конспект занятия по восприятию музыки
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

конспект доминантного занятия по восприятию музыки в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dominantogo_zanyatiya_po_vospriyatiyu_muzyki.docx30.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект доминантного занятия по восприятию музыки

«Музыкальная выставка»

Вид занятия: фронтальное

Тип занятия: доминантное

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе восприятия музыки.

Задачи:

Образовательные: 

- учить детей различать характер музыки, средства музыкальной выразительности;

- знакомить с творчеством композитора К. Сен-Санса;

- закрепить значение слова «сюита»;

- закреплять знания о струнных музыкальных инструментах.

Развивающие: 

- развивать ритмический и интонационный слух детей;

- развивать творческие способности;

- развивать интерес к музыкально-игровой деятельности;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать музыкальный слух, внимание, память.

Воспитательные: 

- формировать интерес к классической музыке и культуру слушания;

- воспитывать любовь к окружающему миру через восприятие музыки.

Предварительная работа:

- знакомство с творчеством композитора К. Сен-Санса;

- прослушивание произведений К. Сен-Санса: «Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш льва»;

- знакомство с инструментами входящими в состав струнного оркестра;

- знакомство с игрой «Царь зверей».

Оборудование и материалы:

Музыкальный материал:

 К. Сен-Санса «Кенгуру», «Лебедь», «Аквариум», «Королевский марш льва» 

Оборудование, ТСО:

- проектор;

- ноутбук;

- фортепиано;

- музыкальный центр;

- портрет композитора К. Сен-Санса;

Оборудование и материалы для детей:

- изображения музыкальных инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас);  маска-шапочка Льва.

План НОД:

I.Вводная часть:

I.1. Приветствие.

I.2. Мотивация: приглашение на выставку картин.

I.3. Целеполагание: определить, что изображено на картинах, прослушав музыкальные произведения.

II.Основная часть:

II.1. Слушание пьесы «Кенгуру» К. Сен-Санса.

II.2. Беседа о звучании музыки, композиторе, сюите «Карнавал животных»;

II.3. Слушание пьесы К. Сен-Санса «Аквариум».

II.4. Беседа о звучании музыки.

II.5. Пальчиковая игра «Рыбка».

II.6. Слушание пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса.

II.7. Беседа о звучании музыки.

II.8. Повторное слушание пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса и танцевальная импровизация.

II.9. Слушание «Королевский марш льва».

II.10. Беседа о звучании музыки.

II.11. Игра «Царь зверей».

III.Заключительная часть (рефлексивный этап)

№ п/п

Содержание и ход деятельности

Педагогические методы

Активность детей

Анализ деятельности

 I.1

I.2

I.3

 – Посмотрим друг на друга, улыбнемся, и подарим хорошее настроение.

«Здравствуйте» (поет музыкальный руководитель, дети повторяют)

Сегодня я приглашаю вас на выставку картин.

На экране появляется слайд с пустыми рамками.

- Ой, ребята! А где же изображение? С картинами что-то произошло?

- Эти картины не простые, а волшебные, музыкальные. У них есть не только изображение, но и звук. Нужно прослушать музыку каждой картины, произнести название музыкального произведения, тогда появится изображение.

Ребята, садитесь поудобнее, и внимательно послушайте, что же будет изображено на первой картине?

 

Игровой прием

 Приветствуют педагога. Участвуют в действиях.

Дети высказывают свои мысли

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

 Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной программы по музыкальному воспитанию.

На занятии были использованы такие методы как, наглядный (слуховая, зрительная наглядность), словесный (беседа, поэтическое слово), практический и проблемный (создание проблемно-игровой ситуации: волшебные картины). 
Также на занятии были использованы методы стимулирования в виде одобрения и похвалы.

На протяжении всего занятия

ребята активно взаимодействовали друг с другом и педагогом. Проявляли такие качества, как наблюдательность, любознательность, инициативность.

В танцевальной импровизации детям была дана возможность выбора – каждый в соответствии со своими личными предпочтениями самостоятельно продумывал танцевальные движения.

Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.

 II.1

II.2

II.3

II.4

II.5

II.6

II.7

II.8

II.9

II.10

II.11

 (звучит фрагмент «Кенгуру»)

- Ребята, догадались, как будет называться первая картина? ( Кенгуру)

- Правильно, ребята! Благодаря вам совершилось чудо, на картине появилось изображение!

(в рамке проявляется  изображение кенгуру)

Как рисует музыка образ Кенгуру?

( Музыка отрывистая, быстрая, осторожная, изящная, легкая грациозная)

- Да, кенгуру, передвигается изящными грациозными прыжками, осторожно озираясь по сторонам. На каком инструменте было исполнено это произведение?

(На фортепьяно)

- Ребята, вы обратили внимание, музыка всегда изображала прыжки кенгуру, или животное иногда останавливалось?

( Кенгуру останавливалось)

- Как звучала музыка, когда кенгуру останавливался?

( Неторопливо, спокойно, тихо)

- А как зовут композитора, который сочинил это произведение? ( Камиль Сен-Санс) (На мольберте появляется портрет композитора)

- Правильно, произведение, которое мы послушали, сочинил французский композитор Камиль Сен-Санс. Этот композитор начал учиться музыке очень рано, в 3 года, в 5 лет он начал сочинять музыку, а в 10 лет, он уже выступал как настоящий пианист.

Одним из наиболее известных произведений К. Сен-Санса, является сюита «Карнавал животных».

Сюита – это инструментальное музыкальное произведение, которое состоит из нескольких небольших частей, объединенных одной темой. Произведение «Кенгуру», которое мы сейчас послушали, является одной из частей этой сюиты.

(На экране появляется все картины, одна с изображением кенгуру, остальные без изображения).

- Итак, ребята, музыка подсказала нам, что изображено на первой картине, послушаем следующее музыкальное произведение.

(Звучит «Аквариум»)

- Вы узнали это произведение?

( Эта произведение «Аквариум»)

(На экране проявляется картина «Аквариум»)

- Молодцы, ребята! Появилась еще одна картина! Ребята, что такое аквариум? Кто там живет?

(емкость для воды, в которой живут рыбки)

Как звучит музыка?

(Звучит нежно, спокойно, волшебно, загадочно, изображается плеск воды. Это произведение тоже входит в состав сюиты «Карнавал животных»)

- Ребята, вы можете показать движениями рук, как плавает рыба? (Дети пробуют показать руками движения)

Пальчиковая гимнастика «Рыбка плавала в пруду»

«Рыбка плавала в пруду» — руки согнуты в локтях, кисти сомкнуты; выполняется волнообразное движение руками

«Корм глотала на ходу» — поочередно соединять каждый палец правой руки с большим пальцем

«Ротик открывала» -поочередно соединять каждый палец левой руки с большим пальцем

«А потом ныряла» — рука ныряет вниз.

- Посмотрите, ребята, мы уже видим изображение двух картин, а сейчас мы послушаем музыкальное произведение к следующей картине. Обратите внимание на то, как будет звучать музыка, в каком настроении, какие инструменты будут исполнять.

Слушание «Лебедь»

- Ребята, как звучала музыка, в каком настроении?

(спокойно, величественно, плавно, задумчиво)

- Правильно, ребята. Это произведение называется «Лебедь».

На экране появляется изображение лебедя.

- Вы обратили внимание, какие инструменты исполняют это произведение?

(Фортепиано)

- Правильно, фортепиано, и еще один инструмент – виолончель.

На экране изображение виолончели.

- Этот инструмент похож на скрипку, но по размеру он намного больше.

На экране изображение виолончелиста.

Ребята, знаете ли вы еще инструменты, которые по форме походи на скрипку и виолончель?

(Альт, контрабас)

- Верно, молодцы! В состав какого оркестра входят эти инструменты?

(В состав симфонического оркестра)

- Правильно. А как будет называться оркестр, который состоит только из этих инструментов (Скрипка, альт, виолончель, контрабас?

( Струнно-смычковый)

- Молодцы! Ребята, вы знаете, кто управляет оркестром?

Дети: Дирижер.

- Сейчас мы послушаем это произведение еще раз, а каждый из вас представит себя настоящим лебедем, и попробует передать плавные и величественные движения этой прекрасной птицы.

Танцевальная импровизация под музыку К. Сен-Санса «Лебедь»

Дети садятся на стульчики

(Появляются картины, три из них с изображением)

Ребята, нам осталось узнать, кто же изображен на последней картине? Давайте послушаем, о ком расскажет нам музыка.

Звучит «Королевский марш льва»

Это лев)

- Правильно, молодцы, ребята!

(на экране появляется изображение льва, на фоне музыки М.Р.читает стихотворение)

«Лев»

Отважен, строен и силен

В Африке живет он

У льва большая голова

И очень страшный зев

Он может когти обнажать

И грозно, грозно зарычать.

- Посмотрите, какой важный и грозный лев. Какой характер у этой музыки?

( Царственный, торжественный, важный)

- Что делает лев под музыку?

( Торжественно шагает)

- Да, музыка передает горделивую царственную походку льва. В каком жанре написана эта пьеса, песня, танец, или марш? (Марш)

- А что прерывает марш?

( Рычание льва)

- Царь зверей приветствует всех грозным рычанием и продолжает вышагивать, красуясь и нагоняя страх на всех зверей.

Ребята, предлагаю поиграть в игру «Царь зверей»

 Наглядный метод (слуховая наглядность)

(зрительная наглядность)

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (зрительная наглядность)

Наглядный метод (слуховая наглядность)

(зрительная наглядность)

Словесный метод (беседа)

Метод практической деятельности

Наглядный метод (слуховая наглядность)

(зрительная наглядность)

Словесный метод (беседа)

Метод практической деятельности

Наглядный метод (слуховая наглядность)

(зрительная наглядность)

Словесный метод (беседа)

(поэтическое слово)

Словесный метод (объяснение)

Слушают музыкальное произведение.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.

Слушают информацию.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на полученном ранее опыте.

Активно играют. Демонстрируют физическую активность.

Слушают музыкальное произведение.

Активно включаются в деятельность, выражают собственные мысли, делают выводы, обобщают, опираясь на собственный опыт.

Дети внимательно слушают задание, при необходимости уточняет его у педагога, включаются в игровую ситуацию,

Слушают музыкальное произведение.

Активно включаются в игровую деятельность, активны, инициативны

 III.

 Ребята, посмотрите, теперь видны все картины!

(Появляется изображение всех картин)

- Ребята, теперь все картины видны, посмотрите, какие они красивые! Сегодня мы услышали несколько музыкальных произведений, как они называются? Из какой сюиты эти произведения?

- Какой композитор сочинил эти произведения?

- Какое из этих произведений было самым добрым? Какое было самым загадочным? Какое было самым суровым? Какое произведение вам понравилось больше всего?

Выставка музыкальных картин и нам пора прощаться.

До свидания! (пропевают музыкальный руководитель, дети повторяют)

Дети уходят в группу

 

 Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства; высказывают эмоциональный отклик

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доминантное занятие по восприятию музыки Музыкальные инструменты и игрушки " Звонили звоны"

Доминантное занятие по восприятию музыки                       Тема: «Музыкальные инст...

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ

  КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ  ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Работу выполнила воспитатель  Баронина Ольга Васильевна I ЭТАП. БЕСЕДА ПЕРЕД ПЕРВЫМ ПР...

Доминантное занятие по восприятию музыки в подготовительной группе «Весеннее настроение»

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна», вызвать эмоциональный подъем, почувствовать весеннее настроение.Задачи:1) обучающие: обогатить знания инст...

Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»

Цель:  Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1.  Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...

Занятия по восприятию музыки

Развитие слухового внимания. Анализ музыкальных произведений. Творчество при восприятии музыки....

План-конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Конспект ООД по восприятию музыки в средней группе «Музыка и настроение»

Конспект  ООД по восприятию музыки в средней группе  «Музыка и настроение»...