Воспитание детей дошкольного возраста в русских народных традициях
материал на тему

Марамыгина Елена Александровна

Это выступление на 5 Межрегиональной конференции по этнокультуре. В докладе раскрывается работа нашего детского сада по воспитанию детей в русских традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание детей дошкольного возраста в русских народных традициях

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, развитие речи, нравственное воспитание, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, фольклор,  народные игры  и  игрушки. «Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений».

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству  дети - дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народа, но и способствуют успешному развитию основных психологических процессов (памяти, внимания, мышления, эмоций, коммуникативных навыков, познавательной активности). Русское народное творчество легло в основу дошкольного воспитания нашего детского сада.

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русский фольклор: народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни - потягушечки», «Кашку варили».

Например, при умывании мы используем потешку, в которой у малышей вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: умыванию, мытью рук:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Ребята умываются,

Солнцу улыбаются!

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращаем внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, например о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай», у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».

«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминается каждый раз, когда происходит тренировка кисти и пальцев ребёнка в процессе ручного труда: занятий лепкой, вырезания из бумаги, конструирования из различных материалов.

В раннем детстве ребёнок ещё не способен к разнообразной деятельности, и поэтому на первом этапе самым доступным средством являются пальчиковые игры. В любой такой игре, помимо тренировки кистей рук происходит развитие речевых центров, т.к. игра обязательно сопровождается проговариванием и пропеванием рифмованного текста. Происходит первое знакомство с мелодикой речи.

Мы используем пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Пять братьев - пальчиков», «Птички - невелички», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Алёнка мала, шустра, быстра…», «Мальчик с пальчик», «Ай, туки-туки-туки…». Ребята охотно включаются в игру, стараются запомнить и выразительно прочитать слова потешек и приговорок.

 Мальчик-пальчик, где ты был?                     Ай, туки-туки-туки,

С этим пальцем в лес ходил,                          Застучали молотки.

С этим пальцем щи варил,                              Тук-ток, тук-ток

С этим пальцем кашу ел,                                 Мы скуём себе замок.

С этим пальцем песни пел.

Детям также очень нравятся пальчиковые игры – цапки (можно играть в них одновременно со всеми ребятами, которые разбиваются на пары).

«Под моею крышей Жили-были мыши.

Мама стала их считать:

Раз, два, три, четыре, пять! Цап!»

В дальнейшем мы стали использовать народные игры в качестве физкультминуток.

«Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, Стоп – сели.

Травушку покушали, Тишину послушали,

Выше-выше, высоко, Прыгать на носках легко».

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). Народная игрушка - это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Через народную игрушку ребенок впервые знакомится с народным искусством. Народная игрушка учит ребенка пониманию красоты и истории русского народа.

В традиционной русской культуре обрядовая кукла занимает особое место. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи, в кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, в них воспитывались такие качества как усидчивость, бережливость, любовь к ближним. 

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности или в совместной деятельности с детьми старшего возраста можно изготовить игрушки самим: вылепить из глины, сделать из соломы, связать из ниток или сделать куклу-скрутку из тряпочек или салфеток, а затем подарить их детям младшего возраста.

При знакомстве с русскими народными сказками мы используем настольный, кукольный театр, а также драматизацию. Дети охотно включаются в данный процесс и выступают на различных конкурсах.

Знакомим детей с русскими народными костюмами (женский, мужской), а также с элементами уральских, тульских, вологодских, саратовских народных костюмов. Музыкальный руководитель знакомит детей с народными  музыкальными инструментами: балалайка, гусли, рожок, баян, гармонь, бубен, ложки, трещотка, свистулька и др.

В дошкольном возрасте дети приобщаются к народным играм. Игра дает возможность ребенку стать не только наблюдателем, но и живым участником событий прошлых лет, прикоснуться к старине: ухватом достать из печки горшок, поднять ведро воды из колодца, покачать колыбельку. Переодевая кукол в сарафаны, рубахи, душегреи, передники дети знакомятся с особенностями одежды тех времён. В процессе игры, дошкольники лучше понимают смысл фольклорных произведений.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.

Считалки и зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего и точное выполнение правил.

Зачин: «Приглашаю детвору на весёлую игру!

             А кого не примем, за уши поднимем.

             Уши будут красные, до того прекрасные!»

Считалки: «Шла кукушка мимо сети,

                  а за нею малы дети,

                  кукушата просят пить,

                  Выходи, тебе водить».

Жеребьёвки создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.

Жеребьёвка: «Лебедь белый, или ястреб смелый?»

                      «Здесь в лесах, или птица в облаках?»

Наши предки через русскую народную игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире, любви к Родине, взаимоотношениях людей: «Встречный бой», «Охотники и утки», «Продаём горшки», «Защита укрепления», «Ловись рыбка». Русский народ всегда с трепетом относился к природе, берёг её и прославлял. Поэтому в своей работе мы используем игры, которые воспитывают доброе отношение ко всему живому: «Гуси лебеди», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде» и многие другие.

Большое внимание уделяем подвижным народным играм. Именно в них ярко отражаются представления о чести, смелости, мужестве. В этих играх воспитываются такие качества как смекалка, выдержка. Как тут не вспомнить о легендарных русских народных играх, воспитывающих «настоящих богатырей»: «Бой петухов», «Вытолкни из круга», «Достань камешек».

Нашим детям очень нравятся игры: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лапта», «Жмурки», «Хвост и голова», «Ручеек», «Барыня», «Краски», «Фанты» и многие другие.

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. Например, закрепить представление о цвете можно в игре «Краски» (в младшем возрасте дети загадывают только основные цвета, а старшие могут загадывать их оттенки).

На занятиях по развитию элементарных математических представлений при знакомстве с числом используем потешки с числительными, например:

«Пять весёлых лягушат                               «У стола четыре ножки

По делам своим спешат.                              По две с каждой стороны,

Пока мокро, пока лужно,                            но сапожки и калошки

До реки допрыгать нужно.                          Этим ножкам не нужны».

Если встретишь лягушат,

Не мешай – они спешат».

Детей старшей и подготовительной групп мы знакомим с обрядовыми праздниками и играми. Сразу после Новогодней ёлки мы рассказываем о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Ребята узнают, что в эти дни ходили по домам и пели песни – колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.

«Коляда! Коляда!                                         «Коляда! Коляда!

Нам подайте пирога,                                    по проулочку шла:

Хлеба ломтину,                                             свесила ножки,

Денег полтину,                                              стоптала сапожки.

Курочку с хохлом,                                         хоть рупь, хоть пятак –

Петушка с гребешком».                               Не уйду отсюда так!»

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Осенины, Колядки, Масленица, Грачевник и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии.

Самый весёлый, желанный праздник наших детей – это Масленица. В нём с удовольствием принимают участие не только ребята, но и родители. Из рассказов родителей и воспитателей дети узнали о том, в какие игры играли в эти дни, что раньше молодёжь любила прыгать через костёр, а блин являлся знаком богатства.

Праздник стараемся проводить на улице, украшаем площадку, придумываем элементы костюмов, а повара пекут блины. Песнями, закличками, весёлым смехом ребята зовут Весну.

Большое внимание уделяется работе за пределами детского сада. Наши дети посещают центральную библиотеку, районный музей, центр декоративно-прикладного искусства с целью знакомства с бытом и традициями русского народа.

И в заключении мне хотелось бы сказать, что всех методов и приемов работы по этнокультурному воспитанию не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. Мы просто хотели поделиться тем, что используем мы. И я уверена, что данную работу проводят педагоги во всех детских садах.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Дети – наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатыми и нравственными, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое – зависит только от нас.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственног...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Изготовление макета по сказке «Гуси-лебеди» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи: - дети познакомились со сказкой; - у детей возрос интерес к чтению художественной л...

Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Перспективный план для детей старшей группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в старшей группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям

Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....