Статья «Роль Русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
статья (средняя группа) на тему
О роли русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Роль Русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Харитонова Ирина Константиновна
Статья «Роль русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Гармоничное развитие ребёнка-основа формирования будущей личности.Оно зависит от успешного решения многих задач,среди которых особое место занимает нравственно-патриотическое воспитание..
Нравственно-патриотическое воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми,привычку играть,трудиться,заниматься сообща,формирование умения договариваться,помогать друг другу,стремление радовать старших хорошими поступками,сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребёнка – дошкольника, начинается с отношения к самым близким людям- отцу, матери, любви к своей Родине, дому, улице, детскому саду, городу.
Важнейшим средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям своего народа. Одной из таких традиций является русские народные игры, которые формируют начало к своему народу, к своей стране. Русские народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку и стремление к победе.Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.Передовые представители культуры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того и иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Русские народные игры имеют многовековую историю.
Игра – это не просто забава, развлечение, веселье. Это как считают врачи, один из видов человеческой деятельности, призванный совершенствовать физиолого-психологические потребности организма. Такое определение относится к представителям любого народа, будь то греки, русские, немцы или евреи.
Знаменитый русский педиатр и педагог, доктор медицины Е. А. Покровский писал, что у греков «игры ставились наряду с умственным и изящным образованием и были плодом стремления греков к прекрасному. Великие умы Греции всегда высказывавшись самым энергичным образом в пользу игр и физических упражнений.
Значительное место игры занимали с древних времен в жизни русского народа. «В песнях и хороводах большой частью вспоминаются времена давно прошедшие и настоящие; в играх же нередко передается драматическое содержания жизни народа, и, таким образом последняя как бы исторически отражается в этих хороводах, песнях и играх. Зимой игрища представляют совсем другой характер: во время святок устраиваются катания с гор, игры в городки и т. д. ; на масленице происходит катание на лошади по деревням с песнями и плясками; а в былые времена, кроме того, устраивались и кулачные бои. Отличительный характер всех русских игр и игрищ тот, что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству… »
Практически каждая из русских народных игр имеет свой смысл и свою поэзию. Не случайно они разделяются не только на подвижные, символические, хороводные и домашние, но и на детские, мужские, женские.
Размышлять о важности, значении и необходимости игр можно бесконечно долго – этому посвящены десятки увесистых томов, среди которых можно отметить хотя бы такие, как «Сборник игр и полезных занятий для детей» И. Геда, «Детские игры, преимущественно русские» Е. Покровского, работы И. Сикорского, И. Сахарова, П. Шейна, И. Снегирева, К. Шмидта и других.
Русские народные игры способствуют развитию навыка общения, пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире и социальной адаптации и являются благоприятным фоном для положительного социально- эмоционального состояния и развития ребенка. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Их можно использовать как эмоционально-образное средство влияния на детей, развивать у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Особенно популярными и любимым были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь? »- «На квашне». – «Что в квашне? » - «Квас! » - «Лови мышей, а не нас! » Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.
Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.) .Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. По содержанию русские народные игры лаконичны, выразительны и доступны дошкольникам.Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.В конце игры положительно оцениваются поступки тех детей, кто проявлял смелость, ловкость, выдержку, взаимопомощь.
Таким образом ,русские народные игры для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для нравсственно-патриотического воспитания дошкольников.
Детство- это то счастливое время,когда возможно закрепление в сознании национальной культуры.Русские народные игры приближают ребёнка к прекрасному,порождают в сознании маленького человека любовь к Родине,народным традициям,доброте,благородству,выносливости.Для дошкольников русские народные игры выдержали испытания временем,отшлифованы годами и представляют истинную школу нравственности и патриотизма.
Литература:
1.Маханева.М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2009.
2.Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009
3.Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры:Программа,Учебно-методическое пособие –СПб:Детство-Пресс,2010.
4.Литвинова.М.Ф.Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...
Консультация для воспитателей. «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольника»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...
Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое кол...
Сообщение «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Дошкольный возраст - это важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных тр...
Буклет для родителей "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников"
Информационный буклет для родителей...
Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительны...