Опыт работы по теме «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
материал по теме
Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».
Становление педагогического опыта осуществлялось в самостоятельной и совместной деятельности с детьми посредством проведения образовательной деятельности в режимных моментах и сотрудничества с семьями воспитанников.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
1) изучение накопленного опыта по проблеме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»» в научной и методической литературе;
2) изучение опыта коллег в процессе посещения открытых занятий, курсов повышения квалификации;
3) участие в районных методических объединениях, семинарах, педагогических мастерских, мастер-классах;
Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста» http://dsrosinka.caduk.ru/p193aa1.html
Мастер класс (Районный ПДС педагогов ДОУ) "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста" (2016г) http://dsrosinka.caduk.ru/p193aa1.html
4) участие в конкурсах различных уровней;
5) особенности дошкольного образовательного учреждения;
6) изучение особенностей педагогической работы по проблеме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста» на сайтах других образовательных учреждений.
В ходе изучения уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было установлено:
- При наличии определенных математических знаний и представлений дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в применении их в практической деятельности.
Проведённое анкетирование (собеседование) родителей позволило выявить
- Недостаточность знаний развития программных требований по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа результатов диагностики (детей и взрослых) определилась необходимость работы по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_opytu.docx | 35.08 КБ |
opyt_raboty_patlinoy_i.a._madou_ds_rosinka.docx | 109.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018»
Здравствуйте Уважаемые коллеги, сегодня хочу представить Вам опыт работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018»
Слайд 1
по теме: «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Я Патлина Ирина Александровна
В 2010 году закончила «Шадринский государственный педагогический институт»
по специальности Дошкольная педагогика и психология
Воспитатель первой квалификационной категории
Данная тема выбрана не случайно. Этому выбору предшествовал тщательный анализ математического развития детей.
Слайд 2
Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».
Становление педагогического опыта осуществлялось в самостоятельной и совместной деятельности с детьми посредством проведения образовательной деятельности в режимных моментах и сотрудничества с семьями воспитанников.
В ходе изучения уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было установлено:
При наличии определенных математических знаний и представлений дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в применении их в практической деятельности.
Проведённое анкетирование (собеседование) родителей позволило выявить:
Недостаточность знаний родителей программных требований по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа результатов диагностики (детей и взрослых) определилась необходимость работы по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьями детей.
Слайд 4
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова и многие другие педагоги). Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.
Взаимодействие семьи и детского сада играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной ступеней образования.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Вопросами взаимодействия педагогов и родителей занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Они подчеркивали необходимость создания крепкого союза между семьей и воспитательным учреждением.
Слайд 5
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р
г. Москва) математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.
Добиться эффектного результата математического развития детей старшего дошкольного возраста, возникновения у него потребностей в получении знаний и применения их в практической деятельности возможно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста.
Дошкольное образование является одним из основных направлений реализации Концепции и предполагает внедрение системы учебных программ математического образования при непосредственном участии семьи.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. С детьми нужно играть в математику. Одной из таких форм является математические игры и упражнения. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Слайд 6
Новизна педагогического опыта заключается в практико – ориентированном подходе применения детьми старшего дошкольного возраста математических знаний в бытовых условиях (детском саду, дома).
Инновационная направленность:
Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством практического применения математических знаний.
Использование детьми своего жизненного опыта на практике.
Творческая направленность:
обучение в увлекательной игровой форме;
мотивация к самостоятельному выполнению;
включение практических навыков в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).
Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой, трудовой деятельности.
Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире.
Универсальность: возможно использования данного опыта, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.
Слайд 7
Адресность опыта
Представленный опыт работы апробирован в практической деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Слайд 8
Трудоемкость опыта
Представленный опыт работы рассчитан на два года (старшая и подготовительная к школе группа).
Дополнительные трудозатраты были на этапе подготовки дидактического и демонстрационного материала, необходимого для реализации плана работы.
При взаимодействии с родителями:
Повышение педагогических знаний родителей
Собрание. Мастер класс. Консультирование – 1 раз в квартал
Индивидуальные беседы – по мере необходимости
Сайт (ДОУ, группы) – ежемесячно
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс:
Проектная деятельность – 1 раз в год
Участие в конкурсах разных уровней – в течение года
Формирование предметно-пространственной среды - в течение года
При взаимодействии педагога с детьми:
Непрерывно образовательная деятельность – 1 раз в месяц
Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю
Игровая деятельность – ежедневно
Проектная деятельность – 1 раз в год
Участие в конкурсах разных уровней - в течение года
При взаимодействии родителей и детей:
Проектная деятельность - 1 раз в год
Изготовление дидактических игр и пособий - в течение года
Творческие задания - в течение года
Участие в конкурсах - в течение года
Слайд 9-10
Технология опыта
Слайд 11
Формы работы
Слайд 12
Работа педагогов с детьми.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений я организую на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Использую все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений широко использую дидактические игры и игровые упражнения.
Также на занятиях по формированию элементарных математических представлений я использую различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в работе с детьми занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
При подборе наглядного материала учитываю требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей:
- достаточное количество предметов, используемых на занятии;
- разнообразие предметов по размерам;
- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
- динамичность (дети действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);
- художественное оформление.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольников, использую методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить предлагаемый учебный материал. В ходе решения каждой новой задачи дети включаются в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми на занятии. Например, игры «Найди место предмета», «Что изменилось», «Сложи круг». Помогаю детям применять математические знания в разных ситуациях, создаю условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по занятиям). С целью развития логического мышления, внимания использую настольную игру шашки.
Слайд 13
Работа педагогов с родителями
Для успешного взаимодействия необходимо создать единое образовательное пространство. Поэтому всю работу строю в непосредственном и тесном контакте с родителями.
В своей работе использую новейшие информационно-просветительские формы и методы работы с родительским коллективом. На родительских собраниях родители получают буклеты и памятки. Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания и развития детей, оказывают практическую помощь семье. Так же использую такие формы работы как: стендовая информация, персональный сайт педагога, страничка группы на официальном сайте ДОУ, папки-передвижки. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Проектная деятельность: При внедрении ФГОС ДО действенной формой сотрудничества является метод активного обучения – метод проектов участниками, которых являются как дети, так и родители. (Проекты: «Шаги к математике», «Математический знайка»)
На современном этапе широко применяются информационно-коммуникационные технологии, в том числе и в дошкольном образовании. Новизной при взаимодействии с родителями является то, что они принимают участие в создании компьютерных дидактических игр в соответствии с уровнем развития наших воспитанников. Интерактивная математическая игра «Четвертый лишний»
Одной из действенных форм взаимодействия с родителями являются открытые мероприятия. «Путешествие в сказку цветик- семицветик»
Эта формы работы с родителями оказались самыми привлекательными, востребованными, полезными, потому что любое совместное мероприятие позволило родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Современные компьютерные технологии позволяют организовать педагогическое просвещение большей части родителей. Особенно эта форма востребована для тех родителей, которые не имеют возможности часто посещать детский сад, участвовать в жизни детского сада в виду различных ситуаций семьи. С целью организации помощи семье использую сеть интернет: персональный сайт воспитателя, страничка группы на официальном сайте ДОУ.
- использование мультимедийных презентаций позволяет разнообразить приемы проведения непосредственно образовательной деятельности и совместных мероприятий, наглядно представить информацию.
Слайд 14
Работа родителей с детьми – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
Основной задачей является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела:
мастер-классы,
разработка совместных проектов,
создание электронных дидактических и математических игр,
участие в дистанционных математических конкурсах,
игротеки,
создание дидактических пособий для логико-математического развития детей,
создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребенка в логико-математическом развитии,
издание семейной газеты «Логико-малыш»,
экспериментирование и исследовательская деятельность.
Слайд 15
Интеграция формирования элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически.
С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте. На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.
Слайд 16
Результативность
Проанализировав анкетирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей можно сделать вывод, что включенность родителей выросла на 24 %.
В результате проделанной работы по развитию математических представлений у детей в процессе развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребенка, о чем свидетельствует мониторинг исследования, которые определили следующие результаты.
Вывод: проведенная диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их деятельности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, создание единого образовательного пространства для математического развития ребенка способствовало тому что:
- у дошкольников, при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) повышается эффективность результатов по формированию элементарных математических представлений;
- родители становятся более компетентными в вопросах математического развития детей;
- родители заново открывают для себя радость общения с детьми.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями.
Анализ результативности моего опыта показал следующее:
у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми, родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми у детей сформировались навыки применения полученных математических знаний в практической деятельности.
Слайд 19-21
Трансляция опыта
Опыт работы по повышению уровня математического развития дошкольников путем привлечения родителей к активному участию представлялся на разных уровнях:
- Всероссийский уровень - Публикации: Ассоциация творческих педагогов России
«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» (2014г.)
Рассударики «Творческие работы и методические разработки педагогов» (2014г.)
Педагог ДОУ « Лучший конспект НОД» (2015 г.)
Изумрудный город ««Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» (2015г.)
Портал Педагога «Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» (2016г.)
- Муниципальный уровень – Представление опыта работы на Р.М.О. по теме «Формирование познавательных интересов и познавательных действий у дошкольников » (2016 г.)
Участник муниципального конкурса на лучшую учебную разработку занятия (2015г.), (2016г.)
Участник муниципального конкурса «Лучшее творческое занятие» (2016г.)
Участник муниципального конкурса профессионального мастерства «Урок (занятие) года» (2017г.)
Участие в районном конкурсе «Математический знайка» – 2015г.
- Институциальный уровень - Конкурс фестиваля методических идей «Использование компьютерных игр для оценки индивидуального развития детей» Познавательное развитие (2016г.)
Мастер -класс (представление опыта работы) «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей» (2016 г.)
Слайд 25
Желаю всем хорошего настроения. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Росинка» п. Пионерский»
Опыт работы по теме
«Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила Патлина Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории
- Сведения об авторе
Опыт работы Патлиной Ирины Александровны представлен по теме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Образование высшее: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт» 2010 год, «Дошкольная педагогика и психология»
Первая квалификационная категория
Работаю в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад «Росинка» п. Пионерский» с 1997 года
Адрес Интернет-ресурса участника конкурса: https://nsportal.ru/patlina-irina-aleksandrovna
- Условия формирования опыта
Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».
Становление педагогического опыта осуществлялось в самостоятельной и совместной деятельности с детьми посредством проведения образовательной деятельности в режимных моментах и сотрудничества с семьями воспитанников.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
1) изучение накопленного опыта по проблеме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»» в научной и методической литературе;
2) изучение опыта коллег в процессе посещения открытых занятий, курсов повышения квалификации;
3) участие в районных методических объединениях, семинарах, педагогических мастерских, мастер-классах;
Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста» http://dsrosinka.caduk.ru/p193aa1.html
Мастер класс (Районный ПДС педагогов ДОУ) "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста" (2016г) http://dsrosinka.caduk.ru/p193aa1.html
4) участие в конкурсах различных уровней;
5) особенности дошкольного образовательного учреждения;
6) изучение особенностей педагогической работы по проблеме «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста» на сайтах других образовательных учреждений.
В ходе изучения уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было установлено:
- При наличии определенных математических знаний и представлений дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в применении их в практической деятельности.
Проведённое анкетирование (собеседование) родителей позволило выявить
- Недостаточность знаний развития программных требований по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа результатов диагностики (детей и взрослых) определилась необходимость работы по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьями детей.
- Теоретическая база опыта.
Математическое образование дошкольников не может быть рассмотрено в отрыве от исследования основных тенденций развития образования периода детства. Поэтому важными ориентирами в решении актуальных проблем математического образования являются труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, Ф. Фребеля, М. Монтессори, Д.Л. Волковского и др. Неоценимый вклад в теорию и методику математической подготовки дошкольников внесли Е.И. Тихеева, J1.B. Глаголева, Ф.Н. Блехер, A.M. Леушина, JI.C. Метлина, A.A. Столяр, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Т.Н. Ерофеева, Е.И. Щербакова, Л.Г. Петерсон, A.B. Белошистая и многие другие педагоги. Развитию и формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста уделяли особое внимание такие авторы З.А. Михайлова; Е.А. Носова; А.А. Столяр.
Продуктивный подход к решению этой задачи сложился в советской педагогике и психологии на основе данных многочисленных исследований. Он заключается в следующем: в условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности детей, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием элементарных математических представлений и логических операций. При таком подходе, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.). Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.
- Актуальность и перспективность опыта.
Развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности.
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных методических проблем дошкольной педагогики.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающим современным требованиям.
Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса дети могут в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить математические знания и приобрести навыки.
Окружающая жизнь предоставляет неограниченные возможности для математического развития ребенка. Задача педагога заключается в том, чтобы использовать многочисленные поводы и возможности для применения математических знаний в повседневной жизни и играх. Дать детям почувствовать практическое значение математики в жизни каждого человека.
Планируя работу по формированию элементарных математических представлений, педагог должен продумать содержание повседневной деятельности.
Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые по математике знания следует применять в указанных видах деятельности детей. Использование этих знаний в разных условиях делает их более значимыми для детей и прочными.
Необходимо, чтобы данный процесс был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически.
С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте. На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество ДОУ и родителей детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Вопросами взаимодействия педагогов и родителей занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Они подчеркивали необходимость создания крепкого союза между семьей и воспитательным учреждением.
Оригинальную теорию дошкольного воспитания создала Е.И. Тихеева. Одной из основных идей этой теории является идея преемственности воспитания в детском саду, семье и школе.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Т.А. Куликова отмечает, что «взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения». В.Н. Мясищев отмечает, что «результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые являлись внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих».
В словаре С.И. Ожегова сказано так: «Взаимодействие – взаимная связь двух явлений; взаимная поддержка».
Добиться эффектного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва) математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.
Основные направления реализации Концепции
Дошкольное образование:
Система учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить:
- условия (предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста
Область математической деятельности и применений математики стремительно расширяются. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Дошкольное образование является одним из основных направлений реализации Концепции и предполагает внедрение системы учебных программ математического образования при непосредственном участии семьи. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Акцент ставится не только на изменении форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, но и изменении философии взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, что бы обучение давало не только практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрение новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. С детьми нужно играть в математику. Одной из таких форм является математические игры и упражнения. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учиться оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке.
Добиться эффектного результата математического развития детей старшего дошкольного возраста, возникновения у него потребностей в получении знаний и применения их в практической деятельности возможно только в тесном сотрудничестве с семьей.
- Новизна опыта
Новизна педагогического опыта заключается в практико – ориентированном подходе применения детьми старшего дошкольного возраста математических знаний в бытовых условиях (детском саду, дома).
Инновационная направленность:
- Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством практического применения математических знаний.
- Использование детьми своего жизненного опыта на практике.
Творческая направленность:
- обучение в увлекательной игровой форме;
- мотивация к самостоятельному выполнению;
- включение практических навыков в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).
Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой, трудовой деятельности.
Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире.
Универсальность: возможное использования данного опыта, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.
- Адресность опыта
Представленный опыт работы апробирован в практической деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
- Трудоемкость опыта
Представленный опыт работы рассчитан на два года (старшая и подготовительная к школе группа).
Дополнительные трудозатраты были на этапе подготовки дидактического и демонстрационного материала, необходимого для реализации плана работы.
При взаимодействии с родителями:
- Повышение педагогических знаний родителей
- Собрание. Мастер класс. Консультирование – 1 раз в квартал
- Индивидуальные беседы – по мере необходимости
- Сайт (ДОУ, группы) – ежемесячно
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс:
- Проектная деятельность – 1 раз в год
- Участие в конкурсах разных уровней – в течение года
- Формирование предметно-пространственной среды - в течение года
При взаимодействии педагога с детьми:
- Непрерывно образовательная деятельность – 1 раз в месяц
- Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю
- Игровая деятельность – ежедневно
- Проектная деятельность – 1 раз в год
- Участие в конкурсах разных уровней - в течение года
При взаимодействии родителей и детей:
- Проектная деятельность - 1 раз в год
- Изготовление дидактических игр и пособий - в течение года
- Творческие задания - в течение года
- Участие в конкурсах - в течение года
- Технология опыта
Опыт реализован в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
- Подготовительный этап: входящая диагностика (изучение уровня развития детей и анкетирование родителей), разработка перспективного плана работы
- Основной этап: реализация перспективного плана работы (с детьми и родителями), промежуточная диагностика уровня развития детей, корректировка перспективного плана по работе с детьми)
- Заключительный этап: итоговая диагностика, разработка методических рекомендаций
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Родителей нужно привлекать к помощи в виде конкретных советов и разъяснений, консультаций, практических примеров.
Интеграция формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО
- Работа педагогов с детьми
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Используются все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений широко использую дидактические игры и игровые упражнения.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.
Также на занятиях по формированию элементарных математических представлений воспитатели использую различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в работе с детьми занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
При подборе наглядного материала учитываю требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей:
- достаточное количество предметов, используемых на занятии;
- разнообразие предметов по размерам;
- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
- динамичность (дети действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);
- художественное оформление.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольников, использую методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить предлагаемый учебный материал. В ходе решения каждой новой задачи дети включаются в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми на занятии. Например, игры «Найди место предмета», «Что изменилось», «Сложи круг». Помогала детям применять математические знания в разных ситуациях, создавала условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по занятиям). Дети с удовольствие играют в шашки.
- Работа педагогов с родителями
С семьями воспитанников проводится как групповая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы. Родителям предлагаются задания с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем. Показ открытых мероприятий. Привлечение родителей к организации и участию в досугах и праздничных мероприятиях. В группе я проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации. Разработана индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования воспитателя в процессе самообразования
- предоставление информации в сети интернет. Современным родителям – современное образование. Современные компьютерные технологии позволяют организовать педагогическое просвещение большей части родителей. Особенно эта форма востребована для тех родителей, которые не имеют возможности часто посещать детский сад, участвовать в жизни детского сада в виду различных ситуаций семьи. С целью организации помощи семье использую сеть интернет: страничка группы и на официальном сайте ДОУ.
https://disk.yandex.ru/client/disk/Познавательное%20развитие/Открытые%20занятия%20по%20ФЭМП
- Интерактивная игра «Фестиваль методических идей»
- https://yadi.sk/d/t62mKgsyqSMed;
- использование мультимедийных презентаций позволяет разнообразить приемы проведения совместных мероприятий, наглядно представить информацию.
Выступление на педагогическом совете «Использование интерактивных игр при взаимодействии с родителями» http://dsrosinka.caduk.ru/DswMedia/vyistuplenienapedsovet2016patlinaia.pdf
Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования математических представлений у детей.
Открытое итоговое занятия для учителей и родителей «Путешествие в сказку Цветик – семи цветик» https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/08/17/konspekt-itogovogo-zanyatiya-puteshestvie-v-skazku-tsvetik-semi
После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.
Оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактических, настольно-печатных игр, пособий для формирования элементарных математических представлений и обогащения предметно-развивающей среды группы. Проводились проекты:
- «Шаги к математике» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/08/proekt-shagi-k-matematike-vo-vtoro-mladshey-gruppe
- «Воспитываем патриотов https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/08/proekt-vospityvaem-patriota-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppy
- «Книга в гости к нам пришла https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/08/proekt-shagi-k-matematike
- «Мама, папа, я в детский сад идти пора» https://nsportal.ru/user/34479/page/vzaimodeystvie-s-roditelyami
Изготовлена дидактическая игра «Найди пару» что очень понравилась детям на занятии и групповой игре. Дети стали лучше запоминать цвета и геометрические фигуры. Организация консультативной деятельности и разработка рекомендаций по повышению компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений.
- https://nsportal.ru/albom/2018/10/10/patlina-irina-aleksandrovna/otzyv-o-rabote-vospitatelya
Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую – нибудь актуальную проблему.
Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления. Папка-передвижка «Математика для вас. Количество и счет», «Рекомендации по ФЭМП», Информационная папка для родителей: «Математика и игра» - (информация о блоках Дьенеша). На родительском собрании для родителей был проведен мастер – класс «Изготовление дидактической игры в домашних условиях».
https://nsportal.ru/albom/2018/10/10/patlina-irina-aleksandrovna/otzyv-o-rabote-vospitatelya
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
- Работа родителей с детьми – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
Основной задачей является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела:
- мастер-классы,
- разработка совместных проектов,
- создание электронных дидактических и математических игр,
- участие в дистанционных математических конкурсах,
- игротеки,
- создание дидактических пособий для логико-математического развития детей,
- создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребенка в логико-математическом развитии,
- издание семейной газеты «Логико-малыш»,
- экспериментирование и исследовательская деятельность.
https://nsportal.ru/albom/2018/10/10/patlina-irina-aleksandrovna/otzyv-o-rabote-vospitatelya
- Результативность опыта
Работа с родителями.
Анкетирование показало, что в средней группе из 25 семьей – 2 семьи не полные. Социальная группа учителей, врачей, медицинских сестер, воспитателей, полицейских – 82%. Образовательный уровень родителей: среднее образование – 60%, среднее педагогическое – 4%, высшее – 8%, среднее техническое – 16%, среднее медицинское – 12%.
На вопрос: «Имеете ли Вы представления о требованиях программы по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?», имею представления, ответили 12 родителей -48%, 8 человек- 32% считают частично, имеют представления, 5 человек- 20% не имеет представления (приложение 1).
Преимущество опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство и эффективному использованию в работе с детьми по формированию элементарно математических представлений.
Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами детского сада. Далеко не все родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и обучении детей. Чаще всего они задают конкретные вопросы типа: «Как создать развивающую среду дома?» и т.п.
Результат
- Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы.
- Осознания родителями важности формирование элементарно математических представлений.
Проанализировав анкетирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей можно сделать вывод, что включенность родителей выросла на 24 %. (приложение 2)
Вывод: родители постепенно из пассивных превращались в активных участников образовательного процесса, что сказалось и на знаниях детей. Усвоение программного материала у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее успешным, если определена оптимальная система методов и средств работы, построенных на взаимосвязанной работе педагога и семьи и создания соответствующих условий.
Работа с детьми.
В результате проделанной работы по развитию математических представлений у детей в процессе развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребенка, о чем свидетельствует мониторинг исследования, которые определили следующие результаты (приложение 3,4):
В 2014-2015 году дети по итогам проведения мониторинга показали следующие результаты: из 25 общего количества детей следующие результаты: по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
- Высокий уровень развития показали 9 воспитанников, что составило - 39%
- Средний уровень развития показали 10 воспитанников, что составило 41%
- Низкий уровень развития показали 5 воспитанников, что составило - 20%
В 2015-2016 год дети по итогам проведения мониторинга выявлены следующие результаты: из 25 общего количества детей следующие результаты: по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
- Высокий уровень развития показали 20 воспитанников, что составило - 80%
- Средний уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16%
- Низкий уровень развития показал 1 воспитанник, что составило - 4%
Вывод: проведенная диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их деятельности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, создание единого образовательного пространства для математического развития ребенка способствовало тому что:
- у дошкольников, при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) повышается эффективность результатов по формированию элементарных математических представлений;
- родители становятся более компетентными в вопросах математического развития детей;
- родители заново открывают для себя радость общения с детьми.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Анализ результативности моего опыта показал следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми
- у детей сформировались навыки применения полученных математических знаний в практической деятельности.
Используемая литература
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
- Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
- Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
- Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009г.
- Метлина,А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Метлина,А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
- Сербина,Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.
- Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей старшей группы.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников.
- Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.
Приложение 1
Анкетирование родителей
«Выявление педагогических знаний по формированию математических представлений у дошкольников»
Имеете ли Вы представления о требованиях программы по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Критерии:
-Имею представления – 3 балла
-Частично имею представления – 2 балла
- Не имею представления- 1 балл
Приложение 2
Анализ анкетирования родителей
««Выявление педагогических знаний по формированию математических представлений у дошкольников»
Приложение 3
Диагностика педагогического процесса
Образовательная область (Познавательное развитие)
№ п/п | Ф.И. ребенка | Ориентируется в пространстве (на себя, на другом человеке, от предмета, на плоскости) | Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета, приложением, наложением | Различает круг квадрат, треугольник, прямоугольник | Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению | Итого |
1 | ||||||
…. |
Критерии:
-Имеет представления – 3 балла
-Частично имеет представления – 2 балла
- Не имеет представления- 1 балл
Приложение 4
Уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"
Цель данного проекта: повышение уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи в соответствии ...
Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детейстаршего дошкольного возраста. Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...
Опыт работы по теме: "Реализация регионального образовательного проекта ТЕМП через формирование патриотического начала детей старшего дошкольного возраста"
Реализация регионального образовательного проекта "ТЕМП" через ознакомление дошкольников с профессиями взрослых (в том числе с профессиями своих родителей)...
Доклад на тему : Детский сад и семья в вопросах трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Данный доклад представлен в рамках проекта " Секреты бабушки Ирины", представлен на конкурсе ВИРО "Пчелка". В докладе говорится о взаимодействии с родителями в трудовом воспи...
Статья на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развити...
Опыт работы по теме "Семья как основа организации и реализации идей патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлен обобщенный педагогический опыт по патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с родным городом, как малой Родиной в тесном взаимодействии с семьями во...