Рабочая программа по трудовому воспитанию для детей среднего, старшего, подготовленного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Золушка» «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» (далее – Про
рабочая программа
Многие педагоги и психологи уделяли внимание проблеме трудового воспитания и его влиянию на формирование нравственно-волевых качеств у дошкольников. Согласно исследованиям, у детей этого возраста в разной степени могут быть развиты все психологические компоненты труда: способность ставить перед собой цели и достигать их (З.Н. Борисова, Р.И. Жуковская, Г.Н. Година, В.Г. Нечаева), осознание важности труда взрослых и общественно значимые мотивы собственной трудовой деятельности (В.К. Котырло, А.З. Неверович, З.Н. Борисова, В.И. Логинова), а также такие социальные качества личности, как заботливость, ответственность, чувство нравственного долга, самостоятельность и другие (Р.С. Буре, Г.Н. Година, Р.Н. Ибрагимова, К.А. Климова).
Развитие трудолюбия у детей играет важную воспитательную роль. Труд помогает формировать ответственное отношение к своим обязанностям. Однако прививать уважение к труду можно только тогда, когда дети овладевают основными трудовыми навыками и понимают значение своей работы. Труд также способствует сенсорному развитию дошкольников, формируя у них устойчивый интерес и трудолюбие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по трудовому воспитанию | 110.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Золушка»
г. Шарыпово Красноярского края Тел.:8 391532 44 40
СОГЛАСОВАНО на заседании Совета ДОУ МАДОУ № 6 «Золушка» «__» _____202_ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МАДОУ № 6 «Золушка» _________Ю.Я. Михайлова Приказ №____ от «__» ____ 202_ г. |
Парциальная программа
по трудовому воспитанию
для детей среднего, старшего, подготовленного возраста
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Золушка»
«Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» (далее – Программа)
Программу составили:
воспитатель Богочева Н.П.
воспитатель Козленко О.В.
г.Шарыпово, 2024 г.
№п/п | Содержание | стр |
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи Программы | 3 |
1.3. | Педагогические принципы Программы | 4 |
1.4. | Краткая характеристика видов труда | 6 |
1.4.1. | Содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых | 7 |
1.4.2. | Содержание работы с дошкольниками по видам труда детей | 8 |
1.5. | Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста | 10 |
1.6. | Этапы реализации Программы | 11 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 12 |
2.1. | Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет | 12 |
2.2. | Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет | 13 |
2.3. | Возрастные особенности психофизического развития детей 6-7 | 15 |
2.4. | Перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей средней группы | 16 |
2.5. | Перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей старшей и подготовительной группы | 18 |
2.6. | Учебно-тематический план | 27 |
2.7. | Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей | 35 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 36 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 36 |
3.2. | Программно-методическое обеспечение рабочей программы | 38 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
Приложение 1 | 40 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Многие педагоги и психологи уделяли внимание проблеме трудового воспитания и его влиянию на формирование нравственно-волевых качеств у дошкольников. Согласно исследованиям, у детей этого возраста в разной степени могут быть развиты все психологические компоненты труда: способность ставить перед собой цели и достигать их (З.Н. Борисова, Р.И. Жуковская, Г.Н. Година, В.Г. Нечаева), осознание важности труда взрослых и общественно значимые мотивы собственной трудовой деятельности (В.К. Котырло, А.З. Неверович, З.Н. Борисова, В.И. Логинова), а также такие социальные качества личности, как заботливость, ответственность, чувство нравственного долга, самостоятельность и другие (Р.С. Буре, Г.Н. Година, Р.Н. Ибрагимова, К.А. Климова).
Развитие трудолюбия у детей играет важную воспитательную роль. Труд помогает формировать ответственное отношение к своим обязанностям. Однако прививать уважение к труду можно только тогда, когда дети овладевают основными трудовыми навыками и понимают значение своей работы. Труд также способствует сенсорному развитию дошкольников, формируя у них устойчивый интерес и трудолюбие.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель парциальной программы по трудовому воспитанию дошкольников среднего, старшего, подготовленного возраста «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» (далее – Программа) – формирование у детей дошкольного возраста трудовых навыков, любви к труду, ответственности и самостоятельности через практическую деятельность и позитивные примеры.
Задачи Программы:
1) воспитывать положительное отношение к труду и уважение к людям труда;
2) формировать базовые трудовые навыки в доступных для дошкольников видах деятельности;
3) развивать у детей самостоятельность, инициативность, аккуратность и терпение в выполнении заданий;
4) обучать планированию и организации труда с учетом возможностей и возрастных особенностей детей;
5) воспитывать ответственность за результат своего труда и умение работать в коллективе.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
При разработке Программы учитывались следующие принципы:
1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научнообоснованными и практически апробированными методиками;
– содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному».
4. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
5. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
6. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
9. Принцип интереса построение или корректировка содержания программы с опорой на интересы и жизненный опыт детей.
При разработке образовательной программы учтены принципы общей педагогики:
–единство воспитательного и образовательного процесса.
–научность содержания обучения.
–учет возрастных возможностей ребенка.
–доступность материала.
–повторяемость материала.
–концентричность материала.
–особенности дошкольного возраста диктуют построение творческой деятельности детей таким образом, чтобы изготовление изделий подкреплялось словом, игровой ситуацией, драматизацией. Такая работа способствует также развитию речи детей, умению общаться
Возрастная группа: дети среднего, старшего, подготовленного возраста.
1.4. Краткая характеристика видов труда
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
1.4.1. Содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых
На протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Учитывая особенности восприятия детьми явлений окружающего мира, в методических разработках для педагогов дошкольных образовательных учреждений прослеживается следующая логика: сначала детей знакомят профессиями работников детского сада, затем с профессиональной деятельностью людей в ближайших учреждениях предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям. В процесс ознакомления детей дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых могу быть введены игры, отражающие современные социально экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики.
В процессе ознакомления с трудом взрослых дошкольники расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр). Знают, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.
Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился? Кто построил этот дом?) Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.).
Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.
Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения, ракетостроения и пр.
Имеют общее представление о труде взрослых (труд– основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всем мире).
Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе.
Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса, изображая рисунками-значками. (Ситуация – пролитый кисель на полу. Цель и мотив (что надо сделать и для чего). Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся (значок: лужица, перечеркнутая чертой). Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудование (значок: перевернутое ведро и тряпка, висящая для просушки). Результат. Стало чисто (значок: на чистом полу стоит веселый воспитатель).)
Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.
1.4.2. Содержание работы с дошкольниками по видам труда детей
Самообслуживание
Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хранят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок.
Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).
Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель.
Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
Хозяйственно-бытовой труд
Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия).
Выполняют обязанности дежурных.
Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок.
Занимаются стиркой.
Стараются помогать малышам.
Уважают тех, кто трудится, и бережно относятся к результатам их труда.
Труд в природе
Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, срезать цветы для букетов, собирать урожай).
Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь.
Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту.
Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.
Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, не забывают кормить зимующих птиц.
Следят за чистотой и хранением инвентаря.
Ручной труд
Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.
Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
1.5. Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.
Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание. (Приложение 1).
1.6. Этапы реализации Программы
Подготовительный этап:
Проведение диагностики начальных трудовых навыков детей.
Подготовка условий для организации трудовой деятельности (создание рабочих мест, подбор инструментов и материалов).
Основной этап:
Проведение занятий по трудовому воспитанию, включение детей в трудовые процессы.
Регулярный анализ и наблюдение за развитием трудовых навыков у детей.
Корректировка занятий и задач в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Заключительный этап:
Итоговая диагностика достижений детей.
Проведение итоговых коллективных мероприятий, демонстрирующих результаты труда детей (например, выставка поделок).
Оценка Программы и обсуждение результатов с коллективом педагогов.
Ожидаемые результаты:
1) дети овладеют базовыми навыками самообслуживания и хозяйственно-бытового труда;
2) сформируется положительное отношение к труду и уважение к его результатам;
3) у детей появится чувство ответственности за выполненные задания и инициативность в трудовой деятельности;
4) будет развиваться коллективная работа и умение взаимодействовать с другими детьми при выполнении трудовых задач;
5) сформируются навыки планирования и самостоятельности в выполнении повседневных трудовых заданий.
Методы работы:
Практическое обучение: Постоянное включение детей в посильные трудовые процессы на протяжении дня.
Педагогическое сопровождение: Объяснение и показ трудовых действий воспитателем, активное участие педагога в совместной работе.
Игровой метод: Включение трудовых задач в игры (например, игра в магазин, мастерскую).
Наглядность: Использование наглядных пособий, демонстрация реальных примеров трудовой деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет
Дошкольный возраст 4-5 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я». Важным показателем этого возраста 4-5 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 4-5 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. В 4-5 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является ранняя профилизация, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о труде взрослых, космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 4-5 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на профилизацию, дадут хороший результат.
2.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет
Дети старшего дошкольного возраста, уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако, дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2.3. Возрастные особенности психофизического развития детей 6-7
Возраст 6-7 лет Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни – обучению в школе. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6-7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественнозначимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.
2.4. Перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей средней группы
Срок | Виды труда | Тема и программное содержание |
Сентябрь | Труд в природе | Мытье комнатных растений – совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; воспитывать бережное отношение к природе. |
Самообслуживание | Следить за внешним видом – закрепить умение без напоминания взрослого следить за своей одеждой во время прогулки | |
Хозяйственно-бытовой труд | Сюжетно-ролевая игра. «Больница» – обогатить знания о личной гигиене. | |
Октябрь | Самообслуживание | Дидактическая игра «Одень куклу Машу» – закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду |
Труд в природе | Полив комнатных растений – Закрепить правила полива растений. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Сюжетно-ролевая игра. «Парикмахерская» – обогатить знания о личной гигиене. | |
Ноябрь | Самообслуживание | Следить за чистотой одежды. |
Труд в природе | Мытье игрушек – формировать культуру труда; воспитывать трудолюбие, старательность. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Сюжетно-ролевая игра «Семья» – приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности. | |
Декабрь | Самообслуживание | Следить за внешним видом – закрепить умение без напоминания взрослого следить за своей одеждой во время прогулки. |
Труд в природе | Наблюдение за работой дворника. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Раскладывание книг в книжном уголке | |
Январь | Самообслуживание | Следить за внешним видом – закрепить умение без напоминания взрослого следить за своей одеждой во время прогулки. |
Труд в природе | Раскладывание книг в книжном уголке – продолжать учить без напоминания взрослого раскладывать все на свои места; воспитывать любовь к порядку. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Привести в порядок кукольную одежду. Закреплять умения стирать (сортировать белье на светлое и темное, замачивать и т.д.). | |
Февраль | Самообслуживание | Следить за чистотой своих зубов – совершенствовать навык без напоминания взрослого чистить зубы после приема пищи. |
Труд в природе | Совместные действия «Посев семян укропа и петрушки». Учить подготавливать бороздки для посева семян. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Игра – соревнование «Кто лучше очистить участок от снега» – воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять. | |
Март | Самообслуживание | Когда мы используем носовой платок – закреплять умение своевременно, без контроля и напоминания взрослого пользоваться. |
Труд в природе | Подготовка в емкости воды для следующего полива цветов. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Игра-соревнование « Самый лучший дежурный» – учить самостоятельно, без напоминания взрослого готовить рабочие места. | |
Апрель | Самообслуживание | Потряхивание одежды от песка – продолжаем учить следить за своим внешним видом. |
Труд в природе | Уборка участка от мусора – воспитывать положительное отношение к труду. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Наведение порядка в игровой зоне – развивать стремление к совместной деятельности; воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях. | |
Май | Самообслуживание | Дидактическая игра «Помоги застегнуть пуговицу». Закрепить умение самостоятельно застегивать пуговицу на платье. |
Труд в природе | Сбор сухих веток на участке – формировать желание трудиться сообща. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Ремонт книг и коробок от настольных игр. Совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к книгам. |
2.5. Перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей старшей и подготовительной группы
Срок | Виды труда | Тема и программное содержание |
Сентябрь | Закреплять умения детей следить за личной гигиеной. Учить ребенка выполнять обязанности дежурного. | Игра «Путешествие в страну чистоты» – воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность. Игра – соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре. |
Формировать представление о труде взрослых | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» – воспитывать познавательный интерес к труду взрослых. Беседа на тему «Кто трудится в детском саду» – учит различать профессии взрослых по существенным признакам. | |
Самообслуживание | Следить за внешним видом – закрепить умение без напоминания взрослого следить за своей одеждой во время прогулки. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Сюжетно-ролевая игра. « Парикмахерская» – обогатить знания о личной гигиене. | |
Октябрь | Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов хозяйственно-бытовой труди труда в природе. | (Самообслуживание) Игровое упражнение « Все делаем по порядку» – учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду. (Хозяйственно-бытовой труд) Игра-соревнование « Кто лучше заправит кровать» – совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым. (Труд в природе) Поручение: «Сбор листьев на участке»– побуждать принимать активное участие в уборке прогулочного участка. |
Формировать представление о труде взрослых. | Образовательное событие «Познание» «Здоровье» «Мое здоровье в моих руках» – формировать у детей интерес к профессии врача, взаимосвязи здоровья и здорового образа жизни. | |
Самообслуживание | Дидактическая игра «Одень куклу» – закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду. | |
Хозяйственно-бытовой труд | Складывание кроватных покрывал. Закреплять умение правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность. | |
Труд в природе | Полив комнатных растений. Закрепить правила полива растений, требующих особого режима полива; воспитывать желание правильно ухаживать за растениями. | |
Ноябрь | Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов хозяйственно-бытовой труд и труда в природе | (Cамообслуживание) Беседа на тему: «Порядок в шкафу» – формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность. (Хозяйственно-бытовой труд) Сюжетно-ролевая игра «Семья» – приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности. (Труд в природе) Задание «Сгребание снега вокруг деревьев и кустарников» – воспитывать бережное отношение к природе. Вызывать желание трудиться. |
Формировать представление о труде взрослых. | Образовательное событие « Познание» «Все профессии важны – все профессии важны» – закреплять и расширить представления детей о труде взрослых. | |
Самообслуживание. | Следить за чистотой одежды – закрепить умение отряхивать одежду после прогулок от снега. | |
Хозяйственно-бытовой труд. | Мытье строительного материала. Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку | |
Труд в природе. | Очистка крыльца от снега – воспитывать аккуратность при выполнении трудовых действий. | |
Декабрь | Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов хозяйственно-бытовой труд и труда в природе. | (Самообслуживание). Досуг «Что такое личная гигиена» – закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены. (Хозяйственно-бытовой труд) Рассматривание иллюстраций «Стирка кукольного белья» – закреплять последовательность стирки кукольного белья. (Труд в природе) Поручение « Помочь дворнику расчистить участок от снега» – развивать умение видеть целесообразность трудовых действий. |
Формировать представление о труде взрослых. | Наблюдение за работой дворника – воспитывать любовь и уважение к работе дворника. | |
Самообслуживание. | Как правильно мыть руки – самостоятельно без напоминания взрослого мыть руки с мылом и пользоваться своим полотенцем. | |
Хозяйственно-бытовой труд. | Мытье игрушек – формировать культуру труда; учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность. | |
Труд в природе. | Навести порядок в коробке с инвентарем по уходу за центром природы. | |
Январь | Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов Хозяйственно-бытовой труд и труда в природе. | (Самообслуживание) Беседа: «Моя одежда и обувь» – воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид. (Хозяйственно-бытовой труд) Поручение –привести в порядок кукольную одежду. Закреплять умения стирать(сортировать белье на светлое и темное, замачивать и т.д.); знать правила стирки; учить пришивать пуговицы; воспитывать привычку к чистоте, аккуратность. (Труд в природе) Совместная деятельность «Покормим птиц» – закрепить знания о жизни птиц зимой, воспитывать желание заботиться о них. |
Самообслуживание. | Следить за внешним видом – закрепить умение без напоминания взрослого следить за своей одеждой во время прогулки. | |
Хозяйственно-бытовой труд. | Раскладывание книг в книжном уголке – продолжать учить без напоминания взрослого раскладывать все на свои места; воспитывать любовь к порядку, аккуратность, опрятность. | |
Труд в природе. | Постройка снежной горки для куклы – воспитывать желание трудиться в коллективе. | |
Февраль | Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов Хозяйственно-бытовой труд и труда в природе. | (Самообслуживание) Беседа на тему: «… И зубной порошок!» – Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н. (Хозяйственно-бытовой труд) Игра – соревнование « Кто лучше очистит участок от снега» - воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности. (Труд в природе) Совместные действия «Посев семян укропа и петрушки». Учить подготавливать бороздки для посева семян; воспитывать желание помогать взрослым, развивать трудолюбие. |
Формировать представление о труде взрослых. | Экскурсия в кабинет врача – стоматолога. Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать уважение к труду взрослых Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» – формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины. | |
Самообслуживание | Следить за чистотой своих зубов – совершенствовать навык без напоминания взрослого чистить зубы после приема пищи. | |
Хозяйственно-бытовой труд. | Отбор игрушек, подлежащих ремонту – Развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
Труд в природе. | Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений – закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого отношения к ним. | |
Март | Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов Хозяйственно-бытовой труд и труда в природе. | (Самообслуживание) Беседа: «Культура поведения во время приема пищи». Закреплять навыки культурного поведения за столом. (Хозяйственно-бытовой тру) Игра-соревнование «Самый лучший дежурный». Учить самостоятельно, без напоминания взрослого готовить рабочие места сверстникам и убирать материалы после образовательной событии. (Труд в природе) Пересадка комнатных растений. Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; формировать умение работать аккуратно, старательно. |
Труд в природе. | Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений. Закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого отношения к ним. Опрыскивание комнатных растений водой из пульвилизатора. Закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. | |
Формировать представление о труде взрослых. | Дидактическая игра «Кукла Маша». Закреплять знания о труде оленевода. | |
Самообслуживание. | Когда мы используем носовой платок. Закреплять умение своевременно, без контроля и напоминания взрослого пользоваться носовым платком. | |
Хозяйственно-бытовой труд. | Мытье стульчиков. Учить соотносить свою деятель носить с трудом других; совершенствовать трудовые навыки; воспитывать ответственное отношение к труду. | |
Апрель | Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов Хозяйственно-бытовой труд и труда в природе. | (Самообслуживание) Беседа: «Чистота тела». Закрепить знания детей о здоровом образе жизни. (Хозяйственно-бытовой труд) Игра-соревнование «Все держим в чистоте». Закреплять умение замечать непорядок, устранять его; продолжать учить использовать отделения шкафчика по назначению; воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку. (Труд в природе) Посадка фасоли в ящики. Продолжать учить подготавливать бороздки для посадки; упражнять в умении сажать самостоятельно; воспитывать любознательность. |
Формировать представление о труде взрослых. | Формировать представление о труде взрослых. | |
Самообслуживание. | Отряхивание одежды от мокрого песка – продолжаем учить следить за своим внешним видом. | |
Хозяйственно-бытовой труд. | Наведение порядка в группе - развивать стремление к совместной деятельности; воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях. | |
Труд в природе. | Сбор на участке мелкого мусора – воспитывать положительное отношение к труду. | |
Май | Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов Хозяйственно-бытовой труд и труда в природе. | (Самообслуживание) Игра-соревнование «Кто опрятней и аккуратней». Закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого. (Хозяйственно-бытовой труд) Поручение «Уборка в умывальной комнате». Продолжать формировать культуру труда; воспитывать аккуратность. (Труд в природе) Задание Посадка картофеля на огороде. Формировать знание о росте и развитии растений; закрепить умение работать сообща. |
Формировать представление о труде взрослых. | Подбор иллюстраций о труде взрослых. Закреплять знания детей о различных профессиях; расширять. | |
Самообслуживание. | Дидактическая игра «Завяжи шнурки». Закрепить умение самостоятельно завязывать шнурки на ботинках. | |
Хозяйственно-бытовой труд. | Ремонт книг. Совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к книгам. | |
Труд в природе. | Сбор поломанных веток на участке. Формировать желание трудиться сообща. |
2.6. Учебно-тематический план
Сентябрь
Занятие №1.
Тема: «Научи Машу умываться»
Программное содержание:
1. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;
2. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользоваться туалетом.
Занятие №2. Тема: «Наблюдение за работой кастелянши»
Программное содержание:
1. Знакомить с таким видом работы кастелянши, как ремонт постельного белья, костюмов;
2. Давать представления о работе швеи на швейной машине, видах ремонта одежды;
3. Формировать уважение к труду взрослого.
Занятие №3.
Тема: «Как мы одеваемся»
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться;
2. Приучать аккуратно, складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок.
Занятие №4. Тема: «Звонок в ателье»
Программное содержание:
1. Формировать знания о работниках ателье;
2. Развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.
3. Расширять детские представления о многообразии профессий.
4. Способствовать умению участвовать в коллективной игре.
Октябрь
Занятие №1. Тема: «Польем цветы»
Программное содержание:
1. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями;
2. Учить выполнять обязанности дежурного по уголку природы.
3. Научить правильно, поливать цветы.
Занятие №2. Тема: «Мы - закройщики»
Программное содержание:
1. Формировать представление о работе закройщика в ателье или на швейной фабрике;
2. Объяснять понятие «размер одежды»;
3. Развивать интерес к профессии, глазомер.
Занятие №3. Тема: «Фея трудолюбия!»
Программное содержание:
1. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения.
2. Воспитывать культуру трудовой деятельности.
3. Продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой;
4. Прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.
Занятие №4. Тема: «Мы - портные»
Программное содержание:
1. Формировать представление детей о труде портных, их роли в швейной промышленности.
2. Развивать внимание, точность движений, активизировать словарь по теме.
Ноябрь
Занятие №1. Тема: «Служба быта «Бабочка»
Программное содержание:
1. Учить поддерживать порядок в группе, закреплять умения распределять коллективную работу и совместно выполнять её.
2. формирование положительного отношения к труду и его результатам
3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность.
Занятие №2. Тема: «Строитель»
Программное содержание:
1. Дать детям представление о строительных профессиях, о том какие профессии необходимы для постройки дома.
2. Пополнять знания о конструкциях домов.
3. Продолжать знакомить с различными строительными материалами.
Занятие №3. Тема: «Ремонт книг»
Программное содержание:
1. Учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам.
2. Развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами.
3. Воспитывать бережное отношение к книге.
Занятие №4. Тема: «Научим Почемучку мыть посуду»
Программное содержание:
1. Учить детей мыть игрушечную посуду, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс.
2. Формировать специальные трудовые умения: наливать воду, используя ковш; намыливать губку; оттирать губкой грязь; споласкивать; ставить сушиться на поднос.
3. Воспитывать желание овладеть трудовым процессом, умение добиваться промежуточных и итоговых результатов, формировать навыки самоконтроля.
Декабрь
Занятие №1. Тема: «Снег – снежок!»
Программное содержание:
1. Привлекать детей к посильному труду в природе, к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.
2. развивать трудовые умения и навыки; 3. упражнять в метании в цель снежки, сделанные самими ребятами;
Занятие №2. Тема: «Знакомство с трудом кондитера» Программное содержание:
1. Познакомить детей с трудом кондитера.
2. Дать представление о различных видах теста: бисквитное, песочное, воздушное.
3. Познакомить с кондитерскими принадлежностями продуктами, которые используются для выпечки кондитерских изделий.
Занятие №3. Тема: «Дежурство в уголке природы»
Программное содержание:
1. Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы.
2. Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы.
3. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними.
Занятие №4. Тема: «Уборка игрушек»
Программное содержание:
1. Научить поддерживать порядок в группе.
2. Приучать детей убирать игрушки на место после игры, соблюдать порядок.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится.
Январь
Занятие №1. Тема: «Водитель»
Программное содержание:
1. Закрепление знаний и умений о труде водителя, на основе которых дети смогут развить сюжетную, творческую игру.
2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
3. Воспитание уважения к труду водителя.
Занятие №2. Тема: «Вырастим лук»
Программное содержание:
1. Привлекать детей к посадке зелени.
2. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование.
Занятие №3. Тема: «Собери игрушки» Программное содержание:
1. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе.
2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится.
Занятие №4. Тема: «Причеши куклу»
Программное содержание:
1. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.
2. Воспитывать у детей опрятность.
Февраль
Занятие №1. Тема: «Летчики»
Программное содержание:
1. Закрепление представлений детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме.
2. Развитие интереса в игре.
3. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
4. Воспитание у детей уважения к труду летчика.
Занятие №2. Тема: «Мы помощники»
Программное содержание:
1. Закреплять названия различных профессий и определять предметы необходимые для работы (учитель, повар, врач, парикмахер, пожарный, доктор), знать какую пользу они приносят людям.
2. Приучать детей к домашнему труду (мыть посуду, убирать мусор, пылесосить, накрывать на стол).
3. Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение о больном.
Занятие №3. Тема: «Что твориться в шкафчиках»
Программное содержание:
1.Формировать у детей бережное отношение к вещам.
2.Закрепить умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
3.Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.
Занятие №4. Тема: «Мы – дежурные!»
Программное содержание:
1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Март
Занятие №1. Тема: «Растения в нашем уголке природы»
Программное содержание:
1. Учить детей ухаживать за комнатными растениями; совершенствовать навыки работы с использованием моделей.
2. Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Занятие №2 Тема: «Посев семян цветов»
Программное содержание:
1. Дать знания о том, что цветы выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы.
2. Прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду.
3. Закрепить знания об условиях роста растений.
4. Закрепить навыки последовательности посева цветов, используя схему.
Занятие №3. Тема: «Мытье комнатных растений»
Программное содержание:
1.Учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания тряпочку специальную).
2.Воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды);
3.Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Занятие №4. Тема: «Волшебное зеркало»
Программное содержание:
1. Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде.
2. Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки.
3. Приучать детей следить за своим внешним видом.
Апрель
Занятие № 1. Тема: «Мыльные перчатки»
Программное содержание:
1. Формировать умения самостоятельно пользоваться мылом.
2. Учить намыливать руки мылом и тщательно помыть руки теплой водой.
3. Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук).
4. Приучать самостоятельно, закатывать рукава перед мытьем.
Занятие №2. Тема: «Стирка кукольного белья»
Программное содержание:
1. Учить трудиться сообща в определенной последовательности (сортировать бельё на цветное и белое; тщательно намыливать бельё и тереть между рук; тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на верёвку).
2. Формировать навыки работы с водой (стирка белья).
3. воспитывать аккуратность и взаимовыручку; Начатое дело доводить до конца.
Занятие № 3.
Тема: «Как мы умеем помогать младшему воспитателю»
Программное содержание:
1. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду).
2. Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых.
3. Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю и няни накрывать на стол к завтраку, обеду и ужину.
Занятие №4. Тема: «Как мы умеем помогать»
Программное содержание:
1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.
2. Воспитать уважение к труду взрослых.
3. Получать удовольствия от полученной работы.
Май
Занятия №1 Тема: «Веселые поварята»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с трудом повара – кондитера, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой необходимыми для работы.
2. Воспитывать интерес к трудовой деятельности повара – кондитера.
3. Расширить кругозор и словарный запас детей.
Занятие №2 Тема: «Кто опрятен – тот приятен»
Программное содержание:
1. формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене.
2. Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей.
3) учить правилам знакомства;
Занятие №3 Тема: «Фея трудолюбия!»
Программное содержание:
1. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения;
2. Воспитывать культуру трудовой деятельности.
3. продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой;
4. прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.
Занятие №4 Тема: «Аккуратность никогда не помешает»
Программное содержание:
1.Учить детей одевать и шнуровать обувь.
2.Закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии».
3.Закреплять навыки самообслуживания при одеваний.
2.7. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является трудовое воспитание в семье.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования трудового воспитания в семье.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
– изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
– знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
– информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
– создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию трудового взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
– привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
– поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы для осуществления деятельности
Реализация Программы осуществляется педагогом с профессиональным образованием.
Материально-техническое обеспечение Программы
Дошкольное учреждение, реализуя Программу, обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи:
– осуществление всех видов деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;
– организация участия родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– использование в образовательном процессе современных образовательных технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
– обновление содержания основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
– обеспечение эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
– эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно- коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Программой предусмотрено также использование дошкольным образовательным учреждением обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.2. Программно-методическое обеспечение парциальной программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета, № 265, 25.11.2013.
- Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: учеб. - метод. Пособие / Д.Е. Аксенов. – М.: Просвещение, 2009. – 336 с.
- Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 17-25.
- Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С.15-24.
- Золотухина И.Д. Трудовое воспитание дошкольников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 1 (3). – С. 213-214.
- Ивакина Л. А. Взгляд педагога ХХI века на трудовое воспитание дошкольников / Л. А Ивакина // Дошкольное воспитание. – 2023. – № 12. – С. 26-29.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду / Л. В. Куцакова – Москва: Мозаика-синтез, 2014. – 128 с.
- Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде: учеб.- метод. пособие / Нечаева В.Г. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
- Савченко В.И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ: учеб.- метод. пособие / В.И. Савченко // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 2. – С. 6-11.
- Сайгушева Л.И. Приобщаем дошкольников к труду: учебно-метод. пособие / Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 62 с.
Приложение 1.
За основу данной диагностики по выявлению и оценке трудовых умений детей среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста были взяты методики: Л.В. Куцаковой, Г.Н. Годиной, М.А. Васильевой.
Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:
− НИЗКИЙ - Н
− СРЕДНИЙ - С
− ВЫСОКИЙ -В
Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»
Овладевший необходимыми умениями и навыками:
4 - 5 лет
Развитие трудовой деятельности:
− самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;
− самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
− доводит начатое дело до конца;
− испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
− владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
− имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.
5 - 6 лет
Развитие трудовой деятельности:
− соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
− самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости; − самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
− доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
− может оценить результат своей работы;
− испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
- бережно относится к тому, что сделано руками человека.
6 - 7 лет
Развитие трудовой деятельности:
− самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
− умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
− ответственно выполняет обязанности дежурного;
− умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
− старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
− оценивает результат своей работы;
− испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
− радуется результатам коллективного труда.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
− владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
− имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
− бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умение принять цель труда | 2. Умение выделить предмет труда | 3. Умение предвидеть результат труда | 4. Умение спланировать трудовой процесс | 5. Умение отобрать необходимое оборудование | 6. Освоение трудовых навыков и умений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример для старшего дошкольного возраста
НИЗКИЙ Н - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий. СРЕДНИЙ С - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) | 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) |
|
|
|
|
|
|
Пример для старшего возраста
НИЗКИЙ Н - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
СРЕДНИЙ С - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Диагностика сформированности ручного труда (старший дошкольный возраст).
Фамилия, имя ребёнка | 1. Ручная умелость | 2. Способность реализовать замысел |
|
|
|
|
|
|
НИЗКИЙ Н - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
СРЕДНИЙ С - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Диагностика трудолюбия в процессе дежурств
Фамилия, имя ребёнка | Вид деятельности | ||
Дежурство по столовой | Дежурство по занятиям | Дежурство в уголке природы | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Н (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
НС (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
С (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
ВС (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.
В (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: конспект интегративного занятия для детей среднего, старшего, подготовительного возраста «Путешествие по стране сказок»
Цель: создание условий для развития нравственных качеств личности, коммуникативных умений, по средствам литературной игры....
Конспект организованного вида деятельности по теме «Путешествие на остров звуков» с детьми старшего дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Морячок» муниципального образования город-курорт Г
Конспект логопедического занятия...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Ди
Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей группе «Песок. Свойства песка. Дидактическая игра: Изготовление куличиков» Образовательные области: Социализация, коммуникация, познан...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи
Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обоснов...
Проект сценария новогодних праздников в дежурных группах Детского сада №17 в условиях пандемии COVID-19. Может быть использован для детей среднего, старшего, подготовительного возраста.
Вашему вниманию представляю Проект сценария новогодних праздников в дежурных группах Детского сада в условиях пандемии COVID-19. Проектная деятельность ребят связана с мотивом их действий ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ) ГРУППЫ № 11 «ПЧЕЛКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
Программа разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...