Интегративное занятие на тему «Репка» с элементами национального колорита. Музыкально-театрализованная деятельность
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Цель: Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Художественная литература», «Познание», «Художественно-эстетическое развитие». Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через интеграцию различных видов искусств: музыка, театр, народный фольклор. Развитие интереса к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.
Задачи:
Обучающая: Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой, певческих навыков. Внедрение УМК для старшей группы посредством театрализованной деятельности. Знакомство с композиторами и их произведениями.
Развивающая: Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности с использованием здоровье- сберегающие технологий.
Воспитательная: Воспитание в детях чувства прекрасного посредством воздействия музыки и поэзии; привитие любви к культуре татарского народа.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов, песен, танцев, хороводов, знакомство с альбомом «Времена года» П.И.Чайковского, художественно-эстетическая деятельность детей с использованием нетрадиционной техники.
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский Времена года», «Осенняя песнь».
Песня «Осень в лесу».
Распевка «Доброе утро!»
Речевая игра «Осенняя сказка».
Песня «Әбиләргә барабыз”
Хороводная игра «Бабай шалкан утырта»
Инсценировка песни «Минем гаилэ».
Хороводная игра: «Ай да репка хороша и бела».
Индивидуально: песня Деда, Бабки, репки.Использование ИКТ - технологий:
Видеоклип «Осенняя песнь» П.И.Чайковский.
Раздаточный материал:
Колокольчики, металлофон, бубны, деревянные палочки, барабаны, маракасы.
Лейка, лопата, грабли, «грядка», домик, печка, лавка, забор, пенёчки, «дождики».
Ватман, гуашь, паролон.
Костюмы:
Взрослые – тётушка Варварушка, женский русский.
Детские: репка, бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка, петух, курица.
.
Ход занятия
Вход под песню «Осень постучалась к нам».
Муз. руководитель: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Распевка "Доброе утро! "
Доброе утро! (разводят руки в стороны).
Улыбнись скорее! (качают головой).
И сегодня весь день ("пружинка").
Будет веселее (хлопают в ладоши).
Мы погладим лобик, (выполнять движения по тексту).
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, выполняя
Как в саду цветочки! (“фонарики”)
Разотрём ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрёмИ здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, (“пружинка”).
Будьте все здоровы! ( разводят руки в стороны).
Муз.рук-ль: Ребята, вам нравится музыкальный зал? Какой он сегодня?
Воспитатель; Давайте мы расскажем, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какой бывает осень?
Дети: Ранняя, поздняя
Воспитатель: А сейчас какая осень?
Дети: Поздняя.
Воспитатель: Почему?
Дети: почти все листья с деревьев упали, птицы уже улетели в тёплые края, на улице стало очень холодно и т.д.
Муз. рук-ль: Какое настроение у осени?
Дети: Грустное, весёлое
Муз. руководитель: А весёлое настроение когда бывает у осени?
Дети: Когда ещё светит и греет солнце, когда собирают грибы, ягоды, урожай; а грустное, когда идёт дождь, птицы улетают, пасмурно целый день.
Муз. руководитель: А давайте с помощью музыкальных инструментов попробуем изобразить осень.
«Осенняя сказка» (речевая игра с муз. инструментами).
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одёжке.
Где листочком зашуршит,
Где дождинкой зазвенит.
Раздаётся громкий стук:
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло –
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел,
По деревьям пошумел,
Громче зазывает,
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон.
Всё звенит, стучит, поёт –
Осень яркая идёт!
Муз. рук-ль: Как хорошо у нас получилось изобразить осень. А сейчас давайте вместе споем песню об осени.
Песня «Осень в лесу».
Муз. рук-ль: Ребята, давайте поедем в деревню, к моей знакомой бабушке Варварушке, заодно и посмотрим, как там люди живут, да растят урожай.
Воспитатель: А на чём мы поедем в деревню? На чём можно путешествовать?
Дети: На машине, самолёте, автобусе, поезде.
Воспитатель: Я предлагаю поехать на поезде. Согласны?
Песня “Әбиләргә барабыз”.
Воспитатель: Вот мы и добрались. Посмотрите как красиво вокруг. Я предлагаю вам послушать одно знакомое вам музыкальное произведение и понаблюдать за красотой осенней природы. Садитесь, смотрите и слушайте.
Видеоклип «Времена года, октябрь, «Осенняя песнь»»
муз. П. И. Чайковский.
Муз. руководитель: Что за музыку вы слышали?
Дети: Эта пьеса называется «Осенняя песнь» из альбома «Времена года».
Муз. руководитель: А кто сочинил эту пьесу?
Дети: П.И. Чайковский.
Муз. руководитель: О чём рассказывает эта музыка? Какой её характер.Дети: грустный, задумчивый, звучит спокойно, музыка изображает шум ветра, шелест опадающих листьев.
Муз. руководитель: Ребята, а как называется тот, кто сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Муз. руководитель: А кто пишет стихи?
Дети: поэт.
Муз. руководитель: Кто знает стихи об осени?
Стихи об осени.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж двора. (А.С.Пушкин)
Воспитатель: Вот какое красивое стихотворение написали об осени русский поэт А.С.Пушкин. О какой осени звучит в стихотворении? ( о поздней, стоял ноябрь уж у двора).
Воспитатель: Какое настроение у этого стихотворения? (грустное, птицы
улетают на юг). Правильно. Ой посмотрите! Чей это домик? Давайте к нему подойдём и постучимся.
(стучатся, выхотит бабушка Варварушка).
Б.В. А вот и ребятишки!
Здравствуйте, парнишки!
Здравствуйте, славные девчушки,
Быстроглазые вострушки!
А меня зовут Бабушка Варварушка.
Я на завалинке сижу,
На народ всегда гляжу,
Всё всегда запоминаю
И в копилку собираю
Зачем ко мне пожаловали?
Воспитатель: Хотят ребята посмотреть, как у вас люди живут да растят урожай.
Б.В. Тогда садитесь, слушайте. Да мне помогайте! Возле двух дорог, у перекрестка
Стояла белая березка
Раскинула зеленые ветки
Березка над маленькой хаткой
А в хатке - жил дедка
Со своей старенькой бабкой.
Была у них Маша – внучка.
Была и собачка - Жучка
И кот Васька-Мурлышка.
А за печкой серенькая мышка!
Что это за сказка? Знаете?
Дети: Репка.
(Герои сказки занимают свои места у домика).
Муз. руководитель (даёт бубен): представьтесь, пожалуйста, как вас зовут?
Игра с бубном: Я Дед Макар, Я Бабка Дарья, Я Внучка Маша, Я Собачка Жучка, Я Кот Васька- мурлышка, Я Серенький мышонок. (На бубне хлопаем и передаём следующему) .
Инсценировка песни «Минем гаилә. » Переделанная в «Шалкан»
Монда яши бабай. Мин-бабай.
Монда яши әби. Мин- әби.
Монда яши кыз. Мин-кыз.
Монда яши эт. Мин-эт.
Монда яши песи. Мин-песи.
Монда яши тычкан. Мин -тычкан.
әйе шул, әйе шул бу өй матур, бу өй зур!
әйе шул, әйе шул бу өй матур, бу өй зур!
Б.В. Дед пришёл на огород.
Взял он лопатку и стал ладить грядку (копает вокруг «гряды»)
Бабка рядышком копает,
По душе обоим труд
Дедка песню запевает.( на мотив «Ах вы, сени».)
Дед поёт: Ты звени моя лопатка
Землю рыхлую копай,
Вырастай скорее, грядка,
Выше, грядка, вырастай!
Пр-ев: Я лопаткой - раз,
Я лопаткой - два,
Убирайся, убирайся,
Злая сорная трава.
Б.В. Бабка деду помогает.
Бабка поёт: В грядку зёрнышко посею
Буду грядку поливать.
От бурьяна и пырея
Буду грядку охранять.
Б.В. Дождик грядку поливает,
Поливает крепко.
(танец «Дождик»)
Б.В.Солнце грядку согревает - подрастает репка!
Воспитатель: Ребята давайте согреем репку.
Игра Сели в узкий круг. Под музыку растут. Встают и расширяют ровный круг - репка остаётся внутри.
Хороводная игра «Матур бакча»
Бар матур бакча
Анда шалкан үсә
Менә шундый шалкан зур
Менә шундый кечкенә
Шалкан шалкан кил әле
Биеп биеп кит әле
Әлләлә-әлләлә
Биеп биеп кит әле
Расступаются в полукруг.
Репка : Я расту, стараюсь!
Соком наливаюсь.
Б.В. Листья влажные, зеленые, украшают огород.
Репка, влагой напоенная, песенку поет.
Репка (поёт «Я на камушке сижу»):
Меня солнышко пригрело,
Приласкала мать земля.
Я ботвою зашумела,
Поднялась над грядкой я.
Поскорей полейте грядку
Свежей, чистою водой.
Стану я большой и сладкой,
Стану сладкой и большой.
Б.В. Солнышко греет, дождик поливает,
Овощи на грядках быстро созревают.
Землю грело солнышко,
Подрастали зёрнышки.
Огурцы, морковь и лук
Из земли полезли вдруг.
Вот какой огород!
Веселится народ!
Танец «В огороде заинька» ( дети сели).
Дед: Вот так репка подросла.
Мне по пояс стала
Репке мал огород
Репка небо достает.
Б.В. Вот и осень наступила пора репку тянуть.
Вышел дед на огород,
Тянет - потянет,
Вытянуть не может! (тянет).
Петух: (выходит)
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянет репу!
Куры, куры, ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Куры: - Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Тянуть репку тяжело!
(Дед обращается к Бабке)
Дед: Эй, старуха! Отзовись!
Где пропала? Покажись!
Бабка: Я ведь бабка ого-ого!
Вместо утренней зарядки
Я пропалываю грядки,
Репку я в единый миг,
То-то будет рад старик!
Б.В: Тянут - потянут
Вытянуть не могут. (Тянут в разные стороны).
Петух: выходит
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры, куры, ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Куры: Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Тянуть репку тяжело!
(появляется Внучка)
Внучка: Подожди-ка, Бабка!
Подожди-ка, Дедка!
Подожди и ты меня
В огороде репка.
Вот так надо Бабка!
(Тянут)
Б.В. Тянут - потянут,
Вытянуть не могут.
Петух: (выходит).
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры, куры, ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Куры: Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Тянуть репку тяжело!
Жучка: Гав-гав-гав!
Что за шум и что за драка?
Ох, устал я как собака.
Убирайся, репка с грядки!
Б.В. Тянут- потянут,
Вытянуть не могут.
Петух: (выходит).
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры, куры, ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Куры: Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Тянуть репку тяжело!
Жучка: Котик, где ты?
(появляется Кошка)
Кот: Незачем меня искать,
Сам иду я помогать.
Жучка, хвостик дай скорей!
Я вцеплюсь в него быстрей. Мяу!
Б.В. Дедка за репку, Бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за Внучку,
Жучка за Кошку.
Тянут-потянут
Вытянуть не могут.
Петух: (выходит).
Куры, куры, ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры, куры, ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Куры: Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Тянуть репку тяжело!
(выбегает Мышка)
Мышка: Я мышонок хоть куда
Рад помочь друзьям всегда.
Б.В.Ну-ка, Дедка, за репку берись!
Ну-ка, Бабка, за Дедку держись!
Внучка, и ты не ленись!
Крепче за Бабку возьмись!
Жучка - за Внучку!
Кошка - за Жучку
Чур, не кусаться!
Репки хотите? Дружно тяните.
Дедка: Эй, ухнем!
Бабка: Эй, охнем!
Внучка: Эй, ахнем!
Жучка: Эй, гавкнем!
Кошка: Эй, мяукнем!
Мышка: Эй, пискнем!
Все: Хоть с упрямою грядой дружит репка крепко, но мы дружною семьёй вытянули репку!
Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, выдернули репку эту!
Б.В. Наша Репка - всем на диво!
Как желта-то,
Как красива.
Пляшут Дедка, Бабка, Внучка,
Вместе с ними пляшет Жучка.
Пляшет Васенька – мурлышка,
В бубен бьет Норушка-мышка!
Труд всегда несет победу
Тем, кто любит дружный труд.
У дорог, на перекрестке,
Песня льется широко.
Слушать песенку березке
И приятно и легко!
Хороводная игра: «Ай да репка хороша и бела».
Б.В. Под березкой песня льется,
Вторит песенке скворец.
В небе солнышко смеется.
Тут и сказочке конец!
А кто слушал молодец!
Воспитатель: Спасибо Бабушка Варварушка за сказку.
Б.В. И вам спасибо, с вашей помощью сказка стала ещё интересней. А знаете, что? Не помогли бы вы мне собрать с огорода весь урожай, а то мне одной не справиться!
Воспитатель: Конечно, мы тебе поможем, правда , ребята?
Б.В. Так как я сказочная бабушка, то и собирать урожай мы будем необычно, вот тут на бумаге у меня нарисованы машины грузовые, а вам предстоит поместить весь урожай в эти машины. Ну как справитесь с этим заданием?
Воспитатель: Конечно, наши дети тебе помогут!
Дети рисуют урожай различными способами рисования.
Б.В. Вот это да! Какой славный получился урожай! Ну что ж, эти работы я оставлю у себя, в память о нашей встрече. Спасибо вам большое! Приезжайте ещё в гости, я ещё много сказок знаю. До свидания, ребята! (уходит).
Воспитатель: Пора нам возвращаться домой ребята!
Песня “Әбиләргә барабыз”.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированное занятие (музыкальная, театрализованная, конструктивная деятельность) «Наш веселый зоопарк» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Интегрированное занятие в рамках проекта "Наши меньшие друзья", презентация к занятию прилагается...
Картотека дидактических игр с национальным колоритом
У детей 2-3, 3-4 лет преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Дети с удовольствием слушают рассказы, стихи, сказки. Это но...
Конспект музыкально-театрализованной досуговой деятельности «Спешим творить добро» для детей подготовительной к школе группы.
Подробный конспект музыкально-театрализованного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста, составленный в рамках Года добровольца и волонтера в России. Данное мероприятие можно использ...
Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"
Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....
Развитие речи Занятие 1 Тема: Репка (внутрисадовский)
Открытое занятие Тема:Репка 1младшая группа...
Теоретические основы формирования музыкально- театрализованной игровой деятельности дошкольника.
Формирование эстетического интереса у дошкольников в процессе музыкально- театрализованной игровой деятельности...
Конспект занятия по художественной литературе (с элементами театрализованной деятельности) для воспитанников второй группы раннего возраста Тема: «Репка»
Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора, миру театра.Программные задачи:Образовательные: формировать умение соотносить сюжетные илл...