Эффективное использование методов и приёмов на музыкальном празднике.
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Морева Елена Николаевна

В статье  расскрыты  суть основных методов и приёмов, таких как наглядно-слуховые,зрительные,пратические игровые,словесные. Показано,насколько целесообразно использование на празднике различных ИКТ-технологий: презентаций,заставок.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эффективное использование методов и приёмов на музыкальном празднике

От чего зависит выбор методов и приёмов на празднике? Можно выделить следующие факторы: цели и задачи праздника, возраст детей, их психологические особенности, их речевые коррекционные особенностей.

Наиболее распространённая, часто применяемая классификация методов работы проводится на основании различных источников передачи и восприятия знаний. По этому принципу методы делятся на наглядные, словесные, практические.

Другая классификация проводится на основе нарастания проблемности в обучении, поскольку в целом обучение должно иметь проблемный, творческий, развивающий характер. Степень нарастания проблемности зависит от возраста детей, целей и задач праздника, накопленного опыта самостоятельной и творческой деятельности детей.

Принято выделять следующие методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, эвристический (частично поисковый, исследовательский.

В практической деятельности эти типы методов часто объединяются.

Назовём наиболее распространённые методы работы, применяемые музыкальным руководителем:

1. Наглядные: наглядно-слуховые, налядно-зрительные.

2. Словесные.

3. Практические: собственно-практические, игровые.

Остановимся подробнее на наглядных методах и приёмах. Они помогают воспитать культурного зрителя, способного к глубокому восприятию эстетических явлений.

Обычно очень эффективным бывает метод наглядно-зрительный, когда музыкальным руководителем продумывается художественный образ персонажа. Рассматривание персонажа помогает вызвать у детей гамму чувств: удивление, восхищение, наслаждение красотой, интерес. Например, при появлении на новогоднем празднике танцующей Снегурочки дети любуются её красотой, грацией, рассматривают её наряд. Кроме конкретного персонажа, являющегося необходимым атрибутом новогоднего праздника, можно предложить другие визуальные составляющие, с помощью которых картина станет разнообразнее, шире и ярче.

К этому имеет смысл прибавить звуковые: музыкальные и шумовые – эффекты, например, следующие:

• шум ветра, метели, вьюги – это поможет создать акустический фон, который является частью уже сложившегося в сознании ребёнка образа нового года, становится имитацией естественной природной обстановки этого праздника;

• космическая тема – она помогает расширить горизонт восприятия, включить происходящее в общую картину мира;

• появление дополнительных персонажей – гномиков может сопровождаться звуками леса, скрипом снега, постукиванием молоточков.

• звонок Деду Морозу по сотовому телефону с включением громкой связи – этот элемент праздника помогает с достаточной степенью органичности соединить традицию и современность, психологически приблизить детей к новогодним персонажам.

Большие возможности даёт также использование современных информационных технологий: мультимедийные презентации, заставки (появление на экране в зале картины, соответствующей времени года или определённому моменту в сюжете праздника, отрывки из опер и балетов, транслирующиеся на экране в соответствии с ходом сюжета, сюрпризные моменты.

Приведём пример возможной завязки сюжета праздника, организованной с помощью одного из современных гаджетов: почтальон приносит в детский сад посылку с другой планеты от известного по мультфильму («Тайна третьей планеты») персонажа Громозеки; в посылке оказывается планшет, на котором записано видеописьмо, содержащее приглашение в космическое путешествие.

Другой пример – сценарий выпускного праздника, построенный по принципу компьютерной игры. Дети проходят разные уровни сложности, демонстрируя каждый раз определённые навыки, подтверждающие готовность к школе. В ходе праздника используются компьютерные заставки по принципу очерёдности уроков в школе, задания и. т. д.

В качестве одного из наглядных приёмов организации праздника может использоваться традиционный макияж для создания игрового образа (к игре в этом случае привлекаются родители воспитанников, например: котёнок с усами, румяный снеговик. Первый из названных образов, как правило, вызывает положительные эмоции за счёт интереса ребёнка к домашнему животному, второй – за счёт того, что ассоциируется с популярной зимней игрой.

Сочетание наглядного и практического методов работы представляет собой такой приём, как «вовлекающий показ». Сначала ребёнок видит определённое действие со стороны, ему точно и чётко показывают способ действия, дают образец. Затем ребёнок сам должен выполнить это действие. Таким образом, первоначально приём выступает как наглядно-зрительный, затем переходит в практический в игровой ситуации праздника. Например, пляска Деда Мороза на празднике вовлекает всех детей в весёлый, задорный танец.

Далее рассмотрим наглядно-слуховой метод. Он способствует звуковой регуляции движений: ребёнок согласует свои движения с ритмом музыки. Это не только улучшает качество и точность движений, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъём, стимулирует к выполнению движения. Например, так происходит в известной музыкальной игре «делай как я» с любым персонажем.

Кроме того, музыка может быть элементом эстетического оформления игры. В качестве примера можно привести творческое задание «дополни изображение». Например, дети видят недоделанного снеговика, в образе которого не хватает важных деталей, и необходимо помочь персонажу, дополнив его образ. Другой вариант: детям представлен грустный снеговик, предлагается развеселить его, слепив (нарисовав, сделав в виде аппликации) для него друзей-снеговиков. Ещё один пример – игра «найди пару рукавичке»: на подносе раскладываются рукавички, а дети должны из них выбрать пары / выбрать из множества рукавичек пару для одной «потеряшки». Всё это делается под музыку, которая выполняет функцию художественного оформления игры.

Рассмотрим словесные методы работы.

При их использовании следует обращать особое внимание на речевую культуру педагога.

Наиболее распространёнными и эффективными словесными методами можно признать такие, как беседа, рассказ. Они подразумевают следующие конкретные приёмы: объяснение, уточнение, оценка, вопрос, использование художественного слова (поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры).

Кроме того, ведущий праздника может воспользоваться методом побуждения к сопереживанию: к эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и к отрицательному отношению к безобразному.

Приведём примеры возможных педагогических приёмов, способствующих решению вышеозначенных задач:

• Придумывание своих загадок, рифм, нахождение синонимов.

• «Придумай название» команде, игре, ледяной фигуре и т. д.

• Речевая коммуникативная игра «передай снежинку» (снежинка передаётся по кругу, при этом каждый ребёнок говорит ласковые, добрые слова ёлочке) .

• «Метод провокации» - специальная ошибка ведущего или персонажа с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку. Примеры возможных вариантов применения такого метода:

потешка, неправильно рассказанная персонажем, требует исправления;

персонаж Рассеянный неправильно нарядил ёлку (неправильность может заключаться в несимметричности, незаконченности и т. д.) – дети хотят помочь;

Баба-яга нарядилась в Снегурочку, и требуется её разоблачить;

Новый год в Африке – вместо ёлки кактус, необходимо «вернуться из Африки», то есть в результате условного путешествия прийти к традиционной ёлочке, которая спрятана в зале.

4. «Специфические вопросы», предполагающие способность преодолеть стереотип и поменять логическую «схему». Например, вопрос «что растёт зимой? » требует нестандартного мышления, сообразительности, а кроме того, понимания полисемичности слова «расти». Ответ на него не лежит на поверхности.

Далее, перейдём к практическим методам работы. Среди них выделяются следующие типы:

1. Собственно-практические:

Моделирование. Например. Детям предлагается схема, составленная из фигурок (условных значков, символизирующих расположение и направление движения участников определённого танца. Воспитанники должны распознать в этой схеме уже знакомый им танец и исполнить его.

Поисковые действия. В качестве примера приведём следующую игру: дети получают по сюжету праздника космическую карту / карту путешествий и по ней отправляются в путь.

Элементарные опыты. Например, дети находят рукавичку и, примеряя её разным персонажам, определяют, кому она принадлежит.

2. Сюжетно-игровые (они являются самыми распространёнными, ведущими на праздниках). Рассмотрим примеры эффективных приёмов, относящихся к данному типу методов:

• Игровые ситуации. Например, к детям в гости приходит Веснушка-путешественница и предлагает отправиться вместе с ней в туристический поход. Другой вариант: Солнышко дарит детям «лучики» (махалочки, и они танцуют с ними.

• Сюжетные ситуации с игрушками: зайчик оказывается в мешке Деда Мороза; яблочки падают с волшебной яблони (каждое содержит загадку, отгадка которой направляет дальнейшее развитие действия на празднике) ; открывая сундучок со сказочными предметами, дети отгадывают названия сказок.

• Действия с игрушками и специальными атрибутами: танец с куклами, с султанчиками, с фонариками.

• Имитация действия (подражание действиям животных / птиц / насекомых, явлениям природы, общественной жизни). Этот приём используется во всех возрастных группах, но чаще в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста.

• Прятанье – поиск. Сюжет праздника можно построить на поисках волшебного предмета, например, золотого ключика.

• Подвижная игра, командные соревнования.

Игра помогает активизировать детей, сосредоточить их внимание, установить контакт (часто это происходит при знакомстве с персонажем, например: Лиса пришла в гости, подарила снежки, предложила поиграть, подружилась с детьми). Можно рекомендовать следующие виды игр: игры-ситуации, игры-импровизации, игры-фантазии, творческие задания (оригинальные движения в игре, новые композиции в танце, викторины, кроссворды, ребусы, например, сюрпризный сундук с «кодовым замком»-ребусом).

Ещё один важный момент в составлении сценария – спланировать вариативность развития игровых ситуаций с учётом выбора детей:

игры-эстафеты («бег на 1 лыже» или «прыжки в 1 валенке»)

выбор транспорта: поезд, автобус, машина

карта-путешествие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие методы и приёмы на музыкальных занятиях

Проработав 11 лет в качестве музыкального руководителя в детском саду, ознакомившись и апробировав на практике несколько программ музыкального воспитания, я убедилась в том, что при обучении детей не ...

Конспект тематического музыкального занятия "Кот и мыши" для детей подготовительной группы с использованием методов и приёмов системы Карла Орфа.

Это тематическое музыкальное за нятие  для старших дошкольников  с использованием методов и приёмов немецкого композитора и музыканта Карпа Орфа. Это занятие будет интересно тем музыкальным ...

Комплексно-тематическое занятие по теме "Лес" с использованием методов и приёмов ТРИЗ в средней группе.

Материал для воспитателей. Конспект занятия по окружающему миру с использованием методов символической аналогии и морфологического анализа....

Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности.

         Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального ...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии в образовательном процессе детского сада.

       Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие инициативности, самостоятельности, способностей и творче...

Практическая часть по использовании методов и приёмов работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях

Материал содержит валеологические песни-распевки, дыхательную гимнастике, речевые игры, игровой массаж, пальчиковые игры, коммуникативные игры, элементы музыкотерапии, примерные музыкальные занятия и ...