Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Шульженко Анна Анатольевна

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, ознакомлении дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало большой силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания. Песни, игры, пословицы и загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Большой любовью в народе пользовались праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей, не было каких – то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развлечение для детей

старшего дошкольного возраста

«Прощай, масленица!»

Ведущий : Доброго здоровья, люди добрые! Давно ждём, поджидаем, праздник без вас не начинаем. А собрались мы здесь для забавушки, как когда то наши прадедушки и прабабушки.

- Эй, девицы да добры молодцы весна - красна идёт, тепло с собой несёт. Да не одна пришла, с  собой Масленицу привела.

Ребёнок:  На Руси давно справляли

                 Праздник проводов Зимы.

                 Его Масленицей звали

                 Проведем его и мы.

Вед: – Конец зимы. Дни становятся длинными, светлыми, небо – голубым, солнце -  ярким. В это время на Руси устраивали народные гулянья. Назывался этот праздник – Масленица. Весёлый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные гулянья, катание на ледяных горках , скоморохи, пляски и веселье. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника – это блины -круглые, румяные, горячие они означали собой символ солнца, тепла. Щедро смазывались блины маслом.   Считалось, что в Масленицу,  нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет». К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло. Отсюда и название – Масленица. 
   По давним поверьям считалось: как встретит человек масленицу, таким и год будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "обжируха", «блиноедка»,  а то и "разорительницей".

       Много песен, стихов, пословиц, поговорок сочинил народ о масленице:

(Читают дети)

1. «Масленица идет, мёд да блин несёт»

2. «Не житьё - бытьё, а масленица»

3. «Масленица без блинов, что именины без пирогов. Не бывает»

4. «Не всё коту масленица»

5. «масленицу провожаем, света солнца ожидаем»

   Главная участница праздника – большая соломенная кукла- чучело по имени Масленица. Её наряжали в платье, на голову повязывали платок, украшали лентами. Чучело усаживали в сани и с песнями, шутками весь праздник возили с собой.

  Всю неделю гулял народ. А в конце недели собирались на площади и устраивали большой костер . В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Люди верили, что вместе с огнем сгорают все беды, трудности, печали..

      Последний день Масленицы – прощеное воскресенье. В этот день прощают обиды, забывают ссоры,  мирятся. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

      Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Зиму прогоняли, а весну закликали. Дети бегали по улице и громко кричали, масленицу с весной звали:

1реб:  « Ой, масленица-кривошейка,

              Встречаем тебя хорошенько.

              Сыром, маслом, калачами,

              И румяными блинами!»

2реб:  «Едет Масленица дорогая,

             Наша гостьюшка годовая.

             Да на саночках расписных,

             Да на кониках вороных.

             Живет масленица семь деньков,

             Оставайся семь годков.»

3реб:  «Масленица, масленица!

             Дай блинком полакомится.

             Прогони от нас метели,

             Прокати на карусели.

             Растопи холодный лёд,

             Пусть весна скорей придет!»

Вед: - Веселился народ! А вот и наш Ваня на ярмарку идёт.

           Что Ваня на ярмарке  купить собрался?

Ваня: - Селёдочку.

Дети: - уже продали!

Ваня:-  Огурчики.

Дети:- уже съели!

Ваня:- Яблочек.

Дети:- уже раздали!

Ваня:- Так что ж осталось?

Дети:- песни, пляски, шутки смех,

            хватит радости на всех!

Вед:- Заказывай!

Ваня:- Хоровод  хочу!

Вед:- Выходи частной народ, становись в хоровод!

Исполняется хоровод «На горе то калина…»

Главным развлечением были кулачные бои и игры. Молодые парни  старались показать свою силу, удаль.

Игры: «Петушиные бои»

«Перепрыгни через костёр»

«Бой подушками»

Прощались с Масленицей тоже с радостью.  Заклички веселые кричали, ждать целый год обещали.

        

        Исполняется танец   «Прощай, Масленица»

Ведущий приглашает всех на чаепитие с блинами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника встречи весны по русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

Сценарий праздника встречи весныпо русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителейЦель: продолжать знакомить детей с  традициями и обычаями р...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание детей дошкольного возраста в русских народных традициях

Это выступление на 5 Межрегиональной конференции по этнокультуре. В докладе раскрывается работа нашего детского сада по воспитанию детей в русских традициях....

Сценарий русского народного праздника "Масленица" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей,вовлечь детей принять в участие в празднике;знакомить с различными жанрами устного народного творчества....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....