Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития
проект на тему

Румынская Ольга Федоровна

В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сматериал. чтобы он мог приносить реальную помощь детям. И тогда решили организовать Лекотеку. Выделили свободную площадь, расположили дидактический материал так, чтобы он был доступен и безопасен детям любого возраста и с любыми возможностями. Составили график работы Лекотеки. Здесь работают учителя-дефектологи. Ребенок может свободно выбрать  материал, с которым будет играть и одновременно под присмотром специалиста получать необходимые знания. Учитель-дефектолог направляет ребенка и наблюдает  за его действиями.  О работе Лекотеки смотри в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_slaydam_po_lekoteke.doc35.5 КБ
Office presentation icon lekoteka.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

В доме ребенка, в котором я работаю, проживают дети с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. Дети в возрасте от рождения до 3-4 лет. Педагогический коллектив использует разнообразные технологии реабилитации и коррекции развития детей. Одной из форм работы с детьми является, созданная в 2013г.,  Лекотека. Я хотела бы поделиться своим опытом по созданию лекотеки в учреждениях, где воспитываются дети с особенностями развития.

Лекотека- это помощь детям с особенностями развития.

Цель Лекотеки- 1.Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

                            2. Содействие социальной адаптации ребенка с использованием игротерапевтических приемов.

                 Игра- основной метод  лекотеки.

Задачи лекотеки :

  1. Развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения ребенка  со сложностями в развитии;
  2. Улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей ребенка;
  3. Вовлечение в процесс развития ребенка всех окружающих его людей.

Материальная база нашей Лекотеки включает в себя следующие разделы:

- оборудование для развития движений

- средства для развития зрительного и слухового восприятия

- игрушки для развития речи  

- игрушки и пособия для развития тактильного восприятия

- оборудование для развития ручных навыков

- игрушки для развития мышления

- оборудование для игр с песком и водой

-  музыкальные игрушки

- книжки

Принципы работы лекотеки:

  1. Стимуляция и поддержка игровой деятельности – вокруг ребенка создается игровой пространство, активизирующее его к игровым действиям, распознается любое действие ребенка, служащее основой игры.
  2. Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком – ребенок является главным действующим лицом игрового процесса. Его желания, пристрастия определяют действия специалиста.
  3. Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку – не зависимо от диагноза, возможностей, степени обучаемости. Это главный этический постулат Лекотеки.

Методы и формы работы:

  1. Диагностический сеанс. Оценка возможностей ребенка.
  2. Создание индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка.
  3. Проведение индивидуальных игротерапевтических занятий.
  4. Проведение подгрупповых игровых занятий.
  5. Отслеживание динамики развития детей в процессе игровых занятий.

Акцент делается на сегодняшних отношениях: работа идет с его чувствами, а не с его проблемами, симптомами.

 Ребенок во время игры переживает знакомство с самим собой и со специалистом, который принимает его таким, какой он есть.

Учителя-дефектологи подбирают игровые методы, словесные, практически-действенные методы. Разрабатываются индивидуальные маршруты работы с ребенком, которые утверждаются на медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Работа в лекотеке с детьми дает положительные результаты в развитии всех детей, которые посещают лекотеку.

Вот примеры:

Вадик Ш, 3г., синдром Дауна,   отставание  на  4- 5 эпикризных сроков по всем показателям  нервно-психического развития, состояние  корректируется назначением препаратов курсами (весна-осень) 2 раза в год, ЛФК, массаж, бассейн, занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Занятия по индивидуальному маршруту 3 мес.

Результат- при регулярных занятиях в течение трех месяцев- отставание  уменьшилось по всем показателям на 1-2 эпикриза. Особенно ребенок показал хорошие результаты по развитию действий с предметами, социально адаптирован полностью.

Юля И, 4г., ребенок с особенностями в развитии, отстает на   5 эпикризных сроков по всем показателям  нервно-психического развития, состояние  корректируется назначением препаратов курсами (весна-осень) 2 раза в год, ЛФК, массаж, бассейн, занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Занятия по индивидуальному маршруту 3 мес.

Результат- отставание  уменьшилось по всем показателям на 1-2 эпикриза Улучшилось восприятие окружающего, стала понимать сенсорные эталоны, социально адаптирована.

Андрей Т.,4г., диагноз-ДЦП, отставание  на  4- 5 эпикризных сроков по всем показателям  нервно-психического развития состояние  корректируется назначением ноотропных препаратов курсами (весна-осень) 2 раза в год, ЛФК, массаж, бассейн, занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Занятия по индивидуальному маршруту 3 мес.

Результат- отставание  уменьшилось по всем показателям на 1-2 эпикриза, ребенок адаптирован социально, улучшилась двигательная активность.

Данный ребенок имел отставания на 2-3 эпикриза по всем показателям. В результате индивидуальных игротерапевтических занятий в течение 3 мес. социально адаптирован полностью,  готовится к передаче в семью.

Отдельно я предлагаю Вашему вниманию  видеоролики занятий с детьми.

Результаты нашей работы радуют. И мы представили свой опыт на областной  выставке «Мир семьи. Страна детства» в СибЭкспоЦентре с 13.05 по 16.05.2014г.

В планах – обучение специалистов арт-терапии и введение в лекотеку арт-терапевта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Клоун терапия, как элемент коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии"

Данный проект будет интересен  воспитателям, педагогам-психологам коррекционных дошкольный учереждений...

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы  в логопедических группах  В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родн...

Городской методический семинар инструкторов по физической культуре на тему: "Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию один из моих первых методических семинаров по ГПБ (горизонтальному пластическому балету). Он может заинтересовать хореографов и инструкторов по физической ...

"Творческое развитие детей с ЗПР как одна из форм коррекционной работы"

Процесс развития творчества должен проходить в форме обучения, которая ориентирована на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются навыки, вариативные, гибкие умения, развивающи...

Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах...

"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".

При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...