Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС
методическая разработка по музыке на тему
Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_publikatsii.docx | 22.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС, образовательная программа ДОУ формируется, как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Образовательное содержание программы, в т. ч музыкальное становится условием и средством вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытии и презентации своего «я» социуму. Музыка выступает, как одним из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, и самое главное, миром человека, его эмоций , переживаний чувств. Одним из целевых ориентиров (т.е социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка) на этапе завершения дошкольного образования являются следующие ориентиры:
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,
воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в
игре.
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои действия, управлять ими.
Требование к психолого - педагогическим условиям для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
В соответствии с ФГОС решение задач художественно- эстетической области должно быть направлено на приобретение опыта в музыкальной деятельности ( музыкально- ритмических движений).
Музыкально- двигательная активность развивает у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Одним из средств реализации этого качества является область художественно- эстетического развития, в частности музыкальное воспитание, (развитие музыкально- ритмических движений).
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям я использую различные методы: как классические, так и современные.
• - Наглядно-слуховой - исполнение музыки
• Наглядно-зрительный - показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий.
• Словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным объяснение с использованием музыкальных терминов, пояснение, напоминание, поощрение.
• Практический метод – многократное повторение музыкально-ритмических движений
• Игровой метод - педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.
• Импровизационный метод - позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.
• Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением
• Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.
• Метод моделирования – составление последовательности танца, хоровода, игры с помощью схем моделирования, использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в 1 я мл. группе
• Подражательные движения по показу взрослого.
• Совместные действия со взрослым.
• Короткие указания.
• Игровые приемы (игрушки).
• Игровые действия с предметами (флажками, погремушками, платочками и др.)
• Запаздывающий показ воспитателя (на последующих занятиях)
• Подражания действиям воспитателя и детей, правильно, активно выполняющих задания.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям во 2-й мл. группе
• Показ взрослого.
• Показ ребенка, правильно выполняющего действия.
• Образное пояснение.
• Наглядность.
• Указания, напоминания.
• Совместные действия со взрослым.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в средней группе
• Выразительное исполнение взрослого.
• Краткое пояснение, указания, напоминания.
• Игровые ситуации.
• Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.
• Совместные действия со взрослым.
• Наглядность.
• Многократное повторение.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в старшей группе
• Точный выразительный показ взрослого.
• Краткое пояснение, указания, напоминания.
• Игровые ситуации.
• Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.
• Многократное повторение, варьирование знакомого материала.
• Момент соревнования
• Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в подготовительной .группе
• Предварительное прослушивание.
• Пояснение, указание, напоминание.
• Показ взрослого и детей, правильно выполняющих движения.
• Погружения в музыку
• Предварительный анализ.
• Многократное повторение, варьирование знакомого материала.
• Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.
В процессе исполнения ритмических движений использую вербальные и невербальные методы (мимика, жесты, пантомима и др.).
Если рассмотреть поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям, то на 1-й этапе – (развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию ) использую такой прием, как «Вовлекающий показ» в зеркальном отражении»
На 2-й этапе – (развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции) практикую такой прием как- показ исполнения композиций детьми; показ упражнения условными жестами, мимикой; - словесные указания; «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку
На 3-й этапе (заключительном этапе) - развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения (умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения) применяю такие приемы: слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов; подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога; показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Хочу обратиться к современным методам и приемам, которые обуславливаются развитием информатизации ведь именно информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Доказано, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.. Движение, звук, целостная картина увиденного привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, повторять, запоминать, играть, вернуться к этому вновь.
Для развития музыкально- ритмических движений , будь то упражнение, игра, хоровод, танец, часто использую аудиозаписи на на флешносителе или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить.
Новые движения я могу показать на видео, где дети смотрят красивый показ в соответствующей стилю одежде : если движения русские народные - могу надеть русский костюм с красными сапожками; если переменный шаг или вальс - то в классической чёрно - белой одежде. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Применяю в своей практики использование пикторграмм- это маленькая картинка, схематическое изображение различных предметов и явлений.
«Паровозик» ( в мл. возрасте соединяют ладошки и «толкают друг друга, ножки пританцовывают, в старшем возрасте прыжком поворачиваются на 900, на пружинке двигаются всем телом, руки сжаты в кулачки, двигаются по бокам);
«Часики» ( под музыку дети отрывают поочередно пятки от пола, ставят ногу на носок);
«Ромашка». – (дети стоят парами лицом друг к другу, ноги вместе, ладошки соединены перед грудью. Под музыку дети отставляют носок ноги (например, девочка правой, мальчик – левой, руки раскрывают в стороны «лодочкой», слегка наклоняются в сторону носка. Возвращаются в и.п. Затем движение с другой ноги);
«Крестик» (Дети стоят по линии танца плечом к плечу, держатся за руки – правая рука мальчика держит правую девочки, левая рука держит левую);
«Стрелочка» (Дети стоят по линии танца плечом к плечу, держатся за руки – правая рука мальчика держит правую девочки, левая рука держит левую);
«Тарелочки» (Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-вниз);
«Пружинка» ( Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-вниз);
«Лодочка» (Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-вниз)
Самым эффективным приемом в разучивании детьми нового танца (если он размещен на инетрнет- ресурсах) считаю наглядно- зрительный метод, когда коллектив детей просматривает видеозапись танца и видят сюжет, замечают перестроения, воспринимают целостную картину . Дети намного быстрее запоминают движения, линии перестроения. Результат намного выше, чем при разучивании танца, если бы его показывал педагог в паре с другим воспитателем или ребенком.
Практикую с детьми просмотр и анализ фото и видеокадров, где в деликатной форме проводим совместную оценку качества детского исполнения, исправляем ошибки, недостатки, а также поощряю и вселяю уверенность в творческие и эстетические возможности детей.
Использование современных ИКТ в развитии музыкально- ритмических движений детьми позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС
Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС...
Творческий проект "Использование танцевальных и спортивных атрибутов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям (создание предметно-игровой среды в музыкальном зале)".
Творческий проект по созданию предметно-развивающей среды в музыкальном зале....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Программа художественно - эстетической направленности «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста составлена с учетом авторской программы по А.И.Бурениной....
Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр и пособий в решении современных педагогических задач музыкального образования »
В разработке делается акцент на современных требованиях к использованию музыкально-дидактических игр....
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Основная цель, которую мы, педагоги, ставим перед собой – это непосредственное вовлечение родителей в различные, как традиционные, так и новые, интерактивные формы образовательной и досуговой де...
Выступление на педсовете. Сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на педсовете. Сообщение по теме:«Использование разных видов планированияпо реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...
Использование современных методов, приемов и технологий в музыкальном воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Новые подходы к музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольников....