Особенности методики развития певческого голоса обучающихся.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В этой статье я расскажу о вокальнл-хоровой работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_metodiki_razvitiya_pevcheskogo_golosa.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности методики развития певческого голоса обучающихся.
Бирюкова Яна Алесандровна, музыкальный руководитель
Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. Надо прилагать много усилий, чтобы заинтересовать детей своим предметом. Для освоения вокальных технологий требуется время, поскольку многие мышечные ощущения ему пока незнакомы. Ребенок должен понять, осознать, повторить спетое или показанное ему, найти механизм управления собственным голосом.
Формирование певческих навыков включает в себя:
1. Работу над вокально-хоровыми навыками:
· контроль за певческой установкой;
· работу над певческим дыханием;
· работу над чистотой интонации;
· выработку чёткой дикции и активной артикуляции;
· формирование и произношение гласных звуков.
2. Расширение голосового диапазона.
3. Работу над выразительным исполнением произведений.
Очень важным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. На начальном этапе обучения полезна песня «Петь приятно и удобно».
Основа любого звука- это дыхание. Голос-это озвученное дыхание. Для разминки дыхания, приведения организма в состояние активности, преодоления усталости, подготовки певческого аппарата к работе я использую дыхательную гимнастику Стрельниковой. Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Обними себя» «Большой маятник», «Кошка» и др. В педагогической практике наиболее удобным считается груднодиафрагматическое дыхание (смешанное). Хорошим подспорьем в работе над «низким» дыханием являются песни-упражнения доктора Лазарева, способствующие осознанию процесса дыхания. В песне «Паровоз» отрабатывается техника певческого дыхания: сброс дыхания на нон легато «Чух, чух» и втягивание живота внутрь и вверх под рёбра. На вдохе живот вместе с диафрагмой подаётся вперёд и вниз. Вдох должен быть бесшумным.
В песне-упражнении «Комар» напрягаются мышцы живота и диафрагмы, укрепляется опора звука. Эти игровые занимательные упражнения дети с удовольствием поют на каждом занятии.
Говоря о строе, имеем в виду чистое пение в унисон. Для чистого и точного интонирования я использую в практике пение по нотам, сольфеджирование, также включаю в работу песенки с названием нот в тексте: «Песенка про ноты», «Семь подружек» и другие.
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы нас слышали те, к кому мы обращаемся. Для этого необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов.
Дикция развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных.
Речевое произнесение букв (А-открытое, И-плоское, Е-резкое) в пении требуется округлять. Поем гласные на зевке:
-Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо (от верхних зубов идет сначала твердое небо, а затем мягкое).
-Попробуйте с открытым ртом и ощущением зевка (высоким небом) четко произнести гласные А-Э-И-О-У.
-А сейчас пропоем МА, МЭ, МИ, МО, МУ на одном звуке, округляя все гласные.
В песенном сборнике доктора Лазарева многие песни, в которых повторяются слоги и звуки (как звукоподражание) полезны в качестве упражнений («Кузнечик»-«цыка-цыка-цык», «Комар»-«з-з-з» и др.).
Для развития дикции я использую на занятиях артикуляционную гимнастику, проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, с использованием звучащих жестов и шумовых инструментов.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, дети учатся высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки, учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства, развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.
Для каждой песни совместно с детьми находим свой вариант сценического решения:
песни с сопровождением скрипок, треугольников, ложек;
песни с танцевальными движениями;
песни с элементами театрализации;
ритмические композиции с использованием звучащих жестов.
Результатом вокально-хоровой работы является участие в концертах, фестивалях, конкурсах, где дети стали лауреатами, дипломантами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка»....
Проблема развития певческого голоса.
Статья посвящена одной из важнейших проблем постановки голоса дошкольников , бережному отношению и охране детского голоса....
Проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования
«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития ...
Презентация на тему: "Различные методы и приёмы в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста"
презентация с докладом...
Смолеха Елена Викторовна. Охрана и развитие певческого голоса детей.
Статья посвящена охране певческого голоса дошкольников....
Упражнения для развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.
В материале подобраны упражнения для развития у детей певческого и речевого дыхания, которое обязательно при пении....
Особенности методики развития певческого голоса обучающихся
В своей статье я рассказываю о вокальнл-хоровой работе с детьми дошкольного возраста...