презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ
презентация по логопедии на тему
Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya-logopeda_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov_s_onr.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В . А. Сухомлинский
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм . Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи. Основная задача учителя-логопеда ДОУ - всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение) . Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником. 3
Задачи экологического воспитания Воспитатель формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику. развитие познавательного интереса к природе формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения воспитание бережного отношения к природе развитие чувства эмпатии к объектам природы формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями воспитание восприятие себя как части природы. формирование навыков рационального природопользования и желания охранять и беречь природу Учитель-логопед Активное поддержание воспитателя в решений этих задач, решая и коррекционные задачи: формировать звукопроизношение развивать фонематическое восприятие обогащать словарный запас преодолеть аграмматизм формировать слоговую структуру слов развивать связное речевое высказывание р азвитие восприятие , внимание, память, мышление 4
Методы экологического воспитания: наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций). словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы). практические (экологические игры ). 5
Дидактические эколого-речевые игры в работе учителя-логопеда Цель: развитие словаря и грамматического строя речи у дошкольников; сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений. « Съедобное – несъедобное» 6
«Когда это бывает? » 7
Рассматривание картин помогает развивать монологическую речь детей, обучение которой строится по следующим видам рассказов: О писательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Огурец», «Собака», «Первоцветы», - Описательный рассказ, построенный на сравнении разных предметов («Яблоко и груша», «Ель и береза», «Корова и кошка») - Описательный рассказ о времени года («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени? ») ; - Составление творческих рассказов по воображению («Кто самый сильный? », «Путешествие на Север», - Составление творческих рассказов из личного опыта («Как наша семья отмечала Масленицу», «Как мы поздравим мам и бабушек», - Составление коллективных описательных рассказов по фотографиям и репродукциям картин известных русских художников («Защитники Отечества», «Три богатыря» В. М. Васнецова) - Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной») . 8
Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания . У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон) Чтоб стал красив он и высок, Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы) Должны работать корешки! (изображают “корни”) 9
Особое место в работе уделяется совместной деятельности детей и их родителей: - на стенде вывешивается информация о лексической теме недели (обогащение словаря, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи) ; тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года ; экологический конкурс, например «Книжка-малышка» (загадки, стихи, рассказы, рисунки о каком-то времени года) ; консультация для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания ». Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. 10
Список литературы 1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений, Альбом 2. Мир животных, Альбом 3. Мир человека. М: Гном, 2014. 2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. :«Детство-пресс», 2006. 3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие /Под ред. С. Н. Николаевой. М. : Педагогическое общество России, 2007. 4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) .СПб. : СОЮЗ, 1999. 5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003. 6. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004. 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателей по оздоровлению детей с общим недоразвитием речи»
Совместная работа медицинского работника, воспитателя и логопеда начинается с момента поступления ребенка в группу. И далее наблюдение ведется на протяжении всего периода пребывания детей в логопедич...
Перспективное тематическое планирование совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи III уровня
Коррекционная работа педагогов логогруппы...
Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по обогащению глагольного словаря
Приемы словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях по обогащению глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"
Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Сан...
Выступление на ГМО учителей-логопедов " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"
В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...
«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».
laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.
Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...