План по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей"
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) по теме
Проект "развитие чувства ритма у детей". ДЛя детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chuvstva_ritma.docx | 21.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад "Березка".
Индивидуальный план работы по самообразованию
музыкального руководителя
Бобошко Натальи Михайловны
на 2012–2014 учебный год
"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста "
Начало работы над темой – 2012 год
Предполагаемая дата окончания работы – 2014 год
п. Лиственичный . Кондинский р-н.
Содержание:
1. Матрица индивидуального плана по самообразованию………………...3 стр.
2. Введение……………………………………………………………………4 стр.
3. План по самообразованию за 2014-2016 года……………………………5-7 стр.
4. Литература………………………………………………………………….8 стр.
Приложение №1 Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ».
Приложение № 2 Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ и развитие чувства ритма в музыкальной деятельности».
Приложение № 3 Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду
Приложение №4 Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов »
Приложение № 5 «Презентация для воспитателей и родителей «Детские музыкальные инструменты».
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цели:
Образовательные:
- развитие чувства ритма;
- тренировка внутреннего слуха;
- развитие познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Воспитательные:
- развитие творческого воображение;
- воспитание дружеских отношений между детьми;
- приобщение к исследовательской деятельности.
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;
- разработать систему занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста; предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии: - если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока: I блок - ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);
II блок - основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).
Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребѐнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнѐра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнѐром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даѐт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чѐтко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Месяц, год | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2012 год.. | Приобретение музыкального репертуара и литературы. Разработка система обучения детей на ДМИ. | Изучение теоретического материала по данной теме | Систематическое использование на индивидульных занятиях |
Октябрь | Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ» | Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах. | Раздача консультаций родителям, беседа. |
Ноябрь | Консультация для воспитателей: «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности». | Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей. | Семинары для воспитателей |
Декабрь – Февраль | «Ударные шумовые музыкальные инструменты» | Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки. | Систематическое использование на музыкальных занятиях |
Март – Апрель 2012год. | «Ударные мелодические музыкальные инструменты» | Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: металлафон, ксилофон. | Систематическое использование на музыкальных занятиях |
Май. | Открытое музыкальное занятие «Вездесущий ритм». | Дети показывают свои знания по игре на ДМИ, повторение материала. Использование системы обучения детей игре на ДМИ. | Выступление на МО с сообщением. |
Октябрь | Обобщение прошлогоднего опыта. | Дети демонстрируют технику игры на инструментах, эмоциональное исполнение. | Выступление на утренниках, праздниках и в разных развлечениях. |
Ноябрь – Декабрь. | Музыкально- ритмические движения, как средство развития чувства ритма. | Новогодние утренники с использованием применением ДМИи музыкально- ритмических движений. | Выступление на утренниках, праздниках.. |
Январь 2013 год | Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому» | Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ. | Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях. |
Февраль. | Инновационные методы работы с детьми, родителями и воспитателями. | Улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения, достигать качественно более высоких результатов образования | Систематическое использование на музыкальных занятиях, утренниках, собраниях, семинарах. |
Май. | Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ. | Показ на утренниках, концертах | |
Июнь – Август | Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. Знакомство с разными методиками . | Продолжать обогащать ЗУН о развитии чувства ритма у детей. | Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях. |
Октябрь - Декабрь | Доклад «Музицирование в творческом развитии детей дошкольного возраста" | Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования. | Выступление на педагогическом совете |
Февраль-Март | Открытое занятие "Кругосветное путешествие" | Музыкально- ритмические движения и игры разных народов на основе движений. | Использование накопленного опыта и практическое применение в играх и танцах разных народов. |
Апрель-Май. | Подведение итогов | Использование накопленного опыта и материала. | Выступления на утренника и концертах |
ЛИТЕРАТУРА:
1. М.Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г."Дошкольное образование".
2. Т.Э.Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".
3. Т.Э.Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
4. Т.М.Орлова, С.И.Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".
5. В.Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.
6. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.
7. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".
8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г. 9. Журналы "Музыкальный руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.
10. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...
План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....
План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".
Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...
2019-2020 . Памятка для родителей, которые хотят развивать у детей чувство ритма. "Игры, развивающие чувство ритма у детей"
Интересный материал для родителей...
План по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».
Цель:· Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.· С...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
План самообразования «Развитие чувства ритма у детей с использованием русского народного фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ»
В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....