Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития
проект на тему
В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сматериал. чтобы он мог приносить реальную помощь детям. И тогда решили организовать Лекотеку. Выделили свободную площадь, расположили дидактический материал так, чтобы он был доступен и безопасен детям любого возраста и с любыми возможностями. Составили график работы Лекотеки. Здесь работают учителя-дефектологи. Ребенок может свободно выбрать материал, с которым будет играть и одновременно под присмотром специалиста получать необходимые знания. Учитель-дефектолог направляет ребенка и наблюдает за его действиями. О работе Лекотеки смотри в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_slaydam_po_lekoteke.doc | 35.5 КБ |
lekoteka.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
В доме ребенка, в котором я работаю, проживают дети с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. Дети в возрасте от рождения до 3-4 лет. Педагогический коллектив использует разнообразные технологии реабилитации и коррекции развития детей. Одной из форм работы с детьми является, созданная в 2013г., Лекотека. Я хотела бы поделиться своим опытом по созданию лекотеки в учреждениях, где воспитываются дети с особенностями развития.
Лекотека- это помощь детям с особенностями развития.
Цель Лекотеки- 1.Создание благоприятных условий для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Содействие социальной адаптации ребенка с использованием игротерапевтических приемов.
Игра- основной метод лекотеки.
Задачи лекотеки :
- Развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения ребенка со сложностями в развитии;
- Улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей ребенка;
- Вовлечение в процесс развития ребенка всех окружающих его людей.
Материальная база нашей Лекотеки включает в себя следующие разделы:
- оборудование для развития движений
- средства для развития зрительного и слухового восприятия
- игрушки для развития речи
- игрушки и пособия для развития тактильного восприятия
- оборудование для развития ручных навыков
- игрушки для развития мышления
- оборудование для игр с песком и водой
- музыкальные игрушки
- книжки
Принципы работы лекотеки:
- Стимуляция и поддержка игровой деятельности – вокруг ребенка создается игровой пространство, активизирующее его к игровым действиям, распознается любое действие ребенка, служащее основой игры.
- Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком – ребенок является главным действующим лицом игрового процесса. Его желания, пристрастия определяют действия специалиста.
- Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку – не зависимо от диагноза, возможностей, степени обучаемости. Это главный этический постулат Лекотеки.
Методы и формы работы:
- Диагностический сеанс. Оценка возможностей ребенка.
- Создание индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка.
- Проведение индивидуальных игротерапевтических занятий.
- Проведение подгрупповых игровых занятий.
- Отслеживание динамики развития детей в процессе игровых занятий.
Акцент делается на сегодняшних отношениях: работа идет с его чувствами, а не с его проблемами, симптомами.
Ребенок во время игры переживает знакомство с самим собой и со специалистом, который принимает его таким, какой он есть.
Учителя-дефектологи подбирают игровые методы, словесные, практически-действенные методы. Разрабатываются индивидуальные маршруты работы с ребенком, которые утверждаются на медико-психолого-педагогическом консилиуме.
Работа в лекотеке с детьми дает положительные результаты в развитии всех детей, которые посещают лекотеку.
Вот примеры:
Вадик Ш, 3г., синдром Дауна, отставание на 4- 5 эпикризных сроков по всем показателям нервно-психического развития, состояние корректируется назначением препаратов курсами (весна-осень) 2 раза в год, ЛФК, массаж, бассейн, занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Занятия по индивидуальному маршруту 3 мес.
Результат- при регулярных занятиях в течение трех месяцев- отставание уменьшилось по всем показателям на 1-2 эпикриза. Особенно ребенок показал хорошие результаты по развитию действий с предметами, социально адаптирован полностью.
Юля И, 4г., ребенок с особенностями в развитии, отстает на 5 эпикризных сроков по всем показателям нервно-психического развития, состояние корректируется назначением препаратов курсами (весна-осень) 2 раза в год, ЛФК, массаж, бассейн, занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Занятия по индивидуальному маршруту 3 мес.
Результат- отставание уменьшилось по всем показателям на 1-2 эпикриза Улучшилось восприятие окружающего, стала понимать сенсорные эталоны, социально адаптирована.
Андрей Т.,4г., диагноз-ДЦП, отставание на 4- 5 эпикризных сроков по всем показателям нервно-психического развития состояние корректируется назначением ноотропных препаратов курсами (весна-осень) 2 раза в год, ЛФК, массаж, бассейн, занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Занятия по индивидуальному маршруту 3 мес.
Результат- отставание уменьшилось по всем показателям на 1-2 эпикриза, ребенок адаптирован социально, улучшилась двигательная активность.
Данный ребенок имел отставания на 2-3 эпикриза по всем показателям. В результате индивидуальных игротерапевтических занятий в течение 3 мес. социально адаптирован полностью, готовится к передаче в семью.
Отдельно я предлагаю Вашему вниманию видеоролики занятий с детьми.
Результаты нашей работы радуют. И мы представили свой опыт на областной выставке «Мир семьи. Страна детства» в СибЭкспоЦентре с 13.05 по 16.05.2014г.
В планах – обучение специалистов арт-терапии и введение в лекотеку арт-терапевта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "Клоун терапия, как элемент коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии"
Данный проект будет интересен воспитателям, педагогам-психологам коррекционных дошкольный учереждений...
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родн...
Городской методический семинар инструкторов по физической культуре на тему: "Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми"
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию один из моих первых методических семинаров по ГПБ (горизонтальному пластическому балету). Он может заинтересовать хореографов и инструкторов по физической ...
"Творческое развитие детей с ЗПР как одна из форм коррекционной работы"
Процесс развития творчества должен проходить в форме обучения, которая ориентирована на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются навыки, вариативные, гибкие умения, развивающи...
Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах...
"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".
При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...