Методы и приёмы организации музыкально - эстетической деятельности по освоению ценностей искусства и формированию основ музыкально – эстетической культуры дошкольников.
материал

Царицинская Анжелла Спартаковна

Одной из задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников является сформированность основ музыкально-эстетической культуры, выражающейся в способности воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов в искусстве и окружающей жизни, воссоздание эстетических переживаний и представлений в творческой музыкально-игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mo.docx27.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Мариинского муниципального округа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №4 «Ручеек»

Методы и приёмы организации  музыкально -  эстетической деятельности по освоению ценностей искусства  и формированию основ музыкально – эстетической культуры дошкольников.

Царицинская А.С.,

музыкальный руководитель

Методы и приёмы организации  музыкально -  эстетической деятельности по освоению ценностей искусства  и формированию основ музыкально – эстетической культуры дошкольников.

Одной из задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников является сформированность основ музыкально-эстетической культуры, выражающейся в способности воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов в искусстве и окружающей жизни, воссоздание эстетических переживаний и представлений в творческой музыкально-игровой деятельности.

К исследованию проблемы формирования  основ музыкальной культуры дошкольников обращались такие выдающиеся деятели как психолог Б.М.Теплов, который называл музыку «зеркалом души человеческой». Композитор, педагог Д.Б. Кабалевский связывал музыкальную культуру личности ребенка с духовным постижением музыкального искусства, он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой.

О.П. Радынова рассматривала музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения.  

 Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте.

Методика музыкально-эстетического воспитания дошкольников предполагает органичное слияние методов и приёмов работы, допускающих одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, активизацию мышления, воображения, эмоций. В целом это обеспечивает более глубокое погружение ребёнка в мир музыкальных звуков, цвета, слова и позволяет ему плавно переходить от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

В своей работе с воспитанниками я использую такие методы и приёмы организации музыкально-эстетической деятельности по освоению ценностей искусства и формированию основ музыкально-эстетической культуры:

Первая группа методов – наглядные:

  • наглядно-слуховой – ведущий метод (художественное исполнение музыкального произведения музыкальным работником или использование технических средств обучения).
  • Наглядно-зрительный (художественное исполнение воспитателем или муз. руководителем танцевальных движений, пляски, ритмических упражнений; показ приемов пения и игры на музыкальных инструментах).

Варианты использования наглядного метода:

  • Наглядно-слуховой
  1. Сопоставление живого звучания и грамм записи.
  2. Сравнение  2-3 произведений контрастных между собой.
  3. Сравнивание менее контрастных, близких по настроению и жанровому признаку (три типа марша).
  • Наглядно-зрительный

Упражнения:

1.Выбрать из 2-3 картин одну, которая соответствует настроению музыкального произведения.

2. Сравнить с картиной (2-3 картины) музыкальное произведение и выбрать близкое ей по образному содержанию и выразительным средствам.

3.Подобрать цветные карточки, соответствующие настроению музыки.

Второй метод – словесный  - развивает творческую активность, воображение в процессе постижения смысла музыкального произведения. Помогает разобраться в выразительных средствах музыки.

Включает в себя:

  • беседу или рассказ о музыкальном, литературном, художественном произведении, включающие проблемные, поисковые задания, создание мнимой или воображаемой ситуации, приём сюжетности, приём соотнесения собственных переживаний и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного, литературного произведения, приём метафоры, сравнения
  • сравнение по характеру жанра;
  • пояснение;
  • разъяснение

Все это позволяет конкретизировать содержание музыкального произведения, способствуют более глубокому пониманию и эмоциональному переживанию.

Рассказ используется чтобы:

  • настроить воспитанников на слушанье музыки;
  • сообщить им интересные сведения о композиторе или о содержании произведения;
  • сообщить о событиях связанных с творчеством композитора.

Беседа проводится, когда у воспитанников имеется запас определенных знаний о музыке и композиторах.

Варианты использования словесного метода (проблемные задания);

  • сравнить 2 произведения одного композитора;
  • сравнить произведения одного жанра, но разных авторов;
  • сравнить произведения разные по характеру.

III метод - практический  – показ педагогом исполнительских приемов:

- в пении (приемы дикции, дыхания, звукообразования);

-в музыкально-ритмических движениях;

- при игре на музыкальных инструментах.

К практическому методу относятся и поисковые ситуации, побуждающие ребёнка к практическим действиям и поиску собственных средств выразительности при восприятии, исполнительстве и в продуктивном творчестве; этот метод предполагает использование приёмов развития музыкального, поэтического слуха, зрительной наблюдательности, специальных способностей (чувства ритма, композиции); приёмов формирования самостоятельных действий, умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, осуществлять самоконтроль и самооценку; приёмы игровой интерпретации содержания музыкального произведения (игра — инсценировка, игра-настроение, игра-образ, игра-размышление, «музыкальное рисование» и др.).

Варианты использования практического метода:

  • выбрать из нескольких движений одно, соответствующее характеру музыки;
  • по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их.

Метод создания композиций, который  позволяет активизировать творческую инициативу дошкольников, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие музыки. Например, первую часть музыкального произведения дети могут вокализировать, вторую слушать, последующие – подыгрывать на музыкальных инструментах или отражать в пластике движений.

В результате использования данных методов у воспитанников наблюдается:

– сформированный интерес к восприятию музыки;

– эмоциональная реакция на музыкальное произведение и желание рассказать о своих музыкальных впечатлениях;

– знание жанровой принадлежности музыкальных произведений (марш, песня, танец);

– развиты музыкальные способности в соответствии с возрастными характеристиками:

эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкально-слуховые представления,

способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников » (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников».                          ...

Формирование основ музыкально-эстетической культуры дошкольников

Данная статья предназначена для музыкальных руководителей ДОУ, педагогов дополнительного образования, вопитателей и родителей....

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 6-7 лет подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 уч.г.

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 6-7 лет подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» по итогам...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками  программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогиче...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников по итогам педагогической диагностики

Основной целью рботф дошкольного учреждения является  - создние условий для безопасного пребывания воспитанников стенах ДОУ, а также формирование у воспитанников основ безопасной жизнедеятел...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 52 «Аленький цветочек»города СмоленскаМониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения програ...