Календарное планирование образовательной деятельности музыкального руководителя
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме
Планирование - это форма научной организации труда, документы, помогающие систематизировать, упорядочить работу музыкального руководителя. Это достижимо только в том случае, если сам педагог заиньтересован в этой работе и самостоятельно выбирает такую форму планирования, которая соответствует его профессионализму, индивидуальности. В своей статье я привожу пример удобного мне планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovaniestatya.docx | 17.52 КБ |
pominutnoe_planirovanie.docx | 15.3 КБ |
tablitsa_planirovaniya.docx | 19.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарное планирование образовательной деятельности музыкального руководителя
Музыкальному руководителю необходимо выполнить требования образовательной программы, по которой работает его детский сад. Но независимо от того, какая используется программа, задачи развития музыкальности ребенка остаются неизменными. Дети должны научиться:
- Различать свойства звука (динамика, тембр, высота, длительность)
- Слышать и высказываться о средствах музыкальной выразительности (ладотональность, сила звука, акценты и т.д.)
- Развивать музыкальную память
- Ориентироваться в жанрах музыкальных произведений
- Уметь выразительно петь, двигаться, чисто интонировать, менять движения мо сменой характера музыки
- Владеть элементарными навыками музицирования
Каждый автор программы или технологии работает углубленно в своем направлении, а музыкальному руководителю детского сада необходимо охватить все виды музыкальной деятельности.
В описании плясок иногда сказано просто: «Дети свободно пляшут, используя знакомые движения». Но ведь этим движениям необходимо детей обучить. Однако стоить только сесть и распределить упражнения, задания, песни и т.д. праздничного репертуара, как окажется, что к празднику нам нужно готовиться постоянно.
Мы все успеем, если у нас есть календарный, поминутный план, в котором и представлена уплотненность непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка»).
Чтобы не заниматься натаскиванием детей перед праздниками, необходимо перспективное планирование на весь учебный год и календарное планирование на два месяца, которое корректируется в связи с новыми сценариями и репертуаром. Ведь важно не только выполнить государственный заказ, обозначенный в программе дошкольного образования, но и соответствовать при этом современности. Как? Ответ прост: содержание программных задач необходимо взять за основу, а варьировать, творить необходимо, обновляя репертуар. Классические произведения при этом обязательно должны входить в содержание образовательной деятельности. После стольких лет исканий чего-нибудь новенького, необычного программные произведения как открытие: как будто они лежали так долго и ждали, когда же придет их время? Время пришло! Как органично сменяются, сочетаясь между собой, части произведений, созданных для упражнений, танцев, хороводов, игр. Музыка подсказывает, какие движения использовать, каков их характер, помогает детям ритмично двигаться в соответствии с формой произведения, слышать и передавать в движении то, что задумал композитор. Как удобно подобрана тесситура в детских песнях и упражнениях для распевания. К современным же произведениям нужно относиться весьма осторожно, руководствуясь доступностью для детского восприятия, хорошим музыкальным вкусом. Иными словами, песенный, двигательный, игровой материал может меняться в связи с появлением новых интересных произведений, но выбирать современный репертуар (в т.ч. нотный) нужно, основываясь на решении программных задач.
Следует помнить и учитывать при календарном планировании, что классическая форма проведения занятия не утратит своей актуальности никогда. Хотелось бы верить, что слово «занятие» также останется в обиходе и методической литературе. «Образовательная деятельность» должна осуществляться на занятии, а занятие должно быть четко спланировано.
Когда мы составляем календарный план, то указываем число, когда будет осуществляться образовательная деятельность (область «Музыка»). Например: занятие 1 – 1сентября, занятие 2 – 4 сентября, занятие 3 – 8 сентября, занятие 4 – 11 сентября и т.д.
Например, на каждом занятии обязательно упражнять детей в ходьбе, беге, прыжках, танцевальных движениях, использовании предметов; в ориентировке в пространстве; в работе над вокально-хоровыми навыками; восприятии музыки и ознакомлении с музыкальной грамотой.
Устойчивый навык появляется при многократности повторений. Важно, чтобы эти повторения не превратились в муштру, от чего спасают игровые моменты. Но и задачу совершенствования навыка нельзя сбрасывать со счетов. Образовательная деятельность требует от ребенка усидчивости, внимания, старания, желание трудиться и повторять вновь и вновь предлагаемые упражнения, задания. Только при устойчивых навыках ребенок может осуществлять творческую деятельность.
Когда ребенок много раз повторяет одно и то же упражнение, у него появляется неподдельный интерес, не меньший, чем от использования игровых приемов. Примером служит тот факт, что ребенок может слушать и пересказывать одну и ту же сказку, историю по многу раз. Творческие проявления ребенка могут выражаться только при наличии элементарных, устойчивых навыков музыкальной деятельности, которые прописаны в программе для дошкольников.
В новых ФГОС указано, что слово «учить» употреблять не рекомендуется. Вот некоторые выражения, которые помогут в замене этого однозначного слова: вовлекать, вырабатывать, стимулировать творческие проявления, вызывать, воспитывать навыки выразительного движения, осваивать, побуждать, приобщать, привлекать, развивать.
Как же планировать еще и процесс развития детского творчества? Это сложная задача, поэтому детское творчество по всем видам музыкальной деятельности представлено условно. Рекомендую планировать его в подгрупповой и индивидуальной работе. Так же дело обстоит и с игрой на детских музыкальных инструментах.
Праздничный репертуар также включаем в план и дополняем его игровыми приемами и внесением атрибутики. Работая над праздничным репертуаром, не забываем о правилах «трех П»:
- Повседневность
- Постепенность
- Последовательность
Чтобы обеспечить активную позицию ребенка необходимы:
- Четко поставленные задачи
- Игровые приемы
- Высокий темп проведения занятия
Музыкальному руководителю надо обладать мастерством, чтобы при многообразии предлагаемого материала не потерять линию выполнения программных требований и максимально на открытых показах отобразить навыки воспитанников.
В календарном планировании отражена только часть образовательной работы музыкальных руководителей с детьми дошкольного возраста. Если сравнивать эту работу с деятельностью аниматоров, то невооруженным взглядом видно, какая разница лежит между этими двумя профессиями. Создавая и записывая календарные планы, мы пользуемся программными произведениями. Чтобы никто не смог заменить музыкального руководителя на аниматора и сказать, что это одно и то же, мы должны профессионально выполнять свои обязанности. Никакие новшества профессий, смены высокохудожественных произведений на низкопробные однодневки не могут помочь выполнить программные задачи, установленные ФГОС. Только музыкальный руководитель в непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка») выполняет ФГОС.
Подчеркиваю, что данное календарное планирование является примерным . Успехов вам, уважаемые коллеги!
2014 год
Татаринова Любовь Дмитриевна – музыкальный
руководитель ГБДОУ Детский сад № 59
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга.
Предварительный просмотр:
Примерный поминутный конспект образовательной деятельности музыкального руководителя.
Время | Ход занятия | Программное содержание | Указания, примечания |
Занятие 2 | |||
0,5 | Музыкальное приветствие | ||
1 | МР: Дорогие ребята! Как вы думаете, музыка всегда одинакова или она бывает разной? (Ответы детей.) Правильно. Вот и сейчас мы с вами будем ходить под музыку, только внимательно послушайте, заметьте, как меняется музыка по характеру | ||
Музыкально-двигательные упражнения | |||
4 | «Марш» М.Робер | Ходить бодрым и спокойным шагом по кругу по одному, изменять характер шага с изменением музыки. | При первом прослушивании – «человечек-перчатка» ходит по ладони левой руки. При повторном ходят дети. |
«Бег» Е.Тиличеева | Работать над развитием легкости бега. Ориентировка в пространстве: врассыпную по залу. | Каждый бежит по своей дорожке в одном направлении, не сталкиваясь друг с другом. | |
3 | «Пляска с платочками» В.Хорошко(двухчастная форма) | Легко помахивать платочком над головой, свободно двигаться под плясовую музыку. | Отвечать изменением движения на изменение музыки (1 часть – бег с платочком, 2 часть – притопы и махи платочком) |
2 | Муз МР «Топотушки» «Пружинки» «Выброс ног» | Упражнять в правильном исполнении движений. Ориентировка в пространстве. | Упражнение выполняется врассыпную по залу (руки полочкой и руки на поясе) |
Пение | |||
2 | Распевание «Паровоз» Эрнесакс | Чистота интонирования, движение мелодии вверх-вниз. | Внести пособие «музыкальная лесенка» |
1 | Ма-мо-чка ми-ла-я | Работа над артикуляцией поступенно вверз и вниз в пределах мажорной гаммы(по три звука вверх и три вниз) | |
3 | Песни «Золотая песенка» Г.Вихарева | Вспомнить название песни по напеву МР | Мелодия и слова первого куплета и припева |
3 | «Бабушка моя» Т.Прописнова | Определить характер, раскрыть содержание | |
Игры, пляски | |||
2 | Пляска «Приглашение» (украинская нар.мелодия) | Вспомнить знакомую пляску по прошлому году | Первый приглашающий – воспитатель. |
3 | Игра «Чей кружок быстрей соберется» | Отмечать части музыки соответствующими движениями, создать радостное настроение | Для каждого кружка предназначена своя игрушка. |
0,5 | Краткий итог – музыкальное прощание: «До-сви-да-ни-я! Доб-ро-го здо-ровь-я!» |
Предварительный просмотр:
Схема календарного планирования на сентябрь-октябрь(старшая группа)
Номер занятия | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
Восприятие музыки | |||||||||||||||||
С.Прокофьев «Марш» | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Г.Свиридов «Колыбельная» | + | + | + | + | + | ||||||||||||
П.Чайковский «Вальс» (Д.А.) | + | + | + | + | |||||||||||||
Музыкально-двигательные упражнения | |||||||||||||||||
Шаг: спокойный | + | + | + | + | вх | др | др | вх | вх | вх | др | вх | |||||
бодрый | + | + | + | + | |||||||||||||
Бег: легкий | + | + | + | + | + | ||||||||||||
стремительный | + | + | + | ||||||||||||||
прямой галоп | + | + | + | + | |||||||||||||
поскоки | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
прыжки | + | ыу | + | ыу | ыу | ||||||||||||
«пружинка» | + | + | + | ыу | + | ||||||||||||
Руки (с предметами) | пл | пл | пл | ||||||||||||||
Танцевальные движения | |||||||||||||||||
«Топотушки» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
«Ковырялочка» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
«Топ ногой» | С пл | + | С пл | С пл | С пл | ||||||||||||
«Распашонка» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
«Присядка» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Выброс ног | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Выставление ноги на пятку | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Пение | |||||||||||||||||
Распевание Музыкальная грамота | Согласно перспективному плану | ||||||||||||||||
Песни | |||||||||||||||||
«Золотая песенка» | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
«Несмеяна Осень» | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
«Журавушка» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
«Мухомор» | + | + | + | + | |||||||||||||
«Бабушка моя» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Хороводы, игры со словом | |||||||||||||||||
«Карусель» | + | + | + | + |
Номер занятия | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
«Осень спросим» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Игры | |||||||||||||||||
Игра с бубном | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
«Чей кружок скорей соберется» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Танцы | |||||||||||||||||
«Приглашение» | + | + | + | + | + | ||||||||||||
«Светит месяц» | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Музицирование | В индивидуальное и подрупповое планирование |
Сокращения:
вх – вход на праздник
др – дробный шаг
пл – с платочком
ыу – чередование прыжков и пружинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование совместной деятельности музыкального руководителя с воспитателями, узкими специалистами
План взаимосвязи музыкального руководителя и других специалистов ДОУ ( учитель- логопед, инструктор по плаванию, педагог- психолог, воспитатели логопедических групп)...
Планирование образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ
В презентации рассматриваюся ключевые моменты по составлению рабочей программы музыкального руководителя ДОУ, ее структура и содержание....
Календарное планирование образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по образовательной программе «Мозаика»
Календарно - тематическое планирование второй младшей группы...
Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"
Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...
Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на дну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области
Календарное планироваие образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м....
Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области
Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка...
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»
Предлагается авторский подход к развитию относительного звуковысотного слуха в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии через использование музыкально-дидактической игры "Музы...