Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».
статья по музыке на тему
Мы живём в интересное и непростое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.
Всё что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей впитывать культуру своего народа, открыть им дорогу в этот добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе детских садов становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, знакомство детей с народным музыкальным творчеством.
Детский фольклор это особенная область народного творчества. В течении многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают, забавляют ребёнка, приобщают его к высокой культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_svistunovoy.docx | 21.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
«Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».
Мы живём в интересное и непростое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.
Всё что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей впитывать культуру своего народа, открыть им дорогу в этот добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе детских садов становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, знакомство детей с народным музыкальным творчеством.
Детский фольклор это особенная область народного творчества. В течении многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают, забавляют ребёнка, приобщают его к высокой культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Работу с новой группой детей начинаю с проведения музыкального занятия с элементами фольклора, где наблюдаю за восприимчивостью детей, за эмоциональным откликом на разные жанры русского народного музыкального искусства. Из опыта работы с детьми знаю, что общение детей с народной культурой делает их добрыми, чуткими, мягкими.
Воспитание с использованием музыкального фольклора является частью воспитания подлинно национальной культуры.
У М. Сухоруковой есть удивительные слова:
«Иванушки, Алёнушки! Храни вас Бог, храни!
Вы- золотые зёрнышки моей Всея Руси.
Молчанием иль голосом за вас тревожусь впредь,
Пустым иль полным колосом вы будете шуметь?»
В работе с детьми я использую многообразные виды и жанры русского фольклора: песни, считалки, сказки, пословицы, поговорки, пляски, хороводы, игры. В устном и музыкальном народном творчестве наилучшим образом сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, храбрости, правде, верности. Музыкальный материал подбираю в соответствии с возрастом детей, учитывая индивидуальные возможности.
Одним из главных жанров музыкального народного творчества является песня, сопровождающая человека всю жизнь- в труде, в празднике, в быту. В песне воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхваляются человеческие добродетели. В песне отражается человеческая мудрость, рассказывается о жизни, исторических моментах.
Детская народная песня обычно имеет очень простой музыкальный строй и не требует музыкального сопровождения. Песня может исполняться детьми с голоса музыкального руководителя, без сопровождения музыкальными инструментами. Мелодия такой песни легко запоминается детьми, воспроизводится голосом. Народную песню ребёнок может исполнять сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей. Хорошо, если детская песня звучит в семье, а исполнение её ребёнком поощряется похвалой. Песня выбирается таким образом, чтобы она давала дошкольнику некоторый объём знаний о мире, способствовала воспитанию взаимоотношений детей среди сверстников и отношений их со взрослыми. Песня выбирается таким образом, что бы она учила детей доброте и уважению к другим людям, природе, животным.
Ведущее место в детском творчестве занимает игровой фольклор. Трудно себе представить детей, жизнь которых не была бы связана с определённым кругом игр. Мы разыгрываем с детьми сценки, сказки. Например очень доступна для разыгрывания детьми старшего дошкольного возраста сказка «Теремок», «Кот, Петух и Лиса» и другие.
Дети любят спортивные игры, состязания: «Перетяни канат», «Собери Матрёшку», «Испеки блины», когда дети соревнуются в ловкости, стараясь перевернуть картонный блин на сковородке.
В хороводных играх на первый план выступают плясовые, хореографические моменты. Зимой мы играли с детьми в русскую народную игру «Мороз и волк», весной в «Горелки», осенью «Бай- качи», и множество других игр. Большое место в игре я уделяю считалкам. Считалка в глазах детей придаёт честность при выборе ведущего.
Игра- всегда забава, развлечение. Игровая деятельность это основная деятельность в детском саду и очень любимая детьми, что доказывается многочисленными примерами. Дети с большим желанием играют на музыкальных занятиях, вечерах досугов, праздниках и всегда им хочется играть подольше, чем запланировано у музыкального руководителя. Поэтому я объясняю детям, что играть можно на участке детского сада, во дворе дома со сверстниками и родителями. Игра объединяет детей, делает их счастливыми, оказывает положительное эмоциональное воздействие.
В сюжетах хороводных песен отражён народный быт, красота родной природы. С любовью воспеваются широкие луга- место хороводных гуляний травушка- муравушка, кудрявая берёзка. Мы водили хоровод на вербное воскресение «Как под наши ворота». На празднике русской берёзки водили хоровод «Ты, не радуйся, дубник ясенник». На вечере капустных игр водили хоровод «Ты, капуста моя», Архангельской области.
В своей работе с детьми использую русские народные инструменты. Уже в глубокой древности народные музыкальные инструменты- трещотки, погремушки, бубенцы играли немаловажную роль. Они развивали у детей координацию движений, чувство ритма, интерес к музыкальной деятельности. Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, насыщают слуховое восприятие дошкольников и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стериотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность русских народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники. В них отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, поведением птиц и животных. Мы проводили с детьми «Капустные посиделки», «Масленицу», «Вербное воскресение», «Осенины», «Праздник русской берёзки». В игровой форме дети знакомятся с традициями и обрядами своего народа. Праздник- это большое и яркое событие для детей. Главная задача праздника- создание у детей радостного настроения.
Вносим в зал готовый домик, рядом крестьянское подворье. Используем предметы быта, собранные в избе детского сада- сундук, лавки, веретено, плетёные кошёлки, коромысло. Дети приходят на праздник в нарядных платьях или русских народных костюмах. Девочки в сарафанах. А на голове могут быть ленты, кокошники, венки из цветов. Мальчики в рубашках косоворотках, опоясанных кушаками. Для каждого праздника готовим атрибуты. Например на Масленицу- чучело масленицы. На праздник русской берёзки- венки. В гости к детям приходят Гостьюшка, Большуха, Бабушка- забавушка, Коробейник, Василиса- Премудрая. Звучат заклички солнышку, дождику. На празднике ребёнок участвует в действии и обряде. Вместе со сказочными героями дети поют и играют.
. В праздничные и будние дни знакомлю детей с миром природы, со старинным домом, утварью, со способами воспитания детей в старину в атмосфере любви, взаимопомощи, заботы. В своей работе с детьми использую дидактический материал, приготовленный мной. Так же шью игрушки, варежковый театр, готовлю атрибуты, сшила костюмы овощей на праздник Осенины, платочки, шарфики. Сшила панно Матрешка для ознакомления детей с народной игрушкой, а так же для развития мелкой моторики. Для детей младшего возраста сшила клубничку. В ней маленькие клубнички по количеству детей. Для весеннего танца изготовила птичек на колечках, в конце танца дети садят птичку в гнездышко. Для зимнего праздника изготовила льдинки, обернув погремушку фольгой.
Занимаясь с детьми, я обязательно стараюсь развивать творческие навыки.
Работая с детьми по данной теме «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников» привела к определенным результатам. Это, прежде всего, восприятие детьми русской народной музыки. Дети овладели определенными навыками пения, движения, вождения хороводов, ритмичной игре на народных инструментах. Дети приобрели навык слушания русской народной музыки, сопереживание. Работая с детьми, я не ставила целью воспитание музыканта, артиста. Главная цель моей работы – это воспитание доброго, чуткого человека, в то же время имеющего хороший музыкальный вкус. Но, самое главное, в душе ребенка остаются положительные эмоции, теплые воспоминания детства. Дети, поступая в школу, с любовью вспоминают свой детский сад, сохраняют теплые чувства от встреч. И все эти чудесные мгновения, полученные в детском саду, проносят через свою жизнь. Ребенок, воспитанный на народной музыке, воспитанный на примере уважения к окружающим, любви к ближнему, несет в свою жизнь, окружающим его людям добро, милосердие, сочувствие. Он готов подать руку помощи нуждающимся, он не пройдет мимо чужого горя. Пусть этот ребенок не вырастет музыкантом, но он будет добрым, отзывчивым человеком, так как музыка пробуждает в ребенке его лучшие качества.
Высшая оценка работы педагога – счастливые и успешные воспитанники, несущие окружающим их людям добро. Так как человек счастлив только в том случае, когда счастливы люди, окружающие его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
В статье раскрыто значение народных подвижных игр в развитии дошкольников....
Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании дошкольников
Перечень программ художественно-эстетического воспитания; основные требования к проведению интегрированного занятия....
Роль музыкальной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников
Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы и театра)....
Статья «Роль Русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
О роли русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...
Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....
консультация для родителей -Русские народные потешки в музыкальном творчестве дошкольника-
laquo;Русские народные потешки в музыкальном творчестве дошкольника» В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять ...
Статья."РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ".
quot;РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"....