Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольном учреждении.
статья по музыке (средняя группа) по теме
Музыкальные занятия для детей необходимо организовать таким образом, чтобы они были не только полезными и информативными, но и интересными для ребенка, чтобы он радовался их посещению, а не плакал, как по дороге в детский сад. Ведь только знания и навыки, получаемые с удовольствием, будут формировать личность, а не ломать ее!
В статье затронуты вопросы музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с применением концепции Карла Орфа. В качесве примера приведены этапы занятий музыкой детей 3-х и 4-х летнего возроста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальное воспитание | 50 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь».
Карл Орф
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.
Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. Вся “теория” его концепции зафиксирована в нотах — небольших и полных очарования партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна в исполнении даже маленьким детям.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Обучение через творчество — не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и заниженно-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования;— помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.
В настоящее время в России появляется большой интерес к музыкальному воспитанию по концепции Орфа, она получает все большую популярность среди педагогов.
Основываясь на концепции Орфа в детском саду № 3 "Солнышко" музыкально-ритмические занятия провожу второй год. Главная цель этих занятий – игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению, как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.
В занятия включены:
- Музыкально-ритмическая и игровая деятельность.
Эта деятельность особенно привлекательна для дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. На занятиях дети учатся передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные движения.
- Пение.
Пение – играет огромную роль в общем и музыкальном развитии детей. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования использую игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры. Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности.
Платон и его последователи полагали, что «…воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
- Ритмика.
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Музыкально-ритмическое воспитание имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, прививать им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности.
Основной задачей ритмики в своей работе ставлю развитие у детей общей музыкальности и чувства ритма, внимания, памяти, выявление творческих способностей. Важно заметить, что музыкально - ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления.
- Первое обеспечивает музыкальное развитие, включая развитие музыкального слуха, усвоения музыкальных знаний и умений подчинять движения музыке.
- Второе дает правильные двигательные навыки при разучивании танцевальных элементов. Именно на этих занятиях дети впервые знакомятся с особенностями танцевальной национальной культуры.
- Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела, ориентироваться в пространстве, умения держать равные интервалы.
В основе занятий лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Приходится подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям, и легко поддаются отражению в движении. Такие задания, к счастью, развивают у детей образность движения, учат их более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения. С большим удовольствием дети исполняют танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.
Так же распространенными видами музыкально-ритмической деятельности являются игры. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, именно то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Интерес к игре и эмоциональная принадлежность в процессе ее исполнения способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Необходимо отмечать каждое удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе. Огромное значение на уроках ритмики должно уделяться и умению детей владеть своим телом. Чем способней, пластичней ребенок в движении, тем ярче в нем будет развиваться творческое начало, вырабатываться художественный вкус. Исчезнет скованность движений, появится уверенность, радость от своих возможностей.
Как именно провожу занятие, на которое приходят дети в 3 года.
Первое и главное условие — развитие в движении!
Физиология маленького ребенка такова, что усидеть на месте ему крайне сложно. Учитывая эту особенность, эффективно использую ее во благо ребенка:
- Занимаемся, не сидя за столиками, а в свободном пространстве — на ковре. Таким образом, можно без труда менять виды упражнений и перемещаться так, как удобно ребенку.
- Занятие всегда начинаю с приветствия, эту функцию может выполнять хоровод, приветственная песенка, или игра. Детям необходимо настроится, вспомнить имена друзей, которые находятся в общем кругу, т.к. это необходимо для развития коммуникативных навыков и снятия психологических блоков.
- Далее идет распевка в игровой форме и основная программа, составленная специально для ребенка 3-х лет. Она включает песни и игры по заданной тематике, изучение инструментов симфонического оркестра, игру на шумовых инструментах.
Особой формой занятия является рассказ о жизни композиторов в сказочной форме и прослушивание небольших классических произведений. Это развивает эрудицию детей и позволяет им ориентироваться в огромном мире музыки.
Дети 4 года.
В 4 года у ребенка продолжают развиваться личностные и творческие качества. Основные речевые навыки к этому возрасту обычно уже сформированы, поэтому занятия музыкой постепенно можно поворачивать в сторону профессионализации. Безусловно, игровую методику при этом оставляю, но учебный материал усложняю.
- Развитие слуха
Параллельно с развитием музыкального слуха начинаю постепенно постановку голосового аппарата: ребенок учится правильно дышать во время пения и управлять своим голосом. Для этого делаем специальные распевки и игровые вокализы.
- Ритм
В ритмических упражнениях использую более сложные движения и их комбинации, по сравнению с программой предыдущей возрастной категории. Теперь упражнения должны исполняться четко в ритме музыки аккомпанемента. Ребенок уже может почувствовать различие между быстрыми и медленными длительностями и даже идентифицировать их. Игровая методика позволяет обучить 4-х летних детей довольно сложным вещам: после 6-8 уроков они уже могут самостоятельно прохлопать, или промаршировать восьмыми, четвертями и половинными нотами.
- Музыкальные игры
Использую, хороводные игры, подвижные, игры с перестроениями и т.д. Каждая из них формирует у ребенка хорошую координацию движений, реакцию и умение взаимодействовать в команде.
- Шумовой оркестр
Мы разыгрываем с детьми небольшие тематические импровизации на шумовых инструментах: коробочки, барабаны, колокольчики.
Музыкальный руководитель Мункина Л.В.
Детский сад № 3 «Солнышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
Августовская конференция работников образования Мошковского района Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в ус...
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятияхчерез логоритмические упражнения....
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
развитие ритмических навыков...
презентация "Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкально-ритмических движений детей старшего дошкольного возраста"
обобщение опыта работы по теме самообразования...
Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».
Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста...