Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС
учебно-методический материал по музыке (младшая группа) на тему

Боркова Вера Николаевна

 

Использование современных методов и приемов  в реализации задач музыкального образования

 (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx290.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование современных методов и приемов  в реализации задач музыкального образования

 (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС

      Музыкальный руководитель:

 МБДОУ детский сад №3

«Петушок» д. Ясенцы

                                                                           Боркова В.Н.


В соответствии с ФГОС, образовательная программа  дошкольной образовательной организации  формируется, как программа психолого- педагогической поддержки  позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.  Образовательное содержание программы, в т. ч музыкальное становится условием и средством вхождения ребенка  в мир социальных отношений, открытии и презентации своего «я» социуму.

Музыка выступает, как одним из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, и самое главное, миром человека, его эмоций , переживаний чувств.

Одним из целевых ориентиров (т.е социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка) на этапе завершения дошкольного образования ( п 4.6. ФГОС) являются  следующие ориентиры:

  • ребёнок  обладает  развитым  воображением,  которое  реализуется  в  

           разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,    

           воображению,  творчеству  интенсивно  развивается  и  проявляется  в  

          игре.

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои действия, управлять ими.

Требование к  психолого - педагогическим  условиям  для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми  соответствующих        их   психолого-возрастным         и  индивидуальным  особенностям       (недопустимость       как   искусственного       ускорения,     так    и    искусственного замедления развития детей).

В соответствии с ФГОС решение задач художественно- эстетической области должно быть направлено на приобретение опыта в музыкальной деятельности ( музыкально- ритмических движений).

Музыкально- двигательная активность  развивает у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Одним из средств реализации этого качества является область художественно- эстетического развития, в частности музыкальное воспитание, (развитие музыкально- ритмических движений).

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям я использую различные методы: как классические, так и современные.

  • - Наглядно-слуховой  - исполнение музыки
  • Наглядно-зрительный - показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий.
  • Словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным объяснение с использованием музыкальных терминов, пояснение, напоминание, поощрение.
  • Практический метод – многократное повторение музыкально-ритмических движений
  •  Игровой метод -  педагог подбирает для детей  такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.
  • Импровизационный метод - позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.
  • Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением
  • Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.
  • Метод моделирования – составление последовательности танца, хоровода, игры с помощью схем моделирования, использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям в   1 я мл. группе

  • Подражательные движения по показу взрослого.
  • Совместные действия со взрослым.
  • Короткие указания.
  • Игровые приемы (игрушки).
  • Игровые действия с предметами (флажками, погремушками, платочками и др.)
  • Запаздывающий показ воспитателя (на последующих занятиях)
  • Подражания действиям воспитателя и детей, правильно, активно выполняющих задания.

Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям во   2-й мл. группе

  • Показ взрослого.
  • Показ ребенка, правильно выполняющего действия.
  • Образное пояснение.
  • Наглядность.
  • Указания, напоминания.
  • Совместные действия со взрослым.

Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям в средней  группе

  • Выразительное исполнение взрослого.
  • Краткое пояснение, указания, напоминания.
  • Игровые ситуации.
  • Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.
  • Совместные действия со взрослым.
  • Наглядность.
  • Многократное повторение.

Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям в   старшей  группе

  • Точный выразительный показ взрослого.
  • Краткое пояснение, указания, напоминания.
  • Игровые ситуации.
  • Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.
  • Многократное повторение, варьирование знакомого материала.
  • Момент соревнования
  • Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.

Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям в   подготовительной .группе

  • Предварительное прослушивание.
  • Пояснение, указание, напоминание.
  • Показ взрослого и детей, правильно выполняющих движения.
  • Погружения в музыку
  • Предварительный анализ.
  • Многократное повторение, варьирование знакомого материала.
  • Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.

 В процессе исполнения ритмических движений использую вербальные и невербальные методы (мимика, жесты, пантомима и др.).

Если  рассмотреть  поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям, то на  1-й этапе – (развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию )    использую такой прием,  как  «Вовлекающий показ» в  зеркальном отражении»

На 2-й этапе – (развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции) практикую такой прием  как- показ исполнения композиций детьми; показ упражнения условными жестами, мимикой; - словесные указания;  «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку

На 3-й этапе (заключительном этапе)  - развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения  (умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения)  применяю такие приемы:   слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;  подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога;  показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.

Хочу обратиться к современным методам и приемам, которые обуславливаются развитием информатизации ведь именно информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Доказано, что хорошо  усваивается тот материал, который интересен ребенку.. Движение, звук, целостная картина увиденного привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание  действовать, повторять, запоминать,  играть, вернуться к этому вновь.
Для развития музыкально- ритмических движений , будь то упражнение, игра, хоровод, танец, часто   использую аудиозаписи на на  флешносителе  или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как,  я не сижу за фортепиано, а могу показать  танцевальное движение или кого-то поправить.

Новые движения я  могу  показать  на видео, где дети смотрят красивый показ  в соответствующей стилю одежде : если движения русские   народные  -  могу  надеть русский костюм с красными сапожками;  если переменный шаг или вальс  -  то в классической чёрно  -  белой одежде. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же.   Такой  приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация  передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

 Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Применяю в своей практики использование пикторграмм- это маленькая картинка, схематическое изображение различных предметов и явлений.

clock09.png

boot-t13738.jpg        larg_14_xs20_rock_hats_sm.jpg


«
Паровозик» ( в мл. возрасте соединяют ладошки и «толкают друг друга, ножки пританцовывают,  в старшем возрасте прыжком  поворачиваются на 900, на пружинке двигаются всем телом, руки сжаты в кулачки, двигаются по бокам);

 «Часики»  ( под музыку дети отрывают поочередно пятки от пола, ставят ногу на носок);

«Ромашка». – (дети стоят парами лицом друг к другу, ноги вместе, ладошки соединены перед грудью.  Под музыку дети отставляют носок ноги (например, девочка правой, мальчик – левой, руки раскрывают в стороны «лодочкой», слегка наклоняются в сторону носка. Возвращаются в и.п. Затем движение с другой ноги);

«Крестик»  (Дети стоят по линии танца плечом к плечу, держатся за руки – правая рука мальчика держит правую девочки, левая рука держит левую);

«Стрелочка»  (Дети стоят по линии танца плечом к плечу, держатся за руки – правая рука мальчика держит правую девочки, левая рука держит левую);

«Тарелочки»  (Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-вниз);

«Пружинка» ( Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-вниз);

«Лодочка» (Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-вниз)

Самым эффективным приемом в разучивании  детьми  нового танца  (если он размещен на инетрнет- ресурсах) считаю наглядно- зрительный метод, когда коллектив детей просматривает видеозапись танца и видят сюжет, замечают перестроения, воспринимают  целостную картину . Дети намного быстрее запоминают движения, линии перестроения. Результат намного выше, чем при разучивании танца, если бы его показывал педагог в паре с другим воспитателем или ребенком.

Практикую с детьми просмотр и анализ  фото и видеокадров, где в деликатной форме проводим совместную оценку качества детского исполнения, исправляем ошибки, недостатки, а также поощряю и вселяю уверенность в творческие и эстетические  возможности детей.

Использование современных ИКТ  в развитии музыкально- ритмических движений детьми  позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования музыкально – ритмического кружка «Мозаика»

Данная программа содержит в себе календарно - тематический план с разработанными занятиями. А также описание танцевального материала, используемого в течении года и карту диагностики уровня музыкально...

Использование метода моделирования для реализации задач области «Художественное творчество»

В статье описано, как применять метод моделирования на занятиях по художественному творчеству. Также приведен пример фрагмента занятия и его самоанализ....

Использование метода моделирования для реализации задач области «Коммуникация»

Использование метода  моделирования для  реализации задач области «Коммуникация»...

Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС

Использование современных методов и приемов  в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС  ...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Основная цель, которую мы, педагоги, ставим перед собой – это непосредственное вовлечение родителей в различные, как традиционные, так и новые, интерактивные формы образовательной и досуговой де...

Выступление на педсовете. Сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на педсовете. Сообщение по теме:«Использование разных видов планированияпо реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Использование современных методов, приемов и технологий в музыкальном воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Новые подходы к музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольников....