Музыкальная викторина по пьесам композитора С.С.Прокофьева. Интегрированное занятие в подготовительной группе.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная викторина по пьесам С.С. Прокофьева.
Подготовительная группа
Цель: Расширять знания детей о произведениях композитора С.С.Прокофьева.
Задачи: 1. Определять жанр и характер пьес по музыкальным фрагментам, передавать
характер музыки в движениях.
2.Познакомить детей с новой пьесой - «Дождь и радуга ».
3.Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное
состояние природы и передать в музыке определённые настроения, созвучные
этим картинам природы.
- 4.Воспитывать в детях чувство прекрасного, умение слышать красоту музыки и
поэтического слова.
5.Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки
пьесы «Вальс».
6.Передавать в рисунках различный характер частей пьес.
Предватительная работа: в течение нескольких занятий ознакомились с 7-ю проиведениями композитора С.С.Прокофьева. С одной парой разучили движения к танцу «Гавот». С одним ребёнком выучили стихотворение к пьесе «Ходит месяц над лугами», и со всеми детьми стихотворение к пьесе «Дождь и радуга».
Ход занятия: ( музыкальный руководитель) - Дорогие дети, сегодня мы с вами вновь встретимся с доброй, волшебной музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Мы проведём викторину, т. е. Соревнование в заниях его произведений. Я буду играть пьесы, а вы вспоминать их. За каждый правильный ответ будете получать карточку (показываю).
Итак, 1-е задание: узнать пьесу по вступлению.
(играю вступление к пьесе « Марш » )
Кто вспомнил название пьесы по вступлению? (ответы детей).
Верно, это марш, ты первый узнал, получай карточку.
2-е задание: вспоминаем, сколько частей в марше и выложим их на фланеллеграфе полосками разного цвета. Слушаем весь марш полностью.
( играю весь марш до конца)
Кто желает обозначить части марша? ( ребёнок выкладывает 3 полоски разного цвета ).
Почему полоски разного цвета? (ответ), верно, потому что 3 части марша звучат не одинаково, получай карточку.
Слушаем следующую пьесу С. Прокофьева и выбираем к ней нужную иллюстрацию.
( играю « Утро » )
Выходи, Аня, выбери нужную иллюстрацию. Ребята, правильно Аня выбрала? Как же называется эта пьеса? Да, «Утро».
« Утро сияет лучистое, в пышном уборе своём
Солнце встаёт золотистое там за зелёным холмом »
( отдаю карточку Ане)
Сейчас я вам прочту 2 стихотворения. Какое из них подойдёт к следующей пьесе.
- Возле речки наша Таня, рядом с ней братишка Ваня
Солнце яркое светило, им веснушки подарило.
2. Всё болтает без умолку в её речи мало толку
Надоело её слушать затыкать спешите уши.
Я сыграю вам музыкальный фрагмент, чтобы напомнить пьесу С.С. Прокофьева.
( играю отрывок пьесы «Болтунья» )
Кто вспомнил название пьесы? Какое стихотворение подойдёт к ней? (ответы детей)
Конечно, 2-е стихотворение подойдёт к пьесе «Болтунья». ( отдаю карточки )
А какие танцы С.С. Прокофьева мы уже слушали? ( ответы - даю карточки ).
Правильно, 3 танца вы знаете, тогда отгадывайте их по звучанию.
(Играю «Польку» )
Как называется этот танец? Да, полька ( карточка). А как, какими движениями её танцуют? Правильно, подскоками (даю карточку), давайте поучим танцевать польку вот этих игрушек.
- ( проводится музыкально - дидактическая игра на развитие ритма «Учитесь танцевать»; описание: играю польку ещё раз, а 3-4 детей мелкими игрушками на столе отстукивают ритм).
Слушаем следующий танец (играю «Гавот» ). Как он называется? Да, гавот (даю карточку)
Этот старинный французский танец исполняли на балах дамы и кавалеры, в парах, чинно, торжественно, грациозно.Посмотрите его в исполнении...( имена детей - 1 пара.)
Индивидуальный танец «Гавот».
Слушаем дальше. ( играю « Вальс »).Что звучит теперь? ( ответы )
Да, это вальс, (даю карточку)-«однообразный и безумный как вихорь жизни молодой
кружится вальса вихорь шумный, чета мелькает за
четой».
Как звучит вальс? (ответы ). Да, спокойно, нежно (даю карточки ). Какие детские музыкальные инструменты можно добаваить к пианино, чтобы у нас с вами получился оркестр? ( помогаю, если нужно, что вальс нежно звучит, значит нужно взять нежный звук треугольника или колокольчика, и никак уж не погремушку.)Добавим деревянные молоточки.
Оркестр: «Вальс»
( на раз - треугольник, на 2-3 -деревянные молоточки )
И последнюю пьесу узнаём по музыкальному фрагменту.
( играю начало пьесы « Ходит месяц над лугами » )
Как называется пьеса? Верно ( даю карточку ). Кто помнит стихотворение к этой музыке?
Ребёнок: «Ходит месяц над лугами и поёт гармошка
Нам с подружкой погулять хочется немножко ». ( даю карточку ).
Да, под такую светлую, волшебную, мечтательную музыку можно водить хоровод тихим вечером, выходите в круг. ( ставлю в середину берёзку с зелёными листьями )
( Играю всю пьесу «Ходит месяц над лугами » - дети водят хоровод.)
Садитесь, подведём итог нашей музыкальной викторины, посчитаем, у кого больше всех карточек? Кто хорошо запомнил детские пьесы С.С. Прокофьева? ( считаем ).
Маша выиграла, похлопайте ей, она пройдёт круг почёта ( Маша идёт под торжественную музыку по залу ).
А сейчас ребята мы с вами поедем в гости к лету, хотите? Ведь только летом после дождя можно увидеть в небе радугу. Представьте себе, что мы садимся в автобус и едем на природу, к лесной полянке. Поехали, притопывайте ногами. (играю пьесу « Автобус » - Иорданского ).
Приехали... « Нас музыка в чащу лесную зовёт, а вдруг из той тучи дождик пойдёт?»
Присаживайтесь на полянке и послушайте, что я сейчас сыграю.
( играю пьесу « Дождь и радуга » ).
Я вам сыграла новую пьесу С.С.Прокофьева « Дождь и радуга ». Очень интересно в ней отображаются явления природы - капельки дождя , раскаты грома. Послушайте, (играю ), в начале пьесы слышно, как гремит гром, небо нахмурилось, музыка звучит тревожно, таинственно (1- 4 такты). Потом закапал дождь,но это ненадолго, вот небо светлеет (5-8 такт), и показалась красавица - радуга.Она раскинулась огромной разноцветной дугой и красуется в небе, и мелодия здесь уже широкая, привольная ( 9-16 такты ). Листья деревьев стряхивают с себя последние капельки дождя, а хмурые облака уплывают прочь (17 - 20 такты ). А вот и солнышко показалось, засияло, пригрело, музыка звучит высоко,
лучисто, ласково (21-22такты ).
Можно нарисовать радугу, кто желает? ( выходит ребёнок , рисует )
Пока Таня рисует, мы с вами можем вспомнить знакомое стихотворение о радуге, все вместе: « Ой-ты, радуга-дуга, под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в пол - минуты нарисую.»
Посмотрите, какая красивая радуга получилась! (подходит, рассматривает; в это время воспитатель ставит декорации - плоскостной дом из фанеры. В зал входит Сказочница, присаживается внутри домика ).
Пойдёмте погуляем по лесу ( дети подходят к музыкальному руководителю , немножко прогуливаются, останавливаются).
А чей это домик стоит? Кто там живёт? Давайте постучим ( стучат, выходит Сказочница )
Сказочница: кто это в гости ко мне пожаловал?... Это вы, ребятки, здравствуйте! Как я рада вас видеть! А меня - то вы узнали? Я - Сказочница, живу в лесу, много вижу и знаю из лесной жизни , и сказки сочиняю. Хотите послушать? Тогда присядем.
( на фоне пьесы « Сказочка » звучит небольшая сказка ( на своё усмотрение )
Сказочица: тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
Музыкальный руководитель: Спасибо тебе бабушка - сказочница. Нам пора в детский сад возвращаться, а так хочется ещё сказку послушать! Ты приезжай к нам в гости!
Сказочница: спасибо за приглашение, обязательно приеду я много сказок знаю... До свидания. ( уходит в свой домик ).
Дети: до свидания.
Музыкальный руководитель: ребята, каким голосом - громким или тихим Сказочница рассказывала сказку? (ответ детей ). Да, тихим, потому что пьеса С.С.Прокофьева «Сказочка» звучит тихо, неторопливо, загадочно. А теперь садитесь в автобус, возвращаемся в детский сад . Поехали ( « едем » под музыку Иорданского «Автобус» ).
Вот и закончилось наше музыкальное путешествие по страницам произведений С.С.Прокофьева. Молодцы, что вы их не забываете, я вижу, что вы любите и знаете музыку С.С.Прокофьева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе." Осень разноцветная" ( по произведениям русских поэтов,художников,композиторов)
Интегрированное занятие....
Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе Тема: Викторина «Самый, умный»
Цель. Показать и закрепить полученные и усвоенные знания в течение учебного года.Задачи. Образовательные.Ø Обобщить и закрепить знания детей о птицах, выявить экологические знания дет...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Осенняя викторина"
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно - исследовательская, музыкально - художественная, трудовая, двигательная.Цели: Закрепить знания детей о приметах осени. Формировать ум...
Интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной – игры викторины
Цель: Уточнение и закрепление полученных знаний, которые дети получили в течение учебного года....
Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной – игры викторины
Цель: Уточнение и закрепление полученных знаний, которые дети получили в течение учебного года...
Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной – игры викторины: «Что? Где? Когда?»
Цель: Обобщить, систематизировать, закрепить знания. Формировать умение работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его. Расширять кругозор детей. развитие познавательног...
Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной – игры викторины: «УНИКУМЫ»
Обобщить, систематизировать, закрепить знания. Формировать умение работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его. Расширять кругозор детей, развивать познавательный интерес,...