Проект по развитию музыкальности у дошкольников "Музыка - Душа моя!"
проект по музыке на тему
Мы считаем, что главное в любом виде музыкальной деятельности – это создание интереса, мотивации к предстоящему действию. Ведь интерес – это, прежде всего, положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлечённость и любознательность.
Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, а увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzyka_-_dusha_moya.docx | 71.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 79 г.Сочи
ПРИНЯТО Инновационным Советом МДОУ № 79 Протокол № ______ от «_____»________________ _______г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МДОУ № 79 ________________Т.Н.Собатенко Приказ № _______от «____»________________ _____г. |
Проект
по развитию музыкальности дошкольников
«Музыка – Душа моя!»
Сочи
2013г.
«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте»
Платон
Вид проекта: практико-ориентированный.
Тип: долгосрочный.
Участники: музыкальный руководитель, заведующий, заместители заведующего по ВМР, по инновационной деятельности, воспитатели, педагоги, дети, специалисты, родители.
Актуальность.
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.
Главная функция музыки выразительная. Музыка - это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание. Поэтому музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку.
Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
В современной теории музыкальность рассматривается как определенная структура (система), в которой не просто выделяются отдельные способности, а устанавливается их тесная взаимосвязь. Дополняя, или компенсируя друг друга, одни из них становятся основными, ведущими, другие, вступая в контакт, проявляются уже по-новому.
В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникшего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства, формирование важного компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Актуальность проекта также объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников, необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребенка. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта актуальность проекта заключается и в том, что в основе элементарного музицирования лежит игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность.
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения с взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.
Развитие у детей дошкольного возраста музыкальности может быть обеспечено при выполнении нескольких педагогических условий:
- учёт музыкальных предпочтений и вкусов ребенка;
- использование системы специально подобранных музыкальных игр и упражнений для развития музыкальности;
- организация музыкально - обогащенной среды в группах детского сада и дома для самостоятельной музыкальной деятельности детей.
- учет принципов систематизации, ритмизации и интеграции в организации музыкально-игровой деятельности;
- использование сочетания различных видов музыкальной деятельности;
Одним из эффективных средств развития музыкальности у детей, на наш взгляд, могут выступать музыкально-дидактические игры, где в лёгкой, ненавязчивой форме предлагаются детям различные задания, которые вызывают у детей зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя, обогащая музыкальные впечатления детей и побуждающие их к применению в самостоятельной игровой деятельности
В своей работе мы решили разработать систему совместной деятельности музыкального руководителя, воспитателей, родителей по развитию музыкальности в процессе совместной и самостоятельной музыкально-игровой деятельности в дополнение к традиционной программе музыкального воспитания дошкольника Н.А. Ветлугиной.
Анализ научной литературы, программно-методических материалов и практика организации образовательной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении позволили выделить ведущие противоречия между:
-современными потребностями общества в активной и легко адаптирующейся к различным условиям личности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих гармоническое ее развитие через развитие музыкальности;
-необходимостью развития музыкальности в регламентированной и самостоятельной деятельности и недостаточное её проявление детьми;
-необходимостью развития у детей музыкальной культуры и недостаточным пониманием педагогами и родителями зависимости развития музыкальных способностей как свойств и качеств детской личности.
-развитием эмоциональной сферы и её зависимостью от интеллектуального развития и несогласованностью функционирования этих двух систем, нарушением их единства.
Данные противоречия обусловили проблему изучения: каковы возможности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в преодолении музыкально-эстетической неорганизованной среды и развития музыкальности как эстетического качества личности. При этом в нашей работе изучается конкретная проблема: может ли совместная и самостоятельная музыкально-игровая деятельность стать естественным, социально значимым средством развития музыкальности у ребенка дошкольного возраста как качества личности?
Мы считаем, что главное в любом виде музыкальной деятельности – это создание интереса, мотивации к предстоящему действию. Ведь интерес – это, прежде всего, положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлечённость и любознательность.
Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, а увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний.
В работе использовались следующие методы: сравнительный анализ научно-теоретической литературы, методы эмпирического исследования (наблюдение, беседы с детьми, интервьюирование, анкетирование педагогов и родителей, экспресс-опросы, анализ педагогической документации, тестирование), педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.
Цель нашего проекта: развитие музыкальности детей в процессе целостного музыкального образования, предусматривающего создание психологического комфорта для каждого ребёнка в едином музыкально-развивающем пространстве ДОУ, семьи и социума.
Задачи проекта:
- Разработать и апробировать педагогическую модель и определить условия развития музыкальности как эстетического качества личности дошкольника.
- Проанализировать теоретические основы развития музыкальности детей как одного из направлений эстетического воспитания дошкольников;
- Изучить возможности интеграции различных видов искусств в процессе развития музыкальности дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду в МДОУ.
- Изучить основные компоненты структуры музыкальности как интегративной характеристики личности дошкольника;
- Развивать музыкальность, музыкальный вкус, пространственную ориентировку, мышление и воображение;
- Воспитывать у детей способность тонко чувствовать музыку, умение слушать, передавать в жестах, движениях стиль произведения.
Принципы реализации проекта:
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Обогащение музыкально - сенсорного опыта, что будет способствовать всестороннему развитию детей.
- Принцип доступности обучения.
При работе с детьми учитывают особенности их развития. Музыкальный материал отбирают исходя из реальных возможностей детей. Деятельность строят таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.
- Принцип систематичности и последовательности.
Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.
- Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Использование накопленного музыкального опыта детей в других видах деятельности (игровой, художественной).
5. Принцип педагогической поддержки.
Направлен на организацию взаимодействия с детьми в процессе развития у них музыкальности и обретения и обогащения музыкального опыта. Призывает педагогов к чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи в затруднительных для ребенка ситуациях.
Описание модели.
В своём проекте мы придерживаемся взглядов Б.М.Теплова, который считал, что проблема музыкальности, это проблема, прежде всего качественная, а не количественная. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основной вопрос интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ребёнок, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.
Б.М. Теплов выделяет среди них три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности и способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:
- Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций - ладовое чувство или эмоциональный персептивный компонент музыкального слуха.
Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие».
Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его является любовь и интерес к слушанию музыки.
- Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии, (т.е. элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического).
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух — это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, а также основой внутреннего слуха. Иначе ее можно назвать способностью к слуховому представлению, или слуховым репродуктивным компонентом музыкального слуха;
- Способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения, т.е. музыкально - ритмическое чувство.
Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности.
Музыкальность у детей - это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах деятельности.
Характеризуя музыкальность, мы рассматривали и те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности - восприятия, исполнения, творчества. Такими способностями являются:
- Способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);
- Исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах) формируются в исполнительской деятельности - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах:
- Пение – наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение – сложный процесс звукообразования. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания); развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении.
- Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма).
- Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.
- Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.
Исходя из данных теоретических положений мы разработали Педагогическую модель развития музыкальности у дошкольников в различных видах деятельности, направленную на эстетизацию образовательной среды, гармонизацию личности с окружающим миром, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС. Это представляется нам возможным при соблюдении следующих условий:
- Организация процесса обучения на основе комплексного взаимодействия искусств (слово, музыка, изобразительная деятельность) на основе игровой деятельности;
- Развитие музыкальности как интегративной характеристики структуры личности средствами образной системы комплекса искусств;
- Ориентация на высокохудожественные образцы музыкальной культуры при подборе материала для обеспечения процесса обучения в совместной и самостоятельной деятельности детей.
- Создана комфортная музыкально-образовательная среда в разных формах организации детской деятельности.
Важнейшим условием, влияющим на эффективность развития музыкальности детей, является вариативность каждого из предложенных элементов педагогической модели, которые могут видоизменяться по форме и по содержанию.
Таким образом, развитие музыкальности является не самоцелью, а лишь частью процесса гармонизации личности, его логическим продолжением, то есть имеет обобщающий характер. Весь процесс музыкально-эстетического воспитания в целом направлен на наиболее полное раскрытие индивидуальности ребенка как творческой личности, расширение сферы его образного мышления, умения сознательно оперировать результатами впечатлений и приобретенными навыками в процессе самовыражения.
По общепринятому утверждению в психологии и педагогике, развитие ребенка происходит в деятельности, которая требует проявления его способностей и качеств, а навыки и умения выступают показателями их развития. В нашем случае – это музыкальная деятельность. Между достижениями ребенка в музыкальной деятельности и развитием его музыкальности и интегративных личностных качеств существует безусловная взаимосвязь. Обоснованием этому утверждению являются показатели влияния музыки и музыкальной деятельности на общее развитие ребенка:
– Эмоционально окрашенные движения под музыку способствуют физическому развитию;
– Игровая природа музыки привлекает детей, вызывает интерес, активность;
– Эмоциональные реакции, возникающие при восприятии музыки, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости не только на содержание художественного произведения, но и на эмоции близких людей и друзей;
– В ходе совместной музыкальной деятельности дети овладевают вербальными и невербальными средствами общения (мимика, жест, пантомима) и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– Совместная музыкальная деятельность способствует освоению норм и правил поведения, проявлению доброжелательности, стремлению оказать помощь другим детям, планированию своих действий для достижения цели;
– Применение усвоенных знаний и способов действий (самостоятельное или по заданию педагога) проявляется в музыкальной творческой деятельности, в высказываниях о музыке;
– Тематическое разнообразие музыки и эмоциональная окрашенность художественных образов позволяют формировать представления о ближайшем социуме, обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему; о мире и природе;
– В ходе развития музыкального восприятия дети овладевают умением слушать и слышать музыку, точно выполнять задания взрослого (по словесной инструкции, по образцу), что способствует подготовке детей к школе;
– В музыкальной деятельности формируются умения и навыки, необходимые для ее осуществления.
Ориентиры проявления компонентов интегративных личностных качеств, развивающие музыкальность дошкольников
Интегративные качества | Ориентиры |
Физическое развитие |
|
Любознательность, активность |
|
Эмоциональность, отзывчивость |
|
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи |
|
Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе |
|
Овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления музыкальной деятельности |
|
Этапы реализации проекта:
1 этап: организационно-аналитический (январь - август 2013г.)
Задачи | Содержание | Результат |
- Проанализировать научно-методическую литературу по развитию музыкальности дошкольников. -Разработать педагогическую модель и определить условия развития музыкальности как эстетического качества личности у дошкольников. - Провести диагностику уровня развития музыкальности в среднем и старшем дошкольном возрасте и анкетирование родителей. - Разработать содержание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по развитию музыкальности. | - Изучение научно-методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по развитию музыкальности через разные аспекты работы в ДОУ. - Изучение специфических особенностей музыкальной деятельности и ее возможностей для музыкально-эстетического развития детей. - Проведение диагностики по определению уровня развития музыкальности в среднем и старшем дошкольном возрасте по Н.В.Ветлугиной для определения содержания направления работы педагогами и музыкальным руководителем. - Проведение анкетирования родителей с целью определения их понимания музыкальности и его роли в развитии ребенка. - подбор и приобретение музыкальных игрушек и музыкальных инструментов для работы в НОД и в самостоятельной деятельности детей. | - картотека специальной литературы и материала для музыкально-дидактических игр в НОД, самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома с родителями. - аналитическая справка о результатах диагностики уровня развития музыкальности у детей. - аналитическая справка о результатах анкетирование родителей. - рекомендации педагогам по организации развивающей предметно - пространственной среды. |
2 этап: содержательно-практический (2013-2016гг.)
Задачи | Содержание | Результат |
- Апробировать педагогическую модель развития музыкальности дошкольников. - Изучить возможности интеграции различных видов искусств. - Создать систему работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности. - Развивать музыкальную грамотность родителей. | - Разработка перспективного плана по развитию музыкальности дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности. - Разработка конспектов, сценариев, подбор музыкально-дидактических игр, репертуара. - Подбор, апробирование и описание методов и приёмов работы с детьми по возрастам. - Организация работы в соответствии с перспективным планом в средней группе (2013-2014г.), в старшей группе (2014-2015г.), в подготовительной группе (2015-2016г.). - Корректировка календарно - тематического планирования. - организация работы с педагогами МДОУ: Консультации: «Специфические особенности музыкально-ритмической деятельности и ее роль в развитии музыкальности». «Создание условий для успешного формирования музыкально слуховых представлений»; «Особенности формирования ладового чувства». Семинар: «Развитие музыкальности в совместной деятельности педагога и ребёнка», «Развитие чувства ритма в самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома с родителями». Тренинг: «Воспитание способности тонко чувствовать музыку, умение передавать в жестах, движениях стиль произведения». - организация работы с родителями: Тренинг: «Музыкально-дидактические игры – одна из форм развития музыкальности». Консультации: «Значение социума в музыкально-эстетическом воспитании детей». Оформление стенда: «Вижу, слышу, двигаюсь». - мастер-класс для родителей: «Развиваем чувство ритма!» - изготовление музыкальных инструментов детьми с родителями. - проведение серии музыкальных развлечений: «Музыка – Душа моя!» | - педагогическая модель развития музыкальности, её описание. - сформулировать условия необходимые для развития музыкальности у дошкольников по возрастам. - перспективное и календарно - тематическое планирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста - конспекты и сценарии развлечений. - требования к педагогической деятельности музыкального руководителя. - раскрытие методов и приёмов работы по развитию музыкальности у дошкольников по возрастам. - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части овладения технологией руководства и организации совместной и самостоятельной деятельности развивающей музыкальность. - развивающая предметно-пространственная среда в группах развивающая в том числе музыкальность. - участие родителей в совместных праздниках, конкурсах. - выставка самодельных музыкальных инструментов. |
3 этап: контрольно-оценочный (сентябрь-декабрь 2016г.)
Задачи | Содержание | Результат |
- Обобщить опыт работы. -Определить перспективы дальнейшей работы по развитию музыкальности в части интеграции искусств | - проведение диагностики по определению уровня развития музыкальности в старшем дошкольном возрасте. - повторное анкетирование родителей с целью определения их мнения о проделанной работе и направлений дальнейшей деятельности по развитию музыкальности. - описание опыта работы. | - аналитическая справка о результатах диагностики. - - аналитическая справка о результатах анкетирование родителей. - презентация проекта в МДОУ, городе. - освещение опыта работы в СМИ. |
Предполагаемые результаты:
- Дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
- Музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи»;
- Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-эстетической деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.
Реализация первого организационного этапа проекта.
1.Для успешной реализации проекта нами было проведено обследование музыкальных уголков и даны рекомендации воспитателям по их организации в рамках единой образовательной среды МДОУ.
Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в группах организовывалась по трем основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально-творческая деятельность.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ №79.
группа | перечень материалов | рекомендации |
«Колобок» | Погремушки, бубны, колокольчик, иллюстрации к песням, неваляшка, матрёшки, «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, аудиозаписи колыбельных, звуков природы. Портреты композиторов. | Пополнить уголок музыкальными инструментами (пианино, гармошка, барабан, дудочка, металлофон, треугольник, колокольчики); Звучащими игрушками; Аудиозаписи классической музыки, фольклор, альбомы музыкальных инструментов. |
«Колокольчик» | Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки-шумелки, гуделки, иллюстрации к песням, неваляшки, матрёшки, «маракасы», музыкальные рули, звуковые книжки, магнитофон, аудиозаписи колыбельных, звуков природы, детских песен, классической музыки. Синтезатор. Портреты композиторов. | Приобрести альбом с фото музыкальных инструментов. Пополнить музыкально-дидактическими играми на развитие звуковысотного слуха. |
«Кораблик» | Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки, гитара, иллюстрации к песням, «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, магнитофон, аудиозаписи фольклора, звуков природы, детских песен. Портреты композиторов. | Приобрести альбом с фото музыкальных инструментов. Аудиозаписи классической музыки. Пополнить уголок музыкальными инструментами (пианино, гармошка, барабан, дудочка, металлофон, треугольник, колокольчики); Пополнить музыкально-дидактическими играми на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ладового чувства. |
«Подсолнушки» | Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки, гитара, иллюстрации к песням, «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, магнитофон, аудиозаписи фольклора, звуков природы, детских песен, классической музыки. Альбом «Музыкальные инструменты», альбом «Симфонический оркестр». Народные инструменты. Портреты композиторов. | Пополнить уголок музыкально-дидактическими играми на развитие музыкальной памяти, тембрового слуха, ладового чувства. |
«Веснушки» | Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки-шумелки, гуделки, иллюстрации к песням, неваляшки, матрёшки, «маракасы», музыкальные рули, звуковые книжки, магнитофон, аудиозаписи колыбельных, звуков природы, детских песен, классической музыки. Синтезатор. Портреты композиторов. | Приобрести альбом с фото музыкальных инструментов. Аудиозаписи классической музыки. Пополнить уголок музыкальными инструментами (пианино, гармошка, барабан, дудочка, металлофон, треугольник, колокольчики); пополнить уголок музыкально-дидактическими играми на развитие музыкальной памяти, динамического слуха, ладового чувства. |
«Пчёлка» | Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки, гитара, иллюстрации к песням, «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, магнитофон, аудиозаписи фольклора, звуков природы, детских песен, классической музыки. Альбом «Музыкальные инструменты», Портреты композиторов. Уголок нотной грамоты. | Аудиозаписи классической музыки. Пополнить уголок музыкальными инструментами (пианино, гармошка, барабан, дудочка, металлофон, треугольник, колокольчики); пополнить уголок музыкально-дидактическими играми на развитие музыкальной памяти, динамического слуха, детского исполнительского творчества. |
«Сказка» | Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки, гитара, иллюстрации к песням, «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, магнитофон, аудиозаписи фольклора, звуков природы, детских песен, классической музыки. Альбом «Музыкальные инструменты», Портреты композиторов. Уголок нотной грамоты. Музыкально-дидактические игры. | Пополнить уголок музыкально-дидактическими играми на развитие музыкальной памяти, восприятия музыкальных жанров, детского исполнительского творчества. |
2.Далее была проведена диагностика. Диагностические задания были направлены на выявление индивидуальных особенностей развития музыкальности каждого ребенка и использовались нами для корректировки образовательной работы по индивидуальному маршруту развития детей и для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Диагностика уровня развития музыкальности в средней группе
Критерии диагностики | сентябрь 2013г. | май 2014г. | ||||
в.у. | с.у. | н.у. | в.у. | с.у. | н.у. | |
Выявление уровня развития звуковысотного чувства | 3% | 58% | 39% | 27% | 64% | 9% |
Выявление уровня развития тембрового слуха | 12% | 76% | 12% | 51% | 46% | 3% |
Выявление уровня развития динамического слуха | 24% | 76% | 0% | 61% | 39% | 0% |
Выявление уровня развития чувства завершенности | 15% | 64% | 21% | 18% | 73% | 9% |
Выявление уровня развития чувства ритма | 16% | 73% | 11% | 31% | 66% | 3% |
Выявление уровня развития чувства ритма | 12% | 70% | 18% | 26% | 68% | 6% |
Выявление уровня развития ладового чувства | 14% | 71% | 15% | 24% | 67% | 9% |
Итого: | 13,7% | 69,8% | 16, 5% | 34% | 60,4% | 5,6% |
Проведя сравнительный анализ результатов диагностики развития музыкальных способностей детей средней группы за 2013 – 2014 год, можно отметить значительный рост в развитии музыкальности детей, развитие которой осуществлялось в соответствии с целостной педагогической моделью: показатели высокого уровня увеличились на 20,3%, средний уровень на сентябрь 2013г – 69,8%; на май 2014 – 60,4%; показатели низкого уровня уменьшились на 10,9%. Дети испытывали затруднения при выполнении заданий на развитие ладового чувства. Наиболее успешно дети справлялись с выполнением заданий на развитие динамического слуха.
Таким образом сравнительный анализ диагностического исследования показал, что развитие музыкальности (чувств: метра, ритма, тембра, звуковысотности, динамического чувства и чувства музыкальной формы) у дошкольников, развиваются наиболее эффективно при внедрении в образовательный процесс специально подобранных музыкальных игр и упражнений.
На следующий год мы планируем осуществить апробацию модели с детьми старшего дошкольного возраста.
Для разработки перспективного плана работы по возрастным группам в соответствии с разработанной педагогической моделью определены виды музыкальной деятельности и этапы работы по развитию музыкальных способностей дошкольников:
- Проявляю интерес (Заинтересовать ребёнка, вызвать любопытство к музыкальной деятельности).
- Познаю (непосредственная деятельность).
- Действую (Применение знаний и навыков в играх, самостоятельной деятельности и т.д.).
В своей работе мы активно использовали такие методы и методические приёмы как: метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него; метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; методические приемы: речевые упражнения; поэтическое музицирование; коордиционно-подвижные игры и упражнения; пальчиковые игры; «звучащие жесты».
Перспективный план по развитию музыкальности в средней группе
СЕНТЯБРЬ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Учить эмоционально отзываться на музыку. Закреплять понятия о музыкальном жанре – марш. Развивать речь детей, их воображение. Развивать воображение, речь, звуковысотный слух. Развивать фантазию, умение эмоционально отзываться на музыку. | «Марш» И.Дунаевский «Полянка» русская народная мелодия «Колыбельная» С.Левидова |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Учить имитировать игру на барабане: постукивать указательными пальцами друг о друга. Обратить внимание детей на весёлый, плясовой характер музыки. Учить различать динамические изменения и реагировать на них. Учить детей изменять движение со сменой частей музыки. Бегать легко врассыпную, ритмично хлопать в ладоши, топать ногой. | «Барабанщик» Д.Кабалевский «Ах вы, сени» русская народная мелодия, упражнение «Пружинки» «Ой, лопнул обруч» украинская народная мелодия |
Пение | Учить детей петь естественным голосом, протягивая длинные звуки. Учить вовремя начинать пение. Развивать музыкальную память. | «Паровоз» З.Компанейца «Барабанщик» М.Красев |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Учить детей ритмично стучать музыкальным молоточком, воспроизводить ритмические цепочки. Учить выразительно передавать образ «кота», легко бегать, передавая характерные движения «мышек». | музыкально-дидактическая игра «Прогулка» «Кот Васька» Г.Лобачёва |
ОКТЯБРЬ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Развивать музыкальную отзывчивость, воображение, речь. Развивать фантазию, умение эмоционально отзываться на музыку. | «Грустное настроение» А,Штенвиль «Полька» М.Глинка |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, останавливаясь по сигналу педагога. Учить детей реагировать на смену частей музыки. Согласовывать движения с двухчастной формой. Развивать наблюдательность, чувство ритма, внимание. Развивать творческую активность. | «Ната-вальс» П.Чайковский «Вальс» А.Жилин Упражнение с лентами «Полли» английская народная мелодия, упражнение «Хлопки в ладоши» «Огородная-хороводная» Б.Можжевелов |
Пение | Учить детей петь естественным голосом, ритмично цокать языком. Учить детей начинать и заканчивать пение всем вместе, стараться петь согласованно, протяжно. | «Лошадка Зорька» Т.Ломова «Петушок» русская народная песня |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Развивать чувство ритма через игру на шумовых инструментах; Учить детей убегать и догонять только после окончания пьесы. Вызвать у детей эмоциональный, радостный отклик. Учить детей ритмично играть на маракасах. | музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли» «Ловишки» Й.Гайдн «Экосез» Ф Шуберт |
НОЯБРЬ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Обратить внимание на лёгкую, плавную музыку. Воспринимать музыку изобразительного характера. | «Вальс» Ф.Шуберт «Кот и мышь» Ф.Рыбицкий |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Учить ритмично выставлять ногу на пятку и носок. Учить детей ходить ритмично, менять движения с изменением характера музыки. Учить детей согласовывать движения с музыкой. Выполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыки. | «По грибы» Ф.Лещинская Упражнение «Ходьба и бег», латвийская народная мелодия «Притопы с топотушками» русская народная мелодия «Танец осенних листочков» А.Филиппенко |
Пение | Учить детей напевному исполнению. Учить петь согласованно, протягивая гласные звуки. | «Осень» А.Филиппенко «Варись, варись, кашка» Е.Туманян |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Учить прохлопывать ритм песенки. Выполнять образно-игровые действия. Учить ритмично играть на шумовых инструментах | музыкально-дидактическая игра «Самолёт» Игра «Хитрый кот» «Весёлый оркестр» |
ДЕКАБРЬ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Учить детей сопоставлять движения бегемотиков с музыкальным сопровождением. Обратить внимание на лёгкую, игривую музыку. | «Бегемотик танцует» «Вальс-шутка» Д.Шостокович |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Учить детей бегать по кругу, останавливаясь по сигналу, ритмично стучать погремушкой о ладошку. Учить выполнять образные движения. Учить ритмично, плавно выполнять танцевальное движение – хороводный шаг. Выполнять изобразительные танцевальные движения под музыку. Выполнять танцевальные движения весёлых клоунов: разнообразные шутливые махи руками, ногами; прыжки с ножки на ножку. Выполнять танцевальные движения в соответствии с двухчастной формой произведения. | «Упражнение с погремушками» А.Жилин «Шагаем, как медведи» Е.Каменоградский Упражнение «Хороводный шаг» русская народная мелодия «Всадники» В.Витлина «Полька» И.Штраус «Пляска парами» литовская народная мелодия |
Пение | Исполнять песни, учить точно интонировать, ритмично выполнять танцевальные движения. | «Ёлочка» Н.Бахутовой «Весёлый Новый год» Е.Жарковский «Дед Мороз» В.Герчик |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Развивать чувство ритма, повторяя ритмические цепочки за педагогом Выполнять образно-игровые действия. Учить ритмично играть на шумовых инструментах | музыкально-дидактическая игра «Учитесь танцевать» Игра «Мишка пришёл в гости» М.Раухвергер Игра «Зайцы и лиса» «Птички» Е.Тиличеевой |
ЯНВАРЬ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Воспринимать музыку плавного, спокойного, неторопливого характера. Воспринимать музыку стремительного, отрывистого, быстрого характера. | «Немецкий танец» Л.Бетховен «Два петуха» С.Разорёнов |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Воспринимать двухчастную форму произведения, выполняя танцевальные движения: 1-я часть – выставлять одну ногу на носочек, 2-я часть – другую. Учить ритмично, чётко выполнять танцевальное движение – шаг с высоким подъёмом колена. Упражнять детей в лёгком беге по кругу парами. | Упражнение «Выставление ноги на носочек» «Лошадки» Л.Банников «Покажи ладошки» латвийская народная мелодия |
Пение | Учить петь естественным голосом, без напряжения. Развивать память, внимание, артикуляционный аппарат. | «Песенка про хомячка» Л.Абелян «Саночки» А.Филиппенко «Паровоз» Г.Эрнесакс «Машина» Т.Попатенко |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Учить играть на ударных инструментах в различных темпах. Развивать внимание, слух, умение ориентироваться по звуку, быстроту реакции. | музыкально-дидактическая игра «Три медведя» Игра «Паровоз» Г.Эрнесакс |
ФЕВРАЛЬ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Учить понимать музыкальное произведение, различать части музыкальной формы. Развивать мышление, речь, расширять словарный запас. Развивать музыкальную память, умение характеризовать музыку. | «Смелый наездник» Р.Шуман «Маша спит» Г.Фрид |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Учить чётко и ритмично хлопать в ладоши. Закреплять умение детей ходить, высоко поднимая ноги. Развивать детское двигательного творчества, умение сочетать музыку с движением и менять его в соответствии с изменением музыки | Упражнение «Хлоп-хлоп», «Полька» И.Штраус «Всадники» В.Витлин «Полька» И.Штраус |
Пение | Учить петь ласково, протяжно. Развивать память, внимание, артикуляционный аппарат. | «Мы запели песенку» Р.Рустамов «Котик» И.Кишко |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Учить выполнять лёгкий бег и чёткий, ритмичный шаг под маршевую музыку. Учить играть на ударных инструментах в различных темпах. | «Лётчики, на аэродром!» «Небо синее» Е.Тиличеева |
МАРТ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Развивать фантазию, желание двигаться под музыку. Учить детей передавать музыкальные впечатления в движении. | «Вальс» А.Грибоедов «Ёжик» Д.Кабалевский |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Выполнять спокойную ходьбу в любом направлении, играть на воображаемой дудочке. Учить детей выполнять поскоки с ноги на ногу, стараться двигаться легко. Выполнять танцевальные движения с платочком. Развивать внимание, творческую фантазию. | «Дудочка» Т.Ломовой «Скачут по дорожке» А.Филиппенко «Пляска с платочком» русская народная мелодия «Кто у нас хороший?» русская народная песня |
Пение | Обратить внимание детей на лёгкие, отрывистые звуки и на длинные в конце музыкальных фраз. Учить детей простейшему инсценированию. Выразительно и характерно передавать образ озорных воробушков. Учить чётко артикулировать гласные звуки, петь согласованно. | «Тает снег» А. Филиппенко «Воробей» В.Герчик «Новый дом» Р.Бойко «Лошадка Зорька» Т.Ломова |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Учить детей имитировать игру на музыкальных инструментах. Учить детей различать музыкальные части и выполнять движения в соответствии с ними. Развивать внимание и ориентацию в пространстве. | музыкально-дидактическая игра «Весёлые музыканты» Игра «Ищи игрушку» |
АПРЕЛЬ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Воспринимать пьесу маршеобразного характера. Учить ритмично играть на барабане, ощущая метрическое деление музыки. Обратить внимание на лёгкие, отрывистые звуки, игривый характер. | «Марш солдатиков» Е.Юцевич «Полечка» Д.Кабалевский |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Учить ритмично выполнять движения соответствующие характеру пьесы. Учить ритмично прыгать на двух ногах, легко бегать на носочках. Развивать творческую активность. | «Упражнение с флажками» В.Козырева «Мячики» М.Сатулина «Весёлая пляска» литовская народная мелодия |
Пение | Закреплять умение начинать и заканчивать пение с музыкой. Подыгрывать на музыкальных инструментах, проявляя своё творчество. Исполнять песни, чётко и выразительно пропевая слова. | «Дождик» М.Красев «Весенняя полька» Е.Тиличеева «Три синички» русская народная песня |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Развивать чувство ритма, отстукивая ритмические цепочки за педагогом. Учить легко бегать врассыпную. Останавливаться с окончанием музыки. Учить ритмично играть на тарелках. Соблюдать паузы. | музыкально-дидактическая игра «Весёлые гудки» Игра «Жмурки». Фрагмент из оперы «Марта» Ф.Флотов «Марш с тарелками» Р.Рустамов |
МАЙ
Музыкальная деятельность | Задачи | Музыкальный репертуар |
Восприятие музыки | Воспринимать произведения различного характера. Закрепить понятия «нежная, ласковая, тёплая, быстрая, задорная, озорная» музыка. | «Колыбельная» В.Моцарт «Шуточка» В.Селиванов |
Ритмика: музыкально-ритмические движения; хороводы; пляски | Учить детей ритмично, легко выполнять подскоки. Развивать детское творчество. Выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом и характером музыки | Упражнение «Подскоки» французская народная мелодия Упражнение для рук «Вальс» А.Жилин «Вот так вот» белорусская народная мелодия |
Пение | Закреплять умение петь согласованно, эмоционально, точно интонировать. | «Зайчик» М.Старокадомский «Хохлатка» А.Филиппенко «Самолёт» М.Магиденко |
Игра: музыкально-дидактическая; подвижная; игра на детских музыкальных инструментах | Закреплять умение подыгрывать себе на музыкальных инструментах. Выполнять образно-игровые действия. Продолжать учить играть на диатоническом металлофоне. | «Зайчик» М.Старокадомский; «Медвежата» М.Красев Игра «Кот Васька» Г.Лобачёв «Я иду с цветами» Е.Тиличеева |
Список литературы:
- Абелян Л. «Забавное сольфеджио». Москва. 1992г.
- Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития детей». Ярославль. 2005г.
- Бекина С.И. «Музыка и движение». Москва. 1981г.
- Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва. 1988г.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва, 1985г.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». Москва. 1987г.
- Веракса Н.Е. «Программа «От рождения до школы».
- Мозаика – Синтез. 2012г.
- Заика Е.В. «Комплекс игр на развитие воображения». Москва. 1993г.
- Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание». Москва. 2005г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день». Санкт-Петербург. 2002г.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм». Санкт-Петербург. 2004г.
- Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -3-е изд. - М., 1997.
- Метлов Н. «Играем и поём». Москва. 1978г.
- Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». Москва. 2006г.
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». - М., 1967г.
- Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». Дошкольное воспитание. 2000. - № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого музыкального занятия "От души желаем..."
Конспект открытого музыкального занятия "От души желаем..."...
Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза
Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...
Проект музыкальной студии «МЕЛОДИЯ ДУШИ»
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, используя различные формы взаимодействия: родительские собрания, конференции, консультации, ...
Сценарий музыкально - литературного вечера "Душа поэта- тонкая струна"
Сценарий музыкально – литературного вечера, посвящённый Сергею Александровичу Есенину. «Душа поэта тонкая струна»...
Проект по развитию музыкальных способностей детей "Страна Кукляндия"
Формирование совершенствования музыкально-ритмических движений у детей при взаимодействии общества с музыкой и движением....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений у детей младшего дошкольного возраста»
Роль развития музыкально-ритмических движений у детей...