конспект музыкальной встречи детей и родителей в группе кратковременного пребывания "В гости к Фее Музыки"
план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему
В конспекте музыкальной встречи раскрываются особенности музыкального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_fee_muzyki_.doc | 56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В гости к Фее Музыки
Цель - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку у детей 2 – 3 лет;
- прививать любовь и интерес детей к музыке.
Задачи:
1. Знакомить детей с произведениями, передающими оттенки веселого, радостного настроения.
2. Знакомить детей с музыкальными произведениями сдержанного, несколько сурового характера.
3. Передавать характер музыки через тактильные, образные и ритмо - пластические движения, через шумовые инструменты, песенные импровизации.
Ход
Дети и родители заходят в зал с воспитателем, здороваются с гостями. Воспитатель находит приглашение, читает: «Дорогие друзья! Я, Фея Музыки, приглашаю вас в гости! Музыкальные лошадки покажут вам дорогу! Жду вас с нетерпением!»
Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки».
Воспитатель: А вот и лошадки, сядем на них! А теперь в путь!
Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки», дети и родители едут к Фее Музыки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, лошадки привезли нас на цветочную полянку. Здесь живет Фея Музыки!
Звучит «Май, милый май» Ф. Шумана, выходит Фея Музыки.
Фея Музыки: Здравствуйте ребята! Здравствуйте мамы! Очень рада вас видеть! Присаживайтесь. Я пригласила вас в гости, чтобы познакомить с моими друзьями.
Звучит «Птичник» К.Сен – Санса.
Ребятки, смотрите, прилетела Птичка! Она хочет подарить вам свою музыку.
Звучит «Птичник» К.Сен – Санса.
Воспитатель: Ребята, какое радостное настроение у птичек! Они поют такие веселые песенки!
Фея: Давайте и мы поиграем в птичек. Эти разноцветные ленточки помогут, они будут вашими крылышками. Возьмите ленточки. 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!
Звучит «Птичник» К.Сен – Санса, дети и родители превращаются в птичек и передают характер музыки через образные и ритмо - пластические движения.
А теперь радостное настроение птичек передадим своими песенками.
Родители и дети исполняют песенные импровизации на слоги фи – фи, чив – чив, фью – фью.
Воспитатель: Ребятки, у нас получился целый птичий хор! Спасибо тебе, Птичка за музыку!
Фея: А еще на моей полянке живет лев. Это царь зверей. Он грозен и умен. Все звери его уважают. А вот и он.
Звучит «Королевский марш» К.Сен - Санса.
Музыка грозная, суровая. Царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени пугает всех своим рычанием. Передадим грозный характер музыки движениями рук.
Звучит «Королевский марш» К.Сен - Санса, дети и родители передают характер музыки ударами кулачков, ударами кулачков по коленям, отрывистыми восходящими и нисходящими движениями, ладонями рук.
Пусть каждый из вас расскажет о музыке.
Дети и родители высказываются о музыке словами – эпитетами.
А теперь превратимся в грозных львов. 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!
Звучит «Королевский марш» К.Сен - Санса, дети передают характер музыки образными и ритмо – пластическими движениями.
Замечательные получились львы! Левушка принес для нас ритмические палочки и погремушки. С их помощью мы передадим характер музыки. Когда звучит музыка грозная, суровая – мы будем играть на ритмических палочках. А рычание льва изобразим погремушками.
Звучит «Королевский марш» К.Сен - Санса, дети и родители передают характер музыки через шумовые инструменты.
Воспитатель: Спасибо, милая Фея, за приглашение. Мы в группе будем слушать музыку, и вспоминать твоих замечательных друзей. А теперь нам пора возвращаться!
Фея: Спасибо и вам, что приняли мое приглашение! Счастливого вам пути, до новых встреч!
Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки».
Воспитатель: А вот и лошадки, все сели? Поехали домой!
Звучит музыка П.Чайковского «Игра в лошадки», дети и родители возвращаются.
Вот мы и вернулись! Закончилось наше путешествие, попрощаемся с гостями.
Выступление
Эмоциональная отзывчивость на музыку в музыкальной педагогике и психологии рассматривается как особая музыкальная способность, природа которой соотносится с эмоциональной природой музыки. Так, эмоциональная отзывчивость на музыку в трактовке Б.М.Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нем, а также способности активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Б.М.Теплов рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Вместе с тем он отмечает, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей проявляется, прежде всего в любви и интересе к слушанию музыки. Н.А.Ветлугина отмечала, что эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста предполагает эмоциональный отклик, способность ориентироваться в музыке как в жизненном явлении, умение адекватно реагировать на заложенное в ней образно-эмоциональное содержание, а также включает творческие проявления, предпочтения и оценочные отношения ребёнка к музыке. Получая развитие в младшем дошкольном возрасте, эмоциональная отзывчивость на музыку, как считает Н.А.Ветлугина, выступает основой формирования музыкальных интересов, начал эстетического вкуса детей. Приобщаясь к миру искусства, сопереживая эмоционально насыщенному его содержанию, ребёнок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, осознавая которые, он испытывает потребность нового общения с музыкой, что и влечет за собой развитие интереса и музыкальных предпочтений. Таким образом, эмоциональная отзывчивость на музыку связана с восприимчивостью и отношением ребёнка к музыкальным произведениям. Объективной характеристикой эмоциональной отзывчивости на музыку являются эмоциональный отклик, наличие сопереживания, осознание выразительности музыкальных интонаций (понимание музыкальной речи) и внешне выраженное эмоционально-оценочное отношение к музыке, проявляющееся в музыкальных предпочтениях. Основу данного личностного качества детей дошкольного возраста составляет музыкально-интонационный опыт, влияющий на эмоционально-оценочное отношение к произведениям музыкального искусства. Развиваясь в дошкольном возрасте, эмоциональная отзывчивость выступает базисным компонентом в становлении таких структур музыкально-эстетического сознания личности, как музыкальные интересы, потребности, эстетические эмоции и вкус.
На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера.
У детей развиваются слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.
Детям характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в развитии движений, сознательно воспроизводимые певческие интонации.
Дети с удовольствием участвуют в музыкальных играх, передавая образы (льва, рыбок, птички и др.), различают тембровую окраску: колокольчики, погремушки, ритмические палочки, шуршалки.
У детей накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако, устойчивость их внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3-4-х минут, поэтому быстрая смена игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.
На музыкальных занятиях требуется создать атмосферу радостного оживления, стремления вовлечь детей в ситуацию музыкальной игры, завоевать доверие детей, а также привлечь родителей для участия в музыкальном занятии и обучить их методам и приемам музыкального развития детей в домашних условиях.
Родители остаются вместе с детьми и выполняют все задания совместно. Это, в свою очередь, помогает родителям лучше понять проблемы ребенка, научиться адекватно организовывать свое с ним общение дома.
На музыкальных занятиях родители вместе с детьми знакомятся с композиторами, с музыкой разного характера и настроения, высказываются о характере музыки, передают музыкальные образы через ритмо – пластические движения с помощью ленточек, платочков, моделируют характер музыки движениями рук, сочиняют песенки, оркеструют пьесы с помощью погремушек, бубнов, колокольчиков, ритмических палочек.
В своей работе мы используем игры-уподобления:
- тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;
- двигательные, моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов;
- интонационные, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки;
- вокальные, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;
- инструментальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;
- цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное содержание музыкального произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.
В условиях групп кратковременного пребывания сотрудничество с родителями становится решающим фактором, так как полноценное образование ребёнок может получить лишь в том случае, если родители общаются и занимаются с ним.
Кроме прямого присутствия родителей на музыкальных занятиях, мы применяем и другие методы просвещения родителей: знакомим родителей с содержанием музыкальных занятий на каждый месяц, обсуждаем с родителями результаты музыкальных занятий, ведь каждый родитель хочет видеть положительные результаты музыкального развития своих детей, разъясняем причины затруднений у детей при выполнении тех или иных заданий, разъясняем роль родителей на музыкальном занятии. Консультации и практические занятия помогают понять родителям особенности музыкальной деятельности. Мы также рекомендуем классические музыкальные произведения, упражнения для лучшего усвоения того или иного музыкального материала в домашних условиях.
В помещении, где родители ожидают детей, у нас имеются стенды. На них выставляется наглядная информация по вопросам музыкального развития детей, рекомендации по организации слушания музыки дома, вывешивается музыкальный репертуар.
Организация совместной работы с родителями воспитанников групп кратковременного пребывания должна строиться на основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:
- единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи музыкального развития ребёнка хорошо понятны родителям, когда родители знакомы с методами и приёмами работы музыкального руководителя, а музыкант используют лучший опыт семейного воспитания;
- систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов, способностей и возможностей;
- взаимное доверие и взаимопомощь музыкального руководителя и родителей на основе доброжелательной критике и самокритики;
- досуговые мероприятия для родителей и детей;
- укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Вне зависимости от формы работы с родителями главной задачей является формирование коллектива родителей – единомышленников, которые доверяют педагогу, его профессионализму, личной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей в группе кратковременного пребывания "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада...
Формы работы с родителями в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями
Этот материал содержит практическую информацию по работе с детьми с ОВЗ и их родителями. Как научиться налаживать контакт с семьей и какие формы работы помогут в этом наиболее полно отражены в тексте....
Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания»
Консультация для родителей по теме:«Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания».Создание групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях призвано...
Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.
Важным в дошкольном образовании является согласованность совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности группы кратковременного пребывания «Кроха» Тема: «С музыкой мы дружим» (1.5-3 года)
Конспект непосредственно-образовательной деятельностигруппы кратковременного пребывания «Кроха»Тема: «С музыкой мы дружим»(1.5-3 года)...
конспект музыкальной встречи детей и родителей в группе кратковременного пребывания "В гости к Фее Музыки"
В конспекте музыкальной встречи раскрываются особенности музыкального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте....
Роль музыкальных занятий в период адаптации детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания
Методические рекомендации музыкальным руководителям...