Открытое занятие "Северные напевы"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Занятие в подготовительной группе посвящено 65 - летию ЯНАО. Музыкальный руководитель рассказывает о Ямале (на чем ездят, что едят, в что одеваются, в какие играют игры, и как танцуют, ненцы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnye_napevy.docx | 28.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое детское образовательное учреждение детский сад «Северяночка»
«СЕВЕРНЫЕ НАПЕВЫ»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Музыкальный руководитель:
Кубкина Т.Б.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «СЕВЕРНЫЕ НАПЕВЫ»
ЦЕЛЬ:
- Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.
- Продолжать учить детей исполнять песни, точно интонируя, выражая своё эмоциональное отношение к их содержанию
- Развивать творческое воображение, наблюдательность, продолжать учить изменять движения в соответствии с характером музыки. Самостоятельно передавать в движении музыкально-двигательный образ.
- Продолжать учить детей высказываться о характере и выразительных средствах песни;
- В игре развивать физические способности: ловкость, быстроту, выносливость.
- Воспитывать уважение к культуре народов Севера.
Предварительная работа: беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций с изображение северных пейзажей. Прослушивание ненецких песен в исполнении Г.Лагея. Заучивание ненецкой считалочки.
Материал и оборудование: Музыкальный центр, СD музыка Г.Лагея, оформление, шапочки оленей, волка. Муз. инструмент - колокольчики.
Словарная работа: «Сенга-коця», «ань-торова», «лакомбой», «важенка», «хорей».
Аннотация: Занятие посвящено 65 - летию ЯНАО. Музыкальный руководитель рассказывает о Ямале (на чем ездят, что едят, в что одеваются, в какие играют игры, и как танцуют, ненцы).
Ход занятия
Под тихие звуки музыки музыкальный руководитель читает стихотворение:
Суров мой север лишь на первый взгляд
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас видеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
Под музыку Г.Лагея дети входят в зал и садятся на стулья.
М.Р. Сегодня я приглашаю вас на день рождения.
(обращаясь к другу) А у кого день рождения? У тебя? Вот почему ты такой нарядный!
Но ведь ты тоже нарядный. Значит это у тебя день рождения Неправильно это – скрывать от друзей.
М.Р. Друзья мои, не спорьте. Все вы сегодня нарядные. Мы с вами будем праздновать день рождение нашего края. А всё что мы знаем и покажем и споём будут подарками нашему имениннику. Очень приятно ходить на день рождение к другу. А кто такой друг? Это тот – кого мы хорошо знаем. А хорошо ли мы знаем наш Ямал?
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
На Севере Крайнем
Большою семьёй
Ребята всех наций живут,
Гордятся своею богатой землёй,
О ней свои песни поют.
Край широкий холмы и равнины
Всех оленей твоих не сочтёшь,
Сколько рыбы и ценной пушнины
Ежегодно стране ты даёшь.
От Полярного сиянья
Посветлело словно днём,
На большие расстоянья
Хорошо видать кругом.
М.Р. Родной Ямал – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
Скажите дети, какой национальности коренные жители нашего посёлка.
Ответ: ненцы.
М.Р. правильно; А кто знает, как друг друга приветствуют ненцы.
Ответ: Ань-торова
1.Приветствие
М.Р. Молодцы, давайте с вами поздороваемся под музыку.
До, ре, ми, фа, соль Муз.руководитель
Ань-то- ро- о- ва
Соль, фа, ми, ре, до. Дети
Ань- то- ро- о- ва
М.Р. А скажите, какой самый главный транспорт у ненцев?
Ответ: Олени
М.Р. Правильно, невозможно представить северный край без гордых, свободолюбивых оленей.
______________ В снежном вихре мчат олени
По холмистой тундре мчат,
Не бегут мои олени,
А по воздуху летят.
______________ Ветерок летит в лицо,
Мчатся нарты с кручи,
Самолётом хорошо,
А олени –лучше.
______________ Я люблю езду такую
Только править успевай,
И поёт душа ликуя,
Здравствуй, тундра, милый край!
Одевают дети шапочки оленей.
2. Упражнение «Быстрые олени»
Встанем с вами в круг и друг за другом под музыку проскачем как олени, высоко поднимая ноги.
По окончанию музыки дети бегут на свои места.
3.Слушание «Оленёнок»
М.Р. Дети отгадайте загадку:
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень)
М.Р. А знаете ли вы как зовут детёныша у оленя. (оленёнок)
- Правильно, давайте послушаем песню «Оленёнок»
Музыкальный руководитель играет песню «Оленёнок».
М.Р. Какая песня по характеру?
ОТВЕТ: быстрая, скорая, подвижная весёлая.
М.Р. Правильно. На чём везёт олень мальчика по тундре?
ОТВЕТ: На санях по тундре белоснежной.
М.Р. Боится ли мальчик ехать ночью?
ОТВЕТ: Нет не страшно, ночь пол года длиться.
М.Р. Как одет мальчик? (штаны и шапка, сапоги из меха)
4. РАСПЕВКА.
Вы слышали как в песне «Оленёнок» мальчик погонял своих оленей, мы с вами тоже попробуем управлять оленей упряжкой, предлагаю приготовить наши голоса к пению и спеть распевку.
Хей-хей-хей о хей. (соль, соль, соль, до2, соль)
5.Пение
Ребята, у народов Севера есть такой обычай, когда рождается ребёнок, ему сразу дарят оленёнка (важенку). Он взрослеет, и растёт олениха и приплод от оленихи в будущем составит его стадо. А пока дети запрягают оленей в маленькие нарты и ездят вокруг стойбища. А для того, чтобы дети не потерялись, им вешают маленькие колокольчики, по- ненецки колокольчик-это «Сенга-коця», повторите.
Давайте с вами споём песню «Оленёнок».
Но на припев вы будете подыгрывать на колокольчиках.
ПОЮТ ПЕСНЮ «ОЛЕНЁНОК» ПОДЫГРЫВАЯ НА КОЛОКОЛЬЧИКАХ В ПРИПЕВЕ.
М.Р. Оленей в тундре погоняет оленевод. А чем же погоняют оленей? «Хорей», правильно. Палка у народов севера называется «хорей». Профессия- оленевод очень почетная для народов севера, ведь олень – это и средство передвижения, и еда, и одежда. Круглый год оленеводы пасут огромные стада оленей. Пищей оленям служит ягель, который олени выкапывают из-под снега. Летом и осенью они питаются травой, листьями, кустарниками, грибами. Шкуры взрослых оленей служат постелью в чуме, также из них шьют обувь, рукавицы. Мясо оленей употребляют в пищу, главным образом зимой – мороженое, а также варёное и жареное. В наше время у ненцев есть свой праздник – день оленевода. На нем проводятся различные соревнования, где выбирают самого лучшего оленевода.
6.Танцевальное творчество под мелодию Г.Лагея. « Бубен Шамана»
На прошлом занятии мы с вами изучили танцевальные движения народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки красоты и таланта. Танцы народов Севера, как и их легенды, сказки песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа.
Я вам предлагаю все эти движения применить в танце под музыку.
Выполнение танц. Упражнений: «летят чайки», «поклонение солнцу», «шаман играет на бубне», «бежит олень».
ТАНЦУЮТ ТАНЕЦ ПОД ПЕСНЮ Г.ЛАГЕЯ «Шаман»
7. Богата и щедра здесь земля. Сотни тысяч оленей скачут по её просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, белыми облаками проносятся стаи куропаток, пушистыми шарами с места на место перекатываются песцы. А уж про грибы и ягоды и говорить не приходиться, осенью грибов и ягод не счесть, а какая ягода у нас распространена мы сейчас узнаем.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
_____________ Рассыпав беззаботную морошку
И прочие съестные чудеса,
Она от нас стекает понемножку,
Как времени печальная слеза.
______________ Глаза её поддернуты туманом,
Подкрашены ресницы желтизной,
Стекает осень по щеке Ямала,
Сливаясь с Ледовитою волной.
М.Р. О какой ягоде говориться в стихотворении.
ОТВЕТ: морошка.
М.Р. Правильно.
8. Игра «Важенка и оленята»
А сколько интересных игр есть у детей Севера. И сейчас мы с вами сыграем в игру «Важенка и оленята». Важенка – это мама олениха. Выбираем маму Важенку. Нужно выбрать волка, и выберем мы его ненецкой считалкой. Встанем в круг и посчитаем.
Все ребята встали в круг
Серый волк примчался вдруг!
Он клыкастый погляди!
Самый смелый выходи!
Волк сидит в своём доме. Здесь домик важенки и оленят (черта из верёвки). Будем говорить слова, после слов под музыку оленята бегают, резвятся на слова «волк идёт»- быстро убегаю за черту (домой).
Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, всё, что не понятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины.
9. Заключение. Хорошо вы справились с выполнением всех заданий и танцевальных и игровых, и спели, но наша встреча подходит к концу, скажите, что вам понравилось на занятии? (ответы детей). В начале мы с вами здоровались, а теперь под музыку попрощаемся по ненецки. «Ла-ком-бой» до-ре-ми, м.р.
Ми-ре-до дети.
ЛИТЕРАТУРА:
- А. Шевченко “Путешествие в Югру”. Тюмень, 1994 г.
- В. Быковский “Есть город на Ямале – Муравленко”, Екатеринбург, 1999 г.
- Е.Охотэтто Сборник “Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Тюмень, 1994
- И. Погорелов. “Слово о тундре”. Журнал “Северяне”, №4 2005 г.
- И.Сотруева, Н. Худи “Аргиш”. Салехард, 2000 г.
- Н. Талипина “Образы земли Ямальской” Журнал “Северяне”, №1 2001г.
- Н.Новикова “Вороний день”. Журнал “Северные просторы”, № 3 1995 г.
- О. Лобызова “Сезоны Ямала” Журнал “Северяне”, №2 2001 г.
- Р.Конюхова “Игры нашего детства”. Журнал “Северные просторы”, № 1 1995 г.
- С.Нарышкина “Песни народов Севера”. Журнал “Культура Ямала”, № 3-4 2001 г.
- С. Няруй “Праздник тундры”. Салехард, 1997 г.
- Ю.Мятин “Путешествие в сказку”. Журнал “Сибирские истоки” № 1 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе на тему: "Зимние напевы".
вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ...
Конспект занятия на тему "Зимние напевы"
Беседа с детьми о картине И.Шишкина "Зима" с целью развития художественного восприятия пейзажной живописи, развития речи, обогащения словарного запаса....
Рисование НАБРЫЗГИ Тема: «Зимние напевы»
Занятие по рисованию техникой "набрызги" для детей средней группы....
"Северные напевы"
формирование представления детей о музыкальной культуре народов севера....
Сказки с напевами
Эта статья адресована музыкальным руководителям в качестве рекомендаций....
"Сказки с напевами"
Мастер - класс по теме " Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ"....
Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной группы «Осенние напевы»
Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной группы «Осенние напевы» ...