Занятия по восприятию музыки
методическая разработка по музыке на тему

Ширикалова Елена Николаевна

Развитие слухового внимания. Анализ музыкальных произведений. Творчество при восприятии музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.zanyatiya_po_vospriyatiyu_muzyki.docx19.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятия  по восприятию музыки.

   Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Наиболее благоприятного периода для развития у детей музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.  Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

                                         Развитие слухового внимания.

-Медленно, очень тихо, словно боясь потревожить кого-то , в вашу комнату входит музыка…Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам, да ещё  что-нибудь жевать или говорить при этом, вряд ли можно рассчитывать на понимание серьёзной музыки, вряд ли можно надеяться на то, что музыка когда-нибудь станет вашим другом.

         Помните, что музыка всегда начинается с Тишины! В ней она рождается и растворяется тоже в ней.

                                     Игра   «Слушаем тишину».

  Посадите детей рядом с собой. Постарайтесь сделать так ,чтобы им было удобно и ничто не отвлекало от предстоящей игры. Попросите детей закрыть глаза(говорите с ними при этом только едва слышным шёпотом, чтобы дети постепенно настраивались на тишину).Задавайте вопросы, на которые ответы даются тоже шёпотом.

          -Какие звуки различаете  в комнате?

         -Откуда они доносятся?

         -Какие из них более громкие, а какие едва слышны?

         -Какие звуки слышите на улице?

         -Угадайте, кто подал голос?

         -Какие звуки доносятся из соседнего помещения(коридора, кухни)

        -Какие звуки вам понравились , а какие совсем неприятны?

Примечание. Вопросы можно продолжить. Обратитесь за помощью к собственному воображению. В тот момент , когда у детей закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы(например скомкайте лист бумаги, скрипните дверью, проведите карандашом по стеклу окна и т.д.).

Попросите детей догадаться, какие звуки они слышали. Такие загадки должны им понравиться. Если вы заметите, что дети начинают уставать, поменяйтесь с ними ролями.

                                 Анализ музыкальных произведений.

Цель.   Развивать слуховое восприятие детей.

                                                                  Ход занятия.

   Вход под музыку «Осенней песенки».

(Послушать с детьми музыкальные произведения(использовать грамзапись) и поговорите с ними о музыке. Предлагаемые задания  активизируют слуховое восприятие и помогут почувствовать выразительность услышанного).

                               «Полька»-П.И. Чайковский.

-Всем хорошо известен весёлый подвижный танец .Он исполняется легко, отрывисто с подскоками. Прислушайтесь, меняется ли характер музыки? Теперь попробуйте хлопать тихонько под музыку польки.Вначале, когда она звучит высоко, хлопайте в ладоши над головой, а когда музыка будет звучать ниже- опустите руки и хлопайте по коленям. Скажите, а как нужно хлопать в последней части?

                              «Клоуны»-Д.Б. Кабалевского.

-спросите ребёнка ,как называются артисты в цирке, которые веселят публику разными шутками? Конечно, клоуны. Композитор  Д.Б .Кабалевский сочинил для детей пьесу, которую назвал «Клоуны».Попросите ребёнка нарисовать к этой музыкальной пьесе картинку.

                                   « Сказочка»-С.С.Прокофьев.

-В альбоме  «Детская музыка» композитор рассказывает о детских играх, танцах, рисует фантастические сценки. Начало пьесы «Сказочка» напоминает спокойный рассказ, который передаётся тихой мелодией на высоких звуках. Но вот рассказчик словно насторожился ,заставил прислушаться к каким-то лесным шорохам, осторожным шагам…

Звучат, словно перекличка, таинственные голоса обитателей леса, то очень низко, то очень высоко. Постепенно всё затихает. Сказка кончается хорошо.

 -Важно спросить у детей: сразу ли начинает рассказчик свой рассказ?

-попросите поднять руку, где он услышит  «перекличку» высоких и

  низких голосов.

-Попросите поднять руку, когда ребёнок снова услышит первоначальную мелодию. Изменилась ли она?

                  Творчество при восприятии музыки.  «Рисую музыку».

Цель: Развивать творческие способности.

Определение изобразительности в музыке.

Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы.

Выполните с детьми такое интересное задание: прослушайте любое музыкальное произведение. Важно, чтобы музыка включала элементы изобразительности: это могут быть произведения западных классиков(фрагменты из «Времён года» А.Вивальди, некоторые музыкальные картинки «Карнавала животных»К.Сен-Санса)или произведения для детей русских классиков: И. Мусоргского, П. Чайковского, А. Лядова, С. прокофьева.

       Проанализируйте с детьми, каким был характер музыки  вначале. Менялся ли он? Отрывистые  или протяжные , тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение- так же ,как начиналось?, или по другому ?Какие настроения и переживания оно вызвало?

     Теперь предложите детям передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть они рисуют то , что им представляется, когда они слушают музыку. Пусть не боятся фантазировать и стараются искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доминантное занятие по восприятию музыки Музыкальные инструменты и игрушки " Звонили звоны"

Доминантное занятие по восприятию музыки                       Тема: «Музыкальные инст...

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ

  КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ  ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Работу выполнила воспитатель  Баронина Ольга Васильевна I ЭТАП. БЕСЕДА ПЕРЕД ПЕРВЫМ ПР...

Доминантное занятие по восприятию музыки в подготовительной группе «Весеннее настроение»

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна», вызвать эмоциональный подъем, почувствовать весеннее настроение.Задачи:1) обучающие: обогатить знания инст...

Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»

Цель:  Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1.  Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...

Доминантное занятие по восприятию музыки. ( Подготовительная к школе группа)

Дать знания об оркестрах: симфонический, струнный. духовой, ударный. Развивать тембровый слух, поощрять танцевальное творчество, воображение, расширять музыкальный кругозор, воспитывать культуру общен...

Музыкальное доминантное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы для детей с ОВЗ.

Музыкальное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы с ОВЗ. Цель занятия: вызвать интерес к произведениям класстческого репертуара; накапливать опыт восприятия; развитие творческого вообр...

конспект занятия по восприятию музыки

конспект доминантного занятия по восприятию музыки в средней группе...