Воспитание детей дошкольного возраста в русских народных традициях
материал на тему
Это выступление на 5 Межрегиональной конференции по этнокультуре. В докладе раскрывается работа нашего детского сада по воспитанию детей в русских традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей дошкольного возраста в русских народных традициях
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, развитие речи, нравственное воспитание, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, фольклор, народные игры и игрушки. «Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений».
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству дети - дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народа, но и способствуют успешному развитию основных психологических процессов (памяти, внимания, мышления, эмоций, коммуникативных навыков, познавательной активности). Русское народное творчество легло в основу дошкольного воспитания нашего детского сада.
Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русский фольклор: народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни - потягушечки», «Кашку варили».
Например, при умывании мы используем потешку, в которой у малышей вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: умыванию, мытью рук:
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Ребята умываются,
Солнцу улыбаются!
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращаем внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, например о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай», у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».
«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминается каждый раз, когда происходит тренировка кисти и пальцев ребёнка в процессе ручного труда: занятий лепкой, вырезания из бумаги, конструирования из различных материалов.
В раннем детстве ребёнок ещё не способен к разнообразной деятельности, и поэтому на первом этапе самым доступным средством являются пальчиковые игры. В любой такой игре, помимо тренировки кистей рук происходит развитие речевых центров, т.к. игра обязательно сопровождается проговариванием и пропеванием рифмованного текста. Происходит первое знакомство с мелодикой речи.
Мы используем пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Пять братьев - пальчиков», «Птички - невелички», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Алёнка мала, шустра, быстра…», «Мальчик с пальчик», «Ай, туки-туки-туки…». Ребята охотно включаются в игру, стараются запомнить и выразительно прочитать слова потешек и приговорок.
Мальчик-пальчик, где ты был? Ай, туки-туки-туки,
С этим пальцем в лес ходил, Застучали молотки.
С этим пальцем щи варил, Тук-ток, тук-ток
С этим пальцем кашу ел, Мы скуём себе замок.
С этим пальцем песни пел.
Детям также очень нравятся пальчиковые игры – цапки (можно играть в них одновременно со всеми ребятами, которые разбиваются на пары).
«Под моею крышей Жили-были мыши.
Мама стала их считать:
Раз, два, три, четыре, пять! Цап!»
В дальнейшем мы стали использовать народные игры в качестве физкультминуток.
«Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, Стоп – сели.
Травушку покушали, Тишину послушали,
Выше-выше, высоко, Прыгать на носках легко».
В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). Народная игрушка - это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Через народную игрушку ребенок впервые знакомится с народным искусством. Народная игрушка учит ребенка пониманию красоты и истории русского народа.
В традиционной русской культуре обрядовая кукла занимает особое место. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи, в кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, в них воспитывались такие качества как усидчивость, бережливость, любовь к ближним.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности или в совместной деятельности с детьми старшего возраста можно изготовить игрушки самим: вылепить из глины, сделать из соломы, связать из ниток или сделать куклу-скрутку из тряпочек или салфеток, а затем подарить их детям младшего возраста.
При знакомстве с русскими народными сказками мы используем настольный, кукольный театр, а также драматизацию. Дети охотно включаются в данный процесс и выступают на различных конкурсах.
Знакомим детей с русскими народными костюмами (женский, мужской), а также с элементами уральских, тульских, вологодских, саратовских народных костюмов. Музыкальный руководитель знакомит детей с народными музыкальными инструментами: балалайка, гусли, рожок, баян, гармонь, бубен, ложки, трещотка, свистулька и др.
В дошкольном возрасте дети приобщаются к народным играм. Игра дает возможность ребенку стать не только наблюдателем, но и живым участником событий прошлых лет, прикоснуться к старине: ухватом достать из печки горшок, поднять ведро воды из колодца, покачать колыбельку. Переодевая кукол в сарафаны, рубахи, душегреи, передники дети знакомятся с особенностями одежды тех времён. В процессе игры, дошкольники лучше понимают смысл фольклорных произведений.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.
Считалки и зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего и точное выполнение правил.
Зачин: «Приглашаю детвору на весёлую игру!
А кого не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные!»
Считалки: «Шла кукушка мимо сети,
а за нею малы дети,
кукушата просят пить,
Выходи, тебе водить».
Жеребьёвки создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.
Жеребьёвка: «Лебедь белый, или ястреб смелый?»
«Здесь в лесах, или птица в облаках?»
Наши предки через русскую народную игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире, любви к Родине, взаимоотношениях людей: «Встречный бой», «Охотники и утки», «Продаём горшки», «Защита укрепления», «Ловись рыбка». Русский народ всегда с трепетом относился к природе, берёг её и прославлял. Поэтому в своей работе мы используем игры, которые воспитывают доброе отношение ко всему живому: «Гуси лебеди», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде» и многие другие.
Большое внимание уделяем подвижным народным играм. Именно в них ярко отражаются представления о чести, смелости, мужестве. В этих играх воспитываются такие качества как смекалка, выдержка. Как тут не вспомнить о легендарных русских народных играх, воспитывающих «настоящих богатырей»: «Бой петухов», «Вытолкни из круга», «Достань камешек».
Нашим детям очень нравятся игры: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лапта», «Жмурки», «Хвост и голова», «Ручеек», «Барыня», «Краски», «Фанты» и многие другие.
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. Например, закрепить представление о цвете можно в игре «Краски» (в младшем возрасте дети загадывают только основные цвета, а старшие могут загадывать их оттенки).
На занятиях по развитию элементарных математических представлений при знакомстве с числом используем потешки с числительными, например:
«Пять весёлых лягушат «У стола четыре ножки
По делам своим спешат. По две с каждой стороны,
Пока мокро, пока лужно, но сапожки и калошки
До реки допрыгать нужно. Этим ножкам не нужны».
Если встретишь лягушат,
Не мешай – они спешат».
Детей старшей и подготовительной групп мы знакомим с обрядовыми праздниками и играми. Сразу после Новогодней ёлки мы рассказываем о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Ребята узнают, что в эти дни ходили по домам и пели песни – колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.
«Коляда! Коляда! «Коляда! Коляда!
Нам подайте пирога, по проулочку шла:
Хлеба ломтину, свесила ножки,
Денег полтину, стоптала сапожки.
Курочку с хохлом, хоть рупь, хоть пятак –
Петушка с гребешком». Не уйду отсюда так!»
В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Осенины, Колядки, Масленица, Грачевник и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии.
Самый весёлый, желанный праздник наших детей – это Масленица. В нём с удовольствием принимают участие не только ребята, но и родители. Из рассказов родителей и воспитателей дети узнали о том, в какие игры играли в эти дни, что раньше молодёжь любила прыгать через костёр, а блин являлся знаком богатства.
Праздник стараемся проводить на улице, украшаем площадку, придумываем элементы костюмов, а повара пекут блины. Песнями, закличками, весёлым смехом ребята зовут Весну.
Большое внимание уделяется работе за пределами детского сада. Наши дети посещают центральную библиотеку, районный музей, центр декоративно-прикладного искусства с целью знакомства с бытом и традициями русского народа.
И в заключении мне хотелось бы сказать, что всех методов и приемов работы по этнокультурному воспитанию не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. Мы просто хотели поделиться тем, что используем мы. И я уверена, что данную работу проводят педагоги во всех детских садах.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Дети – наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатыми и нравственными, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое – зависит только от нас.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через Русскую народную сказку»
Материал можно использовать для подготовки к педагогическому совету в ДОУ...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственног...
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки "Гуси-лебеди"
Изготовление макета по сказке «Гуси-лебеди» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи: - дети познакомились со сказкой; - у детей возрос интерес к чтению художественной л...
Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».
Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...
Перспективный план для детей старшей группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».
Перспективное планирование на год в старшей группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...
Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям
Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....