Музыка и эмоции
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Конспект тематического музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_emotsii.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«МУЗЫКА И ЭМОЦИИ»

 (для детей старшего дошкольного возраста)

 Цель:

-Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальную деятельность.

Развивающие задачи:

- Развить способность внимательно слушать музыку;

- Развить способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера  и  передачи  выражения в эмоциях.      

Образовательные задачи:

-  Развивать  музыкальную память.

-  Формировать умение высказываться о музыке, используя  разнообразные  определения;

-   Учить чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение;

-   Развивать   эмоциональную отзывчивость на музыку в эмоциях через восприятие музыкальной выразительности: мелодия, темпоритм, динамика.

-  Формировать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности

-   Закреплять навык использования  знакомых плясовых движений в свободной пляске.

Воспитательные задачи:

- Поощрять самостоятельность детей, доброжелательное отношение к друг другу при совместный действиях.

Методы: наглядный, слуховой, словесный, игровой.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию на протяжении всего занятия.

Материалы: музыкальная игрушка- Солнышко; три куклы: Веселинка, Грустинка, Злючка; атрибуты: платочки, шарфики, султанчики; на каждого ребёнка: квадратики трёх цветов: жёлтый, синий, чёрный  и зеркало; мешочки соответствующих цветов; цветных фартучка и 4 ленточки для кукол, подставки с номерами столов: один, два, три; набор эмоций изображённых на деревянных яичках.

Оборудование.  Музыкальный инструмент, цветограммы  для игры «Эмоции и цвет», настольное пособие (яички с изображением эмоций: радость, грусть, злость) для музыкально – дидактической  игры «Угадай мелодию».

Образовательные  области: Познание, Коммуникация, Музыка (Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС)

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Музыкальное сопровождение: «Болезнь куклы» П.И.Чайковский, «Полька» М. Глинка (закрепление), «Клоуны» Д. Кабалевского (знакомство), танцевальное творчество «Вальс» С. Майкопар.

Предварительная работа: слушание музыки разного характера, эмоционально реагируя, передавая эмоциями (радость, грусть).

 «Плясовая» русская народная мелодия, «Полька» М. Глинка (радость).

 «Дождик» муз. Б. Антюфеев, «Болезнь куклы» П.И.Чайковский (грусть)

Ожидаемые результаты: дети умеют передавать различные эмоции: радость, грусть, злость; эмоционально реагируют на музыку разного характера; проявляют творческую активности при  согласовании музыки и движения.

Последующая работа: Все три мешочка лежат в шкафу. Когда  кто-то из детей начинается злится или грустить воспитатель подходит к шкафчику и незаметно для детей открывает мешочек и говорит: «Видно узелок на мешочке развязался». (Дети вместе с воспитателем завязывают мешочек).

Х О Д   З А Н Я Т И Я

I часть. Оргмомент.

(Дети входят в зал свободно, здороваются (песенкой).

 Этап 1. 

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в наш красивый светлый зал? (Ответы детей). Я и сама вижу, что у  вас хорошее, весёлое  настроение. Как у нашего Солнышка (показывает детям знакомую заводную игрушку). А вы знаете, что Солнышко может не только улыбаться, но и петь весёлую песенку. Сейчас оно вам споёт, и мы тоже повеселимся вместе с ним (дети пританцовывают, ритмично хлопают в ладоши, подпевают на одном слоге песню).

II часть. Основная.

Этап 2.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Сейчас я вас познакомлю с куклой, у которой очень интересное имя - Веселинка. Она всегда весёлая, улыбается (показывает куклу в красивом  платье яркого цвета). Ребята вы уже знаете, что настроение может быть разным. Когда весело светит солнышка, какое у вас настроение? (дети –весёлое). А как можно передавать радостное настроение?(ответ детей)

   Сегодня я вам сыграю  музыкальное  произведение, а вы подумаете какое оно по характеру.

Слушание «Полька» М. Глинки(закрепление)

(После прослушивания дети по очереди говорят какого характера данное произведение: весёлое, радостное, бегающее, жизнерадостное).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Сейчас я сыграю  музыкальное произведение, а вы с помощью танцевальных движений постараетесь передать в движениях весёлое настроение. Для  этого  вы можете взять любые атрибуты которые лежат на столе по своему желанию.     

           Танцевальное творчество.  Музыка «Вальс» С. Майкопар.

 (Дети выполняют движения согласно характера  музыки, используя разные атрибуты)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: А вы знаете, ребята, у  Веселинки есть подружка, но она часто грустит и плачет. Её зовут  Грустинка (педагог показывает куклу в синем платье).  Сейчас мы с вами вспомним музыкальное произведение, которое может  изобразить настроение  этой куклы.

          Слушание «Болезнь куклы» П.И.Чайковского(закрепление)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, назовите  имена подружек, с которыми вы познакомились.

Дети:  Веселинка, Грустинка.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, у этих двух подружек есть и третья подружка, её зовут Злючка (педагог показывает куклу в платье тёмного цвета). Давайте спросим куклу, где она была?

ДЕТИ:  Где ты была? (кукла топает тогами)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Она, наверно, обиделась ,что мы её спросили не очень вежливо. Давайте исправим свою ошибку.

ДЕТИ: Скажи пожалуйста, где ты была? (кукла отворачивается)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, скажите пожалуйста: «Вы хотите быть похожими на эту куклу?»

ДЕТИ: Нет!

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Я предлагаю послушать музыкальное произведение, а вы мне ответите, какое настроение передаёт это произведение.

           Слушание  «Клоуны» Д. Кабалевского(знакомство)

(Музыкальное произведение исполняется  быстро, отрывисто)

ДЕТИ: Злая, громыхающая, резкая, страшная  и т.д.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, кто бы из вас хотел быть похожим на Веселинку?  (дети поднимают руки).  А на Грустинку? (дети не поднимают руки, качают головой), а на Злючку? (дети отталкивают от себя руки, изображая в эмоциях нежелание).

   Ребята, давайте с вами поможем нашим куклам, ведь они тоже очень хотят остаться в нашей группе, чтобы вы с ними играли. Для этого мы в их платье внесём красивые, яркие цвета, завяжем их косички красивыми ленточками, чтобы им было веселее и радостнее. Дети надевают Грустинке и Злючке красивые цветные фартучки. Завязывают косички красивыми лентами.

Этап 3. Игра «Эмоции и цвет» автор Гончаренко Г.А.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Задача:  Согласование  музыки, эмоции  и цвета.

Содержание игры: У каждого ребёнка на столе лежат цветограммы (квадратики трёх цветов: жёлтый, синий, чёрный) и зеркало. По указанию музыкального руководителя взять зеркало и передать эмоции соответствующее характеру музыкального произведения и цвету квадратика.

 (Дети выполняют задание:

             Исполняется «Полька» М. Глинки(второй  раз)

РАДОСТЬ (каждый  ребёнок улыбается и поднимает жёлтый квадрат).

            Исполняется «Болезнь куклы» П.И.Чайковского(второй раз)

ГРУСТЬ (каждый  ребёнок  изображает грусть и поднимает синий квадрат).

           Исполняется «Клоуны» Д. Кабалевского( второй раз)

ЗЛОСТЬ (каждый  ребёнок  изображает злость и поднимает чёрный  квадрат).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, я предлагаю плохое настроение положить в мешочек чёрного цвета, грусть в мешочек синего цвета, весёлое настроение в мешочек жёлтого цвета. И давайте с вами постараемся, чтобы мешочек синего и чёрного цвета никогда не открывался и завяжем их крепко – крепко, а мешочек жёлтого цвета всегда был бы для нас открыт. Согласны?

ДЕТИ: Да! ( дети раскладывают квадратики по мешочкам соответствующих цветов).

Этап 4.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, настроение мы с вами сегодня передавали в движениях, эмоциях. Я предлагаю вам побыть маленькими художниками. Согласны?

Дети: Да!

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Существует ещё один приём передачи эмоций – это рисунок. Сейчас я вас покажу три эмоции, которые художник изобразил (детям показываются яички крупных размеров  с  изображением различных эмоций( дети по очереди рассматривают яички). Настало время нам с вами поиграть.

                 Музыкально – дидактическая игра  «Угадай мелодию»

                                  автор Гончаренко Г.А.

Задача: Развитие  музыкальной  памяти

Содержание  игры: Дети рассчитываются  по порядку номеров: один, два, три. Затем садятся за стол соответствующего номера. Музыкальный руководитель  на  каждый стол ставит одно яичко с изображением эмоции. Каждая подгруппа рассматривает  своё яичко с изображением  эмоции. На звучания отрывка из музыкального  произведения, дети угадывают мелодию,  поднимают руки, характер музыкального произведения которого соответствует данном виду эмоции.

III часть. Итог.

Этап 5.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. Наше занятие подошло к концу.

Вы пришли сегодня с хорошим настроением в музыкальный зал. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас всегда!   (Прощание песенкой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки и эмоции при проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми

Музыка в значительной мере помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребенка. На фоне прогрессивных изменений, происходящих в системе дошкольного воспитания, развитию эмоциональ...

Влияние музыки на эмоции детей

Консультация для педагов...

Музыка, движения, эмоции, игра

"Двадцать первый век - век высоких технологий, век информации и технического прогресса". Этот тезис вошел в наш быт, доминирует в нашем сознании и постепенно становится неким лозунгом, девизом, на кот...

Интегрированное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя "Музыка и эмоции"

Интегрированное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя  "Музыка и эмоции" для детей 4-7 лет в детском саду....

Музыка, движения, эмоции, игра

Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок ...

Музыка, настроение, эмоции

Музыка в жизни человека. Дидактические игры по теме "Музыка, настроение, эмоции"....

Консультация " Музыка и эмоции. Словарь эстетических терминов в музыке"

Консультация " Музыка и эмоции. Словарь эстетических терминов в музыке"...