Занятие по логоритмике "Прогулка в Зоосад"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.
- Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
- Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
- Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
- Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
- В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. | Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. | ||
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. | Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. | ||
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. | Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. | ||
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. | Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. | ||
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. |
| Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. | |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. | Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. | ||
Упражнение на развитие словотворчества. | Расширение активного запаса детей. | ||
В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих
игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.
В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.
Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.
В практическую работу по использованию логоритмики включились все логопеды нашего детского сада. При совместной работе творческой группы логопедов и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.
При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-
педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zoopark.doc | 2.12 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурно-оздоровительной ситуации"Путешествие в зоосад"
Конспект направлен на решение задач валеологического образования дошкольников по теме "Органы слуха"...
методическая разработка проект "Зоосад"
Проект расчитан на 2 недели и охватывает все направления развития....
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему: «Что такое зоосад?»
Формировать у детей понятие – рассказ. Побуждать детей проводить простейший анализ литературного текста, осмысливать сюжет, передавать своими словами события, происходящие с героями рассказов. Упражня...
Сценарий логопедического досуга "Путешествие в зоосад"
Логопедический досуг как форма закрепления речевых навыков Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, осуществляется в дошкольных учреждениях в форме индивидуа...
Музыкальный досуг, посвященный Дню космонавтики "Космический зоосад"
Возраст детей: подготовительная группаТема: космосНаглядность: фото- и видеоматериалы, глобус, карта звездного неба...
Конспект НОД по физическому развитию для старшей группы "Зоосад"
Конспект НОД по физическому развитию...
Конспект интегрированного занятия «Прогулка по зоосаду» в первой группе раннего возраста
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71Центрального района Санкт-Петербурга Конспект интегрированногозанятия «Прогулка по зоосаду»в перво...