Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании дошкольников
статья по теме

Россошанская Екатерина Михайловна

Перечень программ художественно-эстетического воспитания; основные требования к проведению интегрированного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muz.ruk_.v_estetich._vospitanii.docx22.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                    Подготовила: Россошанская Е.М.

                                                                        МБДОУ №3

        

Этика — философское исследование морали и нравственности.

Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах). Это, конечно, в идеале. Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте. 

 «Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана де Сент- Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому очень важно расширять этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально - эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:

• метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;

• метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;

• метод упражнения в практических действиях;

•метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим  действиям.

Литература, живопись, музыка, скульптура, народное творчество пробуждают творческое начало, формируют и развивают человека разносторонне. Цель музыкально-эстетического воспитания очевидна: без натаскивания и муштры, естественно и непринужденно, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребенке его творческий потенциал и духовные силы.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.

В детском саду организуются зоны для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Так, в зоне музыкальной деятельности следует иметь комплекты инструментов для разных возрастных групп, некоторые музыкально-дидактические игры, магнитофоны и т. п. Для театрально-игровой деятельности нужна ширма с комплектом театральных игрушек, с костюмами и декорациями, маски зверей и птиц, плоскостные настольные театры и персонажи пальчикового театра и т. д.

 Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины,  скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции ребенка, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий, суждений.

 Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь.

 Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка). Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо учитывать особенности возраста детей, особенности протекания всех психических процессов, участвующих и в эстетическом восприятии, и в художественной деятельности, возможности развития на каждом возрастном этапе исполнительской и творческой деятельности и т. д. Следует учитывать и индивидуальные различия в способностях детей, многообразно проявляющиеся в познавательной и эстетической деятельности, и содействовать наиболее полному их развитию.

Как известно, восприятие музыки требует у ребёнка накопления определённого жизненного и художественного опыта. Этот опыт накапливается благодаря взаимосвязи музыкальной деятельности с другими видами художественной деятельности ребёнка - изобразительной, художественно-речевой, театрализованной. Музыка может звучать не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, на физкультурных занятиях и др.

Для того, чтобы провести интегрированное занятие, необходимо правильно подобрать произведение искусства (литературы, музыки, живописи). Они должны отвечать следующим требованиям:

  • высокая художественная ценность произведения;
  • доступность произведения искусства детскому пониманию;
  • реалистичность произведений художественной литературы, живописи;
  • привлекательность для детей – следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Сейчас мне бы хотелось перечислить ряд основных программ, нацеленных    на эстетическое развитие детей. На занятиях по этим программам используется не только музыка, но и живопись, экологические знания, физическая культура:

  • «Росинка» (от трёх до семи лет);

Цель: разностороннее эстетическое развитие детей, не только посредством музыки, но и живописи, экологии и физкультуры.

  • «Красота-радость-творчество» (от двух до семи лет);

Цель: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.

  • «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от трёх до десяти лет);

Цель: овладение языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации ребёнка в окружающем его мире природы и человеческой культуры.

  •  «Театр-творчество-дети»;

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

  • «Синтез – программа по слушанию.

Цель: полноценное восприятие и осознание человеком знаний в области других видов искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  прав...

Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей

Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей...

Роль музыкальной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников

Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы и театра)....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Статья "Роль музыкальных игр в эстетическом развитии дошкольников"

Музыкальное воспитание имеет важное  значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетический в...

Статья музыкального руководителя "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыка способна действовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его нравственный и духовный мир....