Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах
В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.
У детей имеющих нарушения речевого развития, можно выделить ряд общих проблем: в первую очередь – это нарушение общения, что отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память и работоспособность снижены.
Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.
Использование средств музыкального воспитания является одной из форм коррекционной работы в логопедических группах
Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах подразделяется на два направления: Логоритмические занятия и непосредственно музыкальные занятия.
Структура логоритмических занятий
- Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
- Танец или хоровод.
- Четверостишье, сопровождаемое движениями.
- Песня.
- Пальчиковые игры.
- Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Релаксация.
Логоритмические занятия включают в себя и элементы, имеющие оздоровительную направленность (Развитие певческого голоса, певческого дыхания, пальчиковые игры, упражнения на развитие основных групп мышц)
Во время проведения логоритмических занятий оптимальным считается, если дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним. Хорошо, если на логоритмических занятиях присутствует и логопед.
2. Музыкальные занятия
У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:
– Дети не поют, а говорят
– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука
– Плохо запоминают тексты песен, их названия
– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания
– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом
– Затрудняются в передаче элементарного ритмического рисунка
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах
В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.
У детей имеющих нарушения речевого развития, можно выделить ряд общих проблем: в первую очередь – это нарушение общения, что отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память и работоспособность снижены.
Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.
Использование средств музыкального воспитания является одной из форм коррекционной работы в логопедических группах
Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах подразделяется на два направления.
Логоритмические занятия.
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.
Важна последовательность выполнения: сначала дети выполняют движения по показу педагога, проговаривая слова, затем- самостоятельно в нужном ритме, а потом в игровой форме двигаются под музыку.
Интересными и познавательными для детей являются пластические этюды под чтение стихов, которые дети выполняют с большим удовольствием Выразительно читая стихотворение, можно отобразить его содержание при помощи движений, что позволяют достичь раскрепощения ребёнка, почувствовать возможности своего тела; развития выразительности телодвижений; двигательных способностей; мышечной свободы. Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребенка, если в них использовать различные способы звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук…
Например:
«Звериная зарядка»
- Раз – присядка, - дети приседают.
- Два – прыжок. – подпрыгивают.
Это заячья зарядка. – кладут ладошки на голову – «ушки на макушке»
А лисички, как проснутся, - кулачками трут глаза
Сразу любят потянуться, - потягиваются, отводят руки назад
Обязательно зевнуть, - зевают, прикрывая рот ладонью
Ну и хвостиком вильнуть. – двигают бёдрами из стороны в сторону
Ну, а мишка-косолапый, - слегка сгибают руки в локтях
Широко расставив лапы - ставят ноги на ширину плеч
То одну, то обе вместе – - переступают с ноги на ногу
Долго топчется на месте. – раскачивают туловищем
А наш Петя-петушок - ставят руки на пояс
Подняв красный гребешок, - поднимают голову вверх
Важно по двору шагает, - шагают, высоко поднимая колени.
Свою песню распевает.
(Восстановление дыхания)
Муз. руководитель: А теперь вдохнули через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропели: «Ку-ка-ре-ку!» (Выполняется 2 раза).
Подобным образом можно фантазировать с любыми стихами.
Структура логоритмических занятий
- Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
- Танец или хоровод.
- Четверостишье, сопровождаемое движениями.
- Песня.
- Пальчиковые игры.
- Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Релаксация.
Логоритмические занятия включают в себя и элементы, имеющие оздоровительную направленность (Развитие певческого голоса, певческого дыхания, пальчиковые игры, упражнения на развитие основных групп мышц)
Во время проведения логоритмических занятий оптимальным считается, если дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним. Хорошо, если на логоритмических занятиях присутствует и логопед.
2. Музыкальные занятия
У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:
– Дети не поют, а говорят
– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука
– Плохо запоминают тексты песен, их названия
– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания
– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом
– Затрудняются в передаче элементарного ритмического рисунка
Пение.
Цель: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие вокально– хоровых навыков.
При проведении занятий с детьми логопедических групп репертуар обязательно согласовывается с логопедом.
Вокальные установки.
При обучении пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот- дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев-так у них лучше работает диафрагма
Рот открывается вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого звука. Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.
Звукообразование.
Для правильного звукообразования я большое значение придаю разнообразным распевкам. Я использую песенки– попевки О. Боромыковой. На распевках также происходит работа над правильным дыханием (брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова). Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. На этом этапе важен показ музыкального руководителя на основании которого большинство детей через некоторое время могут справиться с поставленной задачей.
Слушание музыки.
Цель: формирование начала музыкальной культуры, общей духовной культуры.
Наряду с разнообразными методами и приемами для детей логопедических групп я использую следующие приемы:
1.Использование словесного материала
2. Знакомство с контрастными произведениями
3. Знакомство с произведениями объединенными общим замыслом.
Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза
В своей работе я использую материал из сборников “Коррекция речи и движения” О. Боромыковой и “Первая встреча с музыкой” А.Артоболевской.
Планируя музыкальный репертуар по слушанию музыки, я опираюсь на программу О. Радыновой “Музыкальные шедевры”.
Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения нужно стараться включать на каждом занятии. Особенно полезны для детей танцы с пением и хороводы, танцы в кругу, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а также развивают музыкальность, двигательные навыки и умения, умения ориентироваться в пространстве, творческие способности, нравственно– коммуникативные качества, тренируют психические процессы. Они создают положительный эмоциональный настрой и очень нравятся детям.
Танцы с пением позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности. Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно, но и отказываться от них нельзя.
Правильно подобранный танец может многому научить детей. Он способствует развитию у них внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, согласованности движений с характером музыки, координации движений в парах.
На музыкальных занятиях по развитию музыкально- ритмических движений использую программу А. Бурениной “Ритмическая мозаика”.
3. Игры.
Особенно полезны для детей игры с пением, которые позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям.
Важно, чтобы дети не просто выполняли движения под музыку, а играли под неё: то превращаясь в мишек, то в птичек, и т.д. В своей работе я использую «Логопедические музыкально- игровые упражнения для дошкольников» под ред. Е.А. Судаковой, где решению задач по освоению разнообразных музыкально-ритмических движений способствует содержание (музыкальный материал) , основанный на фольклоре, который отличается своей простотой, и в то же время выполняет поставленные задачи в музыкальном развитии и воспитании ребенка (услышать две части в музыке, услышать регистр, окончание, фразы)
Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности требует четкого, правильного выполнения движений и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности.
Игра на детских музыкальных инструментах.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является средством для решения коррекционных задач: развитие мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ.
В файле представлен материал по коррекционной работе с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах....
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ
В файле представлен материал по коррекционной работе с использованием средств музыкального воспитания в ортопедических группах....
Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития
В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сма...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ.
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий....
коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается.Особенно сложно детям с нарушениями речи.Для де...
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах...
"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".
При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...
- Мне нравится (1)