Открытое занятие художественно-эстетической направленности для педагогов ДОО по теме «Народные традиции. Русская изба»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цели:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
3. Развивать связную монологическую речь
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_izba.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
Открытое занятие художественно-эстетической направленности для педагогов ДОО по теме «Народные традиции. Русская изба»
Автор:
Мошкарова Анна Ильинична
воспитатель
Цели:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
3. Развивать связную монологическую речь
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);Практические (дидактическая «Что было, что стало).
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
Мы про эту старину,
Свой рассказ поведу.
Чтобы гости знать могли
О делах родной земли!
Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.
Воспитатель: Вот наша изба.
Основная часть:
- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.
-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
В избе всегда считали святыми 3 места:
Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь – без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.
Ребёнок: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
1. Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
(ухват).
3. У нас в печурочки,
Золотые чурочки.
(дрова в печи)
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
5. Чёрный конь,
Скачет в огонь.
(кочерга).
6. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
7. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…
(коромысло).
8. Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут.
(вёдра).
9. Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны.
(стол).
10. Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
11. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено).
12. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали.
(прялка).
13. Ходит каток,
По паре порток.
(утюг).
14. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…
(лапти).
Ребёнок: Гости, вам понравились загадки?
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.
Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
- Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?
- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Художественно - эстетическое развитие в младшей группе Тема: «Дождик»
Цель: Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.Задачи:Учить детей изображать дождик, развивать умение ритмично наносить мазки на всю поверхность листа, воспи...
Программа дополнительного образования детей от 2 до 4 лет по возрождению народных традиций «Русская изба»
Программа дополнительного образования детейот 2 до 4 летпо возрождению народных традиций«Русская изба»...
Открытое занятие художественно эстетического направления для разновозрастной группы " У милой матушки в дому "
Постановка мини-сказки для детей . В ней показаны традиции русского народа в быту....
Конспект открытого занятия " Художественно-эстетическое развитие" (лепка).
Конспект открытого занятия для 1 младшей группы по лепке "Лучики для солнца"....
Открытое занятие : «Художественно-эстетическое воспитание детей с использованием этнокультурного компонента» Тема: «Бурятский головной убор (малгай)»
Цель: Художественно-эстетическое воспитание детей, с использованием этнокультурного компонента, через художественное творчество: прикладное исскуство (лоскутное шитьё без иглы , техника кинусайга)Зада...
Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица»
Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица».Цель: создать красивую объемную елочку в технике оригами.Задачи:- Закр...
Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица»
Цель: создать красивую объемную елочку в технике оригами.Задачи:- Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях.- Приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.- Развиват...