Конспект музыкального занятия "Осенние мотивы"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Скрипачева Елена Николаевна

Цель данного конспекта: умение обобщать представления детей о признаках осени, учить детей видеть и передавать колорит осеннего пейзажа, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_motivy.docx22.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкально-тематического занятия

«Осенние мотивы»

для детей старшей группы

  1. Тип занятия: обобщающее
  2. Вид: тематическое
  3. Тема: «Осенние мотивы»
  4. Возраст: 5-6 лет.
  5. Программное содержание:
  • Обобщить представление детей о признаках осени. Учить видеть и передавать колорит осеннего пейзажа, закреплять знания об изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений.
  • Учить детей сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать характер музыки.
  • Слышать в музыке осенние краски и передавать их в движении, пластике.
  • Совершенствовать голосовой аппарат, опираясь на диапазон, сохраняя индивидуальность типа детского голоса, воспитывать культуру пения в зависимости от образно-поэтического характера песни, продолжать развивать умение петь коллективно.
  • Воспитывать культуру поведения, поддерживать положительный эмоциональный настрой и доброжелательное отношение всех участников занятия.
  1. Словарная работа: сумрачная, летящая.
  2. Оборудование: мольберт, стульчики по количеству детей, ТСО.
  3. Материал: иллюстрации с изображением осенних пейзажей – сентябрь, октябрь, ноябрь, 3 листа – серебристого цвета, зеленый с желтым, зелено-красно-желтый, листья для исполнения танца,  листья для игры, зонты на танец, зонт на сюрпризный момент.
  4. Предварительная работа: разучивание песен, танцев, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы.
  5. Индивидуальная работа – разучивание с группой девочек «Танца с зонтиками».
  6. Структура занятия:

1 часть – беседа, исполнение танца с листьями «Осенний венок».

2 часть – слушание двух музыкальных произведений, беседа

3 часть – исполнение песен «Көз», «Разноцветные листочки»

4 часть – вход героя, беседа с детьми

5 часть – исполнение парного танца «Старинная полька»

6 часть –игра «Раз, два, три – этот лист бери»

8 часть – сюрпризный момент, итог занятия

Под музыку дети забегают на носочках в зал, становятся в шеренгу вдоль центральной стены.

В центре зала на полу по кругу разложены парно листья.

Муз.рук. (аккомпанируя себе, поет): Здравствуйте, ребята!

Дети.   (Под аккомпанемент, поют): Здравствуйте!

Воспитатель. Ребята, посмотрите на пол, кажется здесь был проказник ветерок и разбросал все листья.

Слышится звук ветра.

Воспитатель. А вот и он сам, только мы его не видим. Что же он хочет?

Дети идут по кругу под музыку, затем останавливаются.

Муз.рук. Ребята, я кажется догадалась. Он хочет рассказать вам свою историю. Однажды нежный легкий Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежал через парк, в котором жили его друзья – листочки. Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер. Ребята, ветерок хотел попрощаться с нами. Давайте, и мы с вами порадуем его своим прощальным танцем.

Танец «Осенний венок» муз. и сл. З.Роот

Муз.рук. Молодцы, ребята, а теперь давайте пройдем на стульчики.

Дети садятся на стульчики, кладут листья под стульчики. Перед детьми мольберт с различными изображениями осени.

Муз.рук. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации скажите, какое время года на них изображено?

Дети рассматривают три иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени.

Дети. Осень!

Муз.руководитель. Правильно, ребята, здесь изображена ранняя, золотая и поздняя осень. Поэтому иллюстрации немного отличаются друг от друга цветом и настроением. Как вы думаете на каком изображении ранняя осень, на каком золотая и на каком поздняя?

Муз.руководитель вызывает по очереди детей, которые выполняют задание, выбрав нужную иллюстрацию.

Муз.руководитель. Ранняя осень – это преобладание зеленого и немного желтого цвета. Золотая – желтый, красный, оранжевый и немного зеленого, а поздняя – белый или серебристый.

К иллюстрациям муз.рук. добавляет цветовые схемы.

Музыкальный руководитель. Да, действительно, осень бывает такая разная, только осенью бывает такое буйство красок! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья уже опали. А вот и снежинки – вестники зимы. Все эти переодевания бывают осенью.  Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». Послушайте отрывок из первого произведения, подумайте и скажите какое настроение этого музыкального произведения.

Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди  "L'autunno" (Осень) I часть - Allegro («Времена года»).

Музыкальный руководитель. Какое настроение у этого музыкального произведения?

Дети.       Веселое, радостное, светлое, игривое.

Муз. рук. Да, ребята, пьеса полна света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно.

Муз. рук. Ребята, а можно сказать, что музыка была полетной?

Дети.        Да.

Муз. рук. Молодцы, а теперь слушайте другой отрывок под таким же названием и определите его настроение.

Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди  

  "L'autunno" (Осень) II - Adagio molto («Времена года»).

Муз. рук. Какое настроение у этого музыкального произведения?

Дети.        Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.

Муз. рук. Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно.

Муз. рук. А можно ли сказать, что эта музыка была сумрачная?

Дети.        Да.

Муз. рук. Ребята, характер этих двух произведений одинаковый или различный.

Дети.       Характер у них разный. В первом произведении - светлое, полетное, радостное, во втором – грустное, печальное, сумрачное.

Муз.рук. Обо всех временах года композиторы сочиняют музыку, художники пишут картины, поэты посвящают стихи. А когда композитор сочинит мелодию на стих поэта, получается песня. И песни бывают разного характера. Давайте мы сейчас с вами исполним две песни разного характера, хоть и обе они об осени.

Песня «Көз» муз.

Муз.рук. А сейчас назовите мне знакомую вам осеннюю песню, только веселого и радостного настроения?

Дети.       «Разноцветные листочки».                                     

Песня «Разноцветные листочки» муз. и сл. А.Евтодьевой

После исполнения песни слышится звук дождя, ветра.

Воспитатель. Ребята, кажется погода начала совсем портиться, просто непогодица какая-то. Давайте пройдем  на стульчики, и посмотрим что же случилось?

Под звуки дождя в зале появляется Непогодица. Она плачет.

Воспитатель. Здравствуйте, многоуважаемая. Что с Вами случилось?

Непогодица.   Что случилось? Что случилось? Разве не видите, у меня плохое настроение.

Воспитатель. Может мы Вам сможем помочь?

Непогодица.  И как же это?

Воспитатель. Для начала скажите, кто Вы такая.

Непогодица.  Я – Непогодица Ненастьевна.  

Воспитатель. Почему же Вы такая грустная?

Непогодица.   Скучно мне и грустно, ведь все мои друзья - это дождь, слякоть и сырость, больше никто со мной дружить не хочет.

Воспитатель. Хотите, мы с Вами дружить будем?

Непогодица.   Но ведь меня никто не любит, все от меня убегают и прячутся.

Воспитатель. Что Вы, это не про наших детей. Сейчас, я уверена, Вы совсем забудете про грусть. Ребята, давайте нашей гостье исполним веселый, дружный танец.

Парный танец «Старинная полька».

Непогодица. Ребята, какой замечательный у вас танец. А я знаю одну интересную игру, только вот играю я в нее всегда одна. А одной совсем не интересно.

Воспитатель. А Вы поиграйте с нами..

Непогодица.  А вы будете?

Дети.               Да!

Замечает под елочкой листья.

Непогодица.  Посмотрите, как много листиков упало на дорожку после сильного ветра. Давайте с ними поиграем?

Берет листья, разбрасывает их по залу.

Игра «Раз, два, три – этот лист бери»

Непогодица произвольно разбрасывает в центре зала разные по цвету листья. Дети под музыку двигаются по кругу. После слов, дети должны взять тот листик, про который говорит Непогодица. Она дает такие задания:

«Раз, два, три – желтый лист бери»,

«Раз, два, три – красный лист бери»,

«Раз, два, три – кленовый лист бери»,

«Раз, два, три – такой же как у меня лист бери»,

«Раз, два, три – ничего не бери».

Воспитатель. Ну, что, Непогодица, теперь мы друзья?

Непогодица.   Конечно, а рада с вами подружиться!

Воспитатель. Наши дети никогда от тебя не прячутся, ну, разве только под зонтик. Вот – смотри!

Группа девочек исполняют «Танец с зонтиками».

Непогодица. Ребята, а это так весело гулять под зонтиком. Ой, у меня же тоже есть зонтик, необычный, непростой.

Забегает за ширму и под веселую музыку выносит зонт, открывает его, внутри висят конфетки.

Непогодица. Этот зонт, ребята я дарю вам, вспоминайте меня.

Дети.              Спасибо!

Слышится звук ветра.

Непогодица. А вот и проказник ветерок, я побежала за ним. Ребята, до новых встреч!

Убегает.

Муз. рук. Ну что ж, ребята, вот такая необычная встреча произошла сегодня у нас. Ну, а сейчас, пришло время прощаться. Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии и что вам больше всего понравилось.

Ответы детей.

Муз.рук. исполняет музыкальное прощание, дети повторяют, уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Медвежьегорские мотивы"

Конспект занятия о расширении знаний о родном городепосредством изобразительной деятельности и словотворчества....

Конспект НОД по мотивам сказки "Теремок" во второй младшей группе.

Знакомство со сказкой " Теремок", с основными персонажами путем драматизации....

Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ в проведении занятий на тему  "Народная музыка"....

конспект музыкального занятия (сценарий) по мотивам сказки "12 месяцев"

Конспект музыкального занятия(сценарий) по мотивам сказки "12 месяцев"...

Конспект музыкально-ритмического занятия по мотивам сказки "Зимовье зверей"

Музыкально-ритмическое занятие с детьми раннего возраста совместно с родителями. Использование нетрадиционных техник в работе (выполнение открытки)....