют также куклы: русские матрёшки, пастухи и пастушки.

    Грациозные пастушки танцуют, подыгрывая себе на камышовых дудочках. В оркестре пастушеские свирели изображают три солирующие  флейты. Им композитор поручил светлую, красивую мелодию пасторального характера. А лёгкий, воздушный фон создают струнные, играющие « пиццикато» (приём, когда музыканты играют на струнах не смычком, а пальцем, щипком). Такое изящное звучание мелодии в оркестре напоминает старинную французскую музыку 18 века.    

Только закончили свой танец пастушки, а в пляс уже пустились весёлые  клоуны.

И ещё два великолепных танца  написал композитор для этого балета.

Танец феи Драже.( показ слайда)

Музыка этого танца создаёт образ нежной, хрупкой феи сказочного царства. Чайковский здесь впервые использовал здесь звучание челесты. Челеста похожа на маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинкам. Оттого и звук у неё очень высокий, хрупкий, «стеклянный». Нежный перезвон челесты и короткие возгласы бас-кларнета придают музыке особое волшебство и таинственность.

Вальс цветов. ( показ слайда)

«Вальс цветов» один из самых популярных музыкальных номеров балета « Щелкунчик».

После первых тактов, которые исполняют деревянные духовые инструменты, вступает струнный инструмент – арфа. Её звуки похожи на плавные переливы волн. Вальс покоряет удивительным мелодическим богатством. Прекрасные напевные мелодии возникают одна за другой. Главную тему вальса проникновенно исполняет хор четырёх валторн.

Двигательная импровизация под « Вальс цветов»

М.Р. Сегодня мы познакомились с интереснейшими произведениями Петра Ильича Чайковского.

Подвижная игра: « Ловишки с ленточками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия по развитию музыкально-двигательного творчества при восприятии классической музыки на тему "Лесная прогулка" для детей старшей группы.

В занятии представлены творческие задания по созданию двигательных импровизаций старшими дошкольниками на тему прогулки в весеннем лесу. Музыкальный материал представлен высокохудожественными классиче...

Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Цель: Развивать умение осознанно оценивать произведения изобразительного искусства, чувствовать колорит, замечать особенности использования художником тёплой и холодной цветовой гаммы для создания опр...

Конспект досуга "Классическая музыка детям" по пьесам из "Детского альбома" П. И. Чайковского.

Цель данного досуга - создание благоприятной атмосферы для знакомства детей с музыкой П. И. Чайковского. Во время путешествия по осеннему лесу в сопровождении Феи Музыки, дети ознакамливаются с произв...

конспект НОД по музыке в старшей группе «Сказочные образы в классической музыке»

Цель:-развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки; -вызвать средствами музыки интерес, активность при слушании классической музыки...

План-конспект НОД по музыке "Сказочные образы в классической музыке" (старшая группа)

Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки....