Сказки с напевами
статья по теме
Эта статья адресована музыкальным руководителям в качестве рекомендаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ.
В качестве методических рекомендаций музыкальному руководителю и воспитателю предлагаем следующее:
1). При отборе сказок для детей разных возрастных групп руководствоваться данными о словарном запасе детей, уровне развития логического мышления и воображения, музыкального восприятия дошкольников. Для детей младшей и средней групп детского сада предпочтительными будут сказки с простым сюжетом, небольшим числом персонажей и коротким, неизменяемым, удобным для воспроизведения напевом.
2).При организации слушания сказок с напевами использовать различные формы организации музыкальной деятельности дошкольников: музыкальные занятия, развлечения, свободное время в группе.
3).Для лучшего усвоения детьми сюжета сказок и напевов проводить повторное слушание сказок, вариативно используя формы и методы педагогической работы со сказкой: настольный кукольный театр, инсценировки, драматизации, викторины, игры.
4). В сказках с напевами встречаются варьированные напевы. В этом случае напев усваивается не с голоса в процессе неоднократного повторения сказки, а разучивается специально.
5).Творческий подход музыкального руководителя к работе со сказками с напевами позволяет варьировать формы педагогической работы со сказкой - использовать при воспроизведении сказок детьми шумовой оркестр, изготавливать совместно с детьми атрибуты для инсценировки сказок, подготовить и показать сказку в период проведения "Театральной недели" в детском саду и др.
Правила, которые необходимо соблюдать музыкальному руководителю при драматизации сказки.
Правило индивидуальности.
Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, принося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к "проживанию" за другого, по по-своему.
Правило всеобщего участия.
В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора.
Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка - смотреть правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов.
Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, "проговорить" каждую роль. В этом вам помогут вопросы:
- Что ты хочешь делать?
- Что тебе мешает в этом?
- Что поможет сделать это?
- Что чувствует твой персонаж?
- Какой он?
- О чем мечтает?
- Что он хочет сказать?
Правило обратной связи.
После проигрывания сказки проходит ее обсуждение:
- Какие чувства ты испытывал во время спектакля?
- Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?
- Кто тебе больше всего помог в игре?
- Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям.
Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.
Постановка драматизации осуществляется заблаговременно: распределяются роли, заготавливаются необходимые атрибуты и костюмы. Переход к большей самостоятельности детей осуществляется постепенно. Сначала при совместном рассказывании сказки текст читает взрослый, дети выполняют соответствующие сюжету действия и поют напев. При повторной театрализации сказки сказку целиком рассказывают дети, педагог лишь направляет действия детей. Следует отметить, что перед детьми не ставилась задача рассказывать сказку, точно следуя тексту. При отборе сказок с напевами были учтены: соответствие сюжета и текста сказки (словарного состава) возрасту детей, уровень развития речи, интонационная сложность напева, а также возможность образного воплощения сюжета в процессе драматизации сказки. Значения некоторых слов (простонародных) объяснялись детям в процессе ознакомления со сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе на тему: "Зимние напевы".
вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ...
Конспект занятия на тему "Зимние напевы"
Беседа с детьми о картине И.Шишкина "Зима" с целью развития художественного восприятия пейзажной живописи, развития речи, обогащения словарного запаса....
Рисование НАБРЫЗГИ Тема: «Зимние напевы»
Занятие по рисованию техникой "набрызги" для детей средней группы....
"Северные напевы"
формирование представления детей о музыкальной культуре народов севера....
"Сказки с напевами"
Мастер - класс по теме " Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ"....
"Зимние напевы"
Беседа по картине И.И. Шишкина "Зима"...
Новогодняя сказка 2018 Напевы Севера
Новогодний праздник,как баба Яга и злая вюга украли огонки с елки,а дети вернули огонки....