Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
консультация
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях
через логоритмические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskaya_konferetsiya.docx | 31.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Августовская конференция работников образования
Мошковского района
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях
через логоритмические упражнения.
Подготовила: Музыкальный руководитель МКДОУ
Октябрьского детского сада «Светлячок»
Мошковского района Семенюк В.А.
п.Октябрьский 2018 г.
«Музыка — истинная всеобщая человеческая речь»
Карл Вебер
Добрый день, коллеги. Музыкальным руководителем в ДОУ «Светлячок» я работаю с 2014 года. Начав своя работу, я столкнулась с проблемой современной жизни, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами; музыкально-ритмические движения детям даются с трудом, дети очень зажаты и скупы на эмоции, дети мало общаются с родителями, друг другом, уделяя время телевизору, компьютеру. Для устранения проблемы требуется комплексное воздействие педагогов, психологов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. Музыка не просто сопровождает речь, а является её руководящим началом. Роль музыки имеет решающее значение.
Актуальность данной проблемы в наше время и подтолкнула меня заострить внимание на эти проблемы. Мной было решено адаптировать модель логоритмики к традиционной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополнив тем самым её содержание методики работы с детьми. Я взяла за основу модель педагогических технологий доктора педагогических наук А.Г. Гогобедзе.
Я составила собственный алгоритм, содержащий комплексный подход к развитию у дошкольников чувства ритма и многое другое, средствами логоритмики.
В.М.Бехтерев подчеркивал, что движение способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка к определенным раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком возбужденных детей и активизируют заторможенных. Логоритмика является одним из видов «кинезитерапии» (терапия с движениями). Вводить элементы логоритмики в музыкальные занятия можно со среднего дошкольного возраста. Мною был использован дифференцированный подход к средствам логоритмики.
Планирование непосредственно-образовательной деятельности по логоритмике осуществляется на основе педагогических принципов: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, систематичность, единство задач обучения, воспитание и развитие в освоение дошкольниками образовательной программы по музыкальному воспитанию. Всем этим детям нужна помощь, и музыка может быть частью этой помощи. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения. Итак, влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Важно не только понимать и любить музыку, важно научить детей выразительно, ритмично двигаться, чувствовать и различать характер звучащей музыки, музыкального материала. Вследствие чего, мной была определена следующая цель: Развитие певческих и музыкально- ритмических навыков дошкольников через логоритмические упражнения.
Для достижения цели, я определили целый комплекс задач:
1. Развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух, чувство ритма, певческий диапазон голоса через логоритмические упражнения.
2. Развивать умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями через танцы с предметами.
3. Развивать силу голоса и выразительность речи, пения.
В своей профессиональной деятельности я использую различные формы работы, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому всю непосредственно-образовательную деятельность организовываю с использованием игровых приемов, включаю сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. Восприятия и усвоение материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого НОД и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов НОД строится с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводится по следующей схеме:
- Приветствие.
- Пальчиковые музыкальные игры.
- Дыхательная гимнастика
4. Музыкально-ритмические движения.
5. Упражнения для развития эмоциональности.
6. Развитие чувства ритма, музицирование.
7. Активное слушание музыки.
8. Пение.
9. Танцы, хороводы, игры.
10. Релаксация.
11. Прощание.
Используемые мною программы и технологии, позволили достичь положительной динамики в освоении воспитанниками ДОУ раздела «Музыка».
Освоение задач, которые ставила перед собой: развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса, я добилась через игровые занятия логоритмики. Такие как: игры с пением, хороводы, песни, которые позволяют детям (особенно детям с речевыми нарушениями) преодолевать трудности в координации слова и движения, развивать внимание и память. Когда ребенок погрузился в музыкально-игровую среду, я начинаю занятия наполнять музыкой - это звучание фортепиано, это и маракасы, треугольники, колокольчики и другие элементарные музыкальные инструменты, на которых дети аккомпанируют себе. Игра на шумовых инструментах поспособствовала развитию ритмического слуха и мелкой моторики.
Музыкально-ритмические движения я развивала через упражнения и игры с предметами. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на усвоении танцевальных движений, самая любимая часть занятия моих детей, где мы добились значительного успеха . Знакомство с хороводами поспособствовало развитию координации голоса и движений, также изучению нашей культуры и приобщению к ней. Пальчиковые музыкальные игры я проводила чаще всего как попевки, песенки, сопровождала так же показом иллюстраций, слайдов и пальчикового театра. С помощью этого я достигла эмоционального раскрепощения своих детей, открытость происходила через эмоциональную разминку - релаксацию . Релаксацию чередую со слушанием классической музыки, Дети на пластинках отображают музыку с помощью пластилинографии, прослушав произведения и посмотрев видео к нему, картины, либо просто иллюстрации. Затем проходит выставка.
Но главное внимание, конечно, я уделяла пению. Дети научились чисто интонировать (правильно пропевать нужную ноту), осваивали диафрагменное дыхание, увеличивали продолжительность и силу выдоха. Выработке четкой дикции поспособствовали дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения . Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми провожу упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха. Для развития общих движений на занятиях используются игры со словом и игры с пением. Учили стихи, скороговорки, попевки, песни, учимся "не проглатывать слова и их окончания". Тем самым развивается речевая моторика для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, слуховое внимание и мимика.
Достоинство пения - оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей. Пение - один из наиболее доступных путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни!
Мониторинг развития у детей музыкальности проводился по методике диагностики, разработанной В. П. Анисимовым. Критерии оценки восприятия музыки разработаны Б. М. Тепловым и включают в себя:
-развитие звуковысотного слуха
- развитие динамического слуха
- развитие чувства ритма
-музыкально-познавательные способности
-эмоциональная отзывчивость на музыку .
Диагностические исследования помогают мне проанализировать результаты собственной работы и наметить необходимые перспективы её коррекции с целью достижения наилучших результатов.
В общении с детьми я использую демократичный, принимающий стиль взаимодействия, применяю партнёрскую педагогику сотрудничества с обоснованной требовательностью, при этом уважаю, личность каждого ребёнка и стараюсь сохранить необходимую дистанцию комфортности для осуществления контакта с ребёнком.
Развитие музыкальных способностей у дошкольников невозможно без
создания «правильной» и отвечающей всем необходимым требованиям пространственно-развивающей среды. Пособия распределяю по возрастному принципу, соблюдаю интересы мальчиков и девочек. Размещаю пособия по принципу гибкого зонирования с учётом ФГОС. Достигла следующих результатов в работе: на занятиях вокальной логоритмикой у детей получилось соотносить свои движения с темпом, ритмом и характером музыки. А музыкальное сопровождение научило детей быть ритмичными, развить слух и музыкальную память.
Задачи, которые я ставила перед собой – достигнуты. О чем говорит положительная динамика, а значит, я работаю в правильно направлении. Я очень рада, что смогла привить любовь детей к музыке и творчеству. Смогла правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог моей успешной работы. Я хочу отметить, что полностью уверена в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Вот почему музыкальная терапия может быть эффективным способом помощи детям с серьезными нарушениями поведения или детям с множественными проблемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Методическая работа по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста
Методическая работа по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста ....
Подвижные игры как способ развития социально -коммуникативных навыков у детей докольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Игра-школа морали в действии"- А.Н. Леонтьев. Почему?Зачем?Как играть?...
Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»
Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
Августовская конференция работников образования Мошковского района Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в ус...