Рабочая программа кружка «Математическая мозаика»
рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа кружка

«Математическая мозаика» 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_mozayka_5-6_gotovaya.docx57.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к дополнительной общеразвивающей

образовательной программе

дошкольного образования № 1

Рабочая программа кружка

«Математическая мозаика»

Возраст детей 5 - 6 лет.

Срок реализации 1 учебный год

Автор (разработчик): Балакадашева Г.Х.

Лапухина О.С.

Махмудова Ф.Г.

воспитатель

Нягань, 2023

Содержание:

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность программы
  3. Цель программы
  4. Задачи программы
  5. Уровень сложности
  6. Возрастная категория обучающихся
  1. Срок реализации
  2. Формы и режим занятий
  3. Планируемые результаты реализации программы
  1. . Содержание программы

2.1. Перспективное тематическое планирование.

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы                                                                                              

3.2. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.                                                                                                                                                                                                                                                    

3.3. Используемая литература                                                                                                                                                              

3.4. Интернет ресурсы                                                                                                                                                                            

  1. Целевой раздел
  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.

Образовательная программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» имеет познавательную направленность.

Разработка программы «Математическая мозаика» объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического содержания в познавательном развитии дошкольников.            

Нормативными документами разработки Программы являются:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.

2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.

3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.

4.   Устав МАДОУ «Детский сад № 5 «Дубравушка» г. Нягань.

  1. Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Математическая мозаика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.

  1.  Цель программы.

Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

  1. Задачи программы.

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

  1. Уровень сложности.

Уровень сложности Программы соответствует «Базовому уровню» освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с письмом Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».

  1.  Возрастная категория обучающихся

Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 5 - 6 лет.

  1. Срок реализации.

Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа)

  1.  Формы и режим занятий.

Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы до 10 человек. Обучение проводится 2 раза в неделю по 25 мин. 8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.

В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи - шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

  1.  Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы.

К концу учебного года дети должны уметь:

– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

 – осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

– устанавливать смысловые связи между предметами;

– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– создавать постройки по рисунку, чертежу;

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

– делить предметы, фигуры на несколько равных частей;

– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

– анализировать предметы по отдельным признакам;

– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

– сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;

– составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;

– создавать образ на основе рисунка-схемы;

– составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

– располагать предметы в заданной последовательности.

– понимать задание и выполнять его самостоятельно;

– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

2. Содержание программы

2.1. Перспективное тематическое планирование

Тема занятий:

Количество часов

Дата проведения занятия

1

Вводное занятие. Знакомство и математическая игра «Посчитай». Компьютерный класс.

2

02.10.2023 -04.10.2023

2

Число и цифра 1. Величина. Логическая задача на установление закономерности. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова. Стр. 2)

1

09.10.2023

3

«Число и цифра 2. Знакомство со знками +, =. Соответствие формы предмета с геометрической фигурой. Ориентитровка на листе.» Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.4).

1

11.10,2023

4

 «Числа 1. 2. 3.Соотнесение количества прдметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат, выкладывание квадрата из палочек. Ориентировка в тетрадке в клетке. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.6).

1

16.10.2023

5

Числа 1, 2,3, 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Величина. Ориентировка в тетради в клетку. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.8).

1

18.10.2023

6

Математическая игра «Собираем цифры». Компьютерный класс.

1

23.10.2023

7

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки +, =. Независимость числа от величины предметов. Сложение числа 5 из двух меньших. Логическая задача на установление несоответствия. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.10).

1

25.10.2023

8

Математическая игра «Счет до пяти». Компьютерный класс.

1

01.11.2023

9

 Число и цифра 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки +, =.. Сложение числа 6 из двух меньших. Логическая задача на установление закономерностей. Величинные понятия. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.12).

1

06.11.2023

10

«Числа и цифры 4,5,6.Знаки , =. Независимость числа от расположения предметов. Квадрат и треугольник. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.14).

1

08.11.2023

11

«Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между числом и цифрой и количеством предметов. Загадки. Логическая задача на установление закономерностей. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.16).

1

13.11.2023

12

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0. Знакомство со знаком - . Логическая задача на установление закономерностей. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.18).

1

15.11.2023

13

Математическая игра «Исправь ошибку». Компьютерный класс.

1

20.11.2023

14

Числа и цифры 0, 4, 5, 6. Решение задачи. Установление равенства между двумя группами предметов. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки - , < ,>. Пространственные понятия. Нахождение различий. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.20).

1

22.11.2023

15

Математическая игра «Сравнения». Компьютерный класс.

1

27.11.2023

16

«Число и цифра 7. Знаки =, + Математическая загадка Порядковый счет. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек. Работа в тетрадях в клетку. Деление квадрата на 2 и 4 части. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.22).

1

04.12.2023

17

Числа и цифры 1, 2, 3 4, 5 6 7. Сложение числа 7 из двух меньших чисел. Дни недели. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова. Стр. 24).

1

06.12.2023

18

Числа и цифры1 – 8 Знаки +, - . Знакомство с названием месяца – Декабрь. Логическая задача на установление закономерностей. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова. Стр. 26).

1

11.12.2023

19

Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших чисел. Деление предмета на 4 части. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова. Стр. 28).

1

13.12.2023

20

Математическая игра «Найди лишнее». Компьютерный класс.

1

18.12.2023

21

Решение примеров. Ориентировка в пространстве. Овал. Логическая задача на установление закономерностей. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова. Стр. 30).

1

20.12.2023

22

Знаки, Логическая задача на анализ и синтез. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Порядковый счет. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова. Стр. 32).

1

25.12.2023

23

Числа и цифры 1-9 Логическая задача на установление закономерностей. Высокий – низкий Дни недели. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова. Стр. 34).

1

27.12.2023

24

Математическая игра «Развивающие игры В.В. Воскобовича». Компьютерный класс.

1

08.01.2024

25

Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат. Логические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова. Стр. 36).

1

10.01.2024

26

Число и цифра 10. Выкладывание трапеции из счетных палочек. Работа в тетради в клетку. Нахождение различий в 2-х рисунках. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.38).

1

15.01.2024

27

Математическая игра «Развивающие игры В.В. Воскобовича». Компьютерный класс.

1

17.01.2024

28

Математическая игра «Проекции». Компьютерный класс.

1

22.01.2024

29

Числа от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Квадрат, Трапеция, Треугольник. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.40).

1

24.01.2024

30

Математическая игра «Какие фигуры будем учить?». Круг. Квадрат, Трапеция, Треугольник. Компьютерный класс.

1

29.01.2024

31

Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки + и -_ . Знакомство с месяцем – Февраль. Работа в тетради в клетку. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.42).

1

31.01.2024

32

Математическая игра «Пирамидки». Компьютерный класс.

1

05.02.2024

33

Решение задачи на сложение и вычитание. Порядковый счет. Логическая задача на анализ и синтез. Работа со счетными палочками. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.44)

1

07.02.2024

34

Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве. Работа в тетрадях в клетку. Круг. Прямоугольник. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.46).

1

12.02.2024

35

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки. Дни недели. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Треугольник. Прямоугольник. Трапеция. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.48).

1

14.02.2024

36

Знакомство с точкой. Рабочая тетрадь Солнечные ступеньки «Знакомимся с геометрией» часть 1, стр. 2 - 3

1

19.02.2024

37

Математическая игра «Точечки». Компьютерный класс.

1

21.02.2024

38

Знакомство с лучом. Рабочая тетрадь Солнечные ступеньки «Знакомимся с геометрией» часть 1, стр. 18 - 19

1

26.02.2024

39

Знакомство с углом. Рабочая тетрадь Солнечные ступеньки «Знакомимся с геометрией» часть 1, стр. 25 - 26

1

28.02.2024

40

Знакомство с отрезком. Рабочая тетрадь Солнечные ступеньки «Знакомимся с геометрией» часть 1, стр. 20 - 21

1

04.03.2024

41

Математическая игра «Дорисуй цифры». Компьютерный класс.

1

06.03.2024

42

Знакомство с прямой, горизонтальной и вертикальной линиями, ломаная и кривая линии; разомкнутыми и замкнутыми линиями. Рабочая тетрадь Солнечные ступеньки «Знакомимся с геометрией» часть 1, стр. 6 - 17

4

11.03.2024 -13.03.2024 – 18.03.2024 - 20.03.2024

43

Знакомство с многоугольником. Рабочая тетрадь Солнечные ступеньки «Знакомимся с геометрией» часть 2, стр. 8 - 9

1

25.03.2024

44

Знакомство с ромбом. Рабочая тетрадь Солнечные ступеньки «Знакомимся с геометрией» часть 2, стр. 22 - 23

1

27.03.2024

45

Математическая игра «Какие фигуры будем учить?». Многоугольник. Ромб. Компьютерный класс.

1

01.04.2024

46

Знакомство с объемными фигурами. Рабочая тетрадь Солнечные ступеньки «Знакомимся с геометрией» часть 2, стр. 28 - 29

1

03.04.2024

47

Математическая игра «Какие фигуры будем учить?». Объемные фигуры. Компьютерный класс.

1

08.04.2024

48

Решение задач на сложение и вычитание. Логическая задача. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.50).

1

10.04.2024

49

Математическая игра «Логические квадраты». Компьютерный класс.

1

15.04.2024

50

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Части суток. Работа в тетради в клетку. Треугольники. Величинные понятия. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет « Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.52).

1

17.04.2024

51

Математическая игра «Счетные палочки». Компьютерный класс.

1

22.04.2024

52

Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели. Времена года. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.54).

1

24.04.2024

53

Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Ориентировка на листе. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.56).

1

01.05.2024

54

Решение задач. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.58).

1

06.05.2024

55

Математическая игра «Логические цепочки». Компьютерный класс.

1

08.05.2024

56

Порядковый счет. Решение математической загадки. Ориентировка в пространстве. Работа в тетради в клетку. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.60).

1

13.05.2024

57

Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы. Треугольник. Круг. Трапеция. Символические изображения предметов из счетных палочек. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.62).

1

15.05.2024

58

Математическая игра «Конструктор». Компьютерный класс.

1

20.05.2024

59

Решение задачи и примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Закрепление знаний о названиях и последовательности месяцев. Стихи о цифрах от 0 до 9. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10» Е. В. Колесникова.Стр.65).

1

22.05.2024

60

Математическая игра «Нажми по порядку». Компьютерный класс.

1

27.05.2024

Итого

64

 3.Организационный раздел

3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- простые карандаши;

- цветные карандаши;

- счетные палочки;

- тетради в клеточку;

- линейки.

Техническая оснащенность:

- ноутбук;

- принтер;

-интерактивная доска

- компьютеры (компьютерный класс).

3.2. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Математическая мозаика», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Оценка освоения программы «Математическая мозаика» проводится в форме педагогической диагностики в начале и в конце учебного года.  

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Объединяет предметыобозначает их обобщ. понятием

Владеет логическими операциями: анализ, сравн, др.

Опред положение предмета по отношен к себе, другим

Понимает слова обозначения времени: «сегодня», др.

Имеет элемент представление о сох кол-ва предметов

Имеет представление об отношении целого и части

 Умеет систематизировать (группировать) предметы по 2—3  выделенным  признакам:  цвету,  форме,  параметрам  величины  (высоте,  ширине, длине, толщине)

Выстраивает сериационные ряды из 10 и более предметов с незначи-тельной (до 0,5 см) разницей в  величине

Ведет  целостно-расчлененный анализ объектов

Умеет  считать до 10, различает количественный и порядковый счет, опреде-ляет  состав  чисел  до  5  (включительно)  из  отдельных  единиц  и  из  двух  меньших чисел

Недостаточный

Близкий к достаточному

Достаточный

Выполнено

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостаточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Близкий к достаточному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достаточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В среднем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Используемая литература

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение,  2002. – 385 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,  2001. – 404 с.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение,  2003. – 312 с.
  4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с. 
  5. Колесникова Е. В. Математика для детей 5—6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. ISBN 5-89144-211-6
  6. Колесникова Е. В. Математические ступеньки «Я считаю до 10». Математика для детей 5 – 6 лет.
  7. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
  8. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
  10. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
  11. Михайлова  З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
  12. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
  13.  Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
  14.  Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
  15.  Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
  16.  Солнечные ступеньки. Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Математика» Часть 1 и 2. Для детей 5 – 6 лет.
  17. Солнечные ступеньки. Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Знакомимся с геометрией» Часть 1 и 2. Для детей 5 – 6 лет.
  18. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
  19.  Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение,  2007. – 245с.
  20.  Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

3.4. Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303

          6. Математические игры: http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Математическая азбука»

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них...

Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей подготовительной группы

РАБОЧАЯ программа  кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Федосова Н. А., Коваленко Е.В., Дядю...

Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей 3-4 лет

РАБОЧАЯ программа курса кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»Предлагаемый курс  ориентирован на развитие математи...

Рабочая программа кружка "Музыкальная мозаика"

Программа дополнительного образования "Ритмика"...

Рабочая программа кружка " Математический Знайка"

развивать мыслительные операции: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию.развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания,вообр...

Рабочая программа кружка "Математический калейдоскоп" для детей 3-4 лет

Цели программы:-раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;-приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей ...