"Сказки с напевами"
методическая разработка на тему

Скляренко Наталья Викторовна

Мастер - класс по теме " Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме « Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ»

Подготовила: музыкальный руководитель  Скляренко Наталья Викторовна.

Сказки с напевами отличаются от обычных сказок для детей. Они яркие, самобытные, несколько необычные для современного восприятия. Развёртывание сюжета сказки  сопровождается напевом, который отличается простотой и ясностью.  Художественная и педагогическая ценность  детских сказок с напевами не подлежит сомнению.

В то же время этот жанр детского музыкального фольклора недостаточно изучен, в методической литературе нет данных об опыте его практического применения в  музыкальном и художественном  воспитании детей дошкольного возраста. Недостаточная изученность проблемы в теории и практике музыкального образования детей дошкольного возраста определяет актуальность нашего темы.

Цель. Выявление потенциальных возможностей и целесообразность использования сказок с напевами в музыкальном воспитании  дошкольников  

Задачи:

  - показать значимость использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста

  - определить формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ

  1 часть  - теоретическая

Сказки с напевами обладают всеми характерными чертами и достоинствами традиционной детской сказки. Их особенностью является то, что в литературный текст включены напевы. Сказки не только рассказываются, но и поются. Напевы –  это короткие мелодии, которые придают сказке ещё большую образность.

           Впервые сказки с напевами были открыты Г. М. Науменко.  Ему  отводится особая роль — собирателя, исследователя и популяризатора детского музыкального и поэтического фольклора. Г. М. Науменко показал в своих публикациях и исследованиях все богатство и разнообразие детского фольклора.  Им  впервые были опубликованы с нотами родильные и крестинные песни, пестушки и потешки, сказки с напевами, мелодизированные скороговорки, детские заговоры и гадания, звукоподражания голосам птиц и песни о животных, детская обрядовая, инструментальная и хореографическая музыка.

Сказки записаны Г.М. в фольклорных экспедициях в различных уголках России и за её пределами, во многих деревнях и сёлах в период с 1971 – по 1993 год. Хотя и дошли они из глубокой старины до наших дней, но и сейчас их поют мамы и бабушки своим детям и внукам.       Сказки с напевами – единственные произведения фольклора, в которых переплетаются прозаический текст с песенными вставками, где соседствует речь и пение. Почти во всех сказках о животных, рассказываемых маленьким детям, есть песни. Также песни встречаются в некоторых волшебных сказках - это «Чувилюшка», «Чудесная дудочка», «Морозко», «Соломенная масленица», «Золотые серпы» и др.   Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно, пластично и выразительно. Используя интонационную палитру , динамические оттенки, тембровые краски исполнитель голосом всесторонне передаёт образ и характер персонажа сказки и его действия. Чтобы передать песню лисы, выманивающей из дома петуха, исполнитель изменяет естественный тембр голоса, утончает его, делает его льстивым и хитрым, интонирует в более высоком регистре. А передавая песню медведя, идущего по селу на липовой ноге, тембр голоса, наоборот, утолщает, поёт нарочито грубо и замедленно, интонирует в более низком регистре.  Такое исполнение можно определить как драматическое, свойственно оно только этому жанру.  

       В сказках с напевами идёт чередование изложения текста и самих напевов. Не во всех сказках они ритмичны, но мелодии лёгкие и быстро запоминаются детьми. Ритм чувствуется только в напевах сказок. Композиционно сказки небольшие, поэтому хорошо воспринимаются детьми младшего возраста. Язык в сказках с напевами самобытный, исходит из истоков народной культуры. Звукоподражательные слова особенно близки и понятны, эмоционально воспринимаемы нашими малышами, так как по уровню своего речевого развития они широко пользуются ими в средствах общения.

Сказки с напевами разнообразны по тематике и образному содержанию: в некоторых идёт речь о животных, в некоторых  занимательные волшебные повествования об удивительных приключениях героя, будь это животное или птица (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка), в некоторых  другие звери - это вымышленные персонажи ( Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Морской царь, Морозко, Колобок...) или в некоторых сказках сказочным прообразом служит вполне обычный человек,  (Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны),  всех персонажей, героев и не перечесть.

Напевы в сказках отличаются простотой,  ясностью и красочностью. Они способствуют раскрытию образного содержания сказки. Интонировать напевы  несложно: мелодии чаще всего состоят из трёх – пяти  звуков и  легко запоминаются.  В основном  в сказках преобладают повторяющиеся напевы.

Сказки с напевами – оригинальный, самобытный жанр детского фольклора, где, аналогично традиционным детским сказкам есть мораль. В сказках с напевами переплетаются текст и напев. Как правило, это короткие, легко запоминающиеся сказки с разнообразной тематикой и персонажами, аналогичными обычным детским сказкам.

Организация слушания сказки  в средней группе детского сада.

В процессе ознакомления и воспроизведения сказок с напевами умение пересказывать сказки закреплялось в играх – драматизациях. Инсценировки представляли собой свободный пересказ сказки, вариативное исполнение напева, обогащённой детской фантазии. Именно в такой форме работы со сказкой дети могут проявить себя творчески, что способствует поддержанию интереса к сказке и её усвоения.

 Обучение  детей пересказу с опорой на зрительные образы (фигурки из настольного театра, серия сюжетных картинок к сказке), мы включили с целью облегчения запоминания и воспроизведения сюжета.

Работа по этапам над сказкой «Кораблик» проводилась аналогично работе над сказкой «Жадная лисичка».  Отличие в том, что на заключительном этапе сказку показывали сами дети.

Чтобы ребята почувствовали себя настоящими артистами, в конце полугодия дети показали сказку ребятам  младшей группы. В постановке к театрализации сказки приняли активное участие воспитатели и родители детей.

Организация слушания сказки  в старшей группе детского сада.

           Обучение пересказу сказок с целью формирования умения строить связные монологические высказывания обязательно включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами сказок (сравнение, эпитетами, синонимами). Дополнительные эмоционально-оттеночные характеристики героев, их действий дети получают через упражнения на различение смысловых оттенков слов, в подборе слов синонимического ряда, в подборе точных, образных слов. Понимание смысла оттенков слова помогало подбирать точные для создания образа слова в определенной ситуации. Поэтому работа над пониманием значения слова и его оттенков, над смысловой стороной слова выдвигалась на первый план. Дети выполняли творческие задания, направленные на уточнение понимания смысла образных слов;  подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонаж, его настроение, состояние; выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разной ситуации (имитация в мимике, движениях); драматизация сказок по ролям.

            Работа над сказкой  «Золотой серпок»  проводилась также как и в средней группе – поэтапно.   Кроме выше перечисленных использовались следующие формы работы:  

 - воспроизведение сказки - умение последовательно передавать содержание сказки, используя авторские обороты речи, образные слова в характеристике персонажей: - Какая лиса? В сказках - хитрая, рыжая, ..., умная, мудрая, хвастливая, невоспитанная обманщица...; в начале сказки - добрая, ласковая, вежливая, затем – хитрая, жадная, недоброжелательная, невоспитанная;   выбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом; уточнение образных оборотов речи:                                                                                            

«Вот я тебя, петушищу, за красную бородищу!                                                                        

   Вот я тебя по коленам еловым-то поленом»;

 - игра - детям предлагалась игра  «Цепочка». Игра заключалась в том, что дети должны были  установить последовательность сюжета по иллюстрации.

- творческие задания - придумывание своего варианта развития сюжета сказки

2 часть: практическая

(использование мультимедийных технологий)

Просмотр Итоговое занятие для детей старшей группы

«Путешествие в страну сказок»

Программное содержание:

Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи, развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации, соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки; учить вступать во взаимодействие с партнёром, в подгруппах. Воспитывать доброту, желание оказывать помощь.

Ход занятия: звучит в грамзаписи спокойная музыка.

Музыкальный руководитель:

 - Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие – игру со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.

 - Вы любите сказки? Я принесла вам книгу, которую дети из детского сада сделали сами «Книга сказок». Хотите посмотреть? (рассматривают иллюстрации и видят, что герои из сказок перепутаны. В книге картинки с героями сказок прикрепляются на липкую ленту. Во время занятия взрослый незаметно меняет картинки с героями сказок).

Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все герои сказок перепутались! (из книги неожиданно вылетает записка):

  Кто на ступе в лесу летает?

 И в избушке там живёт?

 Кто детей всегда ругает

 Сказки слушать не даёт?

 - Кто это? Догадались?

  Узнали Бабу Ягу?

 Я вам пакость покажу!

 Перепутаю все сказки,

 Чтоб не знали дети ласки!

 - А вы знаете, почему её зовут Баба Яга? От слова «ягать», значит «кричать, ругаться». Откуда вы её знаете?

 - Как нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках, а то дети начнут читать, и ничего не поймут. Как вы думаете, что нужно сделать? (выслушиваются варианты детей). Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки. Произнесём волшебные слова:

  Два раза хлопни,

 Три раза топни,

 Вокруг себя обернись,

 И в сказочной стране очутись!

 - Интересно, в какую сказку мы попали?  Попробуйте отгадать. (музыкальный руководитель напевает мелодию из сказки «овечка – серебряные копытца» , дети отвечают)

  -Вы помните песенку мамы – овечки целиком?

Дети отвечают.

- Мы поможем героям этой сказки, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды и попробовать спеть этот напев с разным настроением.  (одна команда поёт весело, другая грустно)

 - Нам пора двигаться дальше. Загадка 2.

  Прыгает, скачет,

 Горько плачет.

 Петух не помогл,

 Козёл  не помог,

 Одна кукушка

 Горю помога.   («Золотой серпок»)

 -Узнали сказку? Давайте поиграем в неё.

 Этюды на выражение эмоций и движений:

 «У лисы нет золотого серпка»

Представим себе, что каждый из вас станет той самой лисой из сказки. Как вы думаете, когда лиса не смогла нажать ржи, какое у неё было настроение? (Под грустную музыку дети показывают с помощью пантомимики жалобное выражение лица, позы, жестов.)

 

«Лиса забрала у зайца серпок»

Когда лиса прогоняла зайца, какое у неё было настроение? (Под «гневную» музыку дети принимаю сердитое выражение лица, грозно потрясают кулачками, притопывают ногой.)

 

«Заяц с петухом идут к лисе»

Идет зайка и плачет. А навстречу ему…..(петух). Узнал он про горе зайца и решил выгнать лису. Покажите, какое у него было настроение. (У детей решительное  выражение лица. Маршируют. Но слова лисы пугают зайца и петуха,  и меняется настроение.) Как изменилось настроение у петуха и зайца, когда лиса испугала их?

 

«Заяц с козлом идут к лисе»

С каким настроением пошёл козёл  прогонять лису?  Что изменилось после слов лисы?

(Дети имитируют походку зайца и рассерженного  козла. Потом выражение лица у детей меняется после слов лисы.)

 «Кукушка и заяц выгоняют лису»

Каким голосом пела  кукушка?

Какое настроение было у  лисы?

Дети пропевают напев кукушки, подражают героям, показывая  счастливого зайца, испуганную  лису.

 Послушайте ещё один напев:  (из сказки « Лиса и волк»)

 Дети отгадывают сказку

 - Давайте вспомним, как лиса притворилась больной и разговаривала с волком. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет волком, а кто лисой. (разыгрывание диалога, потом меняются ролями)

 - Давайте заглянем в книгу. Посмотрите – все герои сказок в своих сказках! Мы расколдовали книгу!

 Беседа: почему Баба Яга злая + выход из ситуации.

 - Как вы думаете, почему Баба Яга такая злая? Может она хочет, чтобы мы её боялись? А мы её будем бояться? Что сделать, чтобы она не была такая вредная? Может её пожалеть надо? Баба Яга, мы знаем, что ты хорошая, но тебе, наверно, часто обижают? Как мы её пожалеем?

 - А давайте нарисуем добрую Бабу Ягу, она увидит себя радостной, красивой, и сердце у неё растает.

  Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.

Список литературы

  1. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. Москва. Советский композитор, 1988. – 192с.
  2. Науменко Г. Русские народные детские песни и сказки с напевами Москва. Центрполиграф, 2001. – 412с.
  3.  Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское творчество. – М.: Сов композитор,1988 – 192с
  4. Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры.Запись, нотация и составление Г.М. Науменко. Общая редакция С.И. Пушкиной. Всесоюзное издательство «Советский композитор».– М. Вып. I.– 1977,  - 190с
  5.  Науменко Г.М. Золотой серпок. Русские народные сказки. Собрал и пересказал Г.М. Науменко. Рисунки Н. Трепенок. Издательство «Малыш».– М., 1994,– 80 с.: ил. Тираж 100000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе на тему: "Зимние напевы".

вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ...

Конспект занятия на тему "Зимние напевы"

Беседа с детьми о картине И.Шишкина "Зима" с целью развития художественного восприятия пейзажной живописи, развития речи, обогащения словарного запаса....

Рисование НАБРЫЗГИ Тема: «Зимние напевы»

Занятие по рисованию техникой "набрызги" для детей средней группы....

"Северные напевы"

формирование представления детей о музыкальной культуре народов севера....

Сказки с напевами

Эта статья адресована музыкальным руководителям в качестве рекомендаций....

"Зимние напевы"

Беседа по картине И.И. Шишкина "Зима"...

Новогодняя сказка 2018 Напевы Севера

Новогодний праздник,как баба Яга и злая вюга украли огонки с елки,а дети вернули огонки....