Картотека дидактических игр с национальным колоритом
картотека (младшая группа) на тему

Мухаметзакирова Ирина Владимировна

 

У детей 2-3, 3-4 лет преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Дети с удовольствием слушают рассказы, стихи, сказки. Это новые впечатления. Дети именно в этом возрасте обладают большими возможностями развития и способностями познавать. Играя в игры из созданной мною картотеки, ребенок познает и исследует мир, в котором он живет, мир родной для него природы.      Актуальность развивающих игр определяется особым значением развития и быстротой усвоения новых знаний, возможности их использования. Очень важно, чтоб дети всегда были готовы к получению новых знаний, умению рассуждать, делать самостоятельные выводы. Игры производят на детей эмоциональное впечатление, для них становится все интереснее и интереснее играть в предоставленные в картотеке игры. Вернемся к рассказам, стихам и сказкам. Прежде чем войти в мир развивающих игр, необходимо рассказать детям о родной природе , прочитать стихи о животных, обитающих в Удмуртии, показать на картинках растения, цветы, растущие в наших краях, придумать и рассказать сказки и рассказы об особенностях наших символах и орнаментах, которые использовались и изображались на одежде и в письменах наших предков.

   Новизна картотеки состоит в особом внимании к развитию памяти и воображения. Все игры созданы на основе познания родного края, изучения животного и растительного мира Удмуртии, изучения национального колорита.   Педагогическая целесообразность картотеки обусловлена необходимостью возрождения национальной культуры удмуртов через воспитание любви к родной природе, краю, к национальному искусству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к «Картотеке развивающих игр с национальным местным колоритом»

   У детей 2-3, 3-4 лет преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Дети с удовольствием слушают рассказы, стихи, сказки. Это новые впечатления. Дети именно в этом возрасте обладают большими возможностями развития и способностями познавать. Играя в игры из созданной мною картотеки, ребенок познает и исследует мир, в котором он живет, мир родной для него природы.      Актуальность развивающих игр определяется особым значением развития и быстротой усвоения новых знаний, возможности их использования. Очень важно, чтоб дети всегда были готовы к получению новых знаний, умению рассуждать, делать самостоятельные выводы. Игры производят на детей эмоциональное впечатление, для них становится все интереснее и интереснее играть в предоставленные в картотеке игры. Вернемся к рассказам, стихам и сказкам. Прежде чем войти в мир развивающих игр, необходимо рассказать детям о родной природе , прочитать стихи о животных, обитающих в Удмуртии, показать на картинках растения, цветы, растущие в наших краях, придумать и рассказать сказки и рассказы об особенностях наших символах и орнаментах, которые использовались и изображались на одежде и в письменах наших предков.

   Новизна картотеки состоит в особом внимании к развитию памяти и воображения. Все игры созданы на основе познания родного края, изучения животного и растительного мира Удмуртии, изучения национального колорита.   Педагогическая целесообразность картотеки обусловлена необходимостью возрождения национальной культуры удмуртов через воспитание любви к родной природе, краю, к национальному искусству.

Картотека развивающих игр

с национальным местным колоритом

Карточка №1 «Найди одинаковые узоры» ( для детей 2-3 лет)

Цели игры:

1. Научить сопоставлять предметы.

2. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

3. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара».

4. Воспитывать любовь к национальному искусству удмуртского народа.

Оборудование, материал:

Набор парных карточек с изображением удмуртских национальных узоров-орнаментов ; альбомный лист с двумя одинаковыми картинками, поделенный на две части, два шнурка.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает все картинки рисунками вверх. Берет две одинаковые картинки и показывает играющим. Воспитатель: «Посмотрите, ребята, вот этот узор такой же как и этот. Они одинаковые, это пара. Эти узоры я буду нанизывать на шнурочки». После объяснения и показа, воспитатель предлагает участникам игры самим подобрать пары и нанизывать их на шнурки. Игра заканчивается, когда все пары нанизаны на шнурки.

Карточка №2 «Найди пару» (для детей 2-3 лет)

Цели игры:

1. Познакомить детей с узорами-орнаментами удмуртского народа, символизирующими явления природы, животных, птиц, насекомых, людей.

2. Научить устанавливать связь между узором-орнаментом и символом.

3. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

4. Воспитывать любовь к национальному искусству удмуртского народа.

Оборудование, материал:

Набор карточек с изображением узоров-орнаментов и символов (например:     и    http://liubavyshka.ru/_ph/95/2/905344783.jpg ).

Ход игры:

Воспитатель выкладывает все карточки изображением вниз. Участникам раздает одинаковое количество карточек. Один из участников игры выкладывает любую карточку изображением вверх. Например, это узор-орнамент символизирующий бабочку. Воспитатель пояснят детям о том, что это такое: «Дети, этот узор называется «Бабочка». Посмотрите, пожалуйста, у кого есть карточка с картинкой  бабочки? Эта карточка, дети, будет парой для узора-орнамента «Бабочка». Первый раз воспитатель поясняет выбор всех карточек. Далее воспитатель является игроком. Игра заканчивается, когда один из участников выложит все свои карточки.

Карточка №3 «Кто где живет?» (для детей 2-3 лет)

Цели игры:

1. Повторить названия животных и птиц Удмуртии.

2. Развивать память, внимание.

3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование, материал:

Карточки с изображением животных и птиц, карточки с территорией их обитания ( река, лес).

Ход игры:

Воспитатель раздает детям по две карточки с изображением реки и леса. Карточки с изображением животных и птиц выкладываются с изображением вверх на столе. Дети подбирают животных и птиц обитающих на данной территории и выкладывают их по соответствию ( медведь – лес, утка – река).

Выигрывает тот, кто сделает это правильно.

Карточка №4 «Кто больше составит пар» (для детей 3-4 лет)

Цели игры:

1. Повторить названия памятных мест, значимых для данной местности мест.

2. Развивать память, внимание.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование, материал:

Карточки с изображением достопримечательностей  и исторических памятников села Дебесы Удмуртской Республики.

Ход игры:

Перед началом игры карточки раскладываются на столе картинками вниз. Играющие рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки. Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми рисунками, забирает их себе, получая одновременно право на дополнительный ход. Во время игры дети называют то, что изображено на картинке. Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны. Выигрывает тот, кому удалось открыть наибольшее количество парных карточек.

Карточка №5 «Отгадай животное или птицу» (для детей 3-5 лет)

Цели игры:

1. Повторить названия животных и птиц Удмуртии.

2. Развивать память, внимание.

3.Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование, материал:

Карточки с изображением  какой-либо части тела животного или птицы и их следов.

Ход игры:

По какой-нибудь части животного, птицы или по следу, дети должны определить животное или птицу. Назвать проживают ли они у нас в Удмуртии. За правильный ответ дети получают фишку. Ответов может быть несколько. Фишка дается только за правильный ответ. Кто больше набрал фишек, тот и победитель.

Карточка №6 «Собери картинку» (для детей 3-4 лет)

Цели игры:

1.Научить ребенка собирать целую картинку из частей.

2.Научить правильно проговаривать названия цветов и растений  по-удмуртски.

3.Развивать память, внимание.

4.Развивать мелкую моторику кистей.

5.Воспитать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование, материал:

Целые картинки цветов и растений Удмуртии, разрезные картинки цветов и растений Удмуртии, мольберт.

Ход игры:

Воспитатель на каждый стол раскладывает разрезные картинки. На мольберт вывешивает целые картинки с изображением цветов и растений Удмуртии. Дети по подобию картинок собирают свою картинку. После того, как дети собрали картинки, называют русское и удмуртское  название цветка или растения. Рассказывают о том, где они растут. Победителем игры становится тот игрок, который верно собрал картинку, назвал, что получилось и рассказал о том, где растет растение или цветок.

Карточка №7 «Какого цветка не стало» (для детей 2-3 лет)

Цели игры:

1.Учить детей называть цветы и растения Удмуртии.

2.Развивать зрительную память.

3.Воспитывать любовь к растительному миру Удмуртии.

Оборудование, материал:

Карточки с изображением цветов и растений Удмуртии.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на стол карточки с изображением растений и цветов Удмуртии, знакомит детей с изображениями, называет их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одну карточку.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какого растения или цветка не стало, необходимо назвать его.

Карточка №8 «Кто больше увидит и назовет» ( для детей 2-3 лет)

Цель игры:

Выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Оборудование, материал:

Кукла в национальном удмуртском костюме, игрушки звери (медведь, заяц, белка, лиса, волк).

Ход игры:

Воспитатель и дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида куклы-удмуртки. Затем воспитатель берет игрушку зайца. Воспитатель и дети говорят, что у него серая, мягкая, пушистая шубка. У зайца длинные уши, он длинноухий. А хвост у него короткий, значит он короткохвостый. Далее дети описывают других животных. За правильные ответы кукла дает ребенку фишки. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек.

Карточка №9 «Игра с мячом и кругом» (удмуртская игра «Тупен но котырес гожен», для детей 3-4 лет)

Цели игры:

1.Развивать меткость.

2.Развивать умение ориентироваться в пространстве.

3.Формировать «чувство мяча».

Ход игры:

Чертится круг диаметром 2 м. В середине круга – 1 человек (водящий), остальные – стоят лицом в круг за линией, им в круг заходить нельзя. Водящий кидает кому-нибудь мяч, поймавший пытается попасть в того, кто в кругу (водящий не должен выходить за круг). Кто попадет в водящего – меняется с ним местами. Игра может продолжаться долго.

Карточка №10 «Шлепки по ладоням» (удмуртская игра «Ки чабкемен», для детей 3-4 лет)

Цель игры:

Развивать быстроту и ловкость рук.

Ход игры:

Водящий протягивает играющим ладонь правой руки. Игроки, хлопая по ней, говорят: «Пегого коня не встретишь — меня не поймаешь»,- и отходят.

Когда хлопнул по ладони последний, сказав выше приведенные слова, и отбежал, тогда подставлявший ладонь гонится за игроками с намерением кого-то поймать. Кого он поймает, тот и становится его помощником.

Так должны быть пойманы все игроки. Тот, кого поймали последним. подставляет свою ладонь. И игра начинается сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративное занятие на тему «Репка» с элементами национального колорита. Музыкально-театрализованная деятельность

Цель: Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Художественная литература», «Познание», «Художественно-эстетическое развитие». Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать...

Дидактическая игра "Конструируем национальный костюм"

Дидактическая игра "Конструируем национальный костюм"...

Дидактическая игра "Татарская национальная одежда"

Дидактическая настольная игра «собери картинку»«Татар милли киемнәре» - «Татарская национальная одежда».Цель игры: Обучение детей в соответствии с УМК двум государс...

Картотека дидактических игр по национально-региональному компоненту для старшего дошкольного возраста

Данные игры разработаны в рамках национально-регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний....

Дидактическа игра "Собери национальную семью"

Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста на занятиях по патриотческому воспитанию, в совместных и индивидуальных играх....

Картотека дидактических игр "Национальный костюм"

Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения....

Дидактические куклы в национальных костюмах.

Оренбургская область - большой и многонациональный край, где в мире и согласии проживают разные народы: русские, татары, башкиры, немцы, чуваши и мордва, белорусы и украинцы, казахи и другие народност...