Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Музыка" по теме: "Музыкальные жанры"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Песня, танец, марш
П. Чайковский. Полька.
С. Майкапар. Полька
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с танцем полька.
Ход занятия:
Пётр Ильич Чайковский
1840 - 1893
Русский композитор, дирижёр, педагог
П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной музыкой. Сегодня вы услышите две польки - П. Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.
П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая, подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька - это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец. (Исполняет пьесу повторно.)
Самуил Моисеевич Майкапар
1867 - 1938
Русский композитор, пианист, педагог
А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Тоже весёлая, задорная.
П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более длинные музыкальные фразы - взлёты и спуски мелодии (исполняет фрагмент, 1-10-й такты). Мелодия звучит то плавно, то отрывисто (играет 1-2-й такты).
Обе польки очень близки по характеру, они изящные, лёгкие, весёлые. Пожалуй, пьеса С. Майкапара начинается с большим блеском, ярко, с озорством (исполняет фрагмент), а полька П. Чайковского в начале звучит легко, грациозно, воздушно, остро (исполняет фрагмент). Местами и в польке С. Майкапара звучность затихает (играет 10-20-й такты), но потом вновь в ней появляется задор, блеск, озорство. (Играет 20-23-й такты.)
Эти повторяющиеся высокие отрывистые звуки похожи на шутливое взвизгивание скрипок в оркестре. (Играет фрагмент повторно.)
Давайте движениями рук передадим характер этих пьес. В польке П. Чайковского движения будут лёгкими и более отрывистыми, а в польке С. Майкапара более плавными. (Играет обе пьесы.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки.
Ход занятия:
Педагог исполняет польку П. Чайковского, дети высказываются о характере музыки.
П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент средней части), а в начале и в конце - легко, отрывисто, высоко. (Играет фрагмент.)
Полька начинается изящно, легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. (Исполняет фрагмент.) А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр - большой, смешной и неповоротливый. (Исполняет фрагмент.) Потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше - снова танцует девочка. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)
В польке С. Майкапара тоже две части. Они похожи между собой и разделяются задорной, озорной мелодией на повторяющихся звуках, похожей на игру скрипочек. В середине пьесы эта мелодия звучит звонко, празднично (играет 20-23-й такты), а в самом конце - тихо, поддразнивая, очень высоко (играет последние четыре такта).
Вторая часть пьесы лёгкая, воздушная, полётная, нежная, в ней много коротких, летящих мелодий (играет фрагмент второй части, затем всю пьесу).
Давайте потанцуем под музыку полек П. Чайковского и С. Майкапара. (Исполняет обе пьесы. На последующих занятиях можно сравнить и другие польки с уже знакомыми, например, польку-галоп «Трик-трак» И. Штрауса, польку С. Рахманинова и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: Формирование элементарных математических представлений . Тема: « Число и цифра 7. Геометрические фигуры. Дни недели»
-Учить детей считать в пределах семи. Соотносить цифру с числом.-Закрепить порядковый счет. Продолжать учить с детьми названия дней недели.-Развивать у детей внимание, мышление, память. Учить детей ор...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие Образовательная деятельность: ФЭМП. Тема: «Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи»
Задачи:- учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, на котором по счету месте?;-учить соотносить количество предметов с цифрой;-учить сравнивать числа , понимать...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: "Домашние животные".
Обогащать и систематизировать словарный запас; активизировать и закреплять речь по теме: "Домашние животные"; развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.Задачи:Обр...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Этикет. Тема: « Искусство нравиться людям».
Дать детям понятия правил этикета в одежде, закрепить понятие об опрятности одежды и правильного внешнего вида.-Выяснить значение первого впечатления о человеке, объяснить выражение «встречают п...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Социально - коммуникативное развитие Образовательная деятельность: Этикет. Тема: « Дружить – значит весело жить»
Расширять представления детей о взаимоотношениях людей, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям. Побуждать к соблюдению пр...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие Образовательная деятельность: ФЭМП. Тема: «Математическая загадка, знаки +, -, состав числа 9 из двух меньших, геометрические фигуры».
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение загадки; учить определять, какой математический знак надо написать в примере (+ или –); продолжать учить...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Художественно- эстетическое развитие Образовательная деятельность: Конструирование. Тема: «Корзиночка»
Освоение детьми нового способа работы с бумагой.Учить правильно складывать квадратный лист бумаги на шестнадцать маленьких квадратиков; развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику...