Открытое занятие "Северные напевы"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Кубкина Татьяна Борисовна

Занятие в подготовительной группе  посвящено 65 - летию ЯНАО. Музыкальный руководитель рассказывает о Ямале (на чем ездят, что едят, в что одеваются, в какие играют игры, и как танцуют, ненцы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnye_napevy.docx28.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое детское образовательное учреждение детский сад «Северяночка»

«СЕВЕРНЫЕ НАПЕВЫ»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Музыкальный руководитель:

Кубкина Т.Б.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «СЕВЕРНЫЕ НАПЕВЫ»

ЦЕЛЬ:

  • Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.
  • Продолжать учить детей исполнять песни, точно интонируя, выражая своё эмоциональное отношение к их содержанию
  • Развивать творческое воображение, наблюдательность, продолжать учить изменять движения в соответствии с характером музыки. Самостоятельно передавать в движении музыкально-двигательный образ.
  • Продолжать учить детей высказываться о характере и выразительных средствах песни;
  • В игре развивать физические способности: ловкость, быстроту, выносливость.
  • Воспитывать уважение к культуре народов Севера.

Предварительная работа: беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций с изображение северных пейзажей. Прослушивание ненецких песен в исполнении Г.Лагея. Заучивание ненецкой считалочки.

Материал и оборудование: Музыкальный центр, СD музыка Г.Лагея, оформление, шапочки оленей, волка. Муз. инструмент - колокольчики.

Словарная работа: «Сенга-коця», «ань-торова», «лакомбой», «важенка», «хорей».

Аннотация: Занятие посвящено 65 - летию ЯНАО. Музыкальный руководитель рассказывает о Ямале (на чем ездят, что едят, в что одеваются, в какие играют игры, и как танцуют, ненцы).

Ход занятия

       Под тихие звуки музыки музыкальный руководитель читает стихотворение:

                                   Суров мой север лишь на первый взгляд

                                   Пусть ветры завывают за стеною,

                                    Здесь каждый вас видеть будет рад

                                    И обогреть душевной теплотою.

Под музыку Г.Лагея дети входят в зал и садятся на стулья.

М.Р. Сегодня я приглашаю вас на день рождения.

                             (обращаясь к другу) А у кого день рождения? У тебя? Вот почему ты такой нарядный!

                           Но ведь ты тоже нарядный. Значит это у тебя день рождения Неправильно это – скрывать от друзей.

М.Р.  Друзья мои, не спорьте. Все вы сегодня нарядные. Мы с вами будем праздновать день рождение нашего края. А всё что мы знаем и покажем и споём будут подарками нашему имениннику. Очень приятно ходить на день рождение к другу. А кто такой друг? Это тот – кого мы хорошо знаем. А хорошо ли мы знаем наш Ямал?

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.

На Севере Крайнем                                              
Большою семьёй
Ребята всех наций живут,
Гордятся своею богатой землёй,
О ней свои песни поют.

Край широкий холмы и равнины                          
Всех оленей твоих не сочтёшь,
Сколько рыбы и ценной пушнины
Ежегодно стране ты даёшь.

От Полярного сиянья                                            
Посветлело словно днём,
На большие расстоянья
Хорошо видать кругом.

М.Р.    Родной Ямал – заветный край России
           Земля легенд и сказок старины.
          В твои просторы, зори молодые
          Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
          Как добрый друг, хозяйка той земли,
          Я вам в пути поддержку обещаю.

Скажите дети, какой национальности коренные жители нашего посёлка.

Ответ: ненцы.

М.Р.     правильно; А кто знает, как друг друга приветствуют ненцы.

Ответ: Ань-торова

1.Приветствие

М.Р. Молодцы, давайте с вами поздороваемся под музыку.

До, ре, ми, фа, соль                                Муз.руководитель
Ань-то- ро- о-    ва

Соль, фа, ми, ре, до.                                Дети
Ань-   то- ро-   о- ва

М.Р.  А скажите, какой самый главный транспорт у ненцев?

Ответ: Олени

М.Р. Правильно, невозможно представить северный край без гордых, свободолюбивых оленей.

______________   В снежном вихре мчат олени                            
                              По холмистой тундре мчат,
                              Не бегут мои олени,
                              А по воздуху летят.

______________    Ветерок летит в лицо,
                               Мчатся нарты с кручи,
                               Самолётом хорошо,
                               А олени –лучше.

______________    Я люблю езду такую                                            
                               Только править успевай,
                               И поёт душа ликуя,
                               Здравствуй, тундра, милый край!

Одевают дети шапочки оленей.

2. Упражнение «Быстрые олени»

Встанем с вами в  круг и друг за другом под музыку проскачем как олени, высоко поднимая ноги.

По окончанию музыки дети бегут на свои места.

3.Слушание «Оленёнок»

М.Р. Дети отгадайте загадку:

                                         В ночь беззвёздную до чума

                                         Кто добраться вам поможет?

                                         Кто разыщет путь по ветру,

                                         Если в тундре бездорожье?

                                                                                          (Олень)

М.Р.  А знаете ли вы как зовут детёныша у оленя.   (оленёнок)

         - Правильно, давайте послушаем песню «Оленёнок»

Музыкальный руководитель играет песню «Оленёнок».

М.Р. Какая песня по характеру?

ОТВЕТ:  быстрая, скорая, подвижная весёлая.

М.Р. Правильно. На чём везёт олень мальчика по тундре?

ОТВЕТ: На санях по тундре белоснежной.

М.Р. Боится ли мальчик ехать ночью?

ОТВЕТ: Нет не страшно, ночь пол года длиться.

М.Р.  Как одет мальчик? (штаны и шапка, сапоги из меха)

4. РАСПЕВКА.

Вы слышали как в песне «Оленёнок» мальчик погонял своих оленей, мы с вами тоже попробуем управлять оленей упряжкой, предлагаю приготовить наши голоса к пению и спеть распевку.

Хей-хей-хей о хей.   (соль, соль, соль, до2, соль)

5.Пение

Ребята, у народов Севера есть такой обычай, когда рождается ребёнок, ему сразу дарят оленёнка (важенку). Он взрослеет, и растёт олениха и приплод от оленихи в будущем составит его стадо. А  пока дети запрягают оленей в маленькие нарты и ездят вокруг стойбища. А для того, чтобы дети не потерялись, им вешают маленькие колокольчики, по- ненецки колокольчик-это «Сенга-коця», повторите.

Давайте с вами споём песню «Оленёнок».

Но на припев вы будете подыгрывать на колокольчиках.

ПОЮТ ПЕСНЮ «ОЛЕНЁНОК» ПОДЫГРЫВАЯ НА КОЛОКОЛЬЧИКАХ В ПРИПЕВЕ.

М.Р.  Оленей в тундре погоняет оленевод. А чем же погоняют оленей? «Хорей», правильно. Палка у народов севера называется «хорей». Профессия- оленевод очень почетная для народов севера, ведь олень – это и средство передвижения, и еда, и одежда. Круглый год оленеводы пасут огромные стада оленей. Пищей оленям служит ягель, который олени выкапывают из-под снега. Летом и осенью они питаются травой, листьями, кустарниками, грибами. Шкуры взрослых оленей служат постелью в чуме, также из них шьют обувь, рукавицы. Мясо оленей употребляют в пищу, главным образом зимой – мороженое, а также варёное и жареное. В наше время у ненцев есть свой праздник – день оленевода. На нем проводятся различные соревнования, где выбирают самого лучшего оленевода.

6.Танцевальное творчество под мелодию Г.Лагея. « Бубен Шамана»

На прошлом занятии мы с вами изучили танцевальные движения  народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки красоты и таланта. Танцы народов Севера, как и их легенды, сказки песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа.

Я вам предлагаю все эти движения применить в танце под музыку.

Выполнение танц. Упражнений: «летят чайки», «поклонение солнцу», «шаман играет на бубне», «бежит олень».

ТАНЦУЮТ ТАНЕЦ ПОД ПЕСНЮ Г.ЛАГЕЯ «Шаман»

7. Богата и щедра здесь земля. Сотни тысяч оленей скачут по её просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, белыми облаками проносятся стаи куропаток, пушистыми шарами с места на место перекатываются песцы. А уж про грибы и ягоды и говорить не приходиться, осенью грибов и ягод не счесть, а какая ягода у нас распространена мы сейчас узнаем.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.

_____________    Рассыпав беззаботную морошку                              

                              И прочие съестные чудеса,

                              Она от нас стекает понемножку,

                              Как времени печальная слеза.

______________    Глаза её поддернуты туманом,                              

                                Подкрашены ресницы желтизной,

                                Стекает осень по щеке Ямала,

                                 Сливаясь с Ледовитою волной.

М.Р. О какой ягоде говориться в стихотворении.

ОТВЕТ: морошка.

М.Р.   Правильно.

8. Игра «Важенка и оленята»

А сколько интересных игр есть у детей Севера. И сейчас мы с вами сыграем в игру «Важенка и оленята». Важенка – это мама олениха. Выбираем маму Важенку. Нужно выбрать волка, и выберем мы его ненецкой считалкой. Встанем в круг и посчитаем.

                                         Все ребята встали в круг

                                         Серый волк примчался вдруг!

                                         Он клыкастый погляди!

                                         Самый смелый выходи!

Волк сидит в своём доме. Здесь домик важенки и оленят (черта из верёвки). Будем говорить слова, после слов под музыку оленята бегают, резвятся на слова «волк идёт»- быстро убегаю за черту (домой).

                                          Бродит в тундре важенка, с нею оленята,

                                          Объясняет каждому, всё, что не понятно.

                                          Топают по лужам оленята малые,

                                          Терпеливо слушают наставленья мамины.

9. Заключение. Хорошо вы справились с выполнением всех заданий и танцевальных и игровых, и спели, но наша встреча подходит к концу, скажите, что вам понравилось на занятии? (ответы детей). В начале мы с вами здоровались, а теперь под музыку попрощаемся по ненецки. «Ла-ком-бой»                             до-ре-ми,                    м.р.

                                     Ми-ре-до                   дети.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А. Шевченко “Путешествие в Югру”. Тюмень, 1994 г.
  2. В. Быковский “Есть город на Ямале – Муравленко”, Екатеринбург, 1999 г.
  3. Е.Охотэтто Сборник “Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Тюмень, 1994
  4. И. Погорелов. “Слово о тундре”. Журнал “Северяне”, №4 2005 г.
  5. И.Сотруева, Н. Худи “Аргиш”. Салехард, 2000 г.
  6. Н. Талипина “Образы земли Ямальской” Журнал “Северяне”, №1 2001г.
  7. Н.Новикова “Вороний день”. Журнал “Северные просторы”, № 3 1995 г.
  8. О. Лобызова “Сезоны Ямала” Журнал “Северяне”, №2 2001 г.
  9. Р.Конюхова “Игры нашего детства”. Журнал “Северные просторы”, № 1 1995 г.
  10. С.Нарышкина “Песни народов Севера”. Журнал “Культура Ямала”, № 3-4 2001 г.
  11. С. Няруй “Праздник тундры”. Салехард, 1997 г.
  12. Ю.Мятин “Путешествие в сказку”. Журнал “Сибирские истоки” № 1 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе на тему: "Зимние напевы".

вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ...

Конспект занятия на тему "Зимние напевы"

Беседа с детьми о картине И.Шишкина "Зима" с целью развития художественного восприятия пейзажной живописи, развития речи, обогащения словарного запаса....

Рисование НАБРЫЗГИ Тема: «Зимние напевы»

Занятие по рисованию техникой "набрызги" для детей средней группы....

"Северные напевы"

формирование представления детей о музыкальной культуре народов севера....

Сказки с напевами

Эта статья адресована музыкальным руководителям в качестве рекомендаций....

"Сказки с напевами"

Мастер - класс по теме " Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ"....

Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной группы «Осенние напевы»

Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной группы «Осенние напевы» ...