Современная методика развития детского голоса в ДОУ
статья по музыке (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_metodika_razvitiya_detskogo_golosa.docx | 32.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Современная методика развития детского голоса в ДОУ». |
Выполнила: Муз.р. МДОУ-34 Комб.в. г.Воскресенск. Бушмина А.В. Проверила: Пономаренко Н.И. ГБОУ СПО «МОКИТ» |
Егорьевск 2014г. |
В дошкольном возрасте, когда выработка спокойной и плавной речи затруднена, руководящая роль музыки может иметь решающее значение.
До сих пор для нас актуальны теоретические базы разработок Д.Б.Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, И.А.Метлова.
«Запоют дети – запоет народ» писал К.Д.Ушинский. Системная работа над вокальной техникой позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребенка. Приоритет в работе индивидуально – дифференцированный подход к способностям каждого ребенка. Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный педагог – музыкант И.А.Метлов, в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологической возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. Большую роль отводя вокальной технике: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулке, входить в детскую жизнь. Это возможно, если и воспитатель любит песни и умеет петь». «Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения» заметила Н.А.Ветлугина. Для развития музыкальности у ребенка использую ее цикл песен – упражнения, для ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха.
Широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н.Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринужденность и легкость звучания, правильного дыхания. Обучая малыша вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребенка хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка.
В нашем садике есть группы коррекционные, направленные на выработку плавной речи детям с затрудненным произношением.(логопедические)Легкость с которой ребенок воспринимает музыку и непосредственность этих восприятий, а так же способность быстро познавать содержание и простейшее средство выразительности, облегчает задачу оздоровления речи. Поэтому в нашем садике особенно важно уделять большое значение музыки и речи. Так при работе с детьми, важно учитывать роль связи слова, движения и музыки во всех видах музыкальной деятельности. Коррекционные задачи выполняются на всех занятиях. С помощью специальных подобранных упражнений, этюдов, заданий, игр. Среди средств логоритмической ритмики особо выделяются: Музыкально-речевые игры, совместно с логопедом артикуляционная гимнастика, чистоговорки, фонетические упражнения, упражнения на развитие правильного дыхания и т. д.
В процессе пения идет обучение и настройка голоса, привлекается художественный опыт и эмоции детей. Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребенка, позволяет выразить чувства, объединяет малыша и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.
Малыш – дошкольник живет играя, поэтому надо дать ему возможность сначала попеть один слог, затем другой. Удобно петь на слоги, «Му», «Ма» и.т.д. «Ля-ло-лу, та-ти»….Важно помочь малышу лучше слышать свой голос. Достаточно предложить ему несколько заданий: Спеть вместе с мультяшным героем, используя (урок-презентации, сопровождающаяся звуком). Пение может сопровождаться демонстрацией нот на нотном стане (подготовительная группа). К приобщению пения, можно использовать область караоке. Богатый выбор компьютерных программ: Vocal Jam, Gala Kar и д.р. Они обладают обширными возможностями, обогащающими процесс исполнения: возможность исполнения в баллах, запись вокала, улучшенный звук, быстрый поиск песен.
Используя ресурсы сети internet, можно значительно пополнить методику с песенным репертуаром. Разнообразная аранжировка минусовок песен, современные технические устройства, выступают значительным стимулом для привития любви к пению.[1]
Стройное чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. Приучая детей слушать не только себя но и других, сливаться с общим пением, следить чтобы ни один голос не выделялся. Стремиться к одновременности пения, его выразительности, динамических и смысловых акцентов. Формирование происходит постепенно. У старших детей – заметный прием дает пение «цепочкой». Малышам - «играя с песенкой». Например: «Петушок» в обр. М.Красева, «Зайчик» в обр. Лобачева и д. р. В средней группе, варианты перекличек: «пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочередное пение. В подготовительной группе добавляем «песни-эхо» и пение «про себя».
Цель: научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.
В работе с воспитателем используются консультации по охране голоса, беседы, семинары, где знакомятся с программными задачами, методами, приемами обучения детей пению. Индивидуальный подход к каждому воспитателю, оказывают большую помощь музыкальному руководителю при обучении детей пению, воспитатели умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей.
Применяются разные приемы занятия с детьми, тренингами их дыхания, дикции, различные творческие проявления, в первую очередь – вокальная импровизация. Разучиваем построчно с детьми каждую попевку – слова и мелодию, а затем показываю какие ритмические действия нужно произвести, исполняя ее вокально. В сопровождении фортепиано и без, развивать музыкальный слух, приучая отличать правильное и неправильное пение, высоту звуков, длительность, направление движений мелодии, замечать и исправлять ошибки (самоконтроль), помогать проявлению творческих способностей, применять навыки и умения в певческой установке – это правильная поза, взаимодействия звукообразования, дыхания, дикции, хоровое взаимодействие ансамбля и строя, правильное соотношение силы и высоты звучания, унисон, тембр, правильно передавать мелодию. Использовать технологии: визуальный показ мелодии (рукой), прием сравнений (птица, медведь и.т. д.), пение без ф-но, с голосом педагога. Для разучивания песни с детьми активно используем такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Для работы в ДОУ для меня близка позиция игрового обучения О.Кацер. Основные формы игрового обучения, являются накопленные и выстраинные обучающие игры, не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей, это помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье. Методика замечательна тем, что все процессы воспитания происходят незаметно для детей, непроизвольно. Эта методика соответствует потребностям растущего организма ребенка. В процессе этих игр, дети способны выполнить такой обьем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации. ИНТОНАЦИОННО-РЕЧЕВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА» О.Кацер, Игровая методика обучения детей пению.
Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»):
Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в дорогу Шел он и пришел в удивительную страну, где говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять язык этой страны и поэтому всё время внимательно слушал, запоминал и повторял. Какой- то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: У-----О? Язычок не понял и переспросил: У-----О? На что незнакомец ответил: У----О. Язычок повторил: У-----О. Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: У-----О---А? Язычок переспросил: У----О----А? На что незнакомец ответил: У-----О-----А. Язычок повторил: У----О-----А. Постепенно язычок стал понимать своего собеседника и продолжал разговор (применять с любыми фонемами). | -цокать языком -произнести с повышением интонации -произнести с повышением интонации -произнести с понижением интонации -произнести с понижением интонации -произнести с повышением интонации -произнести с повышением интонации -произнести с понижением интонации -произнести с понижением интонации |
Список литературы:
- Тиличеева Е. «Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста» М, Музыка 1978г.
- Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика» М, Владос, 2002г.
- Статья в журнале Волкова Г.В. «Музыкальный руководитель» №5, №6-2004г. №2-2005г.
- Статья в журнале Кацер О.В. «Музыкальная палитра» 2005г.
- Использование ИКТ в образовательном процессе М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» 2005г.
- Проект «Внедрение новых форм музыкального образования в ДС» Иванникова В.Е.
- О.В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению», учебно-методическое пособие «Музыкальная палитра» С.П.-2005г.
[1] Проект «Внедрение новых форм музыкального образования в ДС» Иванникова В.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая методика формирования и развития детского голоса
Как развить певческие навыки ребенка с помощью игровых упражнений....
Методическая разработка по использованию комплекса дыхательных и вокальных упражнений в работе по формированию певческих навыков и развитию детского голоса при постановки детской оперы М.Красева "Муха-Цокотуха"."
Данная методическая разработка-это серия интегрированных занятий, включающих в себя различные виды музыкальной театральной деятельности, а именно: пение,танец, актерское мастерство.Здесь предложены ра...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие»....
"Методика развития детского голоса"
laquo;Методика развития детского голоса» Пение – один из наиболее демократических видов искусства, доступных для каждого человека, не имеющего патологических слуховых и речевых нару...
Особенности методики развития певческого голоса обучающихся
В своей статье я рассказываю о вокальнл-хоровой работе с детьми дошкольного возраста...
Особенности методики развития певческого голоса обучающихся.
В этой статье я расскажу о вокальнл-хоровой работе с детьми дошкольного возраста...