Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности.
методическая разработка по музыке на тему
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ Детский сад №79 «Гусельки»
«Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.
Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ музыкальной культуры дошкольников? Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, словесный и практический методы, такие как моторно-двигательное и вокальное уподобление, темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки – оркестровка музыкальных произведений.
Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке дошкольников используются разные виды музыкальных игр:
- Игры на развитие художественного словаря: «Копилка», «Волшебный сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
- Игры, основанные на вокализации: «Конкурс певцов», «Придумай песенку», «Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения.
- Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки, музыкальные подвижные игры: «Конкурс танцоров», «Придумай свой танец» и многие другие. Эти игры побуждают к осознанию музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, особенностей динамики, темпа, регистров.
- Музыкально-дидактические игры: Музыкально-дидактические игры имеют большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» - дидактическая игра на определение характера музыки, «Три медведя» - дидактическая игра для развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» - дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.
- Речевые и голосовые игры: Основаны на взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, а жест, как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь. Игры с голосом, звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка.
- Игры звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством.
- Ритмические игры с именами, палочками, ложками: Эти игры помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. В таких играх ритм организуется звучащей музыкой, ритмическим сопровождением самих детей или педагога.
- Музицирование на шумовых инструментах: В процесс музыкального воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный опыт слухового восприятия.
Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методов и приёмов в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста.
Физические методы коррекции агрессивного поведения. Лингвистические упражнения. Творческие, эмоциональные методы коррекции агрессивного поведения....
игровые методы и приёмы при обучении детей дошкольно говозраста
консультация для начинающих педагогов. Описаны приёмы руководства игрой, виды игр....
Игровые методы и приёмы для развития речи дошкольников
Все игровые методы и приёмы можно использовать для разных возрастных групп,а также речевых детей и не речевых. Большую помощь этот материал окажет педогогам и родителям....
Игровые методы и приёмы, направленные на автоматизацию звукопроизношения у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Интересные игровые приёмы, используемые при автоматизации звуков....
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы
Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Игровые методы и приёмы, направленные на автоматизацию звукопроизношения у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Презентация состоит из 2 частей....
образовательная деятельность призентация использование игровых методов и приёмов при проведении ООД с детьми по ФГОС
использование игровых методов и приёмов...