Конспект совместной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности педагога и детей "История планера" по комплексной программе "Миры детства: конструирование возможностей".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Латина Светлана Григорьевна

С Древних времён человек стремился познавать что-то новое необычное. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «История планера».

Культурная практика: познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.

Тип исследования познавательно-исследовательской деятельности: путешествие по «реке времени».

Форма представления цели продуктивной деятельности: раскрашивание планеров, изготовленных для познавательно- исследовательской деятельности.

Общие цели: сформировать элементарные представления о создании планера, воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира, развивать умение анализировать и делать выводы в процессе исследования материалов (бумага, металл, пластмасса), творческие способности, навыки и умения работы красками.

Задачи поставленные перед детьми: повторить названия птиц, опытным путём сравнить свойства бумаги, металла и пластмассы. Раскрасить совместно планеры.

Ожидаемые переживания детей: ощущение значимости от участия в общем деле (исследование материалов), удовольствие от участия в раскрашивании модели планеров.

Материалы и оборудование: фото и видеоматериалы с изображением первых летательных аппаратов, полёта птиц, современного планера, модели планеров, краски, кисти.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям

  • отправиться в путешествие по «реке времени» и узнать, как появились планеры
  • провести исследование материалов
  • раскрасить модели планеров

Возможное продолжение занятия: изготовление аэродрома, использование моделей планеров в свободной игровой деятельности.

Содержание.

Воспитатель.  Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.        

Дети.  Здравствуйте!

Воспитатель.  Вчера я получила письмо. Давайте вместе посмотрим, что в конверте.

Воспитатель открывает конверт и достаёт из него фотографию планера.

Воспитатель.  Кто скажет, что изображено на фотографии?

Ответы детей.

Воспитатель.   С виду это самолёт.

        Крылья есть и есть пилот.

        Хорошо летать умеет,

        Но мотора не имеет.

Это планер – безмоторный летательный аппарат. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени» и узнать много интересного из истории создания планера. Согласны?

Дети.  Да.

Воспитатель.  Присаживайтесь на стульчики и приготовьтесь слушать.

   С Древних времен человек стремился познавать что-то новое, необычное. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба. Людей привлекал полёт птиц, его красота и лёгкость. В своем желании подражать полёту птиц они использовали различные способы и средства.

   Существует легенда о талантливом мастере Дедале и его сыне Икаре. Очень давно они жили на острове Крит, где правил злой царь. Царь обижал талантливого мастера и запрещал ему покинуть остров. Но мастер Дедал сделал себе и своему сыну Икару крылья из птичьих перьев, слепленных воском, с помощью которых они улетели с острова.

Показ отрывка из мультфильма «Полёт Дедала и Икара».

Воспитатель.  Человек для полётов использовал:

  • Самодельные крылья (показ фото)
  • Воздушные змеи (показ фото)
  • Воздушные шары (показ фото)
  • Планеры (показ фото)

   На фотографиях вы видите первые летательные аппараты. Сегодня мы поговорим о планере. Создавая планеры люди стремились к подражанию птицам. Ребята, каких птиц вы знаете?

Дети.  Ворона, грач, воробей, синица, орел и т.д.

Воспитатель.  Молодцы, как много птиц вы знаете. Птицы, у которых маленькие крылья, не могут подниматься высоко в небо и долго летать. Таким птицам приходиться часто махать крыльями, чтобы удержаться в воздухе. При этом они затрачивают много сил и быстро устают. Большие крылья позволяют птицам совершать длительный полёт на большой высоте, не делая частых взмахов крыльями.

А теперь мы просмотрим видеосюжеты о полёте птиц с самыми большими и самыми маленькими крыльями.

Показ видеосюжета «Полёт альбатроса».

Воспитатель.  Это птица альбатрос. У неё самые большие крылья в мире. Благодаря своим крыльям альбатрос может несколько часов летать над океаном.  

Показ видеосюжета «Полёт колибри».

   А это самая маленькая птичка колибри. У неё маленькие крылья. Обратите внимание, как колибри часто машет крыльями, чтобы удержаться в воздухе.

   Наблюдая за полётом птиц, человек придал своему планеру форму летящей в небе птицы с большим размахом крыльев.

Воспитатель.  Вам понравился мой рассказ?

Дети.  Понравился.

Воспитатель.  Хотите услышать продолжение?

Дети.  Да.

Воспитатель.  Перед продолжением я предлагаю вам поучаствовать в весёлой разминке.

Физкультминутка «Мы устали, засиделись».

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот.

(Повороты корпуса.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

(Дети садятся.)

Воспитатель.  Давайте вспомним, что такое планер. Это безмоторный летательный аппарат. Движется он за счёт больших крыльев и потока воздуха. Планер должен быть лёгкий и прочный. Люди выбирали различные материалы для изготовления планеров. Перед вами на столе лежат некоторые из них. Попробуйте их назвать.

Дети.  Бумага, металл, пластмасса.   

Воспитатель.  Правильно. Я предлагаю провести небольшой опыт. Он поможет нам исследовать  материалы и выбрать лучший из них.

  • Исследование бумаги.

Воспитатель.    София, подойди к столу. Ты мне поможешь в проведении опыта. Возьми бумагу и попробуй её разорвать. Можно полететь на бумажном планере?

София.  Нет.

Воспитатель.    Правильно. Он может порваться от сильного ветра. Опусти бумагу в воду. Что произойдёт с бумажным планером, если он попадёт под дождь.

София.  Он размокнет.

Воспитатель.    Делаем вывод. Бумага не подходит для изготовления планера. Из бумаги можно изготовить только маленькую модель. Спасибо София за помощь.

  • Исследование металла.

Воспитатель.    Андрей, подойди к столу. Ты будешь исследовать металл. Попробуй его сломать.

Андрей.  Я не могу сломать.

Воспитатель.    И я не могу. Этот материал прочный. Опусти металл в воду. Он размокает как бумага?

Андрей.  Нет.

Воспитатель.    Ребята, можно полететь на металлическом планере?

Дети.  Можно.

Воспитатель.    Да, планер из металла не порвётся от сильного ветра и не размокнет под дождём. Спасибо Андрей за помощь.

  • Исследование пластмассы.

Воспитатель.    Марк, помоги мне провести опыт с пластмассой. Попробуй сломать её.

Марк.  У меня не получается.

Воспитатель.    И у меня не получается. Опусти пластмассу в воду. Она размокла?

Марк.  Нет.

Воспитатель.    Ребята, как вы думаете, можно полететь на планере из пластмассы?

Дети.  Да.

Воспитатель.    Это прочный материал. Я предлагаю тебе взять в одну руку железо, в другую пластмассу. Что тяжелее?

Марк.  Железо.

Воспитатель.    Что легче?

Марк.  Пластмасса.

Воспитатель.  Для изготовления планера используется прочный и лёгкий материал. Есть два прочных материала: железо и пластмасса. Железо – тяжёлое, пластмасса – лёгкая. Ребята, определите, какой материал больше подходит для изготовления планера.

Дети.  Пластмасса. Она лёгкая и прочная.                                                                    

Воспитатель.    Полёт на планере это спорт. Проводятся соревнования на дальность и длительность полёта. Планер применяется не только в спорте, но и для обучения начинающих пилотов.  Для подъёма планера в небо используют буксировку самолётом или машиной. Благодаря современной технике мы с вами увидим, как запускают планер, сможем совершить небольшой полёт на нём и увидеть землю с высоты.

Показ видеосюжета «Полёт планера».

Воспитатель.   Ребята, завершилось наше путешествие. Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? На память  я приготовила для вас сюрприз – это модели планеров. Предлагаю вам на время стать художниками и раскрасить свои планеры.

Дети раскрашивают планеры красками.        

Воспитатель.  У вас получились очень яркие и непохожие друг на друга планеры. Они будут украшать нашу выставку. А на следующем занятии мы сделаем с вами макет аэродрома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем.  Показать принцип  приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией:  шоколадье...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»...

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадный интерес»

Занятие для подготовительной группы на тему "Шоколадный интерес" в котором дети узнают что же такое шоколад и как его получают. делают выводы....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес».

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приёмов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадное путешествие»

Особенностью организации познавательной деятельности дошкольников на данном мероприятии является то, что предмет изучения рассматривается как объек исследования. Наблюдая, анализируя и делая выводы , ...