Рабочая программа кружка по логоритмике "Логоритмическая мозаика"
рабочая программа по развитию речи на тему
Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязатель-ного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ («От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой, др.) с учётом коррекционно-развивающей работы для детей с недоразвитием речи (с 5 - 7 лет) по методике М.Ю. Картушиной.
Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритми-ческие занятия.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
оздоровительные:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- развивать дыхание, моторные, сенсорные функции:
- воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по логоритмике "Логоритмическая мозаика" | 266.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №28»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по логоритмике
«ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Срок реализации дополнительной
образовательной программы – 1 год
Автор-составитель:
воспитатель
Ульянова Татьяна Александровна.
г.Чистополь
2014 год
Структура программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Основные принципы логоритмики
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 5 – 7 лет
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура непосредственно-образовательной деятельности
2.2.Основные направления образовательной работы логоритмического кружка
3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности кружка «Логоритмическая мозаика»
3.2. Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного развития (по О.А.Сафоновой)
3.3. Список литературы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься коррекцией речи как можно раньше. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами. Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен уже овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей, как показал мониторинг, этот процесс задерживается в силу ряда причин:
- нарушения в анатомическом строении речевого аппарата,
- функциональной незрелости речевых зон головного мозга,
- не сформированности произвольных движений и т.д.
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является кружковая работа по логопедической ритмике. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Отечественные ученые (В. А. Гиляровский, Ю. А. Фефенская, В. А. Гри-нер и другие) занимались проблемами использования логоритмики в дошко-льных учреждениях: исследовали теоретические, методические и практичес-кие аспекты этого вопроса. Вопросами артикуляционной гимнастики также занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др. Самые раз-ные взгляды сведены к одной мысли: коррекция слухо-зрительно-двигатель-ной координации средствами музыкально-логоритмических занятий. Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, разработанная вышеизложенными представителями в области корректировки речи дошкольников легла в основу программы кружковой работы.
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязатель-ного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ («От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой, др.) с учётом коррекционно-развивающей работы для детей с недоразвитием речи (с 5 - 7 лет) по методике М.Ю. Картушиной. Программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:
- Закон РФ и РТ об образовании.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Типовое положение о ДОУ.
Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритми-ческие занятия.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
оздоровительные:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- развивать дыхание, моторные, сенсорные функции:
- воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку.
Элементы, имеющие оздоровительную направленность
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка: подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Оценка эффективности программы (оценка звукопроизношения) осущест-вляется 3 раза в год: в сентябре - первичная, в феврале - промежуточная, в мае – повторная с подведением итогов работы за учебный год. Задача: изучить динамику изменения звукопроизношения.
Программа кружка предполагает проведение логоритмических занятий индивидуально, по подгруппам один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 36. Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
1.3. Основные принципы логоритмики
Программа соответствует следующим принципам:
- Принцип совместимости сводится к непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса мимических мышц, слухового внимания, речевого слуха двигательной сферы, тонкой произвольной моторики и т.д.
Постоянное выполнение логоритмических упражнений (дыхательно-голосовая зарядка с движениями, пение гласных звуков и песенок, упражнения на совмещение ритма движений и речи, упражнения на релаксацию) оздоравливает детей. В психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например, дыхательной, сердечнососудистой, речедвигательной, сенсорной двигательной и др.
- Принцип сознательности и активности проявляется в самостоятельности деятельности ребенка, которая зависит от возникающего интереса к предлагаемому заданию, понимания цели и способа выполнения, сознательного его восприятия.
- Принцип наглядности определяет взаимодействие показателей всех анализаторов, которые связывают человека с окружающей действительностью. Показатели всех рецепторов — вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов, слуха, органов зрения и др. — формируются совместно со словом и музыкой. В целях коррекции нарушенных функций принцип наглядности осуществляется путем демонстрации педагогом конкретного движения.
- Принцип доступности и индивидуализации обусловлен разным развитием физиологии и биомеханики детей, формами, средствами воздействия и т.д. Мера доступности определяется двигательными и возрастными возможностями детей с речевыми расстройствами и степенью трудности заданий.
- Принцип индивидуализации необходим для предварительное выяснения патологических процессов: симптоматических, диагностического обследования и уточнение реабилитационного потенциала ребенка.
Лишь при условии взаимосвязи общедидактических принципов они могут быть реализованы.
- Принцип развития учитывает такие параметры, как развитие личности ребенка с речевой патологией, изменения, которые наступают в организме и речи человека с речевым расстройством. Этот принцип определяет одновременное осуществление сенсорного, умственного, эстетического и нравственного воспитания.
- Принцип всестороннего воздействия оказывает влияние на весь организм в целом. Общую тренированность организма повышают логоритмические и ритмические средства, которые совершенствуют механизмы регуляции и создают новые взаимоотношения между функциональными системами.
- Этиопатогенетический принцип при разных нарушениях — заикании, дислалии, дизартрии, риноалалии, афазии — объясняет построение логоритмических занятий в зависимости от причины речевого расстройства.
- Принцип комплексности определяет связь логопедической ритмики с основными видами музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, слушание музыки и др. и с медико-психолого-педагогическими воздействиями.
Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
1.4. Возрастная характеристика особенностей речевого развития детей 5 – 7 лет
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы
- Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, пении;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре;
- Способен внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими;
- Речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой;
- Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Структура непосредственно-образовательной деятельности
Структура занятий: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упраж-нения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, ко-ординации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на дет-ских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на вос-становление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры можно использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя.
2.2. Основные направления образовательной работы логоритмического кружка.
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Продолжить формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.
3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых уп-ражнений, используя мимику.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1. Вырабатывать энергичное сокращение мускулов гортани, глотки.
2. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, вырабаты-вать движения языка вверх.
3. Вырабатывать выдувание воздуха поочерёдно правым и левым углом рта.
4. Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслаб-ленном состоянии.
5. Развивать умение поднимать боковые края языка.
6. Стимулировать движения нижней челюсти.
7. Укреплять губы.
8. Развивать гибкость и точность движений кончика языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка.
9. Развивать мимико-артикуляторные мышцы.
10. Развивать мышцы шеи.
Пальчиковая гимнастика.
1. Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения.
1. Укреплять гортань.
2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.
Пение.
1. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
2. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фра-зами.
3. Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.
4. Учить петь с инструментальным сопровождением и с голосом музы-кального руководителя (воспитателя).
Коммуникативные игры и танцы.
1. Развивать динамическую сторону общения.
2. Развивать эмоциональность.
3. Развивать позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию.
1. Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Содержание и методическое обеспечение программы
Календарно-тематический план
Старшая группа
№ | Ме-сяц | Тема | Задачи | Формы проведе-ния | Методический и дидактический Материал | Литература |
1 | IX | «Спор грибов и ягод» | Развитие чувства темпа и ритма через стихотворные произведения. Развитие речевых и мимических движений через психогимнастику. Развитие крупной и мелкой моторики | Занятие-путешест Вие | Фонограмма с записью голосов леса, пьесы «Ок-тябрь» П.Чай-ковского,пиктограммы эмоций, шапочки грибов | № 5,стр 8, №1 |
2 | IX | «Путешествие язычка» | Развитие чувства темпа и ритма через стихотворные произведения. Развитие речевых и мимических движений через психогимнастику. Воспитание трудолюбия и желания помогать взрослым | Тематическое занятие | Фонограмма любой спокойной музыки и пьесы «Поезд» Н. Метлова, шапочка волнушка | № 5,стр 14, №2 |
3 | IX | «В гостях у лесного гнома» | Создать у детей хорошее настроение, научить понимать красоту осенней природы. Развивать чувство темпа и ритма через стихотворные произведения. Развивать умение сочетать произносимый текст с движениями и музыкой. | Тематическое занятие | Иллюстрации, шапочки гри-бов, дет. музы-кальные инстру-менты, фоно-граммы пьесы «Октябрь» П.Чайковского,вальса «Осенний сон» А. Джойса. | №5, стр 19, №3 |
4 | IX | «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева | Развитие чувства темпа и ритма через стихотворные произведения. Развитие творчества и импровизации через различные образы Развитие силы голоса и работа над диапазоном | Тематическое занятие | Игрушки, деревянные палочки,шапочки, муз. инструменты. | №5,стр 24, №4 |
5 | X | «Пых» по мотивам белорусской народной сказки | развитие слухового внимания. совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуляционных движений; развитие фонематического восприятия. | Тематическое занятие | Фланелеграф, шапочки, фонограмма вальса «Осенний сон» А. Джойса. | № 5, стр 27, №5 |
6 | X | «Спор овощей» | развитие слухового внимания, общей моторики детей, формирование длительного плавного выдоха (2-3 сек), развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие пространственных ориентировок, активизация словаря по теме "Овощи", развитие ритмической четкости и ловкости движений, ощущения музыкальной фразы, конец которой отмечается четким прыжком. | Занятие-путешествие | фонограммы пьесы «Октябрь» П.Чайковского,вальса «Осенний сон» А. Джойса., иллюстрации | №5, стр 33, №6 |
7 | X | «Колосок» по мотивам украинской народной сказки | развивать слуховое внимание и общую моторику, совершенствовать ориентировку на теле, закрепить умение ходить на носках, развивать длительный плавный выдох, учить регулировать силу выдоха, активизировать мышцы губ, воспроизводить длинные и короткие звуки звучащими жестами, развивать четкость и ловкость движений, ощущение музыкальной фразы, развитие мелкой моторики рук, регулировать мышечный тонус, снятие эмоционального и мышечного напряжения. | Комплексное занятие | Фонограмма оркестровой обработки укр. нар. песни «Веселые гуси» вальса «Осенний сон» А. Джойса, | №5, стр 39, №7 |
8 | X | «Приключения дождика» | развивать общую моторику, совершенствовать ориентировку в пространство, учить различать две части произведения - громкую и тихую и отличать в движении. согласовывать свои действия с ритмом, продолжать формировать длительный выдох, учить воспроизводить ритмическими палочками в соответствии с текстом, работать над выразительностью движений, развивать слуховое внимание и чувство рифмы. | Занятие- игра | Платочки, деревянные палочки, шапочки, фонограммы. | №5, стр 43, №8 |
9 | XI | «Краски осени» | развитие слухового внимания, общей и пальцевой моторики, артикуляционных движений. | Занятие-путешествие | Иллюстрации, деревянные палочки, фонограммы | №5, стр 48, №9 |
10 | XI | «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В.Сутеева | Развивать у детей чувство единства, сплоченности. Повышать уверенность в себе. Создать положительный эмоциональный фон. В мимических и логоритмических упражнениях, лексико-грамматических упражнениях продолжать учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию. В упражнении для координации зрения продолжать вырабатывать навык фиксации взгляда на объекте Нетрадиционное ИЗО. Продолжать осваивать новые нетрадиционные техники рисования (поролоновыми тампончиками, ватными палочками, трафаретами из картошки.) | Комплексное занятие | Иллюстрации, маски ежика и волка, фонограммы. | №5, стр 53, №10 |
11 | XI | «Как коза в лесу из-бушку по-строила» по моти-вам рус-ской нар. сказки. | Развивать мелкую моторику Развивать ориентирование в пространстве Развивать речевое дыхание Проводить профилактику простудных заболеваний | Тематическое занятие | Фланелеграф, маски ежика и волка | №5, стр 57, №11 |
12 | XI | «Кот, петух и лиса» | развивать звуковую фантазию; слуховое воображение, развивать способности концентрировать внимание; развивать сотрудничество в группе, повышать уверенность в себе | Тематическое занятие | Игрушки, фонограммы,набор муз. инструментов,сюрприз-угощение. | №5, стр 61, №12 |
13 | XII | «Теремок-холодок» | Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. Способствует снятию психологического напряжения (слушание звуков природы, пение птиц). Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений | Тематическое занятие | Фланелеграф, муз. инструменты | №5, стр65, №13 |
14 | XII | «Дед мороз построил дом» | Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Знакомство с различными эмоциями Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. Способствует снятию психологического напряжения Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие – разминка две мартышки. Продолжать развивать чувство темпа и ритма. Развивать память, связную речь и координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение. Использовать массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. | Интегрированное занятие | Игрушки, иллюстрации, муз. инструменты. | №5, стр73, №14 |
15 | XII | «Отчего у белого медведя нос чер-ный» по мотивам юкагирской народной сказки. | Развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства. Развитие фантазии, воображения. Снятие психомышечного напряжения. | Тематическое занятие | Музыкальные инструменты, иллюстрации к сказке. | № 5, стр76, №15 |
16 | XII | «Елка» по мотивам сказки В.Сутеева | развивать звуковую фантазию; слуховое воображение, развивать способности концентрировать внимание; сотрудничество в группе, повышать уверенность в себе. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений | Тематическое занятие | Музыкальные инструменты, иллюстрации к сказке. | № 5, стр80, №16 |
17 | I | «Снеговик на елке» | Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. | Интегрированное занятие | музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, маска деда мороза. | № 5, стр85, №17 |
18 | I | «Морозята» | Способствует снятию психологического напряжения Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие Развивать память, связную речь и координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение. Развивать воображение и фантазию | Тематическое занятие | музыкальные инструменты, маска деда мороза. | № 5, стр88, №18 |
19 | I | «Мороз Иванович» по мотивам сказки В.Одоевского. | Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие –Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение. | Занятие-игра | Фланелеграф, муз. инструменты | № 5, стр93, №19 |
20 | I | «Приключения снежинки» | Развивать координацию между движением и словом Развивать крупную и мелкую моторику Развивать умение четко артикулировать текст | Тематическое занятие | Иллюстрации, муз. инструменты | № 5, стр99, №20 |
21 | II | «Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки | развивать ритмический, интонационный, тембровый слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами; формировать определенные навыки общения, используя интонацию, мимику, жесты. Развивать память, связную речь и координацию движений. | Тематическое занятие | музыкальные инструменты; иллюстрации | № 5, стр103, №21 |
22 | II | «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки | развивать внимание и быстроту реакции; учить выразительно передавать игровые образы; формировать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в музицирование. | Занятие-игра | музыкальные инструменты
| № 5, стр107, №22 |
23 | II | «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В.Орлова | Учить детей создавать образное изображение Развитие речи. Воспитание любви к родной стране, чувство патриотизма. формировать определенные навыки общения, используя интонацию, мимику, жесты. Развивать память, связную речь и координацию движений. | Тематическое занятие | Фонограммы, флажки, игрушка-лошадка. | № 5, стр111, №23 |
24 | II | «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки | Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие. Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение. | Занятие-игра | Фланелеграф, фонограмма. | № 5,стр115, №24 |
25 | III | «Я маму мою обидел» по стихотворению Э.Мошковской | Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение. | Тематическое занятие | иллюстрации | № 5, стр119, №25 |
26 | III | «Кем быть?» | Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. | Тематическое занятие | иллюстрации | № 5, стр123, №26 |
27 | III | «Откуда у носорога шкура»по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга | Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. Способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах музыкальной деятельности. Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом | Занятие-игра | иллюстрации | № 5, стр129, №27 |
28 | III | «Откуда у верблюда горб» по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга | Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. | Комплексное занятие | Иллюстрации, флажок. | № 5, стр133, №28 |
29 | IV | «Откуда у кита такая глотка» по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга | Способствовать приобщению к сценическому искусству детей и взрослых. Совершенствовать пластику движением и мимики, выразительности речи и пение. Развивать артистические способности детей. | Занятие-игра | Иллюстрации, маски | № 5, стр136, №29 |
30 | IV | «Космическое путешествие» | Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, | Тематическое занятие | Картинки с изображением комоса,фонограммы, игрушки | № 5, стр140, №30 |
31 | IV | «Лекарство от зевоты» | Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. | Занятие-путешествие | Иллюстрации, маски | № 5, стр147, №31 |
32 | IV | «Пасха» | Расширять знания о праздниках Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. | Тематическое занятие | Иллюстрации, фонограммы, | № 5, стр151, №32 |
33 | V | «Колобок» | развивать ритмический, интонационный, тембровый слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами; формировать определенные навыки общения, используя интонацию, мимику, жесты. Развивать память, связную речь и координацию движений. | Занятие-игра | Фланелеграф,фонограммы, маски | № 5, стр155, №33 |
34 | V | «Волшебное зеркальце» по мтивам чешской народной сказки | Упражнять в умении согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие .Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминкиРазвивать память, связную речь и координацию движений | Занятие-игра | Фланелеграф,фонограммы, маски | № 5, стр160, №34 |
35 | V | «Как муравьишка дом солнышка искал» | Развитие чувства темпа и ритма через стихотворные произведения. Развитие речевых и мимических движений через психогимнастику. Развитие крупной и мелкой моторики | Комплексное занятие | Фланелеграф,фонограммы, маски | № 5, стр165, №35 |
36 | V | «История о том, как гном построил дом» | развитие слухового внимания. совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуляционных движений; развитие фонематического восприятия. | развлечение | Фланелеграф,фонограммы, маски | № 5, стр170, №36 |
Подготовительная к школе группа
№ | Ме-сяц | тема | Задачи | Формы проведе-ния | Методическое оснаще-ние и дид. материал | Литера- тура |
1 | IX | «Дядюшка Ау» | Развивать слуховое и зрительное восприятие; чувства темпа и ритма через стихотворные произведения | Занятие-путешествие | Иллюстрации осеннего леса, карточки слогов, фонограммы | № 5, стр8, №1 |
2 | IX | «Сергиюшко» по мотивам сказки Е.Честнякова | Совершенствовать общую и мелкую моторику. Расширять лексический запас. Развивать слуховое внимание и зрительную память. | Тематическое занятие | Иллюстрации, маска совы, фонограммы. | № 5, стр14, №2 |
3 | IX | «Медведь и хвост» | развитие слухового внимания. совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуляционных движений; развитие фонематического восприятия. | Занятие-путешест-вие | Иллюстрации птиц, карточки с ритмоформулами, фонограммы, маски | № 5, стр19, №3 |
4 | IX | Магазин «Природа» | развитие слухового внимания. совершенствование общей моторики, мимики; | Занятие-игра | Иллюстрации осеннего леса, карточ-ки слогов, фонограммы | № 5, стр23, №4 |
5 | X | «Сивка-бурка» по мотивам рус. нар. сказки | чувства темпа и ритма через стихотворные произведения. Развитие речевых и мимических движений через психогимнастику | Тематическое занятие | Фонограмма, муз.инструменты, маски. | № 5, стр28, №5 |
6 | X | "Как заяц и дрозд урожай растили" | развивать умение сочетать слово и движение; движение и словоулучшение общей моторики и координации движе-ний; | Тематическое занятие | Фонограмма, муз.инструменты, маски. | № 5, стр33, №6 |
7 | X | «Вершки и корешки» по мотивам рус. нар. сказки | Совершенствовать общую и мелкую моторику. Расширять лексический запас. Развивать слуховое внимание и зрительную память. Учить выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью. Способствовать развитию мимической выразительности. | Занятие-путешествие | Фонограмма, муз.инструменты, маски, деревянные палочки, шляпа. | № 5, стр39, №7 |
8 | X | «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка» по мотивам рус. нар. сказки | Развитие чувства темпа и ритма через стихотворные произведения. Развитие речевых и мимических движений через психогимнастику. Воспитание трудолюбия и желания помогать взрослым. | Тематическое занятие | Фонограмма, муз.инструменты, маски, деревянные палочки, шляпа | № 5, стр44, №8 |
9 | XI | «Лягушка-путеше-ственница» по мо-тивам сказки В. Гаршина | развитие слухового внимания.совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуля-ционных движений; развитие фонемати-ческого восприятия. | Занятие-путешествие | Зеркальце Фонограмма с записью голосов леса маски. | № 5, стр49, №9 |
10 | XI | «Новый каравай » по стихо-творению В.Приходько | развитие слухового внимания, общей моторики детей, фо-рмирование дли-тельного плавного выдоха (2-3 сек), развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие рит-мической четкости и ловкости движе-ний, ощущения му-зыкальной фразы, конец которой отмечается четким прыжком | Тематическое занятие | Иллюстрации, игрушки-машины, маски. | № 5, стр54, №10 |
11 | XI | «Четыре желания» по мотивам рассказа К.Ушинского | :развивать слуховое внимание и общую моторику,совершенствовать ориентировку на теле, закрепить умение ходить на носках, развивать длительный плавный выдох, учить регулировать силу выдоха, активизировать мышцы губ, учить воспроизводить длинные и короткие звуки звучащими жестами, | Тематическое занятие | Фонограмма, муз.инструменты, маски. | № 5, стр58, №11 |
12 | XI | «Разнцветная книга» | развивать четкость и ловкость движе-ний, ощущение музыкальной фразы, развитие мелкой мо-торики рук, регули-ровать мышечный тонус, снятие эмоцио-нального и мышеч-ного напряжения | Тематическое занятие | Фонограмма, муз.инструменты, маски. | № 5, стр 63, № 12 |
13 | XII | «Проказы Зимы» по мотивам рассказа К.Ушинского | развитие слухового внимания.совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуля-ционных движений; развитие фонематического восприятия. | Занятие-путешествие | Фонограмма Снежинки на каждого ребенка,маски | № 5, стр 68, № 13 |
14 | XII | «Заяц, косач,медведь и дед мороз» по мотивам сказки В.Бианки | Развивать у детей чувство единства, сплоченности. Повышать уверен-ность в себе. Создать положитель-ный эмоциональный фон. В мимических и лого-ритмических упраж-нениях, лексико-грамматических уп-ражнениях продол-жать учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию. Развивать у детей речевое дыхание и силу голоса. Обогащать словарь детей прилагатель-ными и глаголами. В упражнении для координации зрения продолжать выраба-тывать навык фикса-ции взгляда на объек-те (снежинке) Использовали массаж биологически актив-ных зон « Снеговик» для профилактики простудных заболе-ваний. | Комплексное занятие | Фонограмма, маски. | № 5, стр72, №14 |
15 | XII | «Почтовая ис-тория» | развитие слухового внимания, общей и пальцевой моторики, артикуляционных движений. | Тематическое занятие | Иллюстрации, музыкаль-ные моло-точки, белые ленточки. | № 5, стр76, №15 |
16 | XII | «Как ворона снегурочкой стала» | развивать звуковую фантазию; слуховое воображе-ние, развивать спо-собности концентри-ровать внимание; развивать сотрудни-чество в группе, повышать уверен-ность в себе. | Тематическое занятие | набор шу-мовых ин-струментов, колокольчики двух видов, металлофоны.треугольник, рубель; фонограммы, сюрприз-угощение. | № 5, стр 81, № 16 |
17 | I | «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С.Маршака | Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоцио-нальную отзывчи-вость на музыку сред-ствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориенти-ровку в пространстве. Способствует снятию психологического напряжения (слуша-ние звуков природы, пение птиц). Развивать психичес-кие процессы: зри-тельное, слуховое восприятие Продолжать разви-вать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и коор-динацию движений. | Тематическое занятие | Новогодняя елка, Фонограмма, маски., иллюстрации, | № 5, стр 86, № 17 |
18 | I | «Серебряное копытце» по мотивам сказки П.Бажова | Формировать у детей положительную мо-тивационную направ-ленность к обучению грамоте, развитию речи. | Тематическое занятие | Фонограмма, маски. иллюстрации, | № 5, стр 90, № 18 |
19 | I | « Зима-пекариха» | уточнить артикуля-цию дифференцируе-мых звуков [з-с, з’-с’], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции, развивать мелкую и крупную моторику здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся; воспитательные: формировать положительную учебную мотивацию, воспитывать чувство эмпатии (сопережива-ния). | Тематическое занятие | Фонограмма, маски., иллюстрации, | № 5, стр 95, № 19 |
20 | I | «Госпожа метелица» по мотивам сказки братьев Гримм | Закреплять понятие о вертикальных и гори-зонтальных линиях. Упражнять в правиль-ной артикуляции изо-лированных соглас-ных на одном выдохе, меняя тембр и гром-кость голоса. Развивать глазомер, пространственную ориентацию. Развивать интонаци-онную выразитель-ность, речевое дыха-ние, мелкую мотори-ку пальцев рук. Воспитывать любовь к неживой природе и к прекрасному. | Тематическое занятие | Снежинки на каждого ребенка, фонограмма, маски., иллюстрации,
| № 5, стр100, №20 |
21 | II | «Каша из топора» » по мотивам рус. нар. сказки | Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциона-льную отзывчивость на музыку средствами движения, реагиро-вать на начало и ко-нец музыки Развивать ориенти-ровку в пространстве. Развивать психичес-кие процессы: зрительное, слуховое воспритие Продолжать разви-вать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и коор-динацию движений. | Тематическое занятие | Фонограмма, маски | № 5, стр103, №21 |
22 | II | «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Г.Х. андерсена | Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоцио-нальную отзывчи-вость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориенти-ровку в пространстве. Развивать психичес-кие процессы: зрительное, слуховое восприятие Продолжать разви-вать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и коор-динацию движений. | Интегрированное занятие | музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики. | № 5, стр107, №22 |
23 | II | «Сказка о Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре » | Способствует снятию психологического напряжения Развивать психиче-ские процессы: зрительное, слуховое восприятие Развивать память, связную речь и коор-динацию движений. Воспитывать умение работать в коллекти-ве, выслушивать то-варища, контролиро-вать свое поведение. Развивать воображе-ние и фантазию | Тематическое занятие | музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, фонограмма, маски | № 5, стр111, №23 |
24 | II | «Звезлный мальчик» по мотивам сказки О.Уайльда | Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагиро-вать на начало и конец музыки Развивать ориенти-ровку в пространстве. (Упражнение на развитие внимания, тропинка, самолет, машина). Развивать психичес-кие процессы: зри-тельное, слуховое восприятие – раз-минка две мартышки. Продолжать разви-вать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию дви-жений. Воспитывать умение работать в коллекти-ве, выслушивать товарища, контроли-ровать свое поведе-ние. | Занятие-игра | Иллюстрации, музыкальный молоточек, шапка | № 5, стр115, №24 |
25 | III | «Заколдованный холм» по мотивам английской народной сказки | Формирование бе-режного отношения к себе и ко всему, что нас окружает Продолжать разви-вать чувство темпа и ритма разминки Воспитывать умение работать в коллек-тиве, выслушивать товарища, контро-лировать свое пове-дение Развивать память, связную речь и коор-динацию движение | Тематическое занятие | Металлофон; Карточки с изображением примет весны; Магнитная доска; Волшебные палочки”; | № 5, стр120, №25 |
26 | III | «Два клена» по мотивам рус. нар. сказки | развивать внимание и быстроту реакции; учить выразительно передавать игровые образы; формировать эмоци-онально – радостные ощущения от актив-ного участия в музи-цирование. | Занятие-игра | музыкальные инструменты . | № 5, стр125, № 26 |
27 | III | «Как поп работницу нанимал» по мотивам сказки С.Писахова | Учить детей создавать образное изображение солнца речи. Воспитание интереса к художественной литературе | Тематическое занятие | Макет (фа-сад) избуш-ки. Ставни расписаны и открыты, музыкальные инструменты | № 5, стр130, № 27 |
28 | III | «Снегурочка» по мотивам рус. нар. сказки | Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоцио-нальную отзывчи-вость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориенти-ровку в пространстве. (Упражнение на развитие внимания, тропинка, самолет, машина). Развивать психичес-кие процессы: зри-тельное, слуховое восприятие – раз-минка две мартышки. Продолжать разви-вать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и коор-динацию движений. Воспитывать умение работать в коллек-тиве, выслушивать товарища, контроли-ровать поведение. | Тематическое занятие | Картинки, маски, фонограммы. | № 5, стр135, № 28 |
29 | IV | «Звездный бал» | Закреплять умения выполнять артикуля-ционную, мимичес-кую, пальчиковую и дыхательную гим-настику. Закреплять образо-вание относительных прилагательны Развивать артикуля-рную моторику, ми-мическую мускула-туру, жевательно-артикуляционные мышцы, мышцы губ, языка, умение перек-лючаться из одной артикуляционной позы в другую. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Тематическое занятие | Мяч, маски,фонограмма | № 5, стр139, № 29 |
30 | IV | «Космонавтом быть хочу» | Закреплять умения выполнять артикуля-ционную, мимичес-кую, пальчиковую гимнастику. Упражнять в упот-реблении притяжа-тельных местоимений - мой, моя. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать артикуля-ционную моторику, речеслуховую память, творческое вообра-жение. Воспитывать уваже-ние к прфессиям. | развлечение | музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, фонограмма, маски | № 5, стр143, № 30 |
31 | IV | «Робот» по мотивам стихотворения В. Берестова | Закреплять умение выполнять артикуля-ционную пальчи-ковую гимнастику, Развивать мелкую мо-торику пальцев рук, Воспитывать береж-ное отношение к посуде. | Тематическое занятие | музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, фонограмма, маски | № 5, стр148, № 31 |
32 | IV | «Беляночка и Розочка» по мотивам немецкой народной сказки | Закреплять умение рисовать тонкими линиями простым карандашом. Закреплять образова-ние уменьшительно-ласкательных существительных. Развивать глазомер. Развивать артикуля-ционную моторику, мимическую муску-латуру мелкой мото-рики. Развивать зрительное, речеслуховое, слухо-вое, тактильное вос-приятие, творческое воображение. Прививать любовь к домашним животным. | Тематическое занятие | музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, фонограмма, маски | № 5, стр152, №32 |
33 | V | «Баллада о юном барабанщике» | Создать у детей по-ложительное психоэ-моциональное нас-троение. Совершенствовать координацию артику-ляционных движений и движений пальцев рук. Учить произносить звук [Р] изолирован-но, в прямых, обрат-ных слогах, словах. Продолжать учить выполнять звуковой анализ в обратных слогах. Развивать мелкую моторику рук, силу голоса, просодичес-кую сторон у речи Развивать фонемати-ческое восприятие, внимание, память, мышление, вообра-жение. Воспитывать заботливое отноше-ние к природе. | Занятие-игра | Картинки, маски, фонограммы | № 5, стр156, № 33 |
34 | V | «В гостях у лесных гномов» | Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоцио-нальную отзывчи-вость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Продолжать разви-вать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и коор-динацию движений | Тематическое занятие | Картинки, маски, фонограммы | № 5, стр160, № 34 |
35 | V | «Подарки гномов» | Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положите-льные эмоции. Способствовать развитию самостоя-тельного проявления детей в различных видах музыкальной деятельности. | Занятие-игра | Картинки, маски, фонограммы | № 5, стр165, № 35 |
36 | V | «Приключение Буратино» | Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоцио-нальную отзывчи-вость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориенти-ровку в пространстве. Продолжать разви-вать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений. | Занятие-игра | Книга сказок с изображением сказочных героев, костюмы игрушка Буратино | № 5, стр169, № 36 |
КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(по О.А.Сафоновой)
Задача: Изучить динамику изменения звукопроизношения.
Проверка звукопроизношения требует учета возраста ребенка, срока: когда проводится проверка (в начале, середине, конце учебного года), индивидуальных особенностей детей. Полезно привлечь к этой работе специалиста (логопеда, дефектолога), который не только грамотно осуществит проверку, но и установит причины тех или иных отклонений в речи детей.
Проверка произносительной стороны речи осуществляется по четырем основным направлениям: громкость, скорость (темп) речи, интонационная выразительность, звукопроизношение (дикция). Владение языковыми средствами в норме по каждому параметру (достаточная громкость, умеренный темп, выразительность, четкая дикция) оценивается в 1 балл. Таким образом, общий балл складывается из суммы оценок по каждому параметру. В отдельных случаях допустима оценка в 0,5 балла (когда степень освоения какого-либо навыка недостаточна).
С целью удобства фиксации результатов проверки и подведения итогов обследования рекомендуется использовать данную таблицу.
Ф.И. ребенка | Громкость речи | Скорость, темп речи | Интонационная выразительность | Звукопроиз-ношение | Общая оценка |
Методика обследования. Предложите ребенку прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку (рассказ). Запишите слова, которые он произнес неверно.
Отметьте следующее:
1.Громкость чтения: достаточно громко – 1 балл; недостаточно громко – 0,5 балла; тихо -0 баллов.
2.Скорость (темп) речи: умеренно – 1 балл; быстро или медленно – 0,5 балла; слишком быстро и медленно (делает длинные паузы, молчит) - 0 баллов.
3. Интонационная выразительность: выразительно - 1 балл; маловыразительно - 0,5 балла; невыразительно – 0 баллов.
4.Звукопроизношение – укажите, какие звуки дети произносят неверно.
Для детального обследования состояния звукопроизношения подберите картинки с изображением предметов, в названии которых были бы проверяемые звуки, находящиеся в разной позиции. Особое внимание обратите на правильность произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков (в соответствующих возрастных группах).
После проверки состояния звукопроизношения у детей сопоставьте полученные данные с требованиями программы по соответствующему разделу в конкретной возрастной группе.
Оценка звукопроизношения:
-1 балл ставится в том случае, если звукопроизношение у ребенка в норме (в соответствии с возрастом и требованиями программы);
- 0,5 баллов- если в речи отсутствует часть звуков из какой-то значимой для данного возраста группы. Например, в речи ребенка 5-ти лет отсутствует звук «ш», а все остальные звуки из группы шипящих (ч, щ) есть;
- не оценивается ребенок (0 баллов) в том случае, если в его речи отсутствует более 50% звуков, предусмотренных требованиями программы. Особое внимание обращается на отсутствие целых групп звуков: свистящих- в мл.гр., шипящих и сонорных- в средней группе, неумение дифференцировать и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-з, ш-ж, ч-ц и т.д.)- в старшей и подготовительной группах.
Список используемой литературы:
1.Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.
2.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.
3.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.,1999.
4.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
5.Картушина М.Ю., Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6.Кудрявцев В. Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.
7.Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск, 1996.
8.Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
9.Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б., Воробьева О.Н. Спортивные праздники и развлечения. М., 2000.
10. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнение для красивого движения. Ярославль, 2000.
11.Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.
12. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
13.Поваляева М.А. «Дидактический материал по логопедии».
14.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
15. Ф и л и ч е в а Т. Б., Ту м а н о в а Т. В., Ч и р к и н а Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...
Рабочая программа кружка "Музыкальная мозаика"
Программа дополнительного образования "Ритмика"...
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа создана для детей 5-6 лет. В программе изложены цели,задачи,музыкальный репертуар,подготовительные упражнения,предполагаемые результаты на конец учебного года....
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Программа кружка бисероплетения «Разноцветная мозаика»
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а так...
Рабочая программа художественной направленности «Танцевальная мозаика» для детей старшей группы
Программа дает возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредство...
Рабочая программа кружка «Математическая мозаика»
Рабочая программа кружка «Математическая мозаика» 5 - 6 лет...