Роль народного музыкального искусства в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
статья по музыке на тему
Народное творчество является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает нравственно здоровым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galimullina_g.r._rol_nar_muz_isva.docx | 15.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Галимуллина Гульназ Ринатовна
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №140», г. Казань
Роль народного музыкального искусства в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам искусства. Примеры раннего проявления музыкальности ребенка наблюдаются на музыкальных занятиях в ДОУ, задача педагога - развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык народных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе воспитания детей. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Ценность народного искусства в том , что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. Оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от него удовольствие и эмоциональный заряд, т.е. воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное творчество стимулирует развитие творческих способностей личности.
Как показали исследования педагогов и психологов ( Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Запорожец А.В.Комарова Т.С., Логинова В.И., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б., Шпикалова Т.Я. ), период дошкольного детства является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Народное творчество является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает нравственно здоровым.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. Прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяли рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове и в ритмичных движениях.
Народная песня - одно из ярких произведений музыкального фольклора- входит в жизнь ребенка как основа музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота- характерные черты песенного народного творчества. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, высокохудожественны. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.Народный песенный материал способствует эффективному решению певческих задач: постепенная выработка естественного, легкого звучания голоса; чистота интонации в пении; расширение диапазона детского голоса; увеличение объема дыхания; выразительность исполнения.
Народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, где славили духов природы, задабривали их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в народные хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Вершина творческих достижений – участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно здесь дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, музицирования на музыкальных инструментах (в том числе и народных), исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе
Циклограмма календарного планирования, содержащая различные формы работы с детьми на целый день, в течение недели...
«Роль русских народных песенок, пестушек, потешек в воспитательно-образовательном процессе» Мастер – класс для педагогов.
Мастер - класс в виде презентации.Цель: приобщение к русским корням и истокам, и культуре в целом.Задачи: взрослые должны помочь детям постичь своеобразие русского национального хара...
Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»
Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Роль личности педагога в воспитательно-образовательном процессе
Роль личности педагога в воспитательно-образовательном процессе...
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»...
Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обуче...
Консультация для младших воспитателей ДОУ: «Роль младшего воспитателя в воспитательно – образовательной работе с детьми»
Острая восприимчивость и наблюдательность малышей. Их стремление быть похожими на взрослых обязывает и педагога, и няню быть достойными подражания....