Конспект совместной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности педагога и детей "История планера" по комплексной программе "Миры детства: конструирование возможностей".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
С Древних времён человек стремился познавать что-то новое необычное. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «История планера».
Культурная практика: познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.
Тип исследования познавательно-исследовательской деятельности: путешествие по «реке времени».
Форма представления цели продуктивной деятельности: раскрашивание планеров, изготовленных для познавательно- исследовательской деятельности.
Общие цели: сформировать элементарные представления о создании планера, воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира, развивать умение анализировать и делать выводы в процессе исследования материалов (бумага, металл, пластмасса), творческие способности, навыки и умения работы красками.
Задачи поставленные перед детьми: повторить названия птиц, опытным путём сравнить свойства бумаги, металла и пластмассы. Раскрасить совместно планеры.
Ожидаемые переживания детей: ощущение значимости от участия в общем деле (исследование материалов), удовольствие от участия в раскрашивании модели планеров.
Материалы и оборудование: фото и видеоматериалы с изображением первых летательных аппаратов, полёта птиц, современного планера, модели планеров, краски, кисти.
Ход занятия: воспитатель предлагает детям
- отправиться в путешествие по «реке времени» и узнать, как появились планеры
- провести исследование материалов
- раскрасить модели планеров
Возможное продолжение занятия: изготовление аэродрома, использование моделей планеров в свободной игровой деятельности.
Содержание.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Вчера я получила письмо. Давайте вместе посмотрим, что в конверте.
Воспитатель открывает конверт и достаёт из него фотографию планера.
Воспитатель. Кто скажет, что изображено на фотографии?
Ответы детей.
Воспитатель. С виду это самолёт.
Крылья есть и есть пилот.
Хорошо летать умеет,
Но мотора не имеет.
Это планер – безмоторный летательный аппарат. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени» и узнать много интересного из истории создания планера. Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Присаживайтесь на стульчики и приготовьтесь слушать.
С Древних времен человек стремился познавать что-то новое, необычное. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба. Людей привлекал полёт птиц, его красота и лёгкость. В своем желании подражать полёту птиц они использовали различные способы и средства.
Существует легенда о талантливом мастере Дедале и его сыне Икаре. Очень давно они жили на острове Крит, где правил злой царь. Царь обижал талантливого мастера и запрещал ему покинуть остров. Но мастер Дедал сделал себе и своему сыну Икару крылья из птичьих перьев, слепленных воском, с помощью которых они улетели с острова.
Показ отрывка из мультфильма «Полёт Дедала и Икара».
Воспитатель. Человек для полётов использовал:
- Самодельные крылья (показ фото)
- Воздушные змеи (показ фото)
- Воздушные шары (показ фото)
- Планеры (показ фото)
На фотографиях вы видите первые летательные аппараты. Сегодня мы поговорим о планере. Создавая планеры люди стремились к подражанию птицам. Ребята, каких птиц вы знаете?
Дети. Ворона, грач, воробей, синица, орел и т.д.
Воспитатель. Молодцы, как много птиц вы знаете. Птицы, у которых маленькие крылья, не могут подниматься высоко в небо и долго летать. Таким птицам приходиться часто махать крыльями, чтобы удержаться в воздухе. При этом они затрачивают много сил и быстро устают. Большие крылья позволяют птицам совершать длительный полёт на большой высоте, не делая частых взмахов крыльями.
А теперь мы просмотрим видеосюжеты о полёте птиц с самыми большими и самыми маленькими крыльями.
Показ видеосюжета «Полёт альбатроса».
Воспитатель. Это птица альбатрос. У неё самые большие крылья в мире. Благодаря своим крыльям альбатрос может несколько часов летать над океаном.
Показ видеосюжета «Полёт колибри».
А это самая маленькая птичка колибри. У неё маленькие крылья. Обратите внимание, как колибри часто машет крыльями, чтобы удержаться в воздухе.
Наблюдая за полётом птиц, человек придал своему планеру форму летящей в небе птицы с большим размахом крыльев.
Воспитатель. Вам понравился мой рассказ?
Дети. Понравился.
Воспитатель. Хотите услышать продолжение?
Дети. Да.
Воспитатель. Перед продолжением я предлагаю вам поучаствовать в весёлой разминке.
Физкультминутка «Мы устали, засиделись».
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот.
(Повороты корпуса.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся.)
Воспитатель. Давайте вспомним, что такое планер. Это безмоторный летательный аппарат. Движется он за счёт больших крыльев и потока воздуха. Планер должен быть лёгкий и прочный. Люди выбирали различные материалы для изготовления планеров. Перед вами на столе лежат некоторые из них. Попробуйте их назвать.
Дети. Бумага, металл, пластмасса.
Воспитатель. Правильно. Я предлагаю провести небольшой опыт. Он поможет нам исследовать материалы и выбрать лучший из них.
- Исследование бумаги.
Воспитатель. София, подойди к столу. Ты мне поможешь в проведении опыта. Возьми бумагу и попробуй её разорвать. Можно полететь на бумажном планере?
София. Нет.
Воспитатель. Правильно. Он может порваться от сильного ветра. Опусти бумагу в воду. Что произойдёт с бумажным планером, если он попадёт под дождь.
София. Он размокнет.
Воспитатель. Делаем вывод. Бумага не подходит для изготовления планера. Из бумаги можно изготовить только маленькую модель. Спасибо София за помощь.
- Исследование металла.
Воспитатель. Андрей, подойди к столу. Ты будешь исследовать металл. Попробуй его сломать.
Андрей. Я не могу сломать.
Воспитатель. И я не могу. Этот материал прочный. Опусти металл в воду. Он размокает как бумага?
Андрей. Нет.
Воспитатель. Ребята, можно полететь на металлическом планере?
Дети. Можно.
Воспитатель. Да, планер из металла не порвётся от сильного ветра и не размокнет под дождём. Спасибо Андрей за помощь.
- Исследование пластмассы.
Воспитатель. Марк, помоги мне провести опыт с пластмассой. Попробуй сломать её.
Марк. У меня не получается.
Воспитатель. И у меня не получается. Опусти пластмассу в воду. Она размокла?
Марк. Нет.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно полететь на планере из пластмассы?
Дети. Да.
Воспитатель. Это прочный материал. Я предлагаю тебе взять в одну руку железо, в другую пластмассу. Что тяжелее?
Марк. Железо.
Воспитатель. Что легче?
Марк. Пластмасса.
Воспитатель. Для изготовления планера используется прочный и лёгкий материал. Есть два прочных материала: железо и пластмасса. Железо – тяжёлое, пластмасса – лёгкая. Ребята, определите, какой материал больше подходит для изготовления планера.
Дети. Пластмасса. Она лёгкая и прочная.
Воспитатель. Полёт на планере это спорт. Проводятся соревнования на дальность и длительность полёта. Планер применяется не только в спорте, но и для обучения начинающих пилотов. Для подъёма планера в небо используют буксировку самолётом или машиной. Благодаря современной технике мы с вами увидим, как запускают планер, сможем совершить небольшой полёт на нём и увидеть землю с высоты.
Показ видеосюжета «Полёт планера».
Воспитатель. Ребята, завершилось наше путешествие. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? На память я приготовила для вас сюрприз – это модели планеров. Предлагаю вам на время стать художниками и раскрасить свои планеры.
Дети раскрашивают планеры красками.
Воспитатель. У вас получились очень яркие и непохожие друг на друга планеры. Они будут украшать нашу выставку. А на следующем занятии мы сделаем с вами макет аэродрома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"
Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»
Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем. Показать принцип приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией: шоколадье...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе «Шоколадный интерес»
Познавательное развитие. НОД с использованием презентации и экспериментами...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»...
Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадный интерес»
Занятие для подготовительной группы на тему "Шоколадный интерес" в котором дети узнают что же такое шоколад и как его получают. делают выводы....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес».
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приёмов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадное путешествие»
Особенностью организации познавательной деятельности дошкольников на данном мероприятии является то, что предмет изучения рассматривается как объек исследования. Наблюдая, анализируя и делая выводы , ...