Музыкальные занятия
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Пантелеева Елена Анатольевна

Занятие для детей подготовительной группы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Путешествие  в мир искусства»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

 Цель.

Развитие  у детей творческой фантазии, желания  импровизировать. Развитие мышления, воображения. Учить разыгрывать этюды, сказки.

Передавать настроение музыкального произведения через движение, пение; воспроизводить ритмические рисунки. Закреплять знания детей о театре.

Знакомить с культурными объектами города.

  Задачи.

1. Активизировать исполнительские и творческие проявления детей через создание игровых ситуаций.

2. Формировать  звуковысотный слух с помощью двигательного моделирования мелодии.

3. Развивать  певческое дыхание, голос, чувство ритма.

4. Учить  выражать свои чувства в мимике и пантомимике.

5. Воспитывать любовь к своему городу, уважительное отношение к партнеру по игре.

  Оборудование и материалы.

Фотографии с видами города. Газовые платки, шапочки для инсценировки сказки, фланелеграф с дидактическими пособиями. Пиктограммы. Пчелки, лужайка. Квадраты четырех цветов (белый, голубой, зеленый, желтый), 2 флажка (красный и зеленый). Аудиозаписи.

  Предварительная работа. Беседа с детьми о театре,  о ритме, о свойствах звуков. Знакомство с основами театрального искусства мимикой и жестами. Разучивание стихотворения.  Разучивание распевания «Ляки - даки».Чтение сказки «Волк и семеро козлят».

   Дети заходят в зал, здороваются

1. Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: Ребята,  с каким настроением вы пришли ко мне в зал?

Дети: (ответ)

Музыкальный руководитель: сегодня прекрасное утро?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: А что хорошего произошло у вас за это утро?

(дети высказываются)

Музыкальный руководитель: Я приготовила для вас сюрприз. Соберите все свое хорошее  настроение и все ваши добрые новости в ладошки вот так… (дуют в ладошки). Мы его сейчас сложим в  наш чудесный мешочек.

Мешочек сохранит всю вашу доброту и превратит ее в разноцветные облачка. ( достает платки и подбрасывает их; платки плавно опускаются на пол).

-Ваше доброе, ласковое, веселое настроение стало разноцветным. Посмотрите, я сейчас буду оживлять эти разноцветные облачка. Они хотят научиться  ходить, танцевать,  летать.

Смотрите, как облачко ходит (водит уголком платка по полу)

А может оно, и кружиться (вращает кистью)

А может оно, и  летать (подбрасывает платок, и он медленно падает)

А когда облачко заканчивает свое выступление, оно укладывается на пол.

А чему бы вы могли научить облачко?

Облачка разложены на полу.

Музыкальный руководитель. Вы можете научить танцевать любое облачко, которое вам понравиться.

2. Упражнение «Разноцветные облачка»

Дети под музыку импровизируют «Танец облачков».

После выступления кладут облачко на пол

Ребята, вы сделали доброе дело, научили облачка танцевать.

Сегодня мы отправимся на экскурсию по нашему городу. Пусть каждый        

из вас сядет в свой автомобиль.

3.Игра «Едет весело машина»  (автор М.Ю. Картушина)

В руки руль скорей берите,

И моторчик заводите!

-Накачаем дружно шины, едет весело машина. ( Едут по кругу, врассыпную, змейкой)

-Стой, машина, стой мотор, перед нами светофор. Загорелся красный свет -   значит нам проезда, нет!

Зеленый свет для нас горит - это значит путь, открыт!

С окончанием музыки останавливаются.

-Ребята, куда мы приехали, что  это за здание? (фотография здания  цент культуры «Югра – Презент»)

Здесь есть различные художественные коллективы, в которых занимаются дети. Здесь учат быть артистами. А вы хотите стать артистами?  Давайте поучимся.

-Что такое мимика? (выражение лица)

А что такое жесты? (движение тела).

Артист должен хорошо владеть мимикой и жестами .

Покажите жестами и мимикой чувства, о которых я сейчас буду говорить.

4.Упражнения на развитие выразительности мимики и жеста.

-Человек идет по улице у него прекрасное настроение вдруг ему навстречу выскакивает огромная собака и начинает злобно лаять (страх)

- Мальчик бегал босиком по песку и ушиб ногу о камень (слезы, боль)

Твой товарищ рассказал, что его собака умеет говорить. (удивление)

-Мама разрешила взять в детский сад любимую игрушку. (радость)

- Тебе подарили большой воздушный шар, он вырвался из рук и улетел (огорчение, грусть)

- Мама не разрешила взять в детский сад любимую игрушку. (обида)

5. Игра «Ворота»  

 Тра- та –та (-2 раза) хлопки

Отворились ворота- руки в стороны

А оттуда из ворот

Вышел маленький народ (топотушки)

Показать пиктограммы

Один гномик  вот такой ( проговаривать с соответствующей интонацией и  с мимикой ) и т. д

6. Пальчиковая игра «Гости»

- Сейчас артистами будут наши пальчики.

-Мама, мама,

-Что? Что? Что?

-Гости едут?

- Ну, и что.

-Здрасьте! Здрасьте!

Чмок, чмок, чмок.

-Здрасьте! Здрасьте!

Чмок, чмок, чмок.

 ( проговаривать, изменяя  интонации в  голосе)

7.- Ребята,  какие виды театров вы знаете?

(дети рассказывают)

Музыкальный руководитель:

Едем дальше. И поедем мы на автобусе. Из чего мы можем построить автобус? (из стульев)

8. Логоритмическое упражнение «Автобус»  (слова и музыка Екатерины и Сергея Железновой)

 Остановка. «Художественное училище» Чем здесь занимаются люди? (рисуют, учатся быть художниками)

Я предлагаю вам стать художниками (дети садятся за столы, на которых лежат по 2 квадрата на каждого ребенка по два белого, голубого, желтого цвета и один зеленого)

Представьте, ребята, что вы художники и будете рисовать разные времена года, при этом пользоваться можно только одной краской. Времена года рисовать по порядку.

9. Игра «Времена года»  

Когда начинается год? Зимой. (Выбирают белый квадрат)

-Можете ли вы изобразить весну желтой краской (ответ)

Какое время года будете рисовать желтым цветом (осень)

-почему?

-Можете ли  вы изобразить весну зеленой краской?
(да, весной появляются листики)

Если  весну изобразить зеленой краской, то какой цвет у нас останется для лета? (голубой)

После обсуждения с детьми приходит к выводу: лето лучше рисовать зеленой краской, а весну – голубой, так как весной тает снег, текут ручьи.

Дети выкладывают квадраты в таком порядке: белый, голубой, желтый, белый, голубой….. Работа останавливается: квадратов больше нет

-Почему вы не можете выполнить задание? (потому что не хватает квадрата)

-Почему вы считаете, что после голубого квадрата нельзя положить желтый квадрат? (потому что после весны не может наступить осень, после весны обязательно должно быть лето)

Музыкальный руководитель дает детям  недостающий зеленый квадрат, и дети продолжают выполнять задание.

- Ребята, расскажите, что вы нарисовали, (дети проговаривают названия времен года)

Вывод: времена года идут по порядку и повторяются, т.е. в чередовании времен года есть ритм.

-Слышали вы когда - нибудь такое слово «ритм»? (ответ)

Что такое ритм в музыке? (чередование звуков разной длительности)

Проходят к фланелеграфу

10. Музыкально-дидактическая игра «Сосулька»

Дети делятся на две команды. Обе команды одновременно проговаривают песенку сосулек, одна проговаривает  КАП-КАП с длительностью четверти, другая, кап-кап, кап-кап с длительностью восьмых.

11. Ритм в стихах.

«В духовом оркестре слон»

В духовом оркестре – слон.

На трубе играет он.

Как надуется, как дунет,

Сразу зрителей всех сдует.

Один ребенок озвучивает стихотворение звучащими жестами, остальные вместе отхлопывают любую ритмическую формулу после каждой фразы)

По окончании исполнения все дети слегка приподнимают ноги и откидываются назад, в забавной позе замирают на стуле – «сдуло»

Музыкальный руководитель:

Предлагаю снова сесть в автомобили. (задаю ритмический рисунок, протопав его ногами: «ти-ти-ТА, ти-ти-ТА» , и предлагаю двигаться только в таком ритме). Приехали. Мы остановились у здания, в котором находится  «Школа искусств»

-Чему учат в этой школе? (петь, играть на разных инструментах)

- Чтобы петь, надо владеть дыханием. Артист тоже должен владеть дыханием, так как ему приходится говорить длинные фразы.

12. Игровой тренинг на развитие дыхания и голоса  «У бабушки в деревне»

Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила нас  за стол, поставила самовар. Самовар грелся и закипел: «пых, пых» (выдыхаем),  а рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых-пых» (выдыхаем). Бабушка налила чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у!» (выдыхаем). В доме комары летают –«з-з-з-з». но мы не боимся и пьем вкусный чай: «фуп!» (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять.

На улице тепло, пчелы вокруг летают – «ж-ж-ж-ж». Вкусно пахнет цветами… (вдыхаем запах цветов). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?» а эхо нам ответит: «Кто-кто-кто-кто….» Вдруг мы услышали вой волков: «у-у-у-у…» и решили пойти скорее домой. Пока дошли до дома – наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать. А чтобы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную песню «А-а-а-а-а…» пока мы спали нам приснился сон. (подходят к полянке, на которой сидят пчелы)

13.Упражнение «Пчелки»

-Давайте «оживим»  свои игрушки и познакомим их со свойствами музыкальных звуков.

Какими бывают звуки  по динамике?  (дети жужжат за пчелок передают динамические оттенки), по высоте? (дети сопровождают звукоимитационное пение взлетом и падением руки с бумажной пчелой, по длительности? (поют музыкальные узоры)

Театрально-игровая ситуация. Утро. Пчелки просыпаются, радуются новому дню, раскрывшимся с первыми лучами солнца цветам. (дети управляют полетом бумажных пчел, жужжат). Роль цветка «исполняет» свободная рука. Когда цветок раскрывается, пчелка собирает нектар.

14. Распевание «Ляки-даки» (слова и музыка С.Г. Насауленко)

На слог « жу», спеть  по «цепочке»

Спеть по фразам. «Рыбками и птичками»

- Где же в нашем городе можно поиграть? (В  сквере.)

15. Игра  «Море волнуется …»

Возвращаемся в детский сад.  (видят необычную коробочку в ней шапочки героев сказки)

Музыкальный руководитель: ребята, из какой сказки эти костюмы?

Дети. «Волк и семеро козлят»

Попробуйте себя в роли артистов. Распределяйте роли.

16.Разыгрывают сказку «Волк и семеро козлят»

17. Игра «Скажи комплимент волку»

-Давайте скажем комплименты нашему волку, чтобы он стал добрее и лучше.

(ты верный друг, добрый товарищ, у тебя сильные лапы, белые зубы и т. д)

  Музыкальный руководитель:

Вот и закончилось наше путешествие по нашему городу. Еще не раз вы побываете в разных культурных местах в нашем городе и узнаете много интересного и потом расскажете друг другу! До свидания!

        

Автор-составитель : Пантелеева Е.А

Литература:

М.И. Родина, А.И. Буренина «Кукляндия» учебно-методическое пособие

по театрализованной деятельности,

И.Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм»

Журнал «Музыкальный руководитель» №4-2006 г.

Журнал «Музыкальный руководитель №3-2007 г.

Журнал «Колокольчик» № 38- 2007 г.

Журнал «Музыкальный руководитель» № 4-2005 г.

М. К. Боголюбская «Хрестоматия по детской литературе»



Предварительный просмотр:

«Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

ХМАО-Югра, г. Югорск, МБОУ «СОШ №2»

                                                                                     группы общеразвивающей направленности

музыкальный руководитель Пантелеева Е. А.

  Цель.

Формирование знаний  детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Развитие музыкальных способностей посредством исполнения песен, танцев, игре на музыкальных инструментах. Воспитание любви  к музыке.

Ход занятия.

  Музыкальный руководитель:

Ребята,  сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой!

И другой!

А теперь мои хорошие

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь!

И садитесь!

   Музыкальный руководитель:

Ребята, что мы сейчас делали?

Дети. Топали, хлопали, шумели.

  Музыкальный руководитель:

Как можно назвать такие звуки?

  Дети. Шумы.

  Музыкальный руководитель:

Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.

Скажите, какие звуки можно слышать на улице? А какие дома? (ответ)

Правильно, все это шумы. Давайте поиграем. я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.

Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы)

Шумы - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы, что сейчас вы слышите?

Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне). Это  тоже  звуки, но какие? Шумовые?

(ответ) Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным  звукам относится и пение человека. Давайте повторим: какие бывают звуки.

Шумовые (шумы, голоса природы), музыкальные  (пение человека, игра на музыкальных инструментах)

  Музыкальный руководитель: А сейчас проведем небольшую викторину.

разделимся на две команды и возьмем карточки,  я буду называть звуки, а вы будете относить их  к музыкальным или не музыкальным.

(пение мальчика, скрип дверей, звучание женского хора, шум моря, стук мяча, игра на скрипке, звучание оркестра, шум машины, игра на фортепиано)

А по каким звукам можно узнать человека, даже не видя его?

  Дети. По голосу.

        Игра «Узнай по голосу»  (сб. «Музыка в детском саду» вып.3)

  Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Страну Музыкальных звуков, но сначала нужно ответить на вопросы.

Кто такой композитор?

Кто такой музыкант?

Для кого исполняет свои произведения музыкант? (для  слушателей)

Я вижу, вы готовы к путешествию. Молодцы!

А в страну Музыкальных звуков нас доставит необычный корабль.

Логоритмическая композиция «На воздушном корабле» (автор стихов и движений Е.Е. Соколова)

Вот мы и прилетели в страну  Музыкальных звуков, в городок «Динь-динь». Как же зовут жителей этого городка? Отгадайте загадку.

Веселые крючочки

На линейках сидят

На линейках сидят

Песни петь велят? (ноты)

Есть у меня волшебный ключик, без которого не открыть дверь в домик, где живут ноты. Как называется этот ключ? (скрипичный ключ, или ключ «соль»)

Вот и пришла пора познакомиться с нашими нотками.

Дети рассказывают о нотах, и располагаю  их на нотном стане

  Нота «до»

«До» бежит домой по дорожке,

«До» добралась до ворот

Вверх по лесенке идет.

   Нота «ре»

Нотка спряталась в норе,

Под первой линеечкой

   Нота «ми»

На линейке первой – «ми»!

Музыканты знают это!

Вот теперь и ты пойми:

Нот других со мною нету!

   Нота «фа»

«Фа» - в лесу кричит сова!

   Нота «соль»

На второй линейке – я,

Нотой «соль» зовут меня.

   Нота «ля»

«Ля» - запела вся земля!

   Нота «си»

Нота «си»! Я – тоньше всех,

Вот и забралась наверх.

Я живу над «ми» и «соль»,

Третья линеечка – адрес мой!

На пяти линейках

Весело и дружно

Ноты все живут.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, - вот  как их зовут!

  Дети поют гамму

Вот теперь все нотки в сборе,

Значит,  петь сумеем вскоре!

По лесенке -  чудесенке.

Так легко вверх, вниз  шагать

Ноты нужно изучать,

Чтобы спеть нам песенку!

Песня «Начинаем хоровод» (сб. «Зимняя фантазия» И.Каплунова, И.Новоскольцева)

   Музыкальный руководитель:

Ребята, нотки очень шаловливые, любят бегать, прыгать, танцевать и умеют дружить.

Покажите, какие вы веселые и дружные.

Игра «Ищи» (сб. «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева)

Сейчас ноты приглашают вас в музыкальный магазин, где продаются  музыкальные инструменты. Это магазин необыкновенный, чтобы сделать покупку необходимо правильно простучать ритм.

Игра «Музыкальное лото»
Сказка «Курочка Ряба»
дети  озвучивают сказку автор Т.Э.Тютюнникова

  Музыкальный руководитель.

Вот мы с вами и побывали в стране, где живут ноты. Нотки очень любят свой родной город, в котором живут, а в каком городе живете вы? (ответ). Вы любите свой город?

Давайте споем песню о Родине, о родном  крае, где вы родились.

Песня «Что зовем  Родиной» (журнал «Колокольчик»№25 2002г.)

  Музыкальный руководитель: Ребята,  наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Я хочу вам пожелать, любите музыку, дружите с ней. Пусть музыка будет вашим другом. Добрых вам встреч с музыкой! Пусть в вашей душе звучит маленький колокольчик, звук которого дарит вам тепло и радость окружающим!

Под музыку дети уходят из зала.

Используемая литература.

Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении»

Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки » №3 2002г.

Журнал «Музыкальная палитра» №4 2005 г.

Журнал «Колокольчик»№25 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"

Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....