Рабочая программа кружка "Музыкальная мозаика"
рабочая программа по музыке на тему

Журавлева Наталия Леонидовна

Программа дополнительного образования "Ритмика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ritmike.doc334 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                              «ВОЗМОЖНО, САМОЕ ЛУЧШЕЕ,

                                               САМОЕ СОВЕРШЕННОЕ И РАДОСТНОЕ,

                                               ЧТО ЕСТЬ В ЖИЗНИ – ЭТО СВОБОДНОЕ

                                               ДВИЖЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ, И НАУЧИТЬСЯ

                                               ЭТОМУ МОЖНО У РЕБЕНКА»

А.И. БУРЕНИНА

                                           

                                   ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      В хореографии главное – движение, танец, а в ритмике – главенствует музыка, все зависит от музыки. На ней завязаны все виды музыкальной деятельности.

      Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

      В процессе работы над движением под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются творческие способности, чувство

 прекрасного.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода  музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.

Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать такие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности;

  • формировать эстетический вкус;
  • развивать познавательное отношение к действительности.

Движение под музыку дополняет этот ряд:

  • дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение;
  • создает приподнятое настроение;
  • развивает активность, инициативу;
  • развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений изучены  И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базедовым и др.

       Первоочередная задача – научить ритмично двигаться под музыку, так как музыка вызывает моторную реакцию у ребенка. Нередко эта реакция скрыта и ритмика создает необходимые условия для выявления этих моторных реакций в движении всего тела. Вся работа направлена на развитие мышечного чувства.

       Ритмические упражнения совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, служит профилактикой плоскостопия.

       Занятия ритмикой влияют на общий тонус. Вырабатывается правильная осанка. Нарушение осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и легких.

       Основу для ритмических композиций составляют простые, но разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и другие), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Некоторые упражнения носят игровой характер, эта форма работы наиболее близка и интересна детям.

В обучении музыкально-ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

       Благодаря систематическим занятиям дети приобретают опыт пластической интерпретации музыки,  овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогают ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческой и спортивной деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в театральных студиях, музыкальных школах и т.д.

       

Программа по ритмике

Цель  занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.

Задачи программы :

  •  учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
  •  развивать основы музыкальной культуры;
  •  развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
  •  учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
  •  формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
  •  развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДВИЖЕНИЯМ

* От простого к сложному

* От известного  к неизвестному

* Регулярность

* Систематичность

* Последовательность увеличения нагрузки

* Постепенность

* Индивидуальный подход

* Наглядность

Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений.

Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового.

Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

При систематических занятиях достигаются хорошие результаты в музыкально-ритмическом развитии детей.

Последовательное увеличение нагрузки при этом является важным условием предупреждения травматизма.

Успех в обучении ритмическим и танцевальным движениям может быть достигнут в том случае, если  будут учтены особенности развития каждого ребенка.

Важно знать, что доступность заданий для детей младшего, среднего и старшего возраста предполагает включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложения волевых усилий.

Постепенность и последовательность является одним из условий обучения детей музыкально-ритмическим движениям. В этом – залог усвоения более сложных движений их техники.

Индивидуальный подход в обучении необходим при работе с детьми дошкольного возраста:

- организм ребенка еще не полностью сформировался и окреп;

- чрезмерная или недостаточная физическая нагрузка одинаково        

           неблагоприятны для его развития.

      Индивидуальный подход предполагает использование соответствующих методических приемов обучения: подготовительных упражнений, подбора различных вариантов танцевальных и ритмических, соответствующих требованиям Программы движений.

Принцип наглядности при обучении музыкально-ритмическим и танцевальным движениям – один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений осложнено физиологическими возрастными особенностями.

В этих условиях различные чувственные образы – зрительные, слуховые, мышечные – в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствует лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым, образным словом – рассказом, объяснением.

Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия методов и приемов:

- словесных: объяснения, показа и т.п.

- наглядных: показ, звуковые и зрительные ориентиры;

- непосредственная поддержка и помощь;

- практических: упражнения-повторения, игры, развлечения, виды театрализованной деятельности и т.п.

       Важно, чтобы учитывались задачи определенного этапа обучения, особенности возраста занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения занятий.

                          ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ:

  • овладение собственным телом как музыкальным инструментом, развивая способности;
  • «видеть» музыку, передавая в движении ее характер, образ, тончайшие нюансы.

                          ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  • овладение основными движениями;
  • ориентировка в пространстве;
  • овладение танцевальными и плясовыми движениями;
  • коммуникативность, общение в танце;
  • осознание движений, импровизация и творчество через осознание движений.

     В каждой возрастной группе сдвигается акцент на психофизиологические особенности ребенка: зависит разновидность основных и танцевальных движений. Следует учитывать, какое из основных движений может помочь разучить танцевальное движение.

     В ЯСЕЛЬНОЙ группе главное – это овладение основными движениями: отрабатывание и совершенствование. Большое внимание уделяем тем детям, у которых не получаются танцевальные движения.

Музыкально – ритмические движения в ясельной группе.

Ориентировка в пространстве.

  • ходить стайкой за воспитателем;
  • ходить парами по прямой, по кругу;
  • ходить меняя направление;
  • ходить за воспитателем огибая предметы.

Основные движения.

I Бег.

  • бег за воспитателем;
  • бег от воспитателя;
  • бег в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга;
  • бег между предметами не наступая на них;
  • мягкий бег;
  • лёгкий бег.

II Прыжки. 

  • на двух ногах на месте;
  • на двух ногах с лёгким продвижением вперёд;
  • подпрыгивая до предмета;
  • перепрыгивая предмет;
  • подскок.

III Упражнения для рук.

  • качание рук;
  • фонарики;
  • поднятие рук вверх и вниз;
  • хлопки под музыку.

Игры.

«Птички».

Маленькие птички

Птички невелички.

По лесу летают

Песни распевают. (весь куплет летают)

Сильный ветер налетел

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

Там не тронет их никто. (прячутся)

Игра на развитие творчества.

«Кошка хвостиком играла».

Кошка хвостиком играла

Вот – так, вот- так.

Мячик по полу катала

Вот- так, вот –так.

Молочко потом лакала

Вот-так, вот-так.

И по комнате скакала

Вот-так,вот-так.

А потом устала кошка

И поплакала немножко

Вот-так, вот-так.

Мы рядышком к ней сядем

Нашу кисоньку погладим.

«Все котята мыли лапки».

Все котята мыли лапки

Все котята мыли лапки.

Мыли ушки, мыли брюшки,

Мыли ушки, мыли брюшки.

А потом они устали

Сладко, сладко засыпали,

Сладко, сладко засыпали.

«Потягушки».

Потягушки, потягушеньки

От носочков, до макушечки.

Мы потянемся, потянемся

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём

Подрастаем с каждым днём.

«Слон».

Уши у слона вот такие,

Хобот у слона вот такой,

Бивни у слона вот такие,

Это слон идёт на водопой.

В МЛАДШЕЙ группе переключаемся на освоение пространства. Если ребенок с младшей группы не овладел ориентировкой в пространстве – ему сложно будет в будущем освоить пространство.

Музыкально ритмические движения в младшей группе.

Ориентировка в пространстве.

  • Ходит колонной вдоль стен;
  • Ходить колонной парами;
  • Ходить шеренгой;
  • Ходить цыпочкой  (взявшись за руки);
  • Делать круг (сначала с воспитателем; «солнышко» и «лучики» -греем ножки, спинку, одну руку, другую; походим вокруг «солнышка» по одному; вокруг «солнышка» за руки). Используем игры: «По дорожке вдоль пруда» (положить голубой обруч); «Узкая дорожка»; упр. –секретик.

Сентябрь-октябрь.

  • Ходьба стайкой (перебежки; к уголку…);
  • Переход в ходьбу колонной без взрослого;

Ноябрь – декабрь.

  • Упражнение машины (без музыки);
  • Ходьба по кругу;
  • Сужение и расширение кругу;
  • Ходьба в колонне по одному;
  • Строить круг из положения сидя (самостоятельно).

Январь – февраль.

  • Игра машины;
  • Перестроение на 3-4 угла (упр. с погремушками);
  • Бег врассыпную;
  • Перестроение в пары;
  • Умение с места строиться парами самостоятельно;
  • Двигаться парами по кругу;
  • Ориентировка по цвету.

Март – апрель.

  • Умение самостоятельно построиться вокруг обручей, цветов, берёзок;
  • Строиться в колонну по одному.

Май –август

  • Закрепление пройденного материала.

Игры.

«По дорожке вдоль пруда».

  • По дорожке вдоль пруда,

Мы шагаем иногда.

Но подальше от воды,

Чтобы не было беды.

Ой вода, вода, вода

Разбегайся кто - куда!

«Мимо речек и полей».

  • Мимо речек и полей,

Мчится поезд всё быстрей.

Ничего что путь далёк,

Мы приедем точно в срок!

Игра с большой лентой.

«Медведь и зайцы».

  • Зайка по лесу бежал,

        А в берлоге Мишка спал.

        Ближе зайка подбежал

        И зайчат к себе позвал.

        Услыхал медведь и давай реветь:

        Кто тут смеет так шуметь?

        Я искать пойду и кого найду,

        Я в берлогу заберу.

Зайка бедный задрожал

Испугался в снег упал,

Весь укрылся с головой

Вот трусишка он какой.

Мишка лесом шёл, далеко зашёл,

Но зайчат он не нашёл

Он ходил искал, он бродил устал.

Сел мишутка задремал.

        Зайки к мишке подбежали,

        Мишке глазки завязали,

        И сказали: раз, два, три,

        Мишка зайчиков лови.

        

Основные движения.

Сентябрь-октябрь.

  • Высокая, активная ходьба;
  • Спокойная ходьба;
  • Лёгкий бег;
  • Стремительный бег;
  • Пружинки; пружинки с прыжками;
  • Топающий шаг.

Ноябрь – декабрь.

  • Основная ходьба;
  • Лёгкий бег;
  • Спокойная ходьба;
  • Прыжки на двух ногах; с продвижением;
  • Прямой галоп.
  • Галоп (лошадки);
  • Прямой галоп (лошадка качается – мл. гр.);

Январь – февраль.

  • Высокий шаг;
  • Поскоки (ходим как «петушки», «цыплята»); работаем над «стульчиком»;
  • Лёгкий бег;
  • Пружинки;
  • Прямой галоп;
  • Приставной шаг;
  • Высокий шаг (высокий сугроб);
  • Спокойная ходьба;
  • Прыжки с продвижением;
  • Бодрая ходьба.

Март – апрель.

  • Лёгкий бег;
  • Прыжки разного вида;
  • Пружинки; пружинки с прыжками;
  • Полуприседания;
  • Прямой галоп ( без музыки);
  • Приставной шаг (с приседанием; с притопами);
  • Высокий бег.

Май –август

  • Закрепление  пройденного материала.

Разучивание танцевальных движений.

  • Чки-чки-чки

Мы купили башмачки (фонарики)

Вот какие мы купили

Весёлые башмачки (выставление ноги)

Разок шагнём,

Другой шагнём (притопнуть ногой)

А потом, потом, потом

Плясать пойдём.(топотушки)

Танцы.

«Весёлая ленточка» (белый сборник «праздники в детском саду» стр. 194; лента большая груговая, можно разноцветную)

-бегут по кругу держась за ленту;

-передают друг другу;

-кладут на пол;

-танцуют по показу воспитателя;

-поднимают ленту.

«Танец с обручем» (любая двух-частная форма)

Дети стоят по кругу, в центр ведущий (может быть как воспитатель, так и любой персонаж). Ведущий на первую часть музыки подходит к любому ребёнку, ребёнок берётся за обруч и выходит в центр зала. На вторую часть музыки ребенок вместе с ведущим танцуют.

«Танец с обручем». УК.Н.М.«Ой лопнул обруч» (ведущий с обручем идёт к детям выводит их в центр; топают; пружинка; ударяют каблучком).

«Танец с лентой». «Весёлая ленточка» праздники в д/с белая стр. 194 (лента завязана бантом, бегут по кругу; передают медленно, затем всё быстрее и быстрее; кладут на пол; танцуют по показу воспитателя; поднимают ленту; повтор 2 -3 раза; в конце лента развязывается воспитатель ведёт детей на стульчики или из уводит из – зала).

Примеры: Вишкарева  «После дождя».

Обручи-лужи – закрепить за ребенком место (сугробы, гнезда и т.п.).

Под музыку ребенок бегает вокруг «лужи» (потому, что руководитель не разрешает в нее наступать); дети решили «похулиганить»: руководитель как-будто-бы  отвернулся – дети прыгнули в лужу и активно в ней топают (ходьба на месте) – руководитель повернулся – все дети выпрыгнули из обруча-лужи.

Затем то же самое – без обруча – место должно быть закреплено и находиться на расстоянии от других детей – «врассыпную».

«Врассыпную» освоили. Перестраиваемся в круг (2 полугодие).

«Удержание круга»:  ходьба друг за другом «цепочкой», рассматривая «секретик» за плечом у впереди идущего – круг не разваливается. Уделить этому должное количество времени, не жалея сил.

Модель «солнышко». Дети стоят лицом в круг – «греем животики», спиной в круг – «греем спинки». Когда бегут по кругу: «лучик» не догоняет другой «лучик», а то круг не будет похож на солнышко. Близко в круг нельзя подходить, а то солнышко обожжет.

Сужение-расширение круга осваивают.

«Пары». Стоят парами: мальчик спиной в круг (греет спинку), девочка лицом в круг (греет животик), вместе они образуют «лучик». Если поменяться местами, то девочка будет греть спинку, а мальчик животик. Движение по кругу осваивается по схеме движения по одному (все – лучики).

С младшего возраста нужно помочь ребенку изучить стопу: где пяточка, пальчики, подушечка, подъем.

Упражнением «петушок» готовим подскоки. Осваивается пружинка, выставление ноги на пятку-носок: хвалимся туфелькой, показывая то носок, то каблучок.

Когда начинаем осваивать плясовые народные движения: топотушки (на присогнутых коленях), выставление ноги на пятку, кружение, пружинку и др., а освоить их нужно обязательно в младшем возрасте – необходимо ознакомить детей с историей досуга деревни: делу время – потехе час; картинами быта, развлечений (кино, театра не было, а людям хотелось повеселиться, себя показать, других посмотреть); одеждой; декоративно-прикладным искусством. Дети должны окунуться в атмосферу русского быта, культуры: увидели и услышали (в грамзаписи или живом исполнении) музыкальные инструменты Руси, познакомились с русским костюмом, игрушками.

      В СРЕДНЕМ возрасте совершенствуются основные и танцевальные движения, освоенные в младшем возрасте.

Музыкально – ритмические движения в средней группе.

Ориентировка в пространстве.

  • Учить детей делать перестроения  в колонны (по одному; парами; тройками);
  • Делать один круг без взрослого; два и более;
  • Ходить змейкой взявшись за руки с воспитателем и без него;
  • Уметь делать воротики в любом месте зала.

Первая половина года повторение программы второй младшей

группы.

        Вторая половина года проходим новый материал.

Сентябрь – октябрь.

  • Ходьба в колонне по одному вдоль стен (разные виды ходьбы);
  • Ходьба в колонне парами не держась за руки;
  • Умение бегать в рассыпную под музыку и без неё;
  • Умение построиться шеренгой около стульчиков лицом к зрителям;
  • Умение двигаться по кругу.

Ноябрь – декабрь.

  • Ходьба по кругу со сменой направления (сначала без музыки, затем 2-х частная форма со сменой направления см. зелёный сборник стр. 33);
  • Навык сужения и расширение круга;
  • Вводим слова вкруг из круга – спиной, лицом;
  • Продолжаем работу над бегом врассыпную;
  • Строиться тройками (паровоз).

Январь – февраль.

  • Построение в четыре угла (стр. 56 белый);
  • Построение в четыре угла из положения сидя на стульчиках;
  • Умение перестроиться из троек в круг.

Март – апрель.

  • Умение построиться колонной парами в разных местах зала;
  • Ходьба змейкой за воспитателем;
  • Сужение – расширение круга.

Май – август- Закрепление пройденного материала.

Основные движения.

Сентябрь – октябрь.

  • Высокая, активная ходьба;
  • Спокойная ходьба;
  • Лёгкий бег;
  • Стремительный бег;
  • Пружинки, кружении с прыжком;
  • Топающий шаг.

Ноябрь – декабрь.

  • Основная ходьба (высокий шаг);
  • Лёгкий бег;
  • Спокойная ходьба;
  • Прыжки на двух ногах (с продвижением);
  • Прямой галопчик.
  • Лошадка перепрыгивает через речку (ленту) ср.гр.;
  • Боковой галоп (начинается с приставного шага не по кругу, а по прямой; спиной в круг).

Январь – февраль.

  • Высокий шаг;
  • Поскоки (ходим как петушок, цыплята) работа над «стульчиком»;
  • Лёгкий бег;
  • Пружинки;
  • Прямой галоп;
  • Приставной шаг;
  • Высокий бег (высокий сугроб);
  • Спокойная ходьба;
  • Прыжки с продвижением;
  • Бодрая ходьба.

Март – апрель.

  • Лёгкий бег;
  • Прыжки разного вида;
  • Пружинки; пружинки с прыжками;
  • Полуприседание;
  • Прямой галоп (без музыки);
  • Приставной шаг (с приседанием; с притопом);
  • Высокий бег.

Май – август – Закрепление пройденного материала.

Игры.

«Поезд» (в колонну по три человека).

  • Мимо речек и полей

Мчится поезд всё быстрей

Ничего что путь долёк

Мы приедем точно в срок.

Ведущий делает «ту-ту» и переходит в конец колонны. Ведущим становится другой ребёнок.

        «Положили через речку»

  • Положили через речку,

Очень узкую дощечку,

Кот пойдёт провалится,

Кошка в речку свалится,

Курочка споткнётся,

Утка сковырнётся,

Только маленькая мышка

Всех мышат переведёт!

Дети делают «воротики» и мышка всех проводит через них, делая круг.

        «Мыши водят хоровод».

  • Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тиши мыши не шумите

Кота Ваську не будите

             Как проснётся Васька кот

             Разобьёт весь хоровод.

«Самолёты».

Дети сидят на одном колене.

  • Самолёты загудели, (летают)

Самолёты полетели.

На полянку тихо сели (присели)

Ну и дальше полетели. (летают)

«Радуга».

Дети делают прыжки +пружинка.

  • Эй, радуга – дуга

Не давай дождя.

Давай солнышка-

Колоколышка.

Танцы.

«Пойду ли, выйду ль я да» (хоровод).

(идут по кругу девочка за ней мальчик)

I Дети идут хороводом.

II Топающий шаг.

I Идут хороводом в другую сторону.

II Топающий шаг.

I Идут в круг три шага, у конце музыкальной фразы топ.

I Тоже назад.

II Кружатся топающим шагом по одному.

I Идут парами по кругу.

II Девочка поворачивается противоход – кружатся парами (под ручку) топающим шагом.

Конец – разворот на зрителя и поклон.

«Бусинки» муз. Шостаковича «Шарманка».

Вступление –пружинка покачивание бусинкой;

На первую фразу – бегут в рассыпную;

- делают прыжки;

-выбрасывание ножек;

-качают бусинкой из стороны в сторону делая пружинку;

-лёгким бегом заводят круг вокруг ёлки, останавливаются;

-осторожным шагом подходят к ёлке и вешают бусинки на ёлку.

     

      К основным движениям добавляются: освоение пространства (зала): где располагаются углы, центр, середина (задание с мячом: покатился в центр зала, в правый дальний уголок, в левый ближний уголок и так далее; задание разбежаться по всему залу врассыпную, а сойтись у центральной стены и т.п.) Ходьба по кругу, бег врассыпную, с  окончанием музыки – стоп! Образовать круг и пройти по кругу или сделать подскоки. Парами осваивать пространство.

      Танцевальные движения: прямой и боковой галоп (2-е полугодие).

Боковой галоп можно освоить с помощью упражнения «Дощечка»:

                  Положили через речку очень узкую дощечку:

                  Кот пройдет – провалится, кошка в воду свалится,

                  Курица споткнется, утка сковырнется.

                  Только мышка прошла, всех мышат перевела.

Дети, взявшись за руки, идут боком приставным шагом, проговаривая в ритме стихи, на словах «только мышка прошла…» взрослый и первый ребенок образуют воротца, а дети идут через них «цепочкой». Последнего ребенка взрослый подхватывает рукой – образовался круг. Дети осваивают боковой галоп и упражняют навык образования круга.

      Вводится трехдольный метр, в дальнейшем будет использоваться для освоений движений вальса: «балансе», «вальсовая дорожка».

      Обратить внимание детей на то, что первая доля отличается от двух других (разными хлопками или проговариванием (типа: «ум-ца-ца»). То же и в оркестре. Упражнения: покачивания в разные стороны на 1-2-3 с платочками, лентами, султанчиками и т.д. Шаг на полупальцах (обратить внимание, что колени не зажимаются), на мягких подушечках.

      Продолжаем совершенствовать «пружинки», готовимся к движениям польки: упражнение «выставление ноги на носок-пятку»: полька М.Глинки, двухдольный метр.

 - разворачивая корпус, выставляем ножку на носок, опираясь на мизинец, и приставляем обратно вправо и влево (2 раза) – 2 такта;

 - шаг вбок, приставили ногу вправо, пружиня; затем то же влево (2 такта);

 - выставление правой ноги на носок вперед и перетоп,  то же левой ногой;

 - две «пружинки» на первую долю, затем вокруг себя 4 шага.

      Элемент русского шага «топотушки».

   - «Ванечки да Танечки на лавочке сидят,

       Весело ребятам – танцевать хотят».

По восьмым длительностям, приговаривая выполняют движения руками; затем ногами, все быстрее, присогнув колени.

      Совершенствование навыка ведения «твердого» хоровода с помощью приема «секретик»; сужение-расширение круга на основе фольклорных элементов движений: сужение – руки вверх, расширение – руки вниз.

      Освоение терминов и положений: колонна, шеренга, интервал. Движение по кругу («лучики»), по квадрату зала. Прием: движение колонной – образование (замыкание) круга.

      Активно начинают учить танцевать парами по кругу, но подскоки осваивают лишь в упражнении. Легкий бег, бег с «захлестом» (пяточки достают попку) – корпус чуть вперед; перетоп;  2 выставления пяточки –перетоп; 2 выставления носочка-перетоп («ножка-ножка – перетоп»).

      Позиции ног: 1, 2, 6.

      Руки ставим «кулачками подбоченясь».

      Кружение в звездочке. Правило: мальчик подает правую руку, девочка кладет ему на ладонь правую руку. После освоения – то же левой рукой.

      Работа руками: вырабатываем мягкость движений, плавность, используя ленты, платки и т.п. Упражнение: «Твердые – мягкие руки с предметами» (поднимаем сначала локоть, а потом все остальное).

СТАРШАЯ ГРУППА.

      Если в средней группе всему, что запланировано научить детей выполнено, то активное обучение детей движениям в старшей группе будет несомненно успешным.

Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами,  которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

Музыкально – ритмические движения в старшей группе.

Ориентировка в пространстве.

  • Построение парами за  руку;
  • Лицом по кругу, руки крест на крест;
  • Лицом друг к другу (лодочка);
  • Стоя боком друг к другу под руку (кружение);
  • «звёздочка»;

Змейка:

  • Взявшись за руки (с ориентирами);
  • Без рук (с ориентирами);
  • Без ориентиров;
  • Вольное (ведущий ведёт как хочет);
  • Оплетение (между стоящими детьми) (стр. 69 голубой маленький)

Галоп:

  • По прямой;

Скоком боком, скоком боком

Ходит галка мимо окон,

Ветром вся взъерошена

Снегом запорошена.

  • Спиной в круг (по типу зеркала).

Основные движения.

Сентябрь – октябрь.

  • Бодрый шаг;
  • Пружинки (без отрыва от пола);
  • Работа над руками с предметами;
  • Повторение с средней группы.

Ноябрь – декабрь.

  • Работа рук с усовершенствованием;
  • Поскоки с кружением;
  • Большие крылья;
  • Высокий, активный бег;
  • Упражнения на поскок;
  • Повторение средней группы.

Январь – февраль.

Повтор и закрепление.

Март – апрель.

  • Все виды поскоков (в парах, в рассыпную…);
  • Игра с руками;
  • Разные виды ходьбы с ориентировкой в пространстве;
  • Прыжки как «мячики»;
  • «Лошадки» под разную музыку;
  • Пружинистый шаг;
  • Спокойный шаг;
  • Ходьба на носках.

Май – август –Закрепление пройденного материала.

Разучивание плясовых движений.

Ходьба с высоким подниманием колен. (дети ходят по залу в свободном направлении, высоко поднимая колени и помахивая «крыльями» в ритме четверостишия).

Ходит по двору петух.

Разговаривает в слух:

-Я хозяин во дворе

И бужу все на заре. (О.Александрова)

Поочерёдное выставление ноги вперёд на пятку (дети поочерёдно выставляют вперёд то правую, то левую ногу на пятку. Одновременно раскрывают руки в стороны и возвращают на пояс).

Дружно ножки выставляем,

Танцевать не устаём.

На весёлый танец польку

Всех друзей своих зовёт.

Поочерёдное выставление ноги в перёд на носок (движение для девочек)

Поочерёдно выставляют ноги вперёд на носок. Руками прдерживают края юбки.

На носок поставим ножку-

Как танцуем, посмотри.

А теперь, дружок, попробуй

Этот танец повтори.

Приставной шаг с продвижением вперёд.

Шёл мишутка по дорожке-

У него устали ножки.

 (выполняют шаг вперёд правой ногой, рядом притопывают левой. Затем повторяют движение с левой ноги)

Постоял, сел на пенёк

(останавливаются и опускаются на правое колено)-

Больше он идти не мог!

Ложится на пол – «падают на бок».

Боковой приставной шаг.

Боком. Боком все шагаем,

В догонялки мы играем.

(делают правой ногой шаг вправо и приставляют левую ногу рядом)

А теперь пойдём домой

По тропиночке лесной.

(делают левой ногой шаг влево и приставляют правую).

Пружинка.

На диванчике качаюсь

И совсем не устаю.

(выполняют пружинку на двух ногах, руки держат на поясе)

Как пружинка, я сжимаюсь,

Раскручусь и упаду.

(приседают, обняв руками колени)

Ты раздайся, народ,-

Меня пляска берёт.

(выполняют ногами пружинку, руки широко разводят в стороны, затем ставят кулачки на пояс – стоят «подбочинясь»)

Я пойду попляшу,

Свой наряд покажу.

(поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку, кружится на месте).

Пружинка с поворотом.

Ножки рядышком стоят,

Танцевать они хотят.

(легко пружинят на двух ногах, руки держат на поясе)

Вправо-влево повернись,

Всем друзьям ты улыбнись.

(поворачивают корпус вправо-влево и широко раскрывают руки в стороны)

Раз-два-три-четыре-пять,

Повернусь к тебе опять.

(поворачивают корпус вправо-лево, ноги держат прямо, руки на поясе)

Не ленись, улыбнись!

(грозят пальчиком)

И со мною покружись (широко разводят руки в стороны и обнимают себя)

Поскоки.

Прыг да скок, прыг да скок,

По тропиночке в лесок

Скачут весело ребята.

(скачут с ноги на ногу врассыпную по залу, руки держат свободно)

Им поможет ветерок!

(останавливаются, машут руками над головой крест-накрест и опускают их через стороны вниз)

Топотушки (дробный шаг)

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

(держат кулачки на поясе и «топают» на месте или по фразам: движутся вперёд-назад)

Замечательная! (В. Дьякова)

(выполняют поворот на месте, руки разводят в стороны).

Марш и бег.

Слон шагает по дорожке:

Топ, топ, топ, топ.

(идут медленно, высоко поднимая колени)

А за ним шагает кошка:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

(легко бегут на носках).

Присядка (движение для мальчиков).

Сяду-встану, сяду- встану

И как мячик поскачу! 

Приседать я не устану-

Я танцором стать хочу.

(В. Дьякова)

(Ставят руки на пояс, немного приседают. Выставляют правую ногу на каблук и снова приседают. Выставляют левую ногу на каблук и приседают).

Гармошка.

Ты, гармошечка моя

(ноги из положения вместе разводят в стороны «гармошкой» - чередуя носки и пятки)

Говорушечка!

(переносят вес тела на правую ногу и три раза по ней хлопают. Затем переносят вес тела на левую ногу и ещё три раза хлопают.)

Ты раскрой свои меха

(«гармошкой» сводят ноги в положение вместе)

Да найди мне жениха!

(Поочерёдно поднимают ноги, согнутые в колене, «стульчиком». Одновременно сгибают руки вверх к плечам).

Козлик (движение для мальчиков).

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

(Притопывают правой ногой, подпрыгивая на левой. Активно «помогают» себе руками: держат  скрещенные кулачки перед собой, на притопе широко разводят их в стороны и возвращают в исходное положение).

Козлик ножками стучит,

По – козлиному кричит:

«Бе-е-е!»

(Е. Соковнина)

(Делают руками «рожки» и выполняют быстрые перетопы на месте).

Притоп.

Как я топну ногой

Да притопну другой!

Выходи, подружка, в круг,

 Танцевать со мной, мой друг.

(Кулачки держат на поясе «подбоченясь». На каждый притоп легко пружинят).

Три притопа.

К нам пришла собачка

(руки складываются перед собой, кисти держат свободно)

Гав-гав-гав!

(выполняют три притопа или три хлопка в ладоши по коленям, три прыжка на двух ногах и т. п.)

Рыжая собачка,

Гав-гав-гав!

(приподнимают руки над головой – держа «ушки»).

Она громка лает,

Гав-гав-гав!

(обхватывают ладонями обе щеки, качают головой вправо-влево).

Нас она пугает,

Гав-гав-гав!

(грозят пальчиком).

Метёлочка.

Как у наших у ворот

Пляшет весело народ.

Гармонист для всех играет,

Песню звонко напевает!

(На прыжке правой ногой «подбивает» левую ногу назад,

Затем «подбивает» левой ногой правую).

Качалочка.

По полянке я скачу

И верёвочку кручу.

(выносят вперёд правую ногу, затем на прыжке «подбивают» назад левую ногу).

Ветерок, ты улетай

И скакать мне не мешай!

(согнутые в локтях руки разводят в стороны и покачивают корпусом в так стиха).

Прыжки на двух ногах.

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

(выполняют прыжки на двух ногах; руки, согнутые в локтях,

держат перед собой, кисти свободные).

Веселитесь, веселитесь

(делают поворот в прыжке)-

К вечеру все утомились.

(приседают).

Упражнение для рук.

Снег-снежок, снег-снежок

Лёгкий и пушистый.

(обеими руками выполняют махи над головой.)

Он на землю тихо-тихо

Падает, ложиться.

(кистями выполняют короткие махи вверх-вниз).

Игры.

«Поезд» на песню «Детский сад».

«Вдоль по речке».

Отрабатывать мягкую ходьбу, плавные руки (девочки).

  • Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше берега головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Отрабатывать четкий шаг, шаг с пристукиванием (мальчики).

  • Вдоль по берегу молодец идёт,

Выше берега головушку несёт.

Каблучком своим пристукивает,

Да по пяточкам постукивает.

«Барашки».

Работать над ритмическим рисунком, скользящими хлопками, шаге с притопом.

  • Барашеньки - крутороженьки,

По лесам ходили – по горам бродили. (хлопают ритмический рисунок)

В скрипочку играли Ваню потешали. (имитируют игру на скрипке)

Ваня – Ваня простота (три шага назад –притоп)

Купил лошадь без хвоста (три шага вперёд –притоп)

Сел задом на перёд (На прыжке переворачиваются)

          И поехал в огород (скользящие хлопки, ноги расставлены на пружинке)

Музыкально – ритмические движения в подготовительной группе.

Ориентировка в пространстве.

  • Боковой галоп парами.

Коридор – на первую часть музыки дети движутся боковым галопом парами; на вторую останавливаются и отходят назад. По коридору движется пара (поскоки; бег; идут) далее бежит пара после кого остановилась. Второй раз можно на новый год. Танцуют снежинки, зайцы, петрушки… последними может быть сюрпризный момент – вбегает какой-то персанаж.

  • Все виды перестроений.
  • Ходьба колоннами; шеренгами; змейками…

Основные движения.

Дети должны владеть:

I Ходьба: виды шага.

  • высокий шаг (поработать над стульчиком – сломался, починился);
  • бодрый шаг (более решительный , стремительный);
  • спокойный шаг;
  • тихая, осторожная ходьба (дв. рук снимается);
  • хороводный шаг;
  • шаг на носках (крадёмся; хоровод – лебеди на высоких полупальцах);
  • мягкий, пружинящий шаг;
  • приставной шаг (мягкий с притопом).

II Бег.

  • лёгкий бег;
  • неторопливый, танцевальный бег (более устремлённый);
  • стремительный бег;
  • широкий бег (как бы перепрыгивая через ручеёк);
  • высокий бег (лошадки).

III Прыжки.

  • на двух ногах;
  • в перёд;
  • назад;
  • крестные…

IY Поскоки.

  • активный, энергичный;
  • мягкий, плавный, изящный.

Y Галоп.

  • галопчик (лошадки);
  • прямой галоп (лошадка качается – мл. гр.);
  • лошадка перепрыгивает через речку (ленту) ср.гр.;
  • боковой галоп (начинается с приставного шага не по кругу, а по прямой; спиной в круг; лицом в круг; парами).

YI Марш.

 Муз. Дунаева «Тоска по Родине»

  • со сменой темпа;
  • со сменой регистра;
  • со сменой направления (спиной; 4 хлопка-4 без хлопка; 2 хлопка – 2 без хлопка и т.д.).

Плясовые  движения.

  • Гармошка (две ножки дружили; одна говорит «не хочу дружить», а другая «давай»).

Ты играй моя гармошка

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Посмотрите, полюбуйтесь

Как танцуют на Руси.

  • Ёлочка (руки свободны)

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком

Зацепилась за перила

Прямо в речку угодила.

  • Качалочка (одна нога впереди, другая сзади).

Качалочка, качается

А Таня улыбается

(имя меняется)

Качалочка качается

А дети улыбаются.

  • Метёлочка или моталочка.

Как у наших у ворот

Дворник улицу метёт.

Дворник улицу метёт

Все соринки уберёт.

  • Метёлочка с подбивочкой (моталочка).
  • Верёвочка (начинается с поскоков; вперёд; на месте; назад)

Я верёвочку кручу

Пляску русскую учу.

Ты верёвочка крутись

Пляска русская учись

Пляска русская моя

Замечательная.

  • Козлик.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел козлик погулять.

Стал он прыгать и скакать

По козлиному кричать.

Ме-е-е…

  • Распашонка (хлоп руки в сторону, присели нога на пятку)

Сяду, встану,

Сяду, встану,

Каблучками застучу

Танцевать не перестану

Если только захочу.

  • Самовар

 (как в цыганочке у мальчиков, хлопок на верху, удар по ноге).

  • Па-де-баск.
  • Ковырялочка.

Андрей-воробей

Не гоняй голубей (ковырялочка)

Гоняй галочек

Из под палочек (выброс ног)

Не клюй песок

Не тупи носок (самовар или распашонка).

Пригодиться носок

Клевать колосок (топотушки).

 

Игры.

Игры бывают:

Сюжетные;

С пением;

Со словом;

Не сюжетные;

С инструментальной музыкой «Будь ловким», «Высокий – низкий регистр».

  • Ты катись весёлый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый мячик

Тот сейчас станцует нам.

  • Ты лети, лети платочек

Быстро, быстро по рукам

        У кого в руках платочек,

        Тот сейчас станцует нам.

  • Ты лети весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

Игра «Плетень» стр. 127 зелёный сборник.

Игра «Оркестр» (двух-частная форма)

I часть – дети играют на музыкальных инструментах, в центре дирижёр.

II часть –дети бегут и ведущий дирижёр  по кругу, инструменты лежат на полу. С окончанием музыки дети берут муз. инструменты. Остаётся лишний ребёнок, он и становится ведущим дирижёром.

Предварительная работа: дети хлопают в ладоши или играют на музыкальных инструментах, передавая свой ритм под музыку.

«Лягушки» игра с мячом.

Дети стоят по кругу, в центре ребёнок с мячом.

Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки

Увидала камора,

Закричала (ведущий прокатывает мяч между ног ребёнка)

Ква-ква-ква. (кто поймал не поворачиваясь узнаёт кто позвал).

«Из-за леса, из-за гор».

Из-за леса, из-за гор (высокий шаг)

Ехал дедушка Егор (высокий шаг)

Сам на лошадке (высокий шаг)

Жена на корове (высокий шаг)

Детки на телятках, (перескок)

Внуки на козлятках, (перескок)

 Гоп-гоп, гоп-гоп, (перескок)

Пру-у-у (стоп)

 

Танцы.

«Прялица».

I Прядут и поют.

II Ведущий идёт против линии танца, за ней пристраиваются по очереди девочки.

III Встряхивают платочком и идут в другую сторону.

IY Делают два круга.

 Y Делают звёздочки.

YI Делают колонны по одному (поклон) и перестраиваются в один круг.

YII Идут в круг – взмах, назад опустили (2раза).

YIII Ведущие из двух кругов идут вдоль стульчиков змейкой.

IX Садятся на стульчики и поют.

«Русский лирический».

I Идут парами тройным шагом по кругу.

II Мальчик отходит назад, девочка раскрывает руку в сторону.

III Отходим друг от друга, подходим.

IY Кружимся парами держась за локти.

Y Идут припаданием по линии танца.

YI Девочки на припадании кружатся под рукой мальчика  (за правой рукой).

    Мальчик делает припадание на месте.

«Берлинская полька».

Перед разучиванием этой польки нужно поиграть в игру.

«Мельница».

  • Под мельницей

Под вертельницей.

Подрались два карася

Вот и сказка вся.

Дети стоят парами по кругу.

-пятка в сторону, носок к ноге 2 раза.

-4 галопа.

-повтор.

-три хлопка правыми руками (парами).

-три хлопка левыми руками (парами).

-три по коленям.

-три по рукам (парами).

-кружатся звёздочкой поскоками.

-переходят в лево к следующей паре.

«Танец» на музыку Штрауса.

-два галопа в круг три притопа из круга;

-повтор;

-хлопки;

-грозят пальчиком;

-руки назад важно;

Переходят к следующей паре;

-идут правым плечом;

-девочки по линии танца (большой круг);

-мальчики против линии танца (маленький круг).

«Петрушки» муз. Штрауса (стр. 165 оранжевый сборник)

А – дети скачут парами в рассыпную или по кругу, с концом музыки набрасывают обруч.

В – танцуют в обруче.

А – поднимают обруч и скачут как в начале.

В – первый берёт два обруча, второй проползает, потом второй держит первый проползает.

А – все взявшись за обруч окружают Деда Мороза, движутся поскоками.

В – приплясывают Дед Мороз выглядывает из обручей.  С окончанием музыки разъединяют круг.

А - Дед Мороз пляшет, а петрушки вокруг него.

«Пойду ли, выйду ль я да».

Смотри в средней группе.

Тот же танец 3 фигуры + в середине перепляс (солисты танцуют каждый свой танец) + 4 фигуры.

«Рич-Рио»

I часть – поскоки со скользящими хлопками, с окончанием музыки делают прыжок на две ноги.

II часть – мальчики руки на пояс, девочки на юбке.

 Движения «баба сеяла горох»

Баба сеяла горох

- ножка – пружинка;

-ножка – пружинка

Прыг скок, прыг скок

Обвалился потолок

Прыг скок, прыг скок.

III часть

 -три хлопка (у левого уха)

-три хлопка (у правого уха)        

-кружатся поскоками по одному.

Упражняя детей в освоении и совершенствовании основных движений используем Циклы на музыку А.Гречанинова и Ф.Шуберта.

Начинаем занятия с упражнений: это и настрой на занятие, и создание приподнятого настроения, что только способствует активному усвоению материала.

Виды ходьбы: спокойная, устремленная, с высоким подъемом колен, с вытягиванием носка, топающая.

Виды бега: стремительный, легкий, на носках, на полной стопе, семенящий.

Прыжки: на двух ногах  на месте, с поворотом на 180гр, с продвижением, на одной ноге, «ножницы», «с перекрестом».

Работа по освоению пространства (ориентировка):

- свободная ориентировка по залу (знают центр, углы, диагональ).

- ходьба под марш врассыпную на месте, двигаясь влево –вправо по команде, по диагонали «стайкой».

- закрепить терминологию: колонна, шеренга, интервал.

- уметь выполнять построения и перестроения: из колонны в круг и снова в колонну,  две-три колонны, перестроение из 2-3 колонн «змейкой» в круг.

Игры для закрепления навыков:  «Найди место в колонне» (из колонны – врассыпную и по команде в колонну). «Встали по двое» (из положения «врассыпную» найти себе пару. «Солнышко смеется» (из круга разбегаются, образуют круг, занимая свое место). «Ловкие, умные, красивые» (из колонны расходятся в две, затем в 4, затем в полукруг) и др.

В кругу делают все, что предлагалось в средней группе.

Из народных танцевальных движений:

 - идут по кругу, затем ведущий взрослый (ребенок) ведет «змейкой», затем образуя «воротики» со вторым ребенком – пропускают всю «змейку» и с последним ребенком замыкают круг;

 - круг зрительно поделить на два полукруга, разделиться и образовать два круга. Так же, обратно в большой круг (без личностной ориентировки детей. Каждый ребенок должен побывать ведущим и понимать, что он делает).

 - из круга перестроиться в пары и опять в круг;

 - кружение: «звездочкой», «лодочкой», на носочках, шагом с вытянутым носком, легким бегом, «под локоток» - вправо-влево;

 - шаг с припаданием (Цикл П.Чайковского);

 - бег с «захлестом» (пятки достают до попки) парами;

 - «карусель» по одному, парами, тройками. Ускоряя бег и замедляя;

 - «топанье» одной ногой. «Козлик» (топанье одной ногой, с одновременными взмахами руками в стороны-вниз);

 - «ковырялочка», с выворотом ноги назад и ударом носка и выставлением ноги вперед на пятку;

 - «пружинка», руки «полочкой»;

 - «выбрасывание» ног поочередно вперед, руки «полочкой»;

 - «веревочка» назад, из 3 позиции медленно прошагать, фиксируя внимание на плетение ногами «косички», темп прибавлять по мере усвоения движения;

 - «моталочка» («веревочка» ногами, одновременно «лезть по канату» руками);

 - «качалочка»;

 - «присядка»;

 - «распашонка» с хлопком («присядка» с разведением рук в стороны и хлопком на выставление ноги на пятку);

 - «топотушки»: парами, шеренгой с продвижением вперед, в кружении;

Уметь выходить в круг и выполнять движения соло.

Танцевальные движения:  3-х дольный и 2-х дольный шаг, переменный шаг, «балансе», «вальсовая дорожка» для танцев «Вальс», «Менуэт», «Полонез».

Упражнение «Ритмическое эхо»: воспроизведение ритма хлопками, шлепками, ногами, на инструментах.

Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков.

В старшей и подготовительной группах движения становятся более выразительными, углубленными и утонченными. В разные моменты жизни детей общение с музыкой и танцем позволяет решать разные педагогические задачи. Наибольший вклад, безусловно, будет сделан в формировании личности ребенка при разумном использовании знаний психического развития.
Движение под музыку дополняет  ряд задач занятий ритмикой:

-  дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение;

-  создает приподнятое настроение;

-   развивает активность, инициативу;

-   развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Знание особенностей детского восприятия в 5-7 летнем возрасте позволяет преподавателю наиболее точно и грамотно использовать методические приемы обучения.

Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность, четкость, осмысленность движения помогает использование подражательных движений или образное сравнение.

Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но  должны быть доступны и  содержание, и характер движений. Некоторые дети могут проявлять  манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму упражнений.

Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку.

Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит успешно, если музыкальный руководитель, соблюдая последовательность задач музыкального восприятия, одновременно воспитывает и развивает движения детей, систематически прививая им необходимые навыки.

Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

Практическая значимость занятий:   

Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.

Знания и умения детей:

-  уметь ориентироваться в пространстве;

-  правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

-  сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

-  выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;

-  выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

-  различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;

-  выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

Обязательная одежда и обувь для занятия:

Для девочек:

Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника). Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.

Для мальчиков: 

Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.

Календарно – тематическое планирование

№№

занятий

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, Календарные сроки изучения тем

Репертуар

Раздел 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски.

18

Тема 1.1.

Ориентировка в пространстве.

Исходные положения.

Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте.

3

сентябрь

«Марш» Л.Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.

Тема 1.2.

Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях.

2

сентябрь - октябрь

«Нетерпеливые бегуны» С.Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.

Тема 1.3.

Элементы русской пляски

Ритм, ритмический рисунок.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4.

2

октябрь

Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко,

Тема 1.4.

Контрастные темпы.

Происхождение и особенности русского хоровода.

Положение рук в русской пляске.

Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.

Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.

 

3

ноябрь

«Вейся, вейся, капуста» р.н.п.

Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин,

Тема 1.5.

Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг.

Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.

Движение с ускорением, замедлением темп

3

ноябрь

«Карусель», «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова, «Танцуем сидя».

Тема 1.6.

Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.

Перепляс.

Танцевальные комбинации русских танцев.

3

декабрь

Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,

перепляс «Стенка на стенку»,

Тема 1.7.

Танцевальные импровизации.

Выступление на Новогоднем утреннике.

2

декабрь

Р.н.п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация).

Раздел 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

18

Тема 2.1

Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.

Полуприсядка, «ковырялочка».

Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.

3

февраль

«Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п.

Тема 2.2.

Виды хлопков.

Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно.

2

март

Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница»,  «Поющие руки» П.Чайковский «Шарманщик поёт»

Тема 2.3.

Образные движения.

Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног.

3

март

Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева.

Тема 2.4.

Характерные движения.

Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др.

3

апрель

Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков»

Тема 2.5.

Парные пляски. Положения а парах.

Кадрили.

Упражнения на равновесие.

2

апрель

«Русская пляска» (парами), игра «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п.

Тема 2.6.

Построения и перестроения группы:

«Воротца», «Звёздочки», «Карусели».

Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног.

3

май

Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»

Тема 2.7.

Повторение и подведение итогов.

Конкурс танцоров.

Выступление на «Дне защиты детей»

2

май

Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,

игра «Пляши, да не зевай» Е.Трестман,

Раздел 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Элементы классического танца.

14

Тема 3.1.

Основные позиции ног и рук в классическом танце.

4

сентябрь

«Мелодия» Т.Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш.Видора, «Мари» обр. Ж.Векерлена.

Тема 3.2.

Музыкальный размер 3\4.

Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце.

Постановка корпуса, осанка.

4

октябрь

Вальс «Раз, два, три на носочки», «Снежинки» С.Руднева, «Менуэт»

Тема 3.3.

Полонез. Шаг полонеза. Характерные перестроения.

Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов.

3

ноябрь

«Полонез» Б.Андреев, «Экосез», №5 А.Жилин.

Тема 3. 4.

Перестроения в колонны по два, по четыре.

3

ноябрь

«Марш» Л.Вишкарёв

Раздел 4.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Танцевальные движения и  современные танцы.

22

Тема 4.1.

Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев.

Движение в парах.

Финский танец. Танго.

Выступление на Новогоднем утреннике.

4

декабрь

«Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова,

«Финский танец». «Танго», Самбарита»

Тема 4.2.

Шаги польки.

Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу.

Поскоки на месте, кружение поскоками.

4

январь

Полька «Добрый жук» Спаддавекиа, «Всадники и упряжки», «Берлинская полька», «Аннушка», «Старинный французский галоп» обр. Ш.Видора

Тема 4.3.

Лирические танцы.

Построение двух концентрических кругов.

2

февраль

«Лирический танец» Карамышев,

Тема 4.4.

Музыкально – пространственные композиции.

Сужение и расширение круга.

4

март

«Флик - фляк», «Буги – вуги»

Тема 4.5.

 Современные танцы.

Перестроения группы: из круга врассыпную.

3

апрель

Тренаж «Раз, два, три», танец «Бабка – Ёжка»

Тема 4.6.

Эстрадный танец.

Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах.

3

май

«Школьная кадриль»

Тема 4.7. Повторение и подведение итогов.

Выступление на «Выпускном» утреннике.

2

май

Торжественное шествие,

Полька «Математика»

Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски, кассеты.  

Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,

Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки…

                               ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Для координации движений и пространственной ориентировки

Игра

Цели и задачи

Стихотворное

Сопровождение игры

Приме-

чание

«Козочка

С колоколь-

чиком»

Цель: учить детей бегать в

 определенном направлении

друг за другом, врассыпную.

Развивать координацию,

Пространственную ориенти-

Ровку.

«Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит».

Мл. и

Сред. группы

«Птицы и

Автомобили»

Цель:развивать у детей слуховое внимание. Учить детей двигаться в

Соответствии с текстом.

 Учить детей создавать простые

Образы.

«Прилетели птички,

Птички-невилички,

Весело скакали,

Зернышки клевали.

Автомобиль по улице

Бежит, пыхтит, спешит,

Ду-ду-ду – гудок гудит,

Эй! Посторонись!»

Ср. гр.

«Зайка белень-

Кий сидит…»

Цель: учить детей выполнять дви-

Жжения в соответствии с текстом. Учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать с последними словами текста. Доставить детям радость.

«Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот  так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал –

Зайка прыг – и ускакал».

Мл. и сред.гр.

«Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать педагога. Уметь выполнять движения в соответствии с текстом. Учить детей ориентировке в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

«Зайки скачут:

Скок-скок-скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают:

Не идет ли волк?»

Мл. и сред.гр.

«Зеркало»

Цель: развивать двигательную и речевую активность детей. Выполнять движения точно так, как показывает водящий.

Водящий выбирается по считалке:

«Как у наших у ворот

Зайки водят хоровод.

Раз, два, три,

Что умеешь – покажи!»

Говорят хором:

«Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам (имя) покажет,

Будем дружно выполнять!»

Сред.

И старш. Гр.

«Зарядка зверей»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Учить движениям, соответствующие повадкам зверей, звукоподражанию. Учить образности движений.

«Наш мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел –

Видно меда не нашел».

Сред. И старш. Гр.

«Солнечные

Зайчики»

Цель: учить детей бегать в определенном направлении, друг за другом, врассыпную. Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

«Солнечные зайчики

Играют на стене.

Поманю их пальчиком –

Пусть бегут ко мне.

Вот он, беленький кружок

Убежал на потолок».

Старш. Гр.

«Пузырь»

Цель: научить детей вставать в круг, делать его шире, уже. Приучать к согласованности движений с текстом. Прививать навык пространственной ориентировки.

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Стал большой – хлоп!

Лопнул пузырь!»

(сели на корточки после последних слов и как можно ближе к центру круга).

Сред. И старш. Гр.

«Лошадки»

Цель: приучать детей двигаться друг за другом, не мешать идущим за ним и впереди. Учить координации движений.

«Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, лошадка, скоро

Через реки, через горы.

Гоп-гоп-гоп!

Еду к деду, еду к бабке

На лошадке в красной шапке.

Сред. И старш. Гр.

«Жмурки с

Колокольчиком»

Цель игры-забавы: развлечь детей, способствовать у них радостного настроения.

«Раз-два-три,

Раз-два-три,

Колокольчик догони!»

Мл. и сред. Гр.

«По тропинке»

Цель: учить детей ходить и бегать стайкой (небольшими подгруппами), затем всей группой в определенном направлении: друг за другом, врассыпную, вправо-влево – по ограниченной площади; развивать чувство равновесия, ловкость, координацию.

«Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ…

Большие ноги

Ходили по дороге:

Вправо – топ!

Влево – топ!

А теперь поворот!

А потом, а потом

Все рассыпались пшеном!»

Сред. И старш. Гр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа воспитателя младшей группы по программе "Мозаика"

реализация программы "Мозаика" в младшей группе....

Рабочая программа "Танцевальная мозаика"

Рабочая программа дополнительного образования для  старшего дошкольного возраста, осуществляемая в рамках кружка  "Позитив"...

Рабочая программа по "Мозаике" старший возраст

Рабочая программа по "Мозаике" старший дошкольный возраст...

Рабочая программа по мозаике (старшая группа)

Рабочая программа предназначена для воспитателей старшей группы ДОУ....

Рабочая программа "Ритмическая мозаика" для детей 6-7 лет

Ритмика способствует развиватию и совершенствованию двигательных навыков и умения у детей подготовительного дошкольного возраста для дете с ОВЗ посредством ритмопластики. Содействовать всестороннему р...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...