Конспект игрового тематического занятия "Балалаечка и тётушка Дрёма"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Петрова Юлия Сергеевна

Цель:

Ø Обогащение представлений детей о русской народной музыке,
о русских народных инструментах.
 

Задачи занятия:

Ø Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке;

Ø развивать певческие и ритмические навыки;

Ø расширять представление детей о многообразии русских народных инструментов.

Ø формировать коммуникативные навыки (сюжетно-ролевая
и коммуникативная игра);

Ø развивать эмоциональную отзывчивость у детей посредством музыкально-художественной деятельности;

Музыкальный материал:
р.н.п. «На горе-то калина» (оркестр р.н.и.)
р.н.п. «Из под дуба из под вяза» (оркестр р.н.и.)
р.н.п. «Дрёма»
р.н.п. «Плясовая» (оркестр р.н.и.)
Русский народный наигрыш (оркестр р.н.и.)
 Песня «Балалайка» (неизвестный автор)

Литературный материал:
Авторский материал

Методы:

Ø Наглядный

Ø Наглядно-иллюстративный

Ø Игровой

Ø Художественно-практический

Ø Проблемный

 

Оборудование:
Фортепиано; музыкальный центр; р.н.и: гусли, балалайка, трещотки, хохломские ложки, бубенцы, копытца, дрова, рубель.

Атрибуты:
Костюм Машеньки.

 

Ход игрового тематического музыкального занятия
«Балалаечка и Тётушка Дрёма»:

 

Машенька (музыкальный руководитель):
Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Какие вы все пригожие, весёлые да хорошие! Мне так хочется поскорее с вами познакомиться.
Я Маша, пришла к вам из деревни нашей.  Только мне вот совсем не весело. 

(Воспитатель спрашивает у Машеньки, что случилось?)

Машенька:
Расскажу вам всё, а поможет мне в этом один сказочный инструмент.
(показ инструмента детям – гусли)
Под такие гусли на Руси сказания вели. Ну что ж, а я начинаю свой сказ.

Случилась то у нас беда,
Вам расскажу всё без труда.
Деревня наша процветала,
Ведь музыка всегда  играла,
Будь отдых то, или работа,
Среда, четверг или суббота.
Под балалайку пели мы, плясали,
Но как-то раз её забрали.

Говорят, что тётка Дрёма балалайку унесла,
И с тех пор деревню нашу вдруг окутала тоска.
Даже гусли звончатые, да и те грустят,
И весёлых песен нам играть то не хотят.

Ребята, а вы знаете, кто же такая тётушка Дрёма?
(ответы детей)
Машенька:
Тётушка Дрёма сказочный персонаж, совсем не любит веселье. На то она и Дрёма, потому и любит дремать, да спать.

Машенька:
А вы балалаечку нашу не видали, не слыхали? (ответы детей)
Что же нам делать?
А я знаю! Давайте своими песнями, играми, да плясками развеселим Дрёму, да задобрим её. Нам конечно придётся сильно потрудиться, так что начинаем веселиться!
А вы гусли полежите, да хозяйку подождите.

Разминка (р.н.п. «На горе то калина»)

Машенька:
Как же весело мне с вами!
Вы присядьте, отдохните, да послушайте песню русскую народную.

Слушание (р.н.п. «Из под дуба, из под вяза»)

Машенька:
Ребята, расскажите о характере этой русской народной песни.
(ответы детей)
Ребята, а вы знаете, к какому жанру относятся весёлые русские народные песни?
(ответы детей)

Машенька:
Правильно, плясовые.

Машенька:
Чем же ещё Дрёму повеселить? А давайте мы вместе песенку запоём,
Дрёма услышит, ей понравится  и она нам вернёт нашу балалаечку.
Но чтобы песенка зазвучала, давайте сделаем зарядку для голоса.
Хоть и нет у нас балалайки, а мы с вами будем играть на других инструментах.
Я  на дудочке буду вам играть, а вы тоже берите дудочки, и за мной повторяйте.

Распевка «Дудочка».
(Дети сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают дудочку;
поднося «дудочку» ко рту, дети произносят, повторяя за Машенькой)

Машенька:
Тру-ру-ру!
(дети повторяют)
ду-ду ду-ду-ду!
(дети повторяют)
Тра-ра-ра!
(дети повторяют)
да-да да-да-да!
(дети повторяют)
Ду-ду, да-да, ду-ду-ду!
(дети повторяют)
Ду-да-ду
(дети повторяют)

Машенька:                   
Голосочки наши распелись, значит пора песню запевать про «Дрёму».
Послушайте, я вам спою.
(Показ песни)
Я буду запевать, а вы за мной повторяйте, как эхо.

Работа над песней «Дрёма»

Машенька:
Чем же ещё нам развеселить Дрёму?
Да у меня же с собой есть русские народные инструменты. Вы хотите на них поиграть?

(Машенька достаёт инструменты и показывает детям)

Машенька:
Принесла рубель я вам,
Дорогим моим друзьям!
Кто из вас смелый? Кто покажет, как играть на этом инструменте?

Хохломские ложки наши,
Не бывает ложек краше!
А кто знает, как играть на ложках деревянных?

По копытцам мы ударим
Всех вокруг мы позабавим!
А кто из вас знает, почему этот инструмент так называется?

Бубенцы звенят, звенят,
Всё играть они хотят.
Знаете такой инструмент? Покажите, как на нём играть можно.

Принесла я вам, друзья
Музыкальные дрова!
А кто покажет, как нужно играть на этом инструменте?

И  трещотки хороши,
Прямо праздник для души!
А как вы думаете, почему этот инструмент так называется?

Игра на русских народных инструментах (под р.н.м.)

Машенька:
Ах какие все таланты!
Удивили музыканты!
(дети кладут инструменты на стульчики)

Машенька:
Ребята, мы с вами и песни пели, и на инструментах играли, чем бы ещё Дрёму развеселить?
(ответы детей)
Конечно, пляской! А танец называется «Балалайка» .

Разучивание танца «Балалайка»

Машенька:
Какие молодцы, как весело танцевали!

А теперь пришла пора,
Поиграть нам детвора!

Подвижная игра «Дрёма, догони»: (игра проводится 2 раза)

Уж ты, Дрёма, сиди дома,
Не сопи и не храпи
Уж ты, Дрёма, сиди дома
Балалайку нам верни
А сейчас нас догони!

(звучит балалайка в записи)

Машенька:
Ребята, вы слышите бренчание? Что это за звуки?

(Машенька вносит балалайку и играет на ней)

Машенька:
Посмотрите-ка, ребята!
Балалайка к нам идёт,
И конечно всех зовёт
В славный, дружный хоровод!
Дрёму с вами победили,
Балалайку возвратили!
Чтоб печали все ушли
Поиграем с вами мы!
Балалайка подыграет,
Музыкой нас позабавит!

Коммуникативная игра «На калиновом мосту»
(проводится несколько раз)
Машенька:
Ребята, вам понравилось, как звучит балалайка?
А давайте вспомним, что же мы с вами делали, чтобы задобрить Дрёму, да вернуть балалаечку?
(ответы детей)
Спасибо вам за то, что вы пришли ко мне на помощь! Вы помогли вернуть веселье и музыку в нашу деревню!
А мне пора возвращаться в деревню, да порадовать народ.
Желаю вам, ребята, чтобы в детском садике и дома музыка народная жила! И конечно чтобы веселилась детвора        ! До свидания!
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект игрового тематического музыкального занятия
с детьми старшей группы
ГБДОУ детский сад №29 Московского района
Санкт-Петербурга

Тема занятия: «Балалаечка и Тётушка Дрёма»

Разработала

Музыкальный руководитель
Петрова Юлия Сергеевна

Санкт-Петербург

2015

Цель:

  • Обогащение представлений детей о русской народной музыке,
    о русских народных инструментах.

Задачи занятия:

  • Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке;
  • развивать певческие и ритмические навыки;
  • расширять представление детей о многообразии русских народных инструментов.
  • формировать коммуникативные навыки (сюжетно-ролевая
    и коммуникативная игра);
  • развивать эмоциональную отзывчивость у детей посредством музыкально-художественной деятельности;

Музыкальный материал:
р.н.п. «На горе-то калина» (оркестр р.н.и.)
р.н.п. «Из под дуба из под вяза» (оркестр р.н.и.)
р.н.п. «Дрёма»
р.н.п. «Плясовая» (оркестр р.н.и.)
Русский народный наигрыш (оркестр р.н.и.)
Песня «Балалайка» (неизвестный автор)


Литературный материал:
Авторский материал

Методы:

  • Наглядный
  • Наглядно-иллюстративный
  • Игровой
  • Художественно-практический
  • Проблемный

Оборудование:
Фортепиано; музыкальный центр; р.н.и: гусли, балалайка, трещотки, хохломские ложки, бубенцы, копытца, дрова, рубель.

Атрибуты:
Костюм Машеньки.

Ход игрового тематического музыкального занятия
«Балалаечка и Тётушка Дрёма»:

Машенька (музыкальный руководитель):
Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Какие вы все пригожие, весёлые да хорошие! Мне так хочется поскорее с вами познакомиться.
Я Маша, пришла к вам из деревни нашей.  Только мне вот совсем не весело.  

(Воспитатель спрашивает у Машеньки, что случилось?)

Машенька:
Расскажу вам всё, а поможет мне в этом один сказочный инструмент.
(показ инструмента детям – гусли)
Под такие гусли на Руси сказания вели. Ну что ж, а я начинаю свой сказ.

Случилась то у нас беда,
Вам расскажу всё без труда.
Деревня наша процветала,
Ведь музыка всегда  играла,
Будь отдых то, или работа,
Среда, четверг или суббота.
Под балалайку пели мы, плясали,
Но как-то раз её забрали.

Говорят, что тётка Дрёма балалайку унесла,
И с тех пор деревню нашу вдруг окутала тоска.
Даже гусли звончатые, да и те грустят,
И весёлых песен нам играть то не хотят.

Ребята, а вы знаете, кто же такая тётушка Дрёма?
(ответы детей)
Машенька:
Тётушка Дрёма сказочный персонаж, совсем не любит веселье. На то она и Дрёма, потому и любит дремать, да спать.

Машенька:
А вы балалаечку нашу не видали, не слыхали? (ответы детей)
Что же нам делать?
А я знаю! Давайте своими песнями, играми, да плясками развеселим Дрёму, да задобрим её. Нам конечно придётся сильно потрудиться, так что начинаем веселиться!
А вы гусли полежите, да хозяйку подождите.

Разминка (р.н.п. «На горе то калина»)

Машенька:
Как же весело мне с вами!
Вы присядьте, отдохните, да послушайте песню русскую народную.


Слушание (р.н.п. «Из под дуба, из под вяза»)

Машенька:
Ребята, расскажите о характере этой русской народной песни.
(ответы детей)
Ребята, а вы знаете, к какому жанру относятся весёлые русские народные песни?
(ответы детей)

Машенька:
Правильно, плясовые.

Машенька:
Чем же ещё Дрёму повеселить? А давайте мы вместе песенку запоём,
Дрёма услышит, ей понравится  и она нам вернёт нашу балалаечку.
Но чтобы песенка зазвучала, давайте сделаем зарядку для голоса.
Хоть и нет у нас балалайки, а мы с вами будем играть на других инструментах.
Я  на дудочке буду вам играть, а вы тоже берите дудочки, и за мной повторяйте.

Распевка «Дудочка».
(Дети сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают дудочку;
поднося «дудочку» ко рту, дети произносят, повторяя за Машенькой)

Машенька:
Тру-ру-ру!
(дети повторяют)
ду-ду ду-ду-ду!
(дети повторяют)
Тра-ра-ра!
(дети повторяют)
да-да да-да-да!
(дети повторяют)
Ду-ду, да-да, ду-ду-ду!
(дети повторяют)
Ду-да-ду
(дети повторяют)

Машенька:                   
Голосочки наши распелись, значит пора песню запевать про «Дрёму».
Послушайте, я вам спою.
(Показ песни)
Я буду запевать, а вы за мной повторяйте, как эхо.

Работа над песней «Дрёма»

Машенька: 
Чем же ещё нам развеселить Дрёму?
Да у меня же с собой есть русские народные инструменты. Вы хотите на них поиграть?

(Машенька достаёт инструменты и показывает детям)

Машенька:
Принесла рубель я вам,
Дорогим моим друзьям!
Кто из вас смелый? Кто покажет, как играть на этом инструменте?

Хохломские ложки наши,
Не бывает ложек краше!
А кто знает, как играть на ложках деревянных?

По копытцам мы ударим
Всех вокруг мы позабавим!
А кто из вас знает, почему этот инструмент так называется?

Бубенцы звенят, звенят,
Всё играть они хотят.
Знаете такой инструмент? Покажите, как на нём играть можно.

Принесла я вам, друзья
Музыкальные дрова!
А кто покажет, как нужно играть на этом инструменте?

И  трещотки хороши,
Прямо праздник для души!
А как вы думаете, почему этот инструмент так называется?

Игра на русских народных инструментах (под р.н.м.)

Машенька:
Ах какие все таланты!
Удивили музыканты!
(дети кладут инструменты на стульчики)

Машенька:
Ребята, мы с вами и песни пели, и на инструментах играли, чем бы ещё Дрёму развеселить?
(ответы детей)
Конечно, пляской! А танец называется «Балалайка» .


Разучивание танца «Балалайка»

Машенька:
Какие молодцы, как весело танцевали!

А теперь пришла пора,
Поиграть нам детвора!

Подвижная игра «Дрёма, догони»: (игра проводится 2 раза)

Уж ты, Дрёма, сиди дома,
Не сопи и не храпи
Уж ты, Дрёма, сиди дома
Балалайку нам верни
А сейчас нас догони!


(звучит балалайка в записи)

Машенька:

Ребята, вы слышите бренчание? Что это за звуки?

(Машенька вносит балалайку и играет на ней)


Машенька:
Посмотрите-ка, ребята!
Балалайка к нам идёт,
И конечно всех зовёт
В славный, дружный хоровод!
Дрёму с вами победили,
Балалайку возвратили!
Чтоб печали все ушли
Поиграем с вами мы!
Балалайка подыграет,
Музыкой нас позабавит!

Коммуникативная игра «На калиновом мосту»
(проводится несколько раз)
Машенька:
Ребята, вам понравилось, как звучит балалайка?
А давайте вспомним, что же мы с вами делали, чтобы задобрить Дрёму, да вернуть балалаечку?
(ответы детей)
Спасибо вам за то, что вы пришли ко мне на помощь! Вы помогли вернуть веселье и музыку в нашу деревню!
А мне пора возвращаться в деревню, да порадовать народ.
Желаю вам, ребята, чтобы в детском садике и дома музыка народная жила! И конечно чтобы веселилась детвора         ! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового тематического занятия по ознакомлению с окружающим миром "Дружные ребята".

Конспект открытого занятия по формированию толерантности  «Дружные ребята». Цель:1. Учить понимать различие между мальчиками и девочками в основных чертах внешнего вида.2. Формировать у дете...

Разработка конспекта: игровой тематический день по правилам личной гигиены в старшей группе.

Материал поможет педагогу оргнаизовать один день образовательно-воспитательной деятельности старших дощшкольников с целью углублять и  систематизировать представления детей о факторах, влияющих н...

Конспект игрового музыкально-тематического занятия для детей средней группы "Мы - будущие космонавты"

Постаралась включить в музыкальное занятие как можно больше игрового материала, связанного с темой космоса и не забыть про достойный музыкальный материал....

Конспект занятия " В гости к тётушке Матрёне."

Занятие направленно на развитие речи. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала....

Конспект НОД "В гостях у тётушки-хозяюшки" для детей 2 младшей группы

Конспект НОД "В гостях у тётушки-хозяюшки" для детей 2 младшей группы...

Конспект НОД по ОБЖ «Уроки тётушки Совы»

КонспектНОД по ОБЖ «Уроки тётушки Совы»...