Методы и приёмы организации музыкально - эстетической деятельности по освоению ценностей искусства и формированию основ музыкально – эстетической культуры дошкольников.
материал
Одной из задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников является сформированность основ музыкально-эстетической культуры, выражающейся в способности воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов в искусстве и окружающей жизни, воссоздание эстетических переживаний и представлений в творческой музыкально-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Мариинского муниципального округа
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №4 «Ручеек»
Методы и приёмы организации музыкально - эстетической деятельности по освоению ценностей искусства и формированию основ музыкально – эстетической культуры дошкольников.
Царицинская А.С.,
музыкальный руководитель
Методы и приёмы организации музыкально - эстетической деятельности по освоению ценностей искусства и формированию основ музыкально – эстетической культуры дошкольников.
Одной из задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников является сформированность основ музыкально-эстетической культуры, выражающейся в способности воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов в искусстве и окружающей жизни, воссоздание эстетических переживаний и представлений в творческой музыкально-игровой деятельности.
К исследованию проблемы формирования основ музыкальной культуры дошкольников обращались такие выдающиеся деятели как психолог Б.М.Теплов, который называл музыку «зеркалом души человеческой». Композитор, педагог Д.Б. Кабалевский связывал музыкальную культуру личности ребенка с духовным постижением музыкального искусства, он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой.
О.П. Радынова рассматривала музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте.
Методика музыкально-эстетического воспитания дошкольников предполагает органичное слияние методов и приёмов работы, допускающих одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, активизацию мышления, воображения, эмоций. В целом это обеспечивает более глубокое погружение ребёнка в мир музыкальных звуков, цвета, слова и позволяет ему плавно переходить от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
В своей работе с воспитанниками я использую такие методы и приёмы организации музыкально-эстетической деятельности по освоению ценностей искусства и формированию основ музыкально-эстетической культуры:
Первая группа методов – наглядные:
- наглядно-слуховой – ведущий метод (художественное исполнение музыкального произведения музыкальным работником или использование технических средств обучения).
- Наглядно-зрительный (художественное исполнение воспитателем или муз. руководителем танцевальных движений, пляски, ритмических упражнений; показ приемов пения и игры на музыкальных инструментах).
Варианты использования наглядного метода:
- Наглядно-слуховой
- Сопоставление живого звучания и грамм записи.
- Сравнение 2-3 произведений контрастных между собой.
- Сравнивание менее контрастных, близких по настроению и жанровому признаку (три типа марша).
- Наглядно-зрительный
Упражнения:
1.Выбрать из 2-3 картин одну, которая соответствует настроению музыкального произведения.
2. Сравнить с картиной (2-3 картины) музыкальное произведение и выбрать близкое ей по образному содержанию и выразительным средствам.
3.Подобрать цветные карточки, соответствующие настроению музыки.
Второй метод – словесный - развивает творческую активность, воображение в процессе постижения смысла музыкального произведения. Помогает разобраться в выразительных средствах музыки.
Включает в себя:
- беседу или рассказ о музыкальном, литературном, художественном произведении, включающие проблемные, поисковые задания, создание мнимой или воображаемой ситуации, приём сюжетности, приём соотнесения собственных переживаний и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного, литературного произведения, приём метафоры, сравнения
- сравнение по характеру жанра;
- пояснение;
- разъяснение
Все это позволяет конкретизировать содержание музыкального произведения, способствуют более глубокому пониманию и эмоциональному переживанию.
Рассказ используется чтобы:
- настроить воспитанников на слушанье музыки;
- сообщить им интересные сведения о композиторе или о содержании произведения;
- сообщить о событиях связанных с творчеством композитора.
Беседа проводится, когда у воспитанников имеется запас определенных знаний о музыке и композиторах.
Варианты использования словесного метода (проблемные задания);
- сравнить 2 произведения одного композитора;
- сравнить произведения одного жанра, но разных авторов;
- сравнить произведения разные по характеру.
III метод - практический – показ педагогом исполнительских приемов:
- в пении (приемы дикции, дыхания, звукообразования);
-в музыкально-ритмических движениях;
- при игре на музыкальных инструментах.
К практическому методу относятся и поисковые ситуации, побуждающие ребёнка к практическим действиям и поиску собственных средств выразительности при восприятии, исполнительстве и в продуктивном творчестве; этот метод предполагает использование приёмов развития музыкального, поэтического слуха, зрительной наблюдательности, специальных способностей (чувства ритма, композиции); приёмов формирования самостоятельных действий, умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, осуществлять самоконтроль и самооценку; приёмы игровой интерпретации содержания музыкального произведения (игра — инсценировка, игра-настроение, игра-образ, игра-размышление, «музыкальное рисование» и др.).
Варианты использования практического метода:
- выбрать из нескольких движений одно, соответствующее характеру музыки;
- по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их.
Метод создания композиций, который позволяет активизировать творческую инициативу дошкольников, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие музыки. Например, первую часть музыкального произведения дети могут вокализировать, вторую слушать, последующие – подыгрывать на музыкальных инструментах или отражать в пластике движений.
В результате использования данных методов у воспитанников наблюдается:
– сформированный интерес к восприятию музыки;
– эмоциональная реакция на музыкальное произведение и желание рассказать о своих музыкальных впечатлениях;
– знание жанровой принадлежности музыкальных произведений (марш, песня, танец);
– развиты музыкальные способности в соответствии с возрастными характеристиками:
эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкально-слуховые представления,
способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-905181-1636790546.jpg)
Презентация «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников » (из опыта работы)
Представлен опыт работы по теме «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников». ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606525-1426101918.jpg)
Формирование основ музыкально-эстетической культуры дошкольников
Данная статья предназначена для музыкальных руководителей ДОУ, педагогов дополнительного образования, вопитателей и родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/17/picture-1358217-1729138660.jpg)
Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/29/picture-937239-1525021948.jpg)
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 6-7 лет подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 уч.г.
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 6-7 лет подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» по итогам...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/29/picture-937239-1525021948.jpg)
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогиче...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/06/picture-732270-1452076694.jpg)
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников по итогам педагогической диагностики
Основной целью рботф дошкольного учреждения является - создние условий для безопасного пребывания воспитанников стенах ДОУ, а также формирование у воспитанников основ безопасной жизнедеятел...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1261926-1618922129.jpg)
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 52 «Аленький цветочек»города СмоленскаМониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения програ...