Опыт работы по теме: "Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Практические разработки музыкального руководителя : семинары,консультации, круглые столы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с родителями | 80.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьей в вопросах музыкального образования детей
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.
В работе с родителями я выделила несколько форм работы:
- Родительские собрания, на которых кратко и доступно раскрываю суть моей работы с детьми, цели и задачи стоящие передо мной.
- «Круглый стол». В нем принимают участие все специалисты ДОУ. Родители и педагоги свободно общаются друг с другом. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь можно показать родителям открытое занятие или видеозапись музыкального занятия.
- Наглядные формы работы. Подготовить для родителей наглядный материал на стенде «Домисолька», организовать фотовыставку и выставку рисунков по классическим произведениям, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях, выставить информацию на сайте дошкольного учреждения http://solnishko.amur-ns.net.
- «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми и самим «включиться» в общение. Они могут сами поучавствовать в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах.
- Консультации, индивидуальные беседы. Тематика консультаций и бесед разнообразная, возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Темы бесед: «Какую музыку должен слушать ребенок в определенном возрасте?», «Как помочь вашему ребенку красиво и правильно петь?», «Одежда на утренниках» и др.
- Организация праздников и развлечений совместно с родителями. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, а это в свою очередь помогает в дальнейшем проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
- Родительский клуб - наиболее эффективная форма работы с родителями, которая позволяет привлечь их к более тесному, плодотворному сотрудничеству.
Заседание родительского клуба
«Музыка и дети»
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по музыкальному воспитанию ребенка в семье и детском саду; содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие музыкальных и творческих способностей родителей.
Форма проведения: «Музыкальный калейдоскоп».
Участники: родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
План проведения
- Вступительное слово.
- Результаты анкетирования родителей.
- Конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп».
- Подведение итогов работы клуба.
- Награждение.
- Подготовительный этап.
- Разработка сценария.
- Анкетирование родителей.
- Подготовка необходимого оборудования и материалов для проведения «Музыкального калейдоскопа».
- Оформление музыкального зала.
- Подготовка памятки для родителей.
- Организация и проведение конкурсов.
- Оформление цитат: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии» (Д. Б. Кабалевский), «Музыка – это универсальный язык человечества» (Генри Лонгфелло).
- Организационный этап.
- Собрание проводится в музыкальном зале; стулья расположены вокруг двух столов; оформлен плакат с надписью родительского собрания.
- Родители занимают места и знакомятся с планом проведения клуба и содержанием цитат, афоризмов о музыке, которые расположены на столах.
- Вступительное слово.
Воспитатели и музыкальный руководитель проводят игру «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Родители по сигналу воспитателя начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом.
- 1 хлопок – здороваемся за руку;
- 2 хлопка – здороваемся плечами;
- 3 хлопка – здороваемся спинами.
Для полноты активных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Музыкальный руководитель. Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Нет, пожалуй, другого такого вида воспитания, который бы вызывал у родителей столько разногласий, вопросов, заблуждений, как музыкальное. Кого учить музыке – всех, или только детей с хорошими музыкальными данными? Зачем вообще нужна ребнку музыка? Дмитрий Борисович Кабалевский писал: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии».
Ребенку совсем необязательно иметь собственный талант, но практика покахзывает, что немузыкальных детей практически нет. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствую музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слухом и голосовым аппаратом. Но нет детей, которые не любили бы слушать музыку, хотя бы из мультиков.
Приобщение ребнка к музыке начинается с рождения. Родители включают музыку на 20-30 секунд, чтобы привлечь внимание ребенка.
Важные музыкальные впечатления связаны с пением матери, но, к сожалению, мамы стали петь реже, а жаль. Если вы не приобщили малыша к слушанию музыки в раннем возрасте, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребенка 4-6 лет.
А какую музыку давать слушать детям? Ребенок может и должен слушать Чайковского, Бетховена, Моцарта, Шопена. Особенно большое значение имеет настрой родителей. Если вы с нетерпением ожидаете концерт то телевидению, то это передается и ребенку.
- Результаты анкетирования. (Приложение 1)
Музыкальный руководитель подводит итоги анкетирования.
Анализ ответов родителей на вопросы анкеты показывает, что в целом они не в полной мере способствуют воспитанию музыкально-эстетической культуры своих детей.
На вопрос: как Вы приобщаете своего ребенка к музыке – 53% родителей ответили: считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении, поэтому социальный заказ родителей на музыкальное воспитание востребован.
- Конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп»
Музыкальный руководитель. Поэтому сегодня мы окунемся в мир волшебной музыки и проведем вместе с вами игру «Музыкальный калейдоскоп». Вас ждут каверзные вопросы, творческие задания на музыкальную тему, а также информация для размышления.
Естественно, вам сегодня очень повезло - вы сможете и спеть, и станцевать, и поучаствовать в разнообразных конкурсах. Так пусть же впечатления, которые останутся у вас о сегодняшнем мероприятии, будут похожи на яркие, радостные, разноцветные краски калейдоскопа. Надеемся, что мы весело и с пользой проведем время.
Итак, как вы уже заметили, вы сидите, разделившись на две команды. Вам необходимо выбрать капитана и придумать музыкальное название для своей команды. В вашем распоряжении 30 секунд.
Сегодня соревнуются: команда «Домисоль-ка» и команда «Ка-питошка»! А оценивать вас будет компетентное жюри. (Представление жюри.)
Задание 1. «Разминка».
Проверим ваш музыкальный кругозор.
Если команда дает неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде. Время на обдумывание не дается, отвечаем сразу.
1. Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время проведения культовых обрядов? (Бубен.)
2. Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь.)
3. Каким веществом натирают волосы смычка для получения чистого и сильного звука? (Канифоль.)
4. Какого композитора слушают все новобрачные? (Феликс Мендельсон, «Свадебный марш».)
5. Какой русский народный инструмент по звучанию очень похож на испанские кастаньеты? (Ложки.)
6. Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? (Темп.)
7. Как называется дирижер, который руководит хором? (Хормейстер)
8. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон.)
9. Какой европейский город считают родиной вальса? (Вена в Австрии.)
10. Какую птицу называют «певцом русских полей». (Жаворонок.)
11. Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы. (Марш.)
12. Графические знаки для обозначения музыкальных звуков. (Поты.)
13. Как называется соловьиная песня? (Трель.)
14. Русский народный трехструнный щипковый инструмент. (Балалайка.)
15. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)
16. Как называют страстного любителя пения, музыки? (Меломан.)
17. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепиано.)
18. Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером. (Оркестр.)
19. Как называют модную песенку, гвоздь сезона? (Шлягер.)
20. Перерыв между действиями в спектакле, опере или между отделениями концерта. (Антракт.)
Задание 2. «Угадай-ка».
Угадывание детских песен по фрагментам.
Музыкальный руководитель. Сейчас наше жюри подсчитывает баллы за два задания, а командам предлагается немного отдохнуть от конкурсной борьбы и внимательно послушать сообщение музыкального руководителя о музыкальном развитии дошкольников.
VI. Педагогический всеобуч «Музыка и дети» (приложение 2) Сообщение музыкального руководителя, после сообщения родители задают вопросы - музыкальный руководитель отвечает.
VII. Продолжение конкурса
Ведущий. Спасибо за сообщение. Жюри, объявите, пожалуйста, итоги двух конкурсов. (Слово жюри.)
Переходим к заданию 3 - «Песни-перевертыши».
Проверим дословное знание песен, а также внимательность и смекалку, которая немаловажна в деле музыкального воспитания детей. Слова из знакомой песни «перевернуты», т. е. заменены другими противоположными по значению словами. Например: черное - белое, пол - потолок.
1. За поле березу срубили. (В лесу родилась елочка.)
2. Девушек вот мало замужних. (Парней так много холостых.)
3. До гримасы светлая ночь темней. (От улыбки хмурый день светлей.)
4. Он не был никогда хорошим предметом с именем. (Я был когда-то странной игрушкой безымянной.)
5. Там некто в бочке поднялся. (Вот кто-то с горочки спустился.)
6. Смейся мальчик, наступит засуха. (Не плачь, девчонка, пройдут дожди.)
А сейчас переходим к заданию 4 - «Музыкальный кроссворд». Посмотрим, насколько крепки ваши знания в области музыкальных инструментов, а также проверим ваш тембровый слух
(звучит тот или иной музыкальный инструмент, родители определяют и заполняют кроссворд).
1. Виолончель.
2. Труба.
3. Арфа.
4. Флейта.
5. Балалайка.
Задание 5. «Хоровое пение».
Музыкальный руководитель. А сейчас задание на знание детского песенного репертуара. А также проверим вокальные данные, умение петь в хоре. Как говорится, поющий родитель - поющие дети.
Но краткой характеристике нужно отгадать песню, а затем хором ее исполнить. Оценивается чистота интонирования и выразительность исполнения.
1. Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, жившие у немолодой женщины. (Два веселых гуся.)
2. Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В траве сидел кузнечик.)
3. Это песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке, отмечая свой день рожденья. (Песенка крокодила Гены.)
Жюри подводит итоги, а в это время команды слушают выступления родителей из опыта семейного воспитания по теме собрания ( 2-3 небольших выступления родителей).
Музыкальный руководитель. Результаты за предыдущие конкурсы... (Слово жюри.)
Задание 7. «Высокая поэзия».
Ведущий. Каждый родитель у нас - творческая личность, И сейчас вам предоставляется шанс это продемонстрировать. Придумайте окончание стихотворения.
1. Шла собака по роялю, говоря примерно так...
2. Вы слыхали, на базаре балалайку продавали...
3. Царь издал такой указ: «Всем боярам тот же час...»
Жюри, пожалуйста, подведите итоги прошедших конкурсов...
(Слово жюри.)
8. «Танцевальные движения».
Вce родители встают в круг. Включаются фрагменты танцевальных мелодий (цыганочка, ламбада, вальс, краковяк, марш и т. п.) и участники команды по очереди выполняют движения под музыку.
Музыкальный руководитель. А теперь предоставляется слово жюри. (Подведение и объявление итогов конкурса. Награждение команд.)
Вот и подошел к концу наш «Музыкальный калейдоскоп».
Мы выяснили, что в музыкальных инструментах вы разбираетесь, вокальные данные присутствуют, вы любите и умеете петь, танцевать, фантазии и творчества у вас не занимать, поэтому со всей уверенность можно сказать, что вашим детям повезло с родителями. Родители смогут увлечь их музыкальным искусством, научить любить и понимать музыку, а мы - педагоги, вам в этом поможем.
VIII. Заключительная часть собрания
На заключительном этапе собрания проводятся подведение итогов и награждения за конкурсы.
Чтобы узнать мнение родителей, используется прием «Рисунок дня». Около выхода из зала ставится мольберт с большим листом бумаги и маркеры. Родители выражают свое отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, который они изображают на листе. По необходимости, можно словами пояснить его смысл. («Рисунок дня» может быть нарисован на небольших индивидуальных листах и приклеен на общий лист).
Итог.
Музыкальный руководитель. Уважаемые родители! В завершении нашего разговора хочется выразить Вам благодарность за участие в собрании, за то, что нашли время прийти на нашу встречу и активно участвовали в ней. Надеемся, что вас тоже заинтересовал вопрос музыкального развития детей и его роль на развитие человека в целом. Если вы иногда будете уделять слушанию музыки вместе с вашими детьми чуть больше внимания – это обязательно даст свои плоды!
Хочется закончить нашу встречу словами Д. Шостаковича: "Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…Чтобы полюбить музыку надо прежде всего её слушать".
Далее решаются текущие вопросы группы, подготовка и проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, принимается решение.
Приложение 1
Анкета для родителей.
Уважаемый родитель! Не откажите себе в удовольствии принять участие в анкетировании! Мы хотим, чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни ребенка. Поэтому надеемся на сотрудничество. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для музыкального воспитания своего ребенка.
1. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка? | |||
а | Считаю частью его будущей образованности. | 13 | 68% |
б | Отвожу одну из главных ролей. | 6 | 32% |
2.Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения? | |||
А | Поет детские песни с удовольствием. | 15 | 79% |
б | Предпочитает копировать песни взрослых. | 4 | 21% |
в | Совсем не поет и не говорит о детских песнях. | 0 | |
г | Поет только со взрослыми. | 0 | |
3. Как вы приобщаете ребенка к музыке? | |||
А | Посещаю с ним концерты | 1 | 5% |
б | Беседую с ним о музыке. | 4 | 21% |
в | Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении. | 10 | 53% |
г | Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу | 4 | 21% |
4. Каков интерес вашего ребенка к музыке? | |||
А | Интереса не проявляет. | 3 | 16% |
б | Рассказывает о том, что делали на музыкальном занятии. | 11 | 58% |
в | Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю | 5 | 26% |
5. Как ребенок реагирует на музыку? | |||
а | Сразу начинает петь, как только услышит знакомую 7 песню | 37% | |
б | Внимательно слушает музыку | 4 | 21% |
в | Пытается движением воспроизвести характер музыки. | 16% | |
г | Равнодушен к музыке. | 5 | 26% |
6. Какие условия созданы для домашнего музицирования? | |||
А | Не занимаюсь этим. 12 | 63% | |
б | Есть музыкальный инструмент. 1 | 5% | |
в | Есть фонотека с детским репертуаром. 6 | 32% |
Спасибо!
Приложение 2
Беседа с родителями на тему: «Музыка в жизни ребенка»
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Рассказы о музыке
Для работы с родителями я бы выбрала рассказ «Музыка до конца помогает остаться человеком».
О трагедии, которая произошла с пассажирами лайнера «Титаник», известно всем родителям. Но, на мой взгляд, мало кто из них мог бы оценить и сделать акцент именно на этом эпизоде. В настоящей жизни очень много зла, агрессии по отношению к окружающим людям. Этот рассказ дает возможность понять, что даже в самый трагический момент своей жизни человек может остаться достойным благодаря могущественной силе музыки.
Родителям нужно дать понять, что музыка может помочь воспитанию благородного, воспитанного человека, поэтому ее нужно слушать с самого раннего детства.
«Поиграем, пошалим!»
Семинар-практикум для родителей детей 1 младшей группы
Родители приглашаются в музыкальный зал, рассаживаются за столом.
Музыкальный руководитель. Уважаемые мамы! Самое лучшее, что вы можете дать своему малышу — это внимание. Время, которое вы проводите с малышом вместе, читая книжки, слушая музыку или просто разговаривая обо всем на свете, — ваш лучший друг. Вы и ребенок становитесь ближе и родней во время такого общения. А еще вы можете научить своего малыша многим интересным вещам, сделать его чуть-чуть умнее и способнее, и все это во время веселых и радостных совместных игр. Музыкальные способности тоже лучше всего развиваются у детей в процессе игры. Пусть ваши игры-занятия будут совсем короткими, но они обязательно должны быть увлекательными и для ребенка, и для вас.
Пойте, танцуйте, пробуйте играть на детских музыкальных инструментах — и музыка станет для вашего малыша понятной и родной.
Для того чтобы музыкальные способности малыша гармонично развивались, маме совсем не нужно иметь специальное музыкальное образование. Просто как можно больше играйте и пойте для своего малыша и делайте все это вместе с ним.
И сегодня я научу вас нескольким интересным и увлекательным играм. Итак, начинаем!
1. Мама-медведица и медвежонок
- Предложите малышу представить себя маленьким медвежонком, а вас — мамой-медведицей. У вас должно быть два колокольчика: один побольше — для ребенка, другой поменьше — для вас. Объясните малышу, что сейчас ночь и мама-медведица со своим медвежонком уснули. Вы сидите, закрыв глаза, и напеваете какую-нибудь колыбельную. А потом будите малыша — звените большим колокольчиком. Малыш, открыв глаза, звенит в ответ маленьким. (Музыкальный руководитель дает в руки одной из мам любую мягкую игрушку и колокольчик. Игра проводится с двумя-тремя мамами.)
2. Птички-невелички
- Нарисуйте и вырежьте из бумаги две птички — большую и маленькую. Вначале покажите малышу, как поет большая птичка (сыграйте на металлофоне ноту до первой октавы), потом — как поет, отгадать, какая птичка поет, по очереди играя до первой и второй октавы. Малыш выбирает и показывает нужную птичку. Когда он станет постарше, попробуйте усложнить игру: вы показываете птичку, а ребенок играет на инструменте звук нужной высоты. (Пробуют несколько раз.)
3. Угадай, кто это?
- Для этой игры вам понадобятся лесенка из трех ступенек и изображения медведя, зайчика, птички и других животных. (Музыкальный руководитель выставляет необходимое оборудование.) Вы изображаете голосом шаги медведя (медленные и тяжелые в нижнем регистре), зайчика (в среднем регистре) и пение птички (верхний регистр). Малыш отгадывает, кого вы изобразили, и выкладывает изображение зверей на лесенку: медведя на нижнюю ступеньку, зайца — на среднюю, а птичку — на верхнюю ступеньку. (Педагог играет с несколькими мамами.)
4. Какой колокольчик поет?
- Для игры необходим металлофон и три карточки, на которых изображены разноцветные колокольчики: большой красный, зеленый поменьше и желтый — самый маленький. (Педагог демонстрирует родителям карточки.) В начале игры вы знакомите малыша с тем, как звучит каждый колокольчик. Красный — низко (играете ноту до первой октавы), зеленый — чуть выше (играете ноту соль первой октавы), а желтый — еще выше (нота до второй октавы). Затем предлагаете ребенку угадать, какой колокольчик сейчас звучит. Вы играете любой из этих звуков, а малыш достает подходящую карточку. (Вначале музыкальный руководитель исполняет роль ведущей, а мамы – детей; затем ведущими становятся желающие мамы.)
5. Звоночки
- Это игра учит малыша различать громкость звучания. Вы читаете стишок, а ребенок в зависимости от текста звенит колокольчиком громко или тихо.
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Громче ты звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог.
Вместо колокольчика можно использовать погремушку.
(Игра проводится со всеми участниками семинара.)
6. Ветер и ветерок
- Играя в эту игру, малыш развивает слуховое внимание, тембровый и динамический слух. Голосом ребенок изображает ветер, пропевая: «У-у-у!» Если в игре произносится слово «ветер», он это делает громко, если «ветерок» — тихо. Малыш также учится усиливать или ослаблять силу своего голоса.
(Педагог проводит игру с мамами.)
- «На полянке растет береза. Легкий ветерок колышет ее листики (Малыш шевелит пальчиками и тихонько поет.). Растет береза, тянется к солнышку (Поднимает руки вверх.). Но вот наступила осень, погода испортилась, начался сильный ливень. Налетел грозный ветер, сорвал все листочки и разнес по всему свету (Машет руками и громко поет). А когда наступила зима, опять прилетел ветерок. Он принес с собой снежинки и укрыл березку белым, пушистым одеялом».
- Любые варианты продолжения придумайте сами.
Музыкальный руководитель. А теперь нам пора немного подвигаться. Вы ведь знаете, как вашим детям сложно усидеть на месте!
Педагог предлагает мамам встать в круг в центре зала.
7. Попрыгаем
- В ходе игры у малыша совершенствуется координация движений, свободная ориентация в пространстве, развивается слуховое внимание и чувство ритма. Вы поете песенку, а малыш выполняет движения по тексту.
Педагог поет, мамы выполняют движения под песню.
(Мотив может быть произвольным.)
Прыгать буду я сейчас
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
Скок сюда, скок туда
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
То вперед, то назад
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
А теперь я покружусь
На обеих ножках.
Прыгать буду на одной
И на другой немножко.
8. Паровозик
- Это игра, развивающая ощущение ритма. Возьмитесь с малышом друг за друга паровозиком и двигайтесь по комнате с различной скоростью в соответствии с длительностями звуков.
Педагог проводит игру.
Музыкальный руководитель. Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вас заинтересовали эти маленькие, простые, но интересные и полезные для малышей игры. Думаю, каждая из вас с удовольствием применит их на практике.
Педагог раздает на руки мамам буклеты с описанием проведенных игр и методическими рекомендациями. Прощается.
ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ»
(старшая группа)
Составили:
ЦЕЛЬ: Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по музыкальному воспитанию и театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.
ЗАДАЧИ: 1.Приобщать взрослых и детей к искусству.
2. Дать элементарные знания в разных видах искусств:
музыке, поэзии, театра, хореографии.
3. Развивать музыкальные способности детей и родителей.
4. Формировать умение родителей совместно с детьми открывать новые возможности для совместного творчества.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: «Школа для родителей».
УЧАСТНИКИ: Дети старшей возрастной группы «Колосок» и «Малыш»,
родители, воспитатели, музыкальные руководители,
педагог по театрализованной деятельности.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: дидактические игры, музыкальные
инструменты, ребусы, кукольные театры.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Беседа об музыкальных инструментах; дидактические музыкальные игры; театрализованные игры – этюды; обыгрывание кукольных театров.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые ребята, родители и гости!!!
Сегодня мы пригласили вас не случайно. Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. Много возникает вопросов по воспитанию и обучению детей по разнообразным темам. И наряду с ними у родителей возникают вопросы. Кого учить музыке? Нужна ли она вообще? Хорошо ли развивать в ребенке творческую личность и пригодится ли ему в дальнейшем?
Мы постараемся помочь разобраться в этих вопросах.
Естественно, вам сегодня очень повезло – вы сможете спеть, станцевать, поучаствовать вместе со своими детьми в разнообразных конкурсах, проявить свое творчество.
Надеемся, что мы весело и с пользой проведем время.
Итак, как вы уже заметили, вы сидите, разделившись на
две команды. Это дети и родители группы «Колосок» и
группы «Малыш». Поприветствуем друг друга.
Наш вечер мы назвали - Фестиваль искусств!!!
Приглашаю открыть его - фее Музыки. Встречайте!
Звучит музыка. Входит музыкальный руководитель.
ФЕЯ: Здравствуйте, я феей музыки зовусь, друзья,
и к вам сейчас явилась я!
Пусть музыка все наполняет вокруг,
да здравствует музыка — наш общий друг!
Предлагаю вам совершить чудесное путешествие в царство искусств. Вот этим скрипичным ключом мы откроем двери старинных замков: Музыки, Поэзии, Театра и Танца.
Первый замок на нашем пути - это царство Музыки. Давайте
войдем в него и послушаем какие инструменты там звучат.
(Пробует открыть, но не получается).
Что же здесь произошло? Все инструменты перемешались.
Нашим командам предстоит назвать ударные музыкальные
инструменты.
1-й Конкурс-разминка «Назови ударный инструмент» (для детей)
Ответы: деревянные ложки, трещотки, музыкальный треугольник, бубенцы, музыкальные молоточки, бубны, кастаньеты, барабаны, тарелки, румба, маракасы, ксилофон, металлофон.
ФЕЯ: А теперь проверим кругозор наших родителей в области знаний музыкальных инструментов.
1-й Конкурс-разминка «Назови инструменты» (для родителей):
- Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепьяно)
- Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
- Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
(Треугольник)
- Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского
певца – сказителя? (Баян)
- Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время
проведения культовых обрядов? (Бубен)
ФЕЯ: Четкий ритм очень важен,
это мы сейчас покажем.
Инструменты разбирайте,
дружно, весело сыграйте!
Дирижера назначаем и в оркестре поиграем!
2-й Конкурс - игра «ШУМОВОЙ ОРКЕСТР»
(дети под фортепиано, родители под фонограмму рок-н-ролла)
ФЕЯ: Мы в музыкальную игру поиграем,
и кубик разноцветный мой вверх бросаем.
Ярким боком кубик ляжет,
музыкальный инструмент покажет!
Игра - «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КУБИК» (для зрителей):
«Кубик движется по кругу,
передайте кубик другу.
Кубик может показать
на чем теперь тебе играть!»
Ребенок бросает кубик, берет выпавший предмет со стола и играет соответствующий ритм.
ВЕДУЩИЙ: Дети песенки поют, в гости музыку зовут.
А для каждой песенки нотки строят лесенки!
7 нот запомни и смотри: до, ре, ми, фа, соль, ля, си........(все поют).
Есть для вас еще одна музыкальная игра.
3-й Конкурс игра - «Нотки».
ФЕЯ: Молодцы! Теперь звучание наших инструментов превратились в мелодию. А мелодия - это душа музыки, которая лежит в основе любого музыкального произведения. Вот мы уже очутились и в
замке Театра. Но для того, чтобы туда попасть, надо позвать фею
театра.
Музыка. Входит педагог по театрализованной деятельности.
ФЕЯ ТЕАТРА: Здравствуйте, я феей театра зовусь, друзья,
и к вам сейчас явилась я!
Чтоб артистичным быть, всем без исключения -
надо театр полюбить, в этом нет сомнения!
Для того, чтобы двери замка Театра открылись, соберите волшебные клубки в мою корзину и назовите сказочные заклинания. А помогут нам в этом наши зрители.
Игра для зрителей «Назови сказочные заклинания»
ФЕЯ ТЕАТРА: Театр очень я люблю, вас сейчас я научу
управлять моими куклами, жителями сказочной страны.
4-й Конкурс - игра «Играем в спектакль на ширме»
(озвучивают - родители, показывают – дети, потом меняются)
- отрывок из сказки «Красная Шапочка»;
отрывок из сказки «Волк и семеро козлят».
ФЕЯ ТЕАТРА: Каждый родитель у нас – творческая личность, и сейчас вам предоставляется возможность это продемонстрировать.
Но для начала небольшая разминка, в которую вы, уважаемые
родители, можете поиграть дома вместе с детьми.
Игра на творческое воображение в движении
«Изобрази того, кого я назову»
5-й Конкурс - игра Разыграем сказку «РЕПКА»
ВЕДУЩИЙ: А сейчас музыкальная пауза. Группа «Малыш» исполнит
нам песню про маму.
Музыкальная пауза «Песня про маму» (муз. С. Юдиной).
ВЕДУЩИЙ: Мир без песен скучен и неинтересен. Поэтому сейчас
задание на знание детского песенного репертуара.
А также проверим вокальные данные, умение петь в хоре.
Как говорится, «поющий родитель – поющие дети».
Сначала надо отгадать песню, а затем хором исполнить ее.
6-й Конкурс - игра «Кто кого перепоет?»
- для детей: спеть и прохлопать ритмический рисунок песни с помощью кубиками;
для родителей: спеть песню по ролям как лиса, медведь, принцесса и т.д.
1. Эта песня о том, как вели себя домашние птицы,
жившие у немолодой женщины. (Два веселых гуся).
2. Это песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке,
отмечая свой день рожденья. (Песенка крокодила Гены).
ФЕЯ ТЕАТРА: А вот и замок Поэзии. Чтобы попасть туда, необходимо открыть сундук. Посмотрим, как развиты у вас фантазия и воображение.
(Из сундука вытаскиваются вещи и зрители угадывают, кому они принадлежат).
ФЕЯ ТЕАТРА: Предлагаю вам, одевшись в сказочного персонажа,
рассказать стихотворение с различным выражением: радость, удивление, огорчение, злость (выдаются _ карточки с изображением эмоций).
7-й Конкурс - игра «Сказочные вещи»
-для детей: стихотворения;
-для родителей: «Доскажи словечко».
- Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся.
Ваша мама пришла,
Молочка принесла.
- И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нет Айболита?»
- Солнце по небу гуляло и за тучи забежало.
Глянул заинька в окно, стало заиньке темно.
- Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
ВЕДУЩИЙ: А сейчас музыкальная пауза. Группа «Колосок» исполнит
нам танец с ромашками.
Музыкальная пауза танец «Ромашки» (ансамбль «Русская песня»)
ФЕЯ: Без музыки, без музыки нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки ни польку, ни гопак.
Итак, как вы уже поняли, мы приближаемся к замку Танца. Мы сможем открыть эту дверь, если будет разгаданы ребусы.
Игра для родителей «Разгадай ребус» (вальс и полька)
ФЕЯ: Какой же бал без танцев? Выходите в круг скорей, потанцуйте
веселей! Глазами вы смотрите, все запоминайте, все за мною
повторяйте!!!
8-й Конкурс - игра Обучение танцу - «Полька»
(выбор лучшей пары)
ФЕЯ: Какая красивая музыка звучит в нем, так и хочется танцевать!
9-й Конкурс - игра «Кто лучше танцует?»
(восточный, итальянский, эстрадный, русский танцы)
ФЕЯ: Наше путешествие по замкам подошло к концу.
Мне очень приятно, что и ребята и родители показали
свои творческие способности во всех областях искусств.
ВЕДУЩИЙ: Мы выяснили, что в музыкальных инструментах вы
разбираетесь, вокальные данные присутствуют, вы любите и
умеете петь и танцевать, фантазии и творчества у вас не
занимать, поэтому со всей уверенностью можно сказать,
что вашим детям повезло с родителями.
ФЕЯ ТЕАТРА: Родители смогут увлечь их музыкальным и театральным искусством, научить любить и понимать музыку, а мы – педагоги, вам в этом надеемся, помогли.
Подведение итогов конкурсов, награждение.
В конце все участники фестиваля исполняют песню.
ПЕСНЯ «Школа искусств»
Совместное развлечение детей и родителей «Волшебный сундучок»
вторая младшая группа (дети 3-4 лет)
Цель:
1.Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли, продолжать учить отгадывать загадки по сказкам
2. Создавать условия на развитие умений имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние мимикой, позой, жестом, движением; координацию речи с движением.
3. Воспитывать желание выступать перед сверстниками и взрослыми.
4. Создавать ситуацию успеха каждому ребенку.
Материал: ноутбук со слайдами сказок, аудиокассета с музыкой леса, шапочки героев сказки «Теремок», «Волшебный сундучок», макеты берез, елок, игрушки: заяц, лиса, волк, медведь. Диск со сказками, сладкие призы.
Предварительная работа: чтение сказок по возрасту в течение года, показ сказок в разнообразных театрах проведение этюдов на эмоции, движения, мимику, жесты. Драматизация сказки «Репка».
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель: тише, дети, не шумите
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса,
Сказка спряталась пока.
Не грусти, улыбнись
Сказка дарит нам сюрприз.
Ребята, вы хотите попасть в сказку? Но в сказку можно попасть только тем, кто любит и знает сказки. Вы любите сказки? А знаете их? Сейчас проверим.
(дети по слайдам узнают и называют сказки.)
Молодцы, сказки вы знаете. И так мы отправляемся в сказку. Наша дорога лежит через волшебный лес. Кто это? Поиграем с мишкой?
2. Логоритмическая игра «У медведя дом большой, а у зайца маленький, наш медведь домой пошел и запрыгал заинька».
Дети, а кого боится зайка? А как волк пугает зайца? (жесты, мимика) А лиса в сказках какая? В каких сказках живет лиса?
Отправляемся дальше.
По дороге дети шли, сундучок в пути нашли, сундучок не простой, он волшебный вот какой. Что- то я не могу его открыть. Да тут нам письмо прочитаем? «Стоит домик расписной он красивый такой. По полю, зверушки шли, остались в доме жить они. Дружно жили, не тужили, печку в домике топили. Мишка домик развалил, чуть друзей не задавил. Дети, что за домик такой? Кто же в нем жил? Сундучок открылся, что там? (шапки - маски) Поиграем в сказку? Мамы и папы тоже хотят с нами поиграть. Встают в круг, образуя теремок.
«Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок. Вот по полю, полю, мышка бежит, у дверей остановилась и стучит «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?»
Лягушка
Зайка
Лисичка
Волк
медведь
Теремок ломается, круг разрывается. (Проблемный вопрос – что же делать, как нам быть?) Вызвать желание построить новый теремок.
3. Пальчиковая игра «Строим дом»
«Тук, тук строим дом, дом большой и с крылечком и с трубой.
Вот такой»
Молодцы, построили большой, красивый теремок. Теперь всем места хватит.
Стоит в поле теремок, теремок
Очень, очень он высок, ох высок.
Без веселья здесь нельзя, в теремке живут друзья (под музыку дети танцуют).
Артистами, ребятки, побывали и сказочку они вам показали.
Артисты были хороши, похлопаем друг другу малыши.
4. Рефлексия.
Что в нашем сундучке лежит? (диск со сказками, сладкие призы)
Понравилась сказка? Нам пора возвращаться домой.
Музыкально-педагогическая гостиная для родителей
"Путешествие в сказочный лес".
Муз.рук. Козырчикова Алёна Сергеевна
Цели:
Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка.
Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Способствовать формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.
План проведения.
Круглый стол по теме собрания.
Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе».
Игра-путешествие «Необычная прогулка в сказочный лес».
Продуктивная деятельность: рисование «Волшебное животное».
Подведение итогов. Принятие решения.
Подготовительный этап.
Оформить приглашение родителям на собрание в виде индивидуальных приглашений, передающих сюжет из жизни живой природы, выполненных детьми.
Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов.
Оформить фотогазету «Друзья природы». Используются семейные фотографии, фотографии с экологических праздников, занятий по экологии и т.д.
Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр, видеофильмов природоведческого содержания.
Используемая литература.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.-208с.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации/ сост. Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224с.
Соломенникова О. А. экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104с.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие./ Под ред. С. Н. Николаевой. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96с.
Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
Родительские собрания: Подготовительная группа/ Авт.-сост. С. В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2008. -336 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
И. Ю. Запорожец. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2010. – 72с.
Танцуй малыш! Автор-составитель Т. И. Суворова «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2006.
Ход мероприятия.
Часть 1.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Сегодня в нашей музыкально-педагогической гостиной мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам.
Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
Наблюдает ли ваш ребенок самостоятельно за растениями и животными?
Бережно ли обращается с насекомыми или проявляет жестокость?
Выражает ли готовность поухаживать за животными?
Обращает ли внимание на красивые явления природы?
Интересуется ли книгами о природе?
Прежде всего, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой. На свете ведь трудно прожить без трех вещей: искусства, любви и воспоминаний.
Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое и неизведанное. Посмотрите в карманы ребенка, чего там только нет: круглая речная галька, птичье перышко, кусочек сосновой смолы. Вот и выходит, что все эти собранные ребенком «драгоценности» своего рода овеществленные «почему», «зачем» и «как». Л. С. Выготский – известный детский психолог назвал это «зоной ближайшего развития», т. е. «сегодня с мамой, а завтра – сам». Зона дел вместе с родителями – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот и получается, что у одного ребенка эта зона - широкая (с ним занимаются), а у другого – узкая, т. к. родители часто предоставляют его самому себе.
Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят эти прогулки?
«Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить» гласит мудрая пословица. Это относится и к тому, как проходят прогулки на природе. Присмотритесь, чем больше увлекается ваш ребенок, разделите с ним это увлечение. Пусть нам кажется, что эти увлечения примитивные, но они обладают жизненной силой.
Ребенок должен приходить к нам с вопросами, а наша с вами задача – эти вопросы вызывать. Дети обычно задают много вопросов о природе.
Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
Чувственное восприятие природы – основа умственного развития (пошуршать осенними листочками; послушать, как звенит мартовская капель или как тихо падает первый снег; зажмуриться от яркого солнца; глубоко вдохнуть морозный воздух). Чем разнообразнее чувственное восприятие – тем ярче восприятие мира ребенком (это и художественное слово, и иллюстрации, а далее и посещение музеев).
Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе?
Трудно найти человека равнодушного к родной природе (покормить птиц, посадить божью коровку на цветок, полюбоваться веселыми стрекозами, порхающими над водой). Детство самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. их следует учить по доброму относиться к людям, к природе, воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания и доброго отношения ко всему живому?
В раннем возрасте для детей важен наш с вами авторитет. Но дети слышат: «Костер сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Нарвем букет домой – в лесу цветов много». Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда дает в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности. В поле зрения детей постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Нам всегда с вами надо помнить: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях». И этому правилу мы с вами должны научить наших детей.
Помочь ребенку разобраться: что есть добро, а что есть зло, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами – взрослыми. А как помочь ребенку поделится своим опытом моя коллега Селезнева В. В.
Часть 2.
Уважаемые родители и коллеги! Наш разговор о воспитании любви к природе продолжается.
Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо уметь видеть самим и показывать это интересное ребенку. Пусть природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Давайте чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают нас с ребенком, помогают установить дружеские взаимоотношения. Во время прогулок мы имеем большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а также развиваем его ум, тренируем память и внимание. Нам лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью. И, выходя на прогулку с ребенком, мы с вами должны всегда помнить, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Наблюдайте с ребенком за природой, развивайте у него способность к наблюдению. Наблюдайте за вечерним небом с огромным количеством звезд, за растущей сосулькой, за набухающей почкой, за вороной, жучком, паучком, снегопадом, дождем и радугой. Наблюдайте и объясняйте происходящее вокруг. И постепенно ребенок научится сначала замечать происходящее в природе, затем чувствовать и понимать, беречь и охранять.
Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества у них знаний. Чем мы можем помочь ребенку? Конечно, можем что-то рассказать им из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме, красиво сообщать эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае являются книги, наша детская литература. Чарушин, Бианки, Пришвин, Пушкин. Этот список можно перечислять бесконечно. Это все авторы, которые писали о природе. Я предлагаю вам обсудить вопрос о том, как вы покупаете своему ребенку книги?
На что вы обращаете внимание при покупке книги? (содержание, иллюстрации, отсутствие в домашней библиотеке, просто понравилась, с учетом возраста ребенка).
Как вы читаете книги? (сразу с листа, сначала знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю иллюстрации с ребенком).
Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием, учесть возраст ребенка, рассмотреть с малышом иллюстрации и постараться выбрать время, чтобы при чтении вас ничего не отвлекало. Обсудите с ребенком прочитанное, задайте ему 2-3 вопроса, выясните, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.
В настоящее время выпускается много разных интересных журналов для детей и взрослых. Среди них большое место занимают журналы экологической направленности, которые позволяют формировать у детей реалистические представления о природе, дают возможность знакомить детей с жизнью на других континентах, объясняют детям сложные природные явления, рассказывают много удивительного из жизни животных и растений, об их поведении, повадках. К тому же многие журналы позволяют создавать свою коллекцию минералов, насекомых и др. А вдруг это незатейливое увлечение перерастет в дело всей жизни?
Мы живем с вами в 21 веке и не пользоваться достижениями научно-технического прогресса просто преступление. Но использовать их надо тоже во благо ребенка. Смотрите с ребенком интересные природоведческие передачи, которые транслируются по разным каналам телевидения. Просмотр передач интересен и детям и взрослым. Эти передачи развивают добрые и гуманные чувства ко всему живому, учат любить родную природу, позволяют посетить такие дикие уголки нашей планеты, в которых вы никогда не сможете очутиться. Обсудите с ребенком увиденное, сделайте рисунки к интересным и увлекательным эпизодам, предложите ребенку рассказать об увиденном тому члену семьи, который не смотрел телевизор. Вот передачи, которые вы можете вместе с ваши ребенком посмотреть: по Первому каналу – «В мире животных» и сериал «Живая природа»; на канале «Россия» - «Диалоги о животных», НТВ - «Дикий мир». Также сейчас можно приобрести интересные видеофильмы и аудиозаписи. Например, ВВС сняли увлекательный сериал «Ребятам о зверятах», а послушать звуки природы перед сном не помешает не только детям, но и нам. Мы подготовили для вас выставку художественной литературы, книг, видеофильмов и в конце мероприятия вы сможете с ней познакомиться.
Дети неугомонные исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Экспериментируйте с детьми. Как сложно объяснить на словах, почему погиб цветок. А провести в домашних условиях эксперимент, доказывающий, что растениям необходимы тепло, свет, вода, воздух, не составит труда, к тому же он не потребует никаких финансовых вложений. Посадите в прозрачную банку с водой луковицу и наблюдайте с ребенком как прорастают корни. Совсем не трудно, опять же польза: витамины и свежая зелень у вас на столе. На улице покажите ребенку, что глина воду плохо пропускает, а песок – легко; дерево не тонет, а железка утонула. Вот первые элементарные знания из области физики в игровой форме ваш ребенок и получил. А опыт, доказывающий, что воздух передает запахи – это же легко, а это уже химия. Нам всегда надо помнить, что то, что нам кажется обычным и неинтересным, наши дети воспринимают как необыкновенные открытия.
Воспитание у ребенка экологической культуры – это долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чтобы ребенок видел, слышал и умел действовать с предметами, необходимо развивать сенсорные чувства и эталоны. Сенсорные чувства – это обоняние, осязание, слух, зрение, вкус; сенсорные эталоны – форма, цвет, величина. Лучше всего сенсорное развитие проходит через игру. Играйте с вашим ребенком в игры природоведческого содержания. Это несложно и увлекательно, а играть можно в любом месте. Например, в машине поиграйте в игру «Кто где живет», на рынке «Что где растет», на прогулке «С какой ветки детки». Сейчас я хочу вам предложить поиграть в игру, которую можно провести дома на кухне, во время приготовления ужина. Это очень простая и веселая игра, а ребенок закрепит название фруктов и овощей и будет развивать вкусовые рецепторы.
Проводится игра «Определи по вкусу с закрытыми глазами».
А вот еще одна игра – «Чудесный мешочек». Поиграйте всей семьей во время уборки урожая с собственной плантации. Она поможет ребенку закрепить название не только фруктов и овощей, но и форму, а еще подключит осязание.
Проводится игра «Чудесный мешочек».
Легко? Весело? А польза на лицо. Играйте с вашим ребенком, учите его незаметно, в игре, приносите ему радость от общения с вами.
Сколько бы мы не проводили бесед, не разговаривали с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока сами не будем заботиться о природе. Вы пришли в лес на пикник? Уберите за собой мусор, погасите костер, привлеките к этому своего малыша, и он впитает такой стиль поведения во всем. Вы приехали купаться на речку? Оставьте после себя берег таким, чтобы было видно траву и цветы, а не то что вы с собою принесли. Весной пригласите ребенка поучаствовать в субботнике. А вот еще одна распространенная ситуация: в парке мальчик радостно бежит … разгонять стаю голубей. Как вы отнесетесь к этому?
Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам. Ребенок разгоняет птиц и ему это доставляет удовольствие. В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее червячка, бабочки, кузнечика, он может их ловить, топтать. Пока не осознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. Не кажется ли вам, что здесь прямой перенос на взрослого? Внук сильнее бабушки, сын сильнее мамы, муж сильнее жены.
Привлекайте ребенка к труду в природе. Развивайте у него такие качества, как желание помогать, защищать, оберегать, сочувствовать, любить. Покормите бездомную кошку, вместе с ребенком изготовьте кормушку и кормите птиц. Ведь это не сложно. Самое главное заинтересовать, увлечь ребенка. Привлекайте малыша к работе на дачном участке: пусть сажает семена, поливает посадки, ухаживает за животными. Учите ребенка наблюдать, любоваться, ухаживать за природой.
Где как не в семье должны быть созданы все условия для естественного и благоприятного контакта детей с природой? От нас с вами зависит, каким ребенок вырастет: равнодушным или заботливым. В заключении я хочу прочитать вам несколько строк из стихотворения Н. Луконина.
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Часть 3.
В зал входят дети.
Сегодня мы путешественники. И я предлагаю всем отправиться в путешествие сказочный лес. Вы согласны? Ну, тогда вперед, мы с вами отправляемся в путь! Наше путешествие начинается! А отправимся мы в путь на веселом паровозике. Я буду машинистом, а вы пассажирами. Всем необходимо встать друг за другом, взять за талию впереди стоящего. Когда начнется движение, вы будете повторять все движения за мной.
Проводится музыкально-ритмическая игра «Веселый паровозик».
Посмотрите куда мы попали! Вокруг нас лес! Давайте представим, какие красивые деревья здесь растут, как хорошо пахнут цветы! Все деревья разные и необычные, ведь мы с вами не в простом лесу, а в волшебном.
Проводится игра-релаксация «Деревья»
под медленную спокойную музыку по выбору музыкального руководителя.
Сейчас каждый из вас представит себя любым деревом или цветком. Подумайте, кто вы: дерево или цветок? Ваши ноги – это корни, которые прочно держат вас в земле, вы твердо и уверенно стоите на земле. Ваши руки – стебли и ветки. Они качаются под действием легкого теплого ветерка.
В этом лесу есть и животные! Давайте мы с вами покажем, какие звери могут жить в этом лесу. Показывать необходимо только мимикой, движениями и жестами. Говорить нельзя. Родители – это взрослое животное, а ребенок – детеныш. А мы с вами должны догадаться, какое животное мы увидели.
Игра «Изобрази животное».
Проводится под музыкальное сопровождение.
Наше путешествие подходит к концу, и нам пора возвращаться домой. Наш веселый паровозик уже ждет нас.
Проводится музыкально-ритмическая игра «Веселый паровозик».
Мы приехали в детский сад. Садитесь, пожалуйста, за столы: дети рядом со своими родителями. Продолжит наше с вами общение наш воспитатель Крестова Татьяна Васильевна.
Часть 4.
В необычном лесу обитает волшебное животное. Оно доброе, но немного пугливое. Поэтому его нельзя увидеть, но можно помечтать и представить. Животное может быть разной формы, большое или маленькое, толстое или худое, с одной ногой или несколькими головами. А может оно крылатое? А может у него есть 3 уха или 5 хвостов? А вдруг его тело покрыто шипами, а на носу растут рога? Возможно, его тело гладкое и переливается всеми цветами радуги? Или оно покрыто приятной шелковой шерсткой, которую так и хочется погладить? У этого волшебного животного могут быть когти, а могут быть мягкие лапки. А вдруг у него всего один огромный глаз или они маленькие и их очень много и расположены они по всему туловищу? У каждого из вас свое волшебное животное.
Наш волшебный лес пока пустой. Но лес без животных не может называться лесом. И я сейчас предлагаю вам нарисовать это волшебное животное и поселить его в этом лесу. Ваше животное может идти по дороге, а может лететь по воздуху или прыгать с дерева на дерево. Возможно, оно живет в реке или прячется под бережком. Помните, наш лес волшебный и живет в нем волшебное животное, а значит, выглядит оно необычно. И, конечно, не забудьте назвать свое животное.
Пожалуйста, приступайте к работе. Рисуйте вместе, учитывая мнение друг друга.
Дети с родителями рисуют волшебное животное в сопровождении спокойной музыки. На рисование отводится приблизительно 10 минут.
Вот и пришла пора заселить наш волшебный лес.
Дети с мамами по очереди выходят к мольберту и расставляют своих животных, называя их.
Давайте полюбуемся на наш волшебный лес. В нем теперь поселилось много необычных животных, и он ожил. Я слышу, как поют птицы, как рычат, пищат, трещат на все голоса животные. Это очень живой и веселый волшебный лес.
А сейчас наши дети пойдут в группу, а мы с вами продолжим нашу беседу.
Часть 5.
Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. И от нас взрослых зависит, какими хозяевами на Земле станут наши с вами дети. Я предлагаю вам сейчас принять решение.
Решение.
Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей.
Использовать в семейном экологическом воспитании опыт детского сада.
В целях стимулирования образного мышления и творческого воображения в процессе работы над поделками и побуждения к творческому союзу детского сада и семьи провести смотр-конкурс на лучшую кормушку для птиц «Помогите пернатым друзьям».
Музыкальное развлечение для детей и родителей
"Угадай мелодию"
Длительность 30-35 минут.
Под музыку дети входят в зал, встают полукругом.
(В качестве ведущего выступает музыкальный руководитель).
Ведущий:
Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
И в танце не покружишься,
и маршем не пройдешь,
И песенку веселую
ты в праздник не споешь.
Так пусть сегодня в хоровод
к нам музыка войдёт,
И каждый вместе с музыкой
станцует и споёт!
Дети исполняют песню про Песенку (на выбор музыкального руководителя).
Под музыку дети присаживаются на стулья рядом с родителями.
Ведущий: Сегодня нам с утра пришло письмо от Принцессы музыки, давайте прочитаем это письмо.
Читают «Здравствуйте ребята, сегодня принц Нотка прислал мне цветок. Но этот цветок не простой, на каждом его лепестке - загадка. Помогите мне разгадать загадки волшебного цветка»
Ведущий берёт цветок.
Вед: Вот этот цветок
Ведущий: Ну что, поможем Принцессе расколдовать волшебный цветок?
Мы героев мультфильмов знаем,
Показать их не секрет,
А сейчас мы отгадаем,
Что покажет нам портрет!
У меня есть волшебный мешочек, из него ребёнок достаёт головной убор сказочного персонажа и надевает маме или папе! Затем звучит фрагмент из песни. Мы должны отгадать, какой герой будет перед нами.
Герои:
- Богатырь,
- Буратино,
- Винни-Пух,
- Волшебник,
- Крокодил Гена,
- Незнайка,
- Снегурочка,
- Чебурашка,
- Черепаха,
- Шапокляк.
Ведущий: Героями сказок Вы побывали?
А песни, что пели они, Вы узнали?
Следующее задание: «Чья песня!»
Нужно прослушать фрагмент песни и поднять карточку с изображением того, о ком эта песня
Песни: «33 коровы», «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Два весёлых гуся», « Неприятность эту мы переживём», «Песня Красной Шапочки», «Песенка Винни-Пуха», «Песенка Мамонтёнка».
Ведущий:
Есть у музыки друзья,
Это ты и это я!
Но музыки не получится без музыкальных инструментов!
Мы задание выполняем.
Инструменты отгадаем!
Загадки про музыкальные инструменты.
Ведущий: Молодцы! Загадки все отгадали. А бывает так, что слова в песенках путаются так, что песни получаются совсем другие.
Например, «В небе летала муха», а настоящая песенка «В траве сидел кузнечик».
Родители отгадывают «зашифрованные» слова песен:
- «55 баранов» – «33 коровы»,
- « Я – колобок, я – колобок!» – «Я – Водяной, я – Водяной!»,
- «Если быстро по шоссе ехать и бежать» – «Если долго по дорожке»,
- «В поле родился кустарник» – «В лесу родилась ёлочка»,
- «Ох, поздно ложится сторож!» – «Ох, рано встаёт охрана!»,
- «Жили у дедули два весёлых индюка» – «Жили у бабуси два весёлых гуся»,
- «Голубая панама» – «Красная шапочка»,
- «Зелёный поезд бежит, переваливается» – «Голубой вагон бежит, качается».
Ведущий: А теперь самое сложное задание:
«Музыкальный кроссворд».
Родители разгадывают слова кроссворда по горизонтали, а буквы из цветных квадратов вписывают на карточки соответствующих цветов, дети тем временем собирают мозаику «Утята» (карточки разрезанные на части).
Карточки родителям раздать таким образом, чтобы получилась фраза «Танец маленьких».
Ведущий: Давайте прочитаем, что получилось у наших родителей.
Читает: Танец маленьких
А наши дети собрали «Утят»!
Поэтому приглашаю всех на «Танец маленьких утят».
Исполняется «Танец маленьких утят»
Участники садятся на места.
Ведущий: Мы с вами разгадали все загадки Волшебного цветка и помогли Принцессе Музыки. Давайте послушаем, что она нам скажет.
Смотрят видеофильм «Благодарность Принцессы»
После просмотра фильма ведущий дарит детям и родителям шарики и прощается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"
Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...
опыт работы на тему "Взаимодействие семей и детских дошкольных учреждений в развитии личности ребенка"
Важность семейного воспитания в процессе развития личности детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде вс...
Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"
Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отн...
Опыт работы по теме «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».Становление педагогичес...
Опыт работы по теме «Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Выступление на педагогическом совете«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриот...
Опыт работы по теме "Взаимодействие музыкального руководителя с участниками педагогического процесса в ДОУ и окружающим социумом"
Взаимодействие музыкального руководителя с участниками педагогического процесса в ДОУ и окружающим социумом....