"Северные напевы"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

формирование представления детей о музыкальной культуре народов севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                           Ход занятия:

Дети заходят в зал и останавливаются.

Музыкальный руководитель:

- Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, в гости к  мальчику Айпуху и девочке  Мейте, которые живут в тайге на стойбище хантов; познакомиться с песнями, играми, музыкой народов Севера. На чем же мы будем добираться? На чем  ездят ханты – манси и ненцы? (ответы детей).

В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если  бездорожье? (олень)

- Правильно невозможно представить северный край без гордых, свободолюбивых оленей.

- Ребята, у народов Севера есть такой обычай, когда рождается ребенок, ему сразу дарят олениху (важенку). Он взрослеет, и растет олениха, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо. А пока дети запрягают оленей в маленькие нарты и ездят вокруг стойбища.

И я предлагаю вам спеть песенку «Олененок» и представьте, как быстро несет олень мальчика по тундре.

Не будь на севере оленя,
Что б стало с тундрою моей.
Гордится им, как украшеньем она
И смотрит веселей.
У ханта нет надежней друга,
Чем северный олень,
Хозяина в любую вьюгу
Домчит домой быстрей.

Музыкальное упражнение “Быстрые олени” муз.С. Няруй.

- Поставим руки - это рожки, скачем по залу, высоко поднимая ноги (объезжаем по кругу).

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель:

- Молодцы, ребята!  Как называется жилище коренных жителей Севера? (чум)

Правильно, чум, а из чего его строят? ( оленьей шкуры)

- А вот мы и на стойбище хантов, встречают нас Айпух и  Мейта

Музыкальный руководитель:

 Давайте поздороваемся на  родном языке ребят  - Вуся улаты  !

Айпух и Мейта   любят свой край и хотят познакомить вас с народными музыкальными хантыйскими  инструментами .

Ножки как у вас стоят,

Ручки как у вас лежат?

Ну, разок, ну, другой,

Посмотрели за собой.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Музыкальный руководитель: Я хочу  еще познакомить вас с танцевальными движениями народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. Танцы народов Севера как и их легенды, сказки, песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа.

Упражнение “Летят чайки” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя (выполнение детьми).

Упражнение “Поклонение солнцу” - наклониться, корпус и руки согнуты, выпрямиться - руки в разные стороны, голова смотрит вверх.(выполнение детьми).

Упражнение “Шаман играет на бубне” - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны (выполнение детьми)

Музыкальный руководитель: Хорошо вы справились с выполнением танцевальных движений    А сколько интересных игр есть у детей Севера. Хочу познакомить с игрой “Важенка и оленята”. Важенка - это мама-олениха, ею будет воспитатель. Нужно выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:

Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, все что непонятно. 
Топают по лужам оленята малые, 
Терпеливо слушают наставленья мамины.

Игра “ Важенка и оленята”

Под музыку оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” - быстро убегают за черту (домой).

Игра “Медведь” (ненецкая народная игра).

Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с ненецкой народной игрой “Медведь”. Выбираем медведя, он сидит на стульчике, накрытый платком, спит. Дети собирают ягоды и говорят слова:

Медведюшка - батюшка, 
Твою чернику собираем, 
Твою бруснику выбираем,
Хорошую ягоду себе берем, 
Плохую выбрасываем.

Медведь снимает платок и догоняет ребят.

Музыкальный руководитель: Вот и наша подходит к концу наша встреча ,скажите, что вам понравилось на занятии? ( ответы детей) . А мы с вами пригласим в гости ребят на чай с пирогами или с вареньем и печеньем как поется в нашей песне.   Песня «Русский чай»

Здороваться мы с вами научились, а теперь я вас научу прощаться по- хантыйски - па яма улаты.

Край огромен, он необъятен,

Но быстро домчит нас легкая нарта

Возьмите оленей! Они в детский сад

Быстро на нартах всех вас домчат.

Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.

Программное содержание:

Обучающие  задачи:

- Познакомить детей с элементами танцев народов севера,  учить четко и ритмично выполнять движения под музыку.

- Продолжать учить детей исполнять песни, точно интонируя, выражая свое эмоциональное отношение к их содержанию.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей действительности, учить выделять средства музыкальной выразительности.  В игре развивать физические способности: ловкость, быстроту, выносливость.

- Стимулировать к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать уважение к культуре народов Севера.

- Воспитывать самостоятельность, дружелюбие. Прививать уважение, толетарное отношение к людям других национальностей.

Предварительная работа: 

- Повторение слов песни «Русский чай», «Олененок»

Словарная работа:  Вуся улаты ,па яма улаты, важенка, чум ,  музыкальные инструменты: тумран, нарс-юх, тор-сапль-юх, нерыпь

Материал и оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи хантыйской  музыки .

Методы:

-Наглядный  - мультимедийная презентация

-Практический – слушание, пение , танцевальные движения

- Словесный – беседа, использование художественного слова

Приемы:

- Игровые персонажи – куклы – ханты

- Использование ИКТ

- Путешествие на оленях

- Слушание музыки

- Использование художественного слова

- Пение, муз. движения, игры

             

         Самоанализ музыкального занятия  « Северные напевы»

Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.

Программное содержание:

- Воспитывать уважение к культуре народов Севера.

- Познакомить детей с элементами танцев народов севера,  учить четко и ритмично выполнять движения под музыку.

- Продолжать учить детей исполнять песни, точно интонируя, выражая свое эмоциональное отношение к их содержанию.

- Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей действительности, учить выделять средства музыкальной выразительности.  В игре развивать физические способности: ловкость, быстроту, выносливость.

- Стимулировать к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры.

- Воспитывать самостоятельность, дружелюбие. Прививать уважение, толетарное отношение к людям других национальностей.

Предварительная работа: 

- Повторение слов песни «Русский чай», «Олененок»

Словарная работа:  Вуся улаты ,па яма улаты, важенка, чум ,  музыкальные инструменты: тумран, нарс-юх, тор-сапль-юх, нерыпь

Материал и оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи хантыйской  музыки .

Методы:

-Наглядный  - мультимедийная презентация

-Практический – слушание, пение , танцевальные движения

- Словесный – беседа, использование художественного слова

Приемы:

- Игровые персонажи – куклы – ханты

- Использование ИКТ

- Путешествие на оленях

- Слушание музыки

- Использование художественного слова

- Пение, муз. движения, игры

                           

Исходя из главной цели, занятие построила в форме путешествия. Путешествие было необычным . так дети добирались на «оленях»

На занятии комплексно решались речевые, эстетические, нравственные задачи, которые соответствуют требованиям программы, возрастным особенностям детей.

Все части занятия взаимосвязаны между собой, плавно переходили из одной в другую.

На занятии использовались здоровьесберегающие технологии: соблюдение гигиенических норм при проведении занятия ( проведена влажная уборка музыкального зала. Проветривание, освещение соответствует норме, длительность занятия соблюдена); смена различных видов деятельности обеспечивает двигательную активность детей; уместная похвала детей способствует насыщению их положительными эмоциями, поднятию собственной самооценки, созданию психологического комфорта на занятии.

Было обращено внимание на осанку детей во время пения, сидя на стульчиках во время прослушивания музыкальных фрагментов, что формирует у них положительного отношения к своему здоровью и навыки самоконтроля.

Оборудование и материал на занятии был подобран и размещен оптимально и рационально, эстетичен. Соответствует требованиям безопасности.

На занятии рационально и эффективно использовано время, была создана игровая мотивация, которая заинтересовала детей на протяжении всего занятия. Уделялось время  словарной и индивидуальной работе. Темп занятия – спокойный. Атмосфера – доброжелательная, располагающая, доверительная. Цель, поставленная перед собой достигнута, дети были внимательны и выполняли все задания. С поставленными задачами думаю, дети справились. Итог занятия был проведен когда вернулись в детский сад, проведена рефлексия. Думаю занятие детям понравилось, и они с удовольствием попутешествовали.

Литература:

  1. И. Погорелов. “Слово о тундре”. Журнал “Северяне”, №4 2005 г.
  2. О. Лобызова “Сезоны Ямала” Журнал “Северяне”, №2 2001 г.
  3. Е.Охотэтто Сборник “Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Тюмень, 1994
  4. А. Шевченко “Путешествие в Югру”. Тюмень, 1994 г.
  5. С.Нарышкина “Песни народов Севера”. Журнал “Культура Ямала”, № 3-4 2001 г.
  6. Н.Новикова “Вороний день”. Журнал “Северные просторы”, № 3 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе на тему: "Зимние напевы".

вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ...

Конспект занятия на тему "Зимние напевы"

Беседа с детьми о картине И.Шишкина "Зима" с целью развития художественного восприятия пейзажной живописи, развития речи, обогащения словарного запаса....

Рисование НАБРЫЗГИ Тема: «Зимние напевы»

Занятие по рисованию техникой "набрызги" для детей средней группы....

Сказки с напевами

Эта статья адресована музыкальным руководителям в качестве рекомендаций....

"Сказки с напевами"

Мастер - класс по теме " Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ"....

"Зимние напевы"

Беседа по картине И.И. Шишкина "Зима"...

Открытое занятие "Северные напевы"

Занятие в подготовительной группе  посвящено 65 - летию ЯНАО. Музыкальный руководитель рассказывает о Ямале (на чем ездят, что едят, в что одеваются, в какие играют игры, и как танцуют, ненцы)....